ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В ГОДЫ ВОВ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К

ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ……………………………………………………..5

1.1.Коммуникативная готовность в психолого-педагогических

исследованиях……………………………………………………………..5

1.2.Особенности развития коммуникативной

сферы детей с ЗПР…………………………………………………………………….10

Выводы по главе I………………………………………………………15

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………………………………..17

2.1.Организация и методики исследования………………………………17

2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования………………….31

Выводы по главе II……………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………50

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………52

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя схожую и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым трудно дается развитие из-за тех или иных особенностей в развитии. Отсюда их неуспеваемость. Но было бы грубой ошибкой на этом основании рассматривать каждого неуспевающего как ребенка с отклонениями в развитии. Дело в том, что причины неуспеваемости многообразны: это и несовершенство педагогического процесса, и неблагоприятные семейные условия, и ряд других обстоятельств.

Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости — задержка психического развития. Дети этой категории составляют около половины стойко неуспевающих в начальных классах общеобразовательных школ. В связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста особо актуальным стало изучение специфических психофизических особенностей старших дошкольников с задержкой психического развития, своевременное выявление детей данной категории, специальная работа по подготовке их к обучению в школе.

У нормально развивающихся детей все эти компоненты в основном сформированы, такие ребята успешно овладевают программой начальной школы. Трудности, которые испытывают младшие школьники с задержкой психического развития, свидетельствуют о недостаточной сформированности у них речевой деятельности. Для того, чтобы помочь детям с задержкой психического развития адаптироваться и успешно обучаться в общеобразовательных школах, стали создаваться классы выравнивания, а в детских садах — специализированные группы для детей с задержкой психического развития.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Целью данного исследования является изучением коммуникативной готовности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объектом исследования является коммуникативная готовность.

Предмет исследования: коммуникативная готовность старших дошкольников с задержкой психического развития.

В связи с этим задачами данного исследования стали:

-изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме детей с задержкой психического развития;

-провести исследования по выявлению коммуникативной деятельностью;

-выработать рекомендации по развитию детей с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: низкий уровень коммуникативной готовности препятствуют успешному школьному обучению.

Методы исследования — анализ психолого-педагогической литературы; констратирующий эксперимент, тестирование; метод математической статистики: анализ данных и интерпретация полученных результатов.

База исследования. МДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск, Ямало-Немецкого Округа. Выборку составили 10 детей.

Практическая значимость. Результаты исследования могут представлять для воспитателей и родителей.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, список литературы, приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1.1 Коммуникативная готовность в психолого-педагогических исследованиях

Коммуникативная готовность к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения — сложная междисциплинарная проблема, которой посвящен целый ряд психолого-педагогических исследований, изучающих коммуникативную культуру, коммуникативные способности, готовность к школе воспитанников ДОУ, проблемы межличностных отношений, конфликты в образовательной среде, психологию и педагогику общения и человеческих взаимоотношений.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

10 стр., 4921 слов

Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению 3

... психологии, профилактического направления детской медицинской психологии. Адекватное и своевременное определение уровня психологической готовности к школе позволяет принять успешные шаги для соответствующей адаптации ребенка в ... сделать школьное обучение ребенка не только эффективным, но и полезным, приятным и желаемым для детей. Особенное внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, ...

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Г. Витцлак, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов. Так, известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты психологической готовности. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, развития интересов, развития способностей к обучению (обучаемости), а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она — многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

По мнению группы исследователей (Т.В. Антонова, 1995; Ю.М. Жуков, 1990; и др.), коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы, возникающие между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию).

Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Именно эти составляющие являются необходимым условием успешности развития ребёнка с ЗПР, его подлинной интеграции в общество, и, прежде всего, подготовленности к школьному обучению.

19 стр., 9434 слов

Обучение и развитие в школе и ВУЗе

... исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интел-лект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. «Центральная задача его исследования состояла в том, ... исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие ...

В.С. Мухина определяет психологическую готовность к школе как «один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства». В состав психологической готовности к школе В.С. Мухина включает достаточный уровень волевого, умственного развития ребёнка, овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, уровень развития познавательных интересов и деятельности ребёнка, качеств личности ребёнка, помогающих ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность.

Таким образом, психологическая готовность к школе как сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания характеризуются следующими показателями:

Готовность психических процессов, т.е. определённый уровень их развития;

Эмоционально-мотивационная готовность (наличие познавательного мотива, потребности в общественно значимой общественно оцениваемой деятельности; эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);

Наличие произвольности, волевого поведения;

Сформированность общения как фактор развития других показателей готовности к школьному обучению.

Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:

Сформированность определённых учебных навыков (навыки чтения, письма и др.), что ещё не гарантирует готовность к школьному обучению, т. к. недостаточно учитывает возможности актуального и потенциального психического развития ребёнка, его соответствия психологическому возрасту;

Достаточный уровень психического развития (правильное звукопроизношение, соответствующий возрасту словарный запас, грамматически правильная речь, свободное использование диалогической и монологической речи); возможность практических общений в области различных явлений языка.

Способность общаться со взрослыми и сверстниками на новом уровне, достигаемая в результате тесной связи становления речевой деятельности с общим психическим развитием ребёнка на протяжении его дошкольной жизни. Согласно исследованиям в русле концепции М.И. Лисиной , психологическая готовность к школьному обучению рассматривается прежде всего как коммуникативная готовность, т.е., как готовность и способность ребёнка устанавливать новый тип общения и взаимодействия со взрослым, прежде всего с учителем.

Новые типы общения ребёнка со взрослым и сверстниками играют немаловажную роль для последующего обучения детей в школе, так как дети переходят на более высокий уровень взаимоотношений, который сопровождается деловым общением и является важнейшим компонентом учебной деятельности — принятием учебной задачи и возможности усвоения ребёнком общих способов её решения. Таким образом, овладев новыми формами общения, ребёнок может сознательно организовывать свою деятельность, строить взаимоотношения с окружающими, что является необходимым условием успешного обучения в школе.

Процесс формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения связан с отбором и разработкой методик развивающей и коррекционной работы, адекватных целям реализации возможностей «зоны ближайшего развития» и устранения причин, тормозящих развитие ребенка.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

В процессе формирования коммуникативной готовности к школе рекомендуется применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии. Необходимым условием успешной работы ДОУ по формированию коммуникативной готовности к школе его воспитанников является алгоритм формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников ДОУ:

анализ коммуникативной готовности каждого ребенка на основе анкет и вопросников для педагогов;

составление плана групповой и индивидуальной работы с детьми группы на основе диагностики и анализа;

составление плана индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками группы риска с учетом состояния здоровья; отбор методик, соответствующих типу межличностных отношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;

контроль эффективности спланированных мероприятий на основе вопросника и педагогических наблюдений, охватывающий все компоненты структуры коммуникативной готовности;

итоговый контроль эффективности работы на основе диагностики, анализа и наблюдений взаимоотношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;

сбор статистической информации.

1.2.Особенности развития коммуникативной сферы детей с задержкой психического развития.

Развитие общения — необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.

Клинические наблюдения и психологические исследования прежних лет свидетельствуют о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, что является основной характеристикой при функциональной и органической недостаточности центральной нервной системы.

В педагогической практике поведение младших школьников с ЗПР не соответствует возрасту, преобладают мотивы игровой дея……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1997.

2. Амонашвили Ш.А. В школу с 6 лет. — М.: Педагогика, 1996.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... на 39 страницах, включает 3таблицы . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится к глубокой древности и связано ... проведённой психодиагностики могут быть использованы в работе психологов и педагогов специальных(коррекционных) школ и реабилитационных центров. База исследования: РЦ « Мишутка » г. Шадринска Курганской ...

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. — 2 изд., доп. и перераб. — М.: МГУ, 2004.

4. Андреева Г.М. Специальная психология. — М., 2001.

5. Андреева Г.М. Психология познания в группе. — М.: Аспект-Пресс, 2005.

6. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе.-М., 2006.

7. Бабкина Н.В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — №5.

8. Бодалев А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. — М.: МГУ, 1982.

9. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению // Вопросы психологии: сб. статей / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. — М.: Междунар. образоват. психол. колледж, 1995.

10. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1998.

11. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов ДОУ. — М.: АРКТИ, 2002.

12. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? — М., 1994.

13. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992.

14. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2004.

15. Дмитриева Е.Е. Шестилетние дети: проблемы и исследования. — Н. Новгород, 1993.

16. Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. — М.: АРКТИ, 2005.

17. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. — М.: Книголюб, 2006.

18. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1972. — №4. — С. 37-42.

19. Защиринская О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР / Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Опыт. — СПб., 2001.

20. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2004.

21. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. — М., 1987.

23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/НИИ дошк. воспитания АПН СССР. — М.: Педагогика, 1991.

24. Лебединский В.В., Нарушения психического развития в детском возрасте. — М., 1987.

25. Леонтьев А.А. Психология общения. — 2 изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997.