Введение Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. Реальный уровень безработицы представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Отсутствие денег, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Изучение безработицы для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость, носит особо актуальный характер, так как высвобождение кадров увеличивает уровень безработного населения. Сегодня проблема безработицы рассматривается в государственных программах, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства, а такие программы как страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Необходимым, также, является развитие служб занятости, создание баз данных о работниках и работодателях и т.д. Все эти направления на современном этапе приобретают огромную значимость. Объектом изучения контрольной работы являются причины и виды безработицы, исследование специфики проблемы занятости в Российской Федерации и в Красноярском крае. Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе. Методы исследования: эмпирический — сравнительный анализ, теоретический — анализ научной литературы и электронных ресурсов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем работы 34 страницы.
1. Рынок труда в России Рынок труда представляет собой один из трех основных типов рынка в современной экономике наряду с рынком товаров и рынком капитала. В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи. В 2004 году на российском рынке труда продолжилась тенденция значительного роста спроса на персонал. Такой «бум», по мнению экспертов, продлится еще несколько лет. Особенно высокие потребности испытывают Москва и Санкт-Петербург. Российская экономика активно развивается, и рынок труда реагирует ростом потребностей на все категории персонала — от рабочих до топ-менеджеров.
Безработица как социальная проблема
... нашей стране рыночной капиталистической экономики, являясь важной частью рынка труда. Безработицы не знало никакое другое общество (первобытное, рабовладельческое, ... безработных в нашей стране. Итак, нужно разобраться в проблеме безработицы, в ее сущности и понять ее истинную ... работы, бывшие занятые. В нашей стране законом о занятости безработными признается трудоспособные граждане, которые не имеют ...
Эксперты прогнозируют, что через пять-шесть лет на рынке может возникнуть острый дефицит молодых специалистов. Такая ситуация связана с демографическим кризисом в стране, что ведет к постоянному уменьшению доли трудоспособного населения — граждан в возрасте от 25 до 40 лет «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 2004 г. Главное, что отличает российский рынок труда от цивилизованного — это наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодным условиям. Это и фактически продолжающаяся практика прописки, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и все еще подавляющее преобладание государственной собственности, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости «Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика» Белокрылова О.С., Заиченко А.А., г. Ростов-на-Дону, 2004 г. Рынок труда в России несбалансирован. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической. Существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, некоторые крупные города), так и районы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов (центр и север России, Дальний Восток, Сибирь и др.).
Ощущается острая нехватка рабочих и специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице. Все эти трудности могут быть преодолены при организации подлинной конкурентной среды на основе приватизации, при реальной повсеместной отмене прописки, создании рынка жилья и действенной системы государственного регулирования занятости. Государственное регулирование рынка труда. Вследствие многообразия рыночных регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в регулировании со стороны государства. Основные направления государственного регулирования рынка труда: 1) создание новых рабочих мест в государственном секторе; 2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; 3) перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных районов в районы с недостатком рабочей силы; 4) содействие найму рабочей силы (создание государственных служб занятости, частных посреднических фирм, региональных и межрегиональных банков вакансий рабочих мест, обеспечение максимальной доступности информации о рынке труда и т.д.); 5) оказание поддержки частному предпринимательству. 1.1 Занятость, как экономическая категория и её проблемы Занятость — одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики.
Рабочая программа дисциплины Самоопределение и профессиональная ...
... самоопределения. Внешние и внутренние условия деятельности; особенности организации деятельности; потребности рынка труда. Тема 2.3. Типы профессиональных планов и предпочтений. Типология вариантов ... сопровождение и поддержка. Тема 3.4. Профориентационное психологическое консультирование в службе занятости населения. Типы личности безработных; информирование о вакансиях и возможностях ...
Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда — основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ) «Рынок труда России», Гарсиа-Исер М.Х., Смирнов С.Н., Москва 2006г.. В соответствии с концепцией рабочей силы, отвечающей международным стандартам, занятость и безработица рассматриваются как две взаимодополняющие характеристики. равновесию экономической системы соответствует определенный уровень занятости. При этом обычно спрос на труд превышает существующий объем занятости, что обусловливает наличие безработицы. Вместе с тем это превышение небеспредельно для обеспечения экономической и социальной стабильности общества. Поэтому в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически. Статистические данные необходимы при регулировании рынка труда, обеспечении социальной защиты населения, организации своевременной профессиональной подготовки и переподготовки кадров «Занятость как проблема: теоретические подходы», Пошевнев Г.С., Новосибирск 2007 г.. Перед статистикой занятости и безработицы стоят следующие задачи: — сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы; — измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда; — изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования; — изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости; — измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости. Выполнение этих задач создает условия для измерения предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации «Занятость как проблема: теоретические подходы», Пошевнев Г.С., Новосибирск 2007 г.. В нашей стране для расчета общей по регионам численности занятых в течение года служат данные текущей отчетности по труду: форма 1-Т «Отчет по труду» (годовая), форма унифицированной отчетности № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» (месячная).
По этим формам отчитываются все предприятия. Для малых предприятий численность занятых может быть получена из единовременного отчета № ПМ «Об основных показателях деятельности малого предприятия» за квартал. Изучение состава занятых по отраслям народного хозяйства, секторам экономики производится по балансам трудовых ресурсов, составляемых на середину (1 июля), конец (начало — 1 января) года и в среднем за год. В них обобщается не только информация предприятий, получаемая в порядке текущей отчетности по труду, но и данные налоговой инспекции о численности занятых индивидуальным трудом, работающих по найму у отдельных граждан, а также численность работников, учитываемая в централизованном порядке «Рынок труда России», Гарсиа-Исер М.Х., Смирнов С.Н., Москва 2006г.. Важным источников информации о численности безработицы являются данные служб занятости, объединивших в 1991 г. ранее действовавшие центры и бюро по трудоустройству граждан. Работники служб занятости ведут первичную учетную документацию по трудоустройству и занятости населения, в которую входят карточка персонального учета гражданина, ищущего работу, № 1 и карточка обратившегося в службу занятости за консультацией № 2, а также ежемесячно представляют в органы государственной статистики «Отчет о трудоустройстве и занятости населения». Однако не все нуждающиеся в работе обращаются к услугам служб занятости. В них фиксируется лишь численность официально зарегистрированных безработных (на конец периода: месяца, квартала, года).
История развития психологии труда в России
... гг. в рамках индустриальной психотехники и рефлексологии труда. психология труд организационное поведение Психологические знания о труде в дореволюционной России Фабричные врачи, медики, занимавшиеся профессиональной гигиеной ... системы в явлениях утомления, выдвинут принцип "активного отдыха", проделан анализ рабочих движений человека с точки зрения их оптимальности по биомеханическим критериям. ...
Наряду с данными текущей отчетности для оценки общей численности безработных начиная с 1992 г. используются материалы выборочных исследований населения по проблемам занятости: с 1999 г. они проводятся ежеквартально на последней неделе второго месяца квартала. Обследованию в течение недели подлежат 60 тыс. граждан в возрасте 15-72 лет. Высокая верхняя возрастная граница позволяет уточнить возможное участие на рынке труда пенсионеров, а низкая — подростков. Результаты обследования позволяют оценить численность безработных, их распределение по обстоятельствам незанятости, по способам поиска работы. Последнее особенно важно, так как рынок труда может функционировать как в организованной, так и в неорганизованной форме. Под экономически активным населением (рабочей силой) подразумевается часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных. Для примера отметим, что численность экономически активного населения к концу апреля 2006 г. составила в России 74, 3 млн. человек «Занятость как проблема: теоретические подходы», Пошевнев Г.С., Новосибирск 2007 г.. Экономически активное население, предлагающее свой труд для производства товаров и услуг, включено в Систему национальных счетов ООН. Численность экономически активного населения оценивают по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости. В международных стандартах рекомендуется указывать минимальный возраст, принятый при измерении экономически активного населения. Он может быть принят на уровне 6 лет (Египет), 10 лет (Бразилия) и повышается до 16 лет (США, Швеция).
В большинстве стран он составляет 14-15 лет. В некоторых странах предусмотрены два минимальных предела: более низкий — для получения информации об экономической деятельности и несколько более высокий — для группировки экономически активного населения: например, в Канаде — 14 и 15 лет, Индии — 5 и 15, Венесуэле — 10 и 15, в России — 15 и 16 лет «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича), Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2001г. Помимо минимального в ряде стран установлен максимальный возраст. Это означает, что лица старше его исключаются из расчета численности экономически активного населения. Например, в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии установлен верхний предел в 74 года. В России при проведении обследований населения по проблемам занятости ограничиваются возрастом в 72 года. Вместе с тем при дальнейшей группировке населения на занятых и безработных, как и в большинстве стран, максимальный возраст не установлен. Чтобы иметь представление об уровне экономической активности населения страны (региона), определяется доля экономически активного населения в общей численности населения. В России в конце 1999 г. уровень экономической активности населения страны был равен 50,7 %. Это значит, что в общей численности населения страны 50,7 % составляют жители, обеспечивающие предложение рабочей силы. В их числе 65,6 млн. человек (88,3 %) были заняты всеми видами экономической деятельности и 8,7 млн. человек (11,7 %) не имели занятия, но активно искали его и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные. Более точно уровень экономической активности населения определяется как отношение численности населения не ко всему населению, а к его численности в возрасте от 15 до 72 лет, потому что эта возрастная группа участвует в выборочных обследованиях. Следовательно, уровень экономической активности населения окажется равным 63,7 % среди населения данной возрастной группы. Наибольшей трудовой активностью обладают люди трудоспособного возраста (в России женщины 16-54 лет и мужчины 16-59 лет).
Безработица в Российской Федерации
... подросло на 1,3%. Сократилась напряженность на рынке труда, но уменьшилось число экономически активного населения. Самый низкий уровень безработицы демонстрируют Москва и Петербург. Самыми депрессивными по- ... По сравнению с январем 2011г. количество безработных снизилось на 2,3%. Численность экономически активного населения в феврале 2011г. составила, по предварительным данным, 75,6 млн человек, ...
Поэтому рассчитывается также уровень экономической активности населения в трудоспособном возрасте как отношение численности экономически активного населения трудоспособного возраста к численности населения в трудоспособном возрасте. Для каждой возрастной группы характерен свой уровень экономической активности. Желание работать систематически возрастает до возраста 35-39 лет (в некоторые годы до 40-44 лет) и далее постепенно убывает «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича), Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2001г. Проблема занятости — одна из основных социально-экономических проблем переходной экономики. Занятые в России — это люди старше 16 лет, обоего пола, работающие по найму за плату или работающие на себя, а также находящиеся в отпусках или временно не работающие по причине болезни. В российской практике статучета, в отличие от западных стран, к числу занятых относят военнослужащих и студентов, которые входят в состав экономически активного населения. Все занятые разделяются на граждан, работающих полную и неполную рабочую неделю. В России наемные работники в среднем составляют 90% всей рабочей силы. Определенную часть рабочей силы составляют самостоятельные работники, являющиеся предпринимателями, не использующими наемный труд, и лица свободных профессий: адвокаты, журналисты, не работающие по найму. В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран, прослеживаются следующие изменения: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг, в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу общественного труда (74,2% от общего числа занятых).
В России отраслевая структура занятости заметно отличается: у нас занято более 49% экономически активного населения в материальном производстве и около 51% в сфере услуг «Экономическая теория», (под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича), Санкт-Петербург, издательство «Питер», 2001г. рынок труд занятость безработица Профессионально-квалификационная структура рабочей силы включает в себя три понятия: профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом профессиональная структура- это совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп; квалификационная структура — совокупность работников различных уровней квалификации, включающих в себя набор навыков, опыта и других компонентов. 1.2 Безработица, как экономическая категория и её проблемы Безработица — элемент рынка труда. Безработица и инфляция — естественные спутники рынка труда, вызывающие социальную напряженность в стране, развитие забастовочного движения «Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, 2004г… Безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Продолжительность безработицы — это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода. Безработица различается по продолжительности — временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).
Управление маркетингом рабочей силы
... динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившийся спрос, возможности и риски. 1. Процесс управления маркетингом рабочей силы .1 Сущность маркетинга рынка труда Одним из ... исследуется также структура и география рынка, его емкость, динамика занятости населения, барьеры рынка рабочей силы, состояние конкуренции, сложившийся спрос, возможности и риски. Как и ...
Уровень общей безработицы — отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).
Уровень регистрируемой безработицы — отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %).
Экономически активное население (рабочая сила) — отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %) «Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, 2004г… На сегодняшний день выделяют следующие причины безработицы: 1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; 2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; 3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; 4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; 5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы «Экономика», Учебник под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова, Москва, «Юристъ» 2002г.. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы: Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица означает неповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату. По своему содержанию, как мне кажется, такой тип безработицы может быть отнесен к добровольной. В принципе она не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, но все же приемлемым следствием здоровой экономики «Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, 2004г… Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица «Экономика и социология труда», Учебник для ВУЗов, Генкин Б.М. Издательство «Норма», г. Москва, 2002г.. Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад — это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности. Безработица ожидания является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы. Социальные последствия безработицы и политика занятости. Хочется отметить, что социальные последствия безработицы — это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица — это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу. Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ «Экономика», Учебник под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова, Москва, «Юристъ» 2002г.. Следует отличать безработицу как экономическую категорию от ее учетно-статистического измерения. Суть безработицы как экономической категории состоит в том, что часть экономически активного населения страны не может применить свою рабочую силу (способность к труду), становится «излишним населением», лишенным возможности на различный по продолжительности срок трудиться, получать трудовой доход и подвергающимся угрозе потери квалификации, профессии, социального статуса, снижения жизненного уровня. Учетно-статистическое измерение безработицы несет в себе элемент условности в зависимости от критериев отнесения тех или иных лиц к разряду безработных и базы, с которой сопоставляется их численность (трудоспособное население, занятое население, экономически активное население и т.д.).
Определение основных направлений реформирования системы социального ...
... исследования данной работы является социально незащищенная часть населения Алтайского края. Предмет исследования -- система социального обслуживания населения Алтайского края. Главной целью настоящей работы является определение ... социальной справедливости являются количество и качество труда. Последовательное применение этого принципа, соизмерение того, что человек дает обществу, и того, что он ...
в КОМИТЕТЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
... граждан, представление отчетов о произведенных выплатах в министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края; Назначение и выплату компенсации страховых премий по договору ... Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя, Положением о комитете труда и социальной защиты населения администрации ...
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
В настоящее время показатель, характеризующий уровень безработицы, рассчитывается как отношение числа безработных к численности экономически активного населения, т. е. ко всей численности занятых и незанятых, включая безработных лиц. С безработицей Россия вплотную соприкоснулась начиная с 1992 г., когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службы занятости стали официально присваивать статус безработных людям, ищущим работу. «Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека — право на труд» — отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятости населения» (ст. 5 гл. 1) записано: «Государство обеспечивает проведение политики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость» «Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России», Прокопов Ф.Т., Москва, 2004г.. В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Согласно Конвенции МОТ № 168 от 1988 г. «О содействии занятости и защите от безработицы» полную безработицу понимают «как потерю заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. Таким образом, если состояние безработицы в России базируется на пяти критериях, то в Конвенции МОТ — только на трех, связанных в основном с деятельностью человека за конкретный период времени и не зависящих от правовых норм, обусловленных регистрацией безработного в службе занятости и выплатой пособия по безработице, как это практикуется в России. По данной главе можно сделать следующие выводы: 1. Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера 2. Современный рынок труда в развитых странах с рыночной экономикой сегментирован на несколько не конкурирующих рынков. Это рынки квалифицированных (первичных) и неквалифицированных (вторичных) рабочих мест, рынки наукоемких и традиционных отраслей экономики. 3. В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается. 4. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы. 5. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: — программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; — программы по подготовке и переподготовке кадров; — программы содействия найму рабочей силы; — программы по социальному страхованию безработицы. 6. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий. 2. Анализ рынка труда на территории Красноярского края 2.1 Проблемы и тенденции развития рынка труда Красноярского края Структурная перестройка в экономике Красноярского края повлекла за собой изменения в характере спроса на рабочую силу, ее профессионально-квалификационном составе, предопределив необходимость трансформации объемов и профилей подготовки специалистов в системе профессионального образования. В связи с этим особую актуальность для экономики Красноярского края приобрела проблема достижения сбалансированности между количеством и качеством рабочей силы и возможностями ее трудоустройства. От ее решения зависят не только эффективность структурной перестройки и модернизации, но и перспективы развития экономики. В рамках данной проблемы одной из сложнейших задач, связанных со структурными переменами, является согласование потребности рынка труда региона в рабочей силе (определенного уровня квалификации, обладающей нужными работодателю профессиями и специальностями) с возможностью ее подготовки в учреждениях системы профессионального образования Профессиональная ориентация молодежи с учетом тенденций развития экономики Красноярского края и отдельных ее отраслей на 2004-2010 годы / ИУБТ КГТУ, ДФГСЗН Красноярского края. Красноярск, 2003.. Территория Красноярского края вместе с автономными округами составляет 13,7% территории РФ и включает 73 административно-территориальных единицы (городов и районов).
Численность постоянного населения края по состоянию на 01.01.2009 г. составляет 2889,8 тыс. человек (2,1% населения РФ).
Красноярский край обладает высокоразвитым экономическим потенциалом, величина которого на протяжении последних 3 лет имеет устойчивую тенденцию к росту, о чем свидетельствует стабильный рост ВРП. На территории края функционирует большое количество предприятий различных форм собственности и сфер деятельности. В большей степени потенциал Красноярского края определяется отраслями промышленного сектора экономики, объем производства которого на 31.10.2009 г. составил 241,2 млрд. рублей при среднегодовой численности персонала — 1580,4 тыс. человек (28,8% от среднегодовой численности занятых в экономике).
Существен вклад в промышленное производство региона таких отраслей, как электроэнергетика (9,4%), машиностроение и металлообработка (5,9%), топливная промышленность (3,2%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (3,7%), пищевая промышленность (4,5%) и другие Профессиональная ориентация молодежи с учетом тенденций развития экономики Красноярского края и отдельных ее отраслей на 2004-2010 годы / ИУБТ КГТУ, ДФГСЗН Красноярского края. Красноярск, 2003.. Изменения, происходящие в крае, отразились на показателях его социально-экономического развития и, в первую очередь, на показателях занятости населения. В последние годы в крае наблюдается рост числа экономически активного населения, численность которого по состоянию на 01.01.2009 г. составила 1562, 8 тыс. человек. Одновременно с этим на 3,7%, увеличилась численность занятых в экономике. По данным Красноярского краевого комитета государственной статистики, общая численность безработного населения только в 1 полугодии 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 4,3% и составила в июне 2009 г. 177,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, вырос с 11,1 до 11,6%. По уровню регистрируемой безработицы среди 16 регионов Сибирского федерального округа Красноярский край занял 9 место, превысив на 0,6 процентных пункта средний показатель по округу. На конец июня 2009 г. численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 49,7 тыс. человек. По числу безработных граждан Красноярский край занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа. Следует отметить, что размеры безработицы неодинаковы по территориям, входящим в состав края. Так, в 41 территории края уровень безработицы превысил среднекраевой показатель (2,79%), в 24 территориях — составил более 5% Там же.. Анализ отклонений между числом принятых и выбывших работников по отраслям экономики указывает на ряд фактов: — на протяжении 2 последних лет экономика края испытывала постоянный недостаток в рабочей силе, причем между отраслями этот процесс неоднороден; — наибольшая потребность в кадрах в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и общественном питании; — за период последних двух лет в крае возник неудовлетворенный спрос на рабочую силу в таких отраслях экономики, как ЖКХ, лесное хозяйство, транспорт и связь; — на протяжении последних 4 лет в крае происходит снижение уровня активности населения в трудоспособном возрасте, который в большей степени обеспечивался за счет существенной доли занятого населения в возрасте от 30 до 50 лет. При этом доля данной группы в общей численности занятого населения в крае снижается. Основными причинами роста официально регистрируемой безработицы в крае следует считать: — сложное финансово-экономическое положение большинства крупных и средних предприятий промышленного сектора экономики; — банкротство и ликвидацию ряда крупных предприятий; — происходящие структурные изменения в экономике региона; — снижение объемов производства стратегически важных для региона отраслей и др. Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда, производительного потребления рабочей силы, включая как укомплектованные работниками, так и свободные, временно незанятые (вакантные) рабочие места. Его количественная, качественная характеристики и динамика определяются совокупностью социальных, экономических и политических факторов, действующих в данной экономической системе (регионе) на интересы и мотивацию экономического поведения хозяйственных структур. Динамика спроса предприятий на рабочую силу является главным индикатором оценки состояния рынка труда, поскольку именно спросом определяется его емкость. Поэтому сокращение спроса предприятий, отдельных отраслей экономики региона на рабочую силу негативно отразилось на динамике той части населения, которая представлена на официальном рынке труда в статусе безработных. При общем снижении рабочих мест в региональном хозяйстве возникают сферы труда, где потребность в работниках растет. Это занятость в сфере информационной деятельности и частнопредпринимательских услугах. Растет и потребность в работниках, занятых обслуживанием и ремонтом вычислительной техники. Потребность в оплачиваемой работе из-за снижения жизненного уровня у большинства населения остается значительной. Большая часть трудовых ресурсов по-прежнему активно выступают на рынке труда, предлагая свою рабочую силу. 2.2 Ситуация на рынке труда Красноярского края в 2010 году Позитивные тенденции в социально-экономическом развитии края оказали положительное влияние на ситуацию на региональном рынке труда. На первое полугодие 2010 года Красноярский край лидирует среди регионов Сибирского федерального округа по численности экономически активного (1655,21 тыс. человек) и занятого в экономике (1433,9 тыс. человек) населения. В 2010 году отмечается улучшение положения с трудоустройством населения. Зафиксированный уровень безработицы немного ниже, чем в среднем по стране и сибирскому региону, где его значение равно 2,3%. Если же оценивать уровень общей безработицы по методологии Международной организации труда, то за лето он составил по краю 5,5 %, по Российской Федерации — 6,9 %, по СФО — 7,6 % Агентство труда и занятости Красноярского края www.rabota-enisey.ru. С января по октябрь работодатели заявили в службу занятости более 160 тысяч вакансий. Доля рабочих профессий в них составила 85 %. Это традиционное соотношение для регистрируемого рынка труда, которое, конечно, отличается от структуры занятых в экономике края: согласно данным Красноярскстата, в краевых организациях около 60 % рабочих и 40 % служащих. Просто потребность в рабочих кадрах всегда выше, кроме того, среди рабочих более высока текучесть. Средняя заработная плата по вакансиям, заявленным в 2010 году, составила 12,8 тысячи для служащих и специалистов и 10,6 тысячи для рабочих. Это выше, чем в 2009 году Там же.. Причина этому, прежде всего в том, что власти с самого начала уделяли большое внимание антикризисным мерам. Была утверждена долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2009 — 2011 годы. Общий объем финансирования по ней составил в 2009 году 802 млн рублей, в 2010-м — 879,2 миллиона, из которых 95 выделено из федерального бюджета. Эти средства позволили поддержать жителей края, предотвратить волну увольнений. Антикризисные программы, реализуемые правительством края, во взаимосвязи с другими мерами поддержки рынка труда к концу 2010 года обещают стабильную ситуацию на рынке труда и уровень зарегистрированной безработицы не выше 2,6 %. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю социально-экономическая ситуация в Красноярском крае в 2010 году характеризуется улучшением основных показателей. В том числе: — индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2010 года составил 107,1% к аналогичному периоду 2009 года; — в крупные и средние организации (по обследуемым видам экономической деятельности) за январь-сентябрь 2010 года принято 93,3 тыс.человек — 123,4% к аналогичному периоду 2010 года (75,6 тыс.человек); — количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, прошедших государственную регистрацию или перерегистрацию, на 01.10.2010 составило 79,6 тысяч — 102,2% к соответствующему периоду 2009 года; — среднемесячная заработная плата одного работника в августе 2010 года составила 21,6 тыс.рублей и номинально увеличилась к соответствующему периоду 2009 года на 9,4%, реально — на 3,2%; — на 01.10.2010 суммарная просроченная задолженность по заработной плате (по наблюдаемым видам экономической деятельности) составила 60,2 млн. рублей — уменьшилась на 21,3% по сравнению с октябрем 2009 года. На 1 октября 2010 года в государственной службе занятости населения Красноярского края зарегистрировано 32,4 тыс. человек. Уровень безработицы к численности экономически активного населения составил 2,1%. С начала года около 297 тысяч человек получили государственные услуги в центрах занятости населения. Около 215 тысяч человек получили информацию о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях, о программах службы занятости (в том же периоде прошлого года — около 168 тысяч человек), более 78 тысяч человек были охвачены услугами по профессиональной ориентации (в 2009 году — 71 тыс. чел.).
При содействии службы занятости было трудоустроено 94,4 тыс. человек. Одним из мероприятий, активно содействующих трудоустройству граждан, являются ярмарки вакансий, где жители края, ищущие работу, и работодатели имеют возможность встретиться непосредственно, в течение этого года центрами занятости населения было организовано 369 подобных ярмарок. Трудоустройство ведется не только на постоянные рабочие места, но и по ряду программ временного трудоустройства. Более 26 тысяч подростков получили возможность поработать в свободное от учебы время и получить первые навыки труда, работы в команде, первую свою заработную плату. Более 2 тысяч человек из числа тех, кому особенно непросто найти работу в условиях, когда работодатель может выбирать, были трудоустроены с помощью службы занятости на временную работу по специальности. Около 94, тыс. человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах с выплатой им материальной поддержки. Более 5 тысяч человек получили различную помощь в открытии собственного дела: семинары, консультации, тестирования, выделение финансовой поддержки, субсидий и грантов. Для тех, чья профессия или уровень подготовки не востребован на рынке, есть возможность пройти подготовку, переподготовку или повышение квалификации. За 9 месяцев 2010 года более 10 тысяч человек прошли подобное обучение на курсах по различным специальностям за счет средств бюджета (в 2009 году — 9500 человек).
Около 8,4 тысяч человек получили услуги по психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда. Это тренинги, деловые игры, тестирование, консультации профессионалов, которые помогают найти человеку свое место на рынке труда, правильно оценить себя и учат путям поиска работы. Все эти мероприятия, которые проводились в рамках действующих в крае программ, позволили значительно сократить уровень безработицы и поддержать жителей края. В Красноярском крае разработан комплекс антикризисных мер и мер по поддержке модернизаций и технологического развития экономики края. Одной из важных составляющих этого комплекса стала реализация мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2009 № 690-п утверждены параметры долгосрочной целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края» на 2010 год. По состоянию на 01.10.2010 в мероприятиях программы принимают участие 55,2 тысячи жителей края и 3,1 тысячи работодателей (включая организации, создающие временные рабочие места или принимающие на работу жителей края с переездом в другую местность).
Реализация Программы способствует улучшению ситуации на рынке труда, повышению трудовой мобильности населения, принятию превентивных мер по снижению социально-экономических последствий возможного увольнения работников. На сегодняшний день: — сохранена занятость и поддержаны доходы 28,3 тыс. работников, находящихся под угрозой увольнения (в период участия в общественных работах их средняя заработная плата составляла 103%); — повышена конкурентоспособность на рынке труда более 2,1 тысяч работников, находящихся под угрозой увольнения — они прошли опережающее обучение, с гарантированным трудоустройством (в том числе — на других предприятиях); — создано 1,7 тысячи рабочих мест в сфере малого бизнеса; направление реализуется комплексно, с учетом других мер поддержки малого предпринимательства регионального и муниципального уровня, например, во всех муниципальных образованиях края действуют Центры поддержки малого предпринимательства; — почти тысяче жителей края оказана адресная поддержка при переезде к новому месту работы — это способствует повышению трудовой мобильности и актуально для Красноярского края, так как спецификой региона является значительная площадь территории и взаимная удалённость населённых пунктов, что влечёт за собой необходимость поддержки занятости населения, проживающего в трудоизбыточных территориях, путем трудоустройства в другой местности (в том числе — на вахту, сезонную работу); — обеспечены возможности максимальной занятости для выпускников учреждений профессионального образования — почти 1,3 тысячи человек направлены на стажировку, после окончания стажировки 99% трудоустраиваются на постоянную работу; — отрабатывается технология содействия трудоустройству категорий, испытывающих особые трудности в поиске работы — через субсидирование оснащения рабочих мест для инвалидов. Проведение этого комплекса мер позволило отменить высвобождение 3,4 тысячи работников из 263 организаций края. Кроме того, уровень зарегистрированной безработицы снизился до 2,1% на конец сентября (против 2,8% в начале 2010 года).
Заключение По данной работе можно сделать следующие выводы: 1. Рынок труда, подчиняется в целом законам спроса и предложения и представляет собой рынок особого рода, который имеет существенные отличия от других товарных рынков. На рынке труда регуляторами являются не только микро- и макроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера 2. В отраслевой структуре рабочей силы, прослеживаются следующие изменения: сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и увеличение их в сфере услуг. В профессиональной структуре рабочей силы преобладает категория работников умственного труда. Численность работников физического труда сокращается. 3. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В зависимости от причин возникновения безработицы выделяют несколько ее типов: структурную, циклическую, естественную, фрикционную, сезонную, скрытую и др. В среднем уровень безработицы составляет 5-7% от численности рабочей силы. 4. Среди основных направлений государственного регулирования рабочей силы можно выделить: — программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе; — программы по подготовке и переподготовке кадров; — программы содействия найму рабочей силы; — программы по социальному страхованию безработицы. 5. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают службы занятости. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В их функции входят регистрация безработных, их трудоустройство, изучение конъюнктуры рынка труда, тестирование, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий. Список использованных источников и литературы 1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. ст. 37. 2. ФЗ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ». 3. Белокрылова О.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда в переходной экономике, теория и практика. — Ростов-на-Дону, 2004. 4. Белокрылова О.С., Михалкина Я.В. Экономика труда // конспект лекций. — Ростов-на-Дону. : Феникс, 2002. — С. 242 5. Гарсиа-Исер М.Х., Смирнов С.Н. Рынок труда России. — М., 2006. 6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда // Учебник для ВУЗов. — М. : Норма, 2002. 7. Коуз Ф. Фирма, рынок, право. — М. : Дело, 1993. 8. Пошевнев Г.С. Занятость как проблема: теоретические подходы. — Новосибирск, 2007. 9. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономики России. — М., 2004. 10. Профессиональная ориентация молодежи с учетом тенденций развития экономики Красноярского края и отдельных ее отраслей на 2004-2010 годы / ИУБТ КГТУ, ДФГСЗН Красноярского края. Красноярск, 2003. 11. Российский Статистический Ежегодник 2008 г. — М. : Госкомстат России, 2008. — С. 141,151,155 12. Экономика // Учебник / под ред. Булатова А.С. — М. : Юристь, 2002. 13. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрыниной, Л.С. Тарасевича. — СПб. : Питер, 2001. 14. Электронный ресурс: Агентство труда и занятости Красноярского края www.rabota-enisey.ru 15. Электронный ресурс: Сайт Красноярского государственного аграрного университета http://www.kgau.ru