МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психодиагностика»
Самоидентификация и мотивация как факторы успешного обучения
слушатель группы Пс-28
Витебск, 2015
Реферат
Работа 46с., 2 главы, 49 источников, 2 прил.
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, СТУДЕНТЫ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Объектом исследования являются самоидентификация и мотивация.
В качестве предмета исследования рассматривались факторы успешного обучения в Вузе.
Целью исследования – изучить самоидентификацию и мотивацию как факторов успешного обучения.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что изучены самоидентификация в процессе обучения в Вузе. Как итог выявление способов повышения участия и мотивации студентов в осваении дисциплин, повышение общего уровня знаний по изучаемым предметам.
Психодиагностические данные позволяют определить тактику построений взаимоотношений преподаватель-студент и оптимизировать учебный процесс путем коррекции отношения студентов к процессу получения знаний и умений, повышения уровня социальной адаптации и мотивации студентов во время обучения по выбранным специальностям.
Методики исследования:
— Тест “Кто я?”(М. Куна)
— Методика определения уверенности в себе (Н.Ю. Будич)
— Базовая методика опроса на мотивацию.
— Сводный отчет-таблица проведенных тестов, бесед, степени мотивации разработанная на основе полученных данных.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………4
1 Теоретический анализ самоидентификации и мотивации в психологических исследованиях
1.1 Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества……………..6
Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов
... мотивации студентов является актуальной. Цель: исследование особенностей организации и работы психологической службы с проблемами учебной мотивации студентов. Объект: учебная мотивация студентов в Вузе. Предмет: особенности организации исследования учебной мотивации студентов ... Заключение Литература Введение психологическая учебная мотивация студент Годы обучения в высшем учебном заведении является ...
1.2 Мотивационные характеристики личности……………………………………….13
2 Эмпирическое изучение самоидентификации и мотивации студентов как факторы успешного обучения ………………………………………..28
2.1 Организация и проведение исследования……………………………………………………………..28
2.2 Анализ и интерпретация результатов……………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..33
Список использованных источников…………………………………………………………………………………..34
Приложение……………………………………………………………………………………………………………………….35
Введение
Проблема самоидентичности является стержнем, ядром всей социальной проблематики. Современное социально-философское знание многообразно и многопланово, но главное в нем — человек. В рамках одной концепции невозможно охватить всю социально-философскую проблематику, однако возможно и необходимо попытаться выявить всеобщие основания бытия самого человека в глобализирующемся мире, в мире современной культуры, представленной различными формами. В то же время обсуждение проблемы должно исходить из осмысления базовой идентичности, прояснения природы «я». Что есть «я»?, для чего «я»? — необходимый и вечный вопрос философствующего мышления.
Процесс самоидентификации современного человека как поиск человеком некоего очищенного от социума содержания собственной жизни, как «желания очной ставки с самим собой» [9, с. 167] приобретает сегодня необычайную остроту и в связи с тем, что на него наложила свой отпечаток культура модерна и постмодерна — культура в полном смысле массового общества. Господство среднего человека с набором средних притязаний, возведение на пьедестал банального в мире людей, потребляющих одинаковые продукты, одну и ту же информацию, слушающих одинаковую музыку, одинаково одевающихся — таковы последствия нового общества, приведшие к обострению вопроса о личностном самоопределении человека.
Психодиагностические методы исследования личности
... направлений, практическая педагогика, управление и менеджмент и т.д. 1.Метод исследования личности (тест «Мотивация педагогической деятельности») Тест «Мотивация педагогической деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. ... притязаний, которые перемещаются с каждым достижением, Хоппе называл «уровнем притязаний человека». Переживание успеха или неуспеха зависит, таким образом, не только от ...
Так, огромную роль в процессе поиска человеком собственной идентичности играет социокультурная ситуация в обществе. Самоопределение современного человека осуществляется в сложно устроенном дифференцированном обществе, которое тем не менее обеспечивает свою интеграцию репрезентацией социального многообразия, аккумуляцией информации или форм поведения. Различные части общества получают возможность символически проиграть и усвоить опыт других людей и групп. Культура в этом смысле — условие «способности к коммуникациям, пониманию другого как возможного партнера, условие воспроизводства базовых социальных представлений, ценностей и норм, механизм последовательной интеграции общества»[47,с. 15-16].
В этих условиях проблему самоидентификации личности невозможно рассматривать вне разговора о диалоге социальной повседневности и вечных смыслов, ведь сознание личности — не только включенность в повседневность, но и отстраненность от нее.
В свою очередь, проблема мотивации и воли является не менее важной в психологии личности (Корнилов К.Н., 1957; Рубинштейн С.Л., 1957; Якобсон П.М., 1969; Асеев В.Г., I97I; Леонтьев А.Н., 1975; Ананьев Б.Г., 1977; Пуни А.Ц., 1977; Ломов В.Ш., I98I,1984).
В настоящей работе мотивация достижения и самоидентификация (идентичность) личности объединены в единой схеме экспериментального исследования. Впервые на экспериментальном материале выявлены типы совместного влияния мотивации достижения и самоидентификации личности на успепшость основной деятельности.
Целью исследования – изучить самоидентификацию и мотивацию как факторов успешного обучения.
В процессе работы над темой ставились и решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа содержания понятий «самоидентификация», «мотивация»; выявить подходы к пониманию критериев успешной обучаемости студентов, определить условия, влияющие на процесс получения образования.
2. Исследовать особенности отношения обучающихся к своей личности, к процессу обучения и вовлеченности в процесс.
3. Установить взаимосвязь мотивации и успеваемости в процессе обучения и особенностей самоидентификации.
Объектом исследования являются самоидентификация и мотивация.
В качестве предмета исследования рассматривались факторы успешного обучения в Вузе.
База исследования: УО Барановичский Государственный Университет
Методики исследования:
— Тест “Кто я?”(М. Куна).
— Методика определения уверенности в себе (Н.Ю. Будич).
— Базовая методика опроса на мотивацию.
— Сводный отчет-таблица проведенных тестов, бесед, степени мотивации разработанная на основе полученных данных.
1 Теоретический анализ самоидентивикации и мотивации в психологических исследованиях
1.1 Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества
Самоидентификация — уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека. Формирование и развитие самоидентификации начинается в дошкольном возрасте. Поведение детей носит имитационный характер, в процессе которого дети имитируют интонационные характеристики голоса, высказывают сентенции, принадлежащие взрослым. Вначале такое подражание ребенком не осознается, но постепенно по мере его становления, оно выходит с автоматического уровня на уровень подсознания. Ребенок идентифицирует себя с яркими качествами значимых окружающих, в первую очередь с качествами обоих родителей….
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции. Действия – ... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ...
Заключение
В данной теме под самоидентификацией пониматься процесс формирования человеком представления о себе самом как о самотождественной, цельной и уникальной личности. При этом мотивация и самоидентификация тесно переплетаются друг с другом. Их тесная связь во внутреннем мире проявляется внешне в виде различных вариаций и комбинаций их взаимоотношений. Это отражено в выводах и результатах исследований.
Так 45% студентов находясь на 4 курсе, а это уже взрослые члены общества, их возраст, в среднем, около 23 лет, заканчивая обучение по выбранной специальности, еще сомневаются в своем выборе и высказывают определенную неуверенность, относительно будущей специальности и, возможной, ее смене, 25% — уже однозначно решили, что после окончания обучения не будут работать по специальности, и уйдут в другие сферы деятельности. И только, 30 % студентов убеждены в своем выборе, идут к своей цели и уже сейчас обогащаются знаниями и умениями для будущей профессии.
Безусловно, не большая выборка, погрешности при исследовании, не дают 100% достоверности, но дают возможность, предварительно, судить о рациональности и иррациональности многих процессов нашего становления в обществе. Необходимости совершенствования системы образования на ее базовых уровнях дифференцировки своих будущих кадров. И целый спектр других методов и способов достижения более высоких результатов, с точки зрения становления каждого члена общества его самоопределения и развития. Ведь за каждой исследуемой цифрой стоит человек, его судьба, вложенные государством средства на подготовку. Нереализованные потребности как человека, так и государства приводят к собственной нереализации человека как участника социума, необеспеченности кадрами, нехваткой высококлассных специалистов в различных сферах жизни самих же людей. Что превращает систему, в своего рода, порочный круг.
Таким образом, уделение достаточного внимания по изучению и разработке способов повышения уровня исследуемых параметров, позволит выйти на качественно новый уровень как в личной самоидентификации человека, его удовлетворенности жизнью, так и экономически станет более продуктивным и выгодным государству.
Корреляционный анализ полученных данных показал, что успеваемость как показатель успешности обучения взаимосвязан с мотивацией и отрицательной идентичностью. В свою очередь, различные проявления идентичности напряму связаны с мотивацией.
Список использованных источников
1. Айзенк Г.Д. Проверьте ваши способности. — М.: Шр , 1972.- 176 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука,1980. -12с.
3. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. — В кн.:Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л.:Изд. ЛГУ, 1976.-с.13-36.
4. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. — Расширенная стенограмма публичной лекции, прочитанной в 1949 году вЛенинграде. -Л. : 1949. — 56 с.
5. Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. — 244 с.
Взаимодействие личности и общества.
... 3) определяется результатом усвоенных знаний, норм. Проблема свободы личности.Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, ... и исследования вопросов соотношения и взаимовлияния социализации общества и индивидуализации личности в таких науках, как педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и эффективной ...
6. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. – 185 c.
7. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. – 325 с.
8. Вайнер И.В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – С. 185-191.
9. Валентурова, Н.Г. Современный человек в поисках смысла / Н.Г. Валентурова, О.А. Матвейчев. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2004. – 260 с.
10. Голубкова Е.Н. Глава из книги «Маркетинговые коммуникации». Менеджмент в России и за рубежом № 1 2001.
11. Горностай П.П. Готовность личности к саморазвитию как психологическая проблема // Проблемы саморазвития личности: методология и практика. Сб. науч. трудов. М., 2005. – С. 126-138.
12. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // СоцИс. 2004. №10. С. 27–30.
13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
14. Кастельс М. Новые индивидуальные масс-медиа // Свободная мысль. 2006. №5. С. 63–67.
15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.
16. Левитов Н.Д. Психология труда. — М.:Учпедгиз,1963.-340с.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
18. Личность и деятельность. Тезисы докладов у Всесоюзного съезда психологов. — М.: 1977. — 396 с.
19. Ломов В,Ш, О системном подходе в психологии. — Вопросы психологии, 1975, Ш 2, с. 31-45.
20. Лысак И.В. Особенности самоидентификации человека в условиях современного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. C. 37–42.
21. Льюис М. NEXT. Будущее уже началось. СПб.: «Крылов», 2004. – 272 с.
22. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. №2. С. 42–53.
23. Мерлин B.C.Лекции по психологии мотивов человека (Учеб. пособие для спецкурса).
— Пермь, I97I. — 120 с.
24. Мескон М.Х., Основы менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1994.- С. 305.
25. Модернизация и глобализация: образы России ввеке / Отв. ред. В.Г. Федотова. М.: Ин-т философии РАН, 2002. – 208 с.
26. Назаретян А.П. Историческая эволюция морали: прогресс или регресс? // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 87.
27. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
28. Пуни А.Ц. (ред.).
Практические занятия по психологии. — М.: I97I. — 103 с.
29. РинкявичюЛ., Буткявичене Э. Концепция общности (gemeinschaft/commynity) и ее специфика в виртуальном пространстве // Социс. 2007. №7. С. 3–11.
30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999. – 364 с.
31. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. … канд. психол. наук. – Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1997. – 175 с.
32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: АН СССР, 1957. — 329 с. 16-20 мая 1958 г. — Л., 1958, с. 4-5.
Проблема человека в философии
... философскойантропологии (М. Ландманн, А. Гелен и другие), склоняется к признаниютелесно-духовной природы человека. Человек не может «выпрыгнуть» за пределысвоей телесной организации, «забыть» о ней. В понятии ... этопотребность преодолеть одиночество, часто – ценой отказа от одной стороны своей«природы». Ответов на вопрос, кто я, может бытьмножество, но все они сводятся к двум, считает Фромм. ...
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2. — М.,1946. — 523 с.
34. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. М. 2003.
35. Скотникова И.Г. Проблема уверенности: история и современное состояние // Психологический журнал. – 2002. – № 1. – С.52-60.
36. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. C.186.
37. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. С. 254.
38. Соломин И.Л. Психосоматическая диагностика трудовой мотивации в управлении персоналом. Тезисы выступлении./ ru/press/events/Solomin.
39. Социологическая энциклопедия / Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин: В 2-х т. М.: Мысль, 2003. Т. 1. С. 338.
40. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 781 с.
41. Тоффлер Э. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. – 464 с.
42. Хёсле В. Кризисы индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. №10. С. 112–123.
43. Цветаев В.М. Управление персоналом./ В.М. Цветаев. СПб: Питер, 2002. – С. 126.
44. Шеманов А.Ю. Проблема символичности живого тела и самоидентификация человека // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 13–14. М.: Академический проект, 2005.
45. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура. М.: Академический проект, 2007. – 479 с.
46. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
48. Allport G.W. The trend in motivational theory.- Amer. Joircn. Orthopsychiat., 1953> 23,p. IO7-II9.
49. Atkinson J.W. An introduction to motivation.- Princeton, N.X.; Yan Nostrand, 1965» — 335P»