Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр 6
1.1 Внимание как научная проблема 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 13
1.3 Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста 17
1.4 Дидактическая игра как средство развития внимания дошкольников 21
Вывод по главе 1 28
Глава 2. эмпирическое исследование развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр 29
2.1 Организация исследования 29
2.2 Дидактические игры по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста 35
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
Вывод по главе 2 43
Заключение 44
Список литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
Введение
В настоящее время, большое внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Период детства выделяется в психологии как особый возрастной этап, специфические особенности которого определяются его ведущей деятельностью – игрой.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое положение игры в различных системах воспитания, определяется тем, что игра в чем-то созвучна социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми.
Игра – это одна из первых проблем дошкольной педагогики и возрастной психологии, потому что от того, как педагоги и психологи овладеют игрой и научатся ею руководить в воспитательных целях, в большей степени будет зависеть успех воспитательной работы.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас ... циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель ... играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Перестройка ...
Рассматривая значение игры для психического развития ребенка, игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, мы можем тем самым развивать, программировать определенные положительные качества, чувства играющих детей.
Одним из видов игр дошкольников является дидактическая игра.
Правильно организованные дидактические игры развивают у детей внимание, память, мышление, воображение, произвольность ребенка, то есть качества, которые необходимы ему для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Среди всех психических процессов внимание занимает особое место, поскольку оно включено во все остальные психологические процессы и выступает как их необходимый момент. Именно внимание обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. Период дошкольного детства является этапом, на котором идет активное развитие внимания. Хорошо развитые свойства внимания, его организованность и произвольность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. В младший дошкольный возраст закладываются основы развития произвольного внимания.
Таким образом, проблема развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр является актуальной.
Цель исследования: изучить развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Гипотеза исследования: внимание у детей младшего дошкольного возраста развивается с помощью дидактических игр.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.
2. Определить диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
3. Провести эмпирическое исследование проблемы развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
База исследования: МДОУ № 77 города Челябинска.
Особенности мышления у детей с задержкой психического развития ...
... детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Объект: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития Цель работы: теоретическое исследование данного вопроса Задачи: 1. Исследование мышления как психической особенности человека 2. Исследование мышления у детей младшего ...
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
1.1 Внимание как научная проблема
Явления внимания отличаются от большинства других психических феноменов рядом особенностей. Как пишут Дормашев Ю. Б. и Романов В. Я., одной из существенных особенностей феноменологии внимания являются «пестрота и разнообразие входящих в него явлений» [19, с. 17]. Как пишут далее эти же авторы: «Говорят о состояниях настороженности, ожидания, бдительности, концентрации и погруженности, с одной стороны, и о разных формах рассеянности с другой. Внимание может быть чувственным и интеллектуальным, активным и пассивным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным, оно может направляться и переключаться, удерживаться и отвлекаться, сосредотачиваться и распределяться. Его описывают как узкое и широкое, интенсивное и ослабленное, инертное и подвижное, устойчивое и колеблющееся. Считают, что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной мобилизации и др.».
Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.
Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд [11].
В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когд…….
Список литературы
1. Анищенко О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практич. Психологов дошк. учреждений [Текст]/ О.А. Анищенко — Минск: «Асар», 2009. — 112 с.
2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития [Текст]/ И.Л. Баскакова – Воронеж: НПО МОДЭК, 2005 – 64с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова — М.: Феникс, 2007. – 122 с.
4. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст]/ Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. — С.24-30
5. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ под ред.А.В.Петровского. – М.: Владос, 2003. – 290с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты [Текст]/ Сост. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 2007. – 272с.
7. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая — М.: Наука, 2009. — 257 с.
8. Гоноблин Ф.А. Внимание и его воспитание [Текст]/ Ф.А. Гоноблин — М.: Прогресс, 2008. – 160с.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.О. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия [Текст]/ М.И. Дьяченко, Л.О. Кандыбович — Мн., 2008. – 386с.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...
10. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте [Текст]/ Е.Е. Кравцова // Новые исследования в психологии. — 2004. — № 2 (6).
– С.32- 40
11. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст]/ Н.Н. Ланге – СПб.: Питер, 2005.- 203 с.
12. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 2009. – 272с.
13. Миллер С. Психология игры [Текст]/ С. Миллер — СПб.: Университет. кн, 2008. – 317с.
14. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст]/ Пер. с англ, под общ. ред. Б. М. Величковского. — М.: Прогресс, 2008. — 300 с.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 448с.
16. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст]/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. — М.: Смысл, 2007. – 190с.
17. Психология внимания [Текст]/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. СПб: Питер, 2001. — 460 с.
18. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
19. Романов В. Я., Дормашев Ю. Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиции теории деятельности [Текст]/ В. Я. Романов, Ю. Б. Дормашев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 2.- С.14 – 41.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2010. – 705с.
21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст]/ Е.Е. Сапогова — М.: Приор-М, 2010. – 115 с.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В.Сидоренко – СПб.: ООО «Речь», 2008. – 250 с.
23. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст]/ Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. [Текст]/ Г.А. Урунтаева — М: Издательский центр Академия, 2007. — 336 с.
25. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/ А.П. Усова — М.: Прогресс, 2008. – 96с.
26. Хомская Е. Д. Нейрофизиологические механизмы внимания [Текст]/ Е. Д. Хомская — М.: Наука, 2009. — 254 с.
27. Хрестоматия по вниманию [Текст]/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 550 с.
28. Эльконин Д. Психология игры [Текст]/ Д. Эльконин – М.: Владос, 2007. — 360 с.