Развитие у дошкольников интереса к изучению объектов природы в МДОУ № 19 «Елочка» г. Сердобска Сердобского района

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пензенский государственный педагогический университет

имени В. Г. Белинского»

Название факультета Название кафедры

Курсовая работа

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА

К ИЗУЧЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ПРИРОДЫ

Пенза – 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы 5

1.1. Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе 5

1.2. Познавательный интерес у дошкольников 9

Глава II. Методика организация работы по развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы 12

2.1. Значение ознакомления детей дошкольного возраста с объектами природы в развитии у них познавательного интереса 12

2.2. Методы и приемы развития у дошкольников познавательного интереса к изучению объектов природы 14

2.3. опыт работы по развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Введение

Актуальность исследования. По выражению великого чешского педагога Я.Н. Каминского, природа – это единство макро- и микромира. Микромир – это человек, который должен уметь чувствовать природу, жить по законам, которые действуют в мире природы и справедливы для всего живого. По мнению В.А. Сухомлинского, «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» [2 с. 18]. Отсюда следует, что воспитание личности ребенка невозможно без обогащения его опыта полными, яркими, верными образами природы. Природа – неиссякаемый источник всевозможных ощущений. Чувственный опыт помогает ребенку описать исследуемые листья, почву, бутон и т. п. В процессе познание объектов природы вырабатывается умение наблюдать, развивается логическое мышление. Следовательно, в дошкольном возрасте большое значение имеют наблюдение и исследовательская деятельность. Мыслительную деятельность активизируют сравнения, выделение сходных и отличительных признаков исследуемых объектов. Усвоению знаний о природе, формированию понятий, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его части, описывать предметы способствуют наблюдения, проведение опытов, практические работы по определению и описанию объектов природы, изучению представителей растительного и животного мира, взаимосвязей живой и неживой природы, работы детей на учебно-опытном участке.

13 стр., 6109 слов

Раннее материнство как объект социального изучения

... основы материнства.//Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995, ... женщины. Большой интерес представляет приведенное в этих работах сравнение распределения материнских ... Предмет исследования - раннее материнство как объект социального изучения. Цель исследования - выявление основных ... котором наиболее явственно видно столкновение Природы и Культуры, столкновение, переходящее ...

В современной педагогике очень остро стоит вопрос о методике обучения. Это связано с тем, что в некоторых случаях при обучении дошкольников используются методы обучения приближенные к школьным. В настоящее время проблема методов обучения получила широкое развитие. В основе разработки этой проблемы лежат труды ведущих педагогов – Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, И.Л. Лернера, Г.И. Щукиной и др. [1 с. 156]. Изучение дошкольниками объектов природы – одно из направлений воспитательно-образовательной работы в детском дошкольном учреждении.

Объекты нашего исследования – это развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста к изучению объектов природы.

Предмет исследования – особенности организации элементарной поисковой деятельности детей дошкольного возраста в природе.

Гипотеза: мы предполагаем, что отбор экологических фактов при непосредственном ознакомлении с природой, иерархической системой заданий и проблемных ситуаций в процессе элементарной поисковой деятельности будут эффективны в развитии познавательного интереса.

Цель: выявление зависимости между особенностями организации элементарной поисковой деятельности в природе и повышением уровня познавательного интереса детей к изучению объектов природы.

Задачи:

1. Теоретически изучить и обосновать значение ознакомления детей дошкольного возраста с объектами природы в развитии у них познавательного интереса.

7 стр., 3073 слов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

... механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности ребенка. Познавательная активность является природным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется ... Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности. Познавательная активность ...

2. Изучить познавательные процессы у дошкольников.

3. Определить наиболее эффективные методы и приемы развития у дошкольников познавательного интереса к изучению объектов природы.

4. Изучить и повысить уровень познавательного интереса детей в процессе элементарной поисковой деятельности при изучении объектов природы.

Исследовательская работа по изучению уровня развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы была реализована в МДОУ № 19 «Елочка» г. Сердобска Сердобского района.

Глава I. Теоретические подходы к проблеме развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы

1.1. Проблема развития познавательной активности в психолого-педагогической литературе

Проблеме изучения познавательной активности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Годовиковой, В.Б. Галицына, Е.Г. Щербаковой, Н.Г. Морозовой, Л.М. Маневцовой.

Авторы подходили к пониманию данной проблемы по-разному. Работая над данной проблемой. Они выделяли такие понятия как активность и самостоятельность, установили их взаимосвязь. Ими были выделены основные составляющие познавательной активности, ее уровни и показатели.

Вопроса формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших место в психолого-педагогических исследованиях.

Г.И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что «активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому ее можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. Деятельность – это активное состояние человека. Активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности. Активность ребенка развивается, сопровождая весь процесс становления личности» [23 с. 46].

Ей были выделены и обоснованны три основных компонента познавательной активности:

1) Эмоциональный – положительная направленность на объекты окружающего мира.

2) Интеллектуальный – потребность в получении знаний.

3) Волевой – возможность приложить усилия для получения более глубоких детальных знаний.

5 стр., 2074 слов

Условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в семье

... развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Работу предполагалось вести на материале математики. Объект исследования: семейная микросфера и ее влияние на развитие познавательной активности у детей ... учителя сталкиваются с таким явлением, как отсутствие интереса к учебе, пассивность учеников, низкая познавательная активность детей, на что указывают такие известные педагоги, как ...

Г.И. Щукина считает, что базовым компонентом является эмоциональный. Он проявляется в проявлении познавательного отношения к окружающему. Он проявляется у детей уже в первые месяцы жизни. Проявление познавательной активности начинается с удивления.

Следующая ступень любопытство. Здесь происходит слияние эмоционального и интеллектуального компонента познавательной активности. Как правило, ребенок проявляет положительную направленность на окружающий его мир, вступает в контакт с ним. Таким образом, он познает элементарные свойства предметов и явлений окружающей его действительности.

Следующая ступень – любознательность. Она присуща каждому ребенку. Но Д.Б. Годовикова отмечает, что необходимо знать «качество» этой любознательности, что именно ожидает узнать ребенок и трудится ли он самостоятельно, чтобы получить эти знания. На ступени любознательности в процесс познания включается третий компонент – волевой. По степени включения волевого усилия в познавательный процесс, любознательность можно «поделить» на два уровня:

— внимание детей направлено на познание внешних свойств и качеств предметов;

— внимание детей направлено на раскрытие внутренних, функциональных свойств предметов и явлений окружающего.

Познавательный интерес – следующая более сложной ступенью познавательной активности. Потребность ребенка в ориентировке в окружающем – его основа. Познавательная деятельность является сопутствующим звеном формирования познавательного отношения к окружающему у дошкольников.

Некоторые авторы выделяют разные и яркие показатели познавательной активности.

Д.Б. Годовикова выделяет четыре показателя познавательной активности:

1) особый интерес и внимание к предмету;

2) эмоциональное отношение к предмету (разные эмоции, вызванные предлагаемым предметом);

3) действия, направленные на познание устройства предмета, понимание его функций;

4) постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда он отсутствует[7 с. 298].

В.Б. Голицын и Е.И. Щербакова выделяют следующие показатели познавательной активности:

1) увлеченность познанием материала;

2) стремление выполнять разнообразные, сложные задания;

19 стр., 9157 слов

Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

... развития познавательного интереса - широкое ознакомление детей с явлениями окру­жающей жизни и воспитание активного, заинтересованного от­ношения к ним. Из многообразия тем воспитатели дошкольного ... этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить ...

3) желание продолжить занятия;

4) проявление самостоятельности в выборе способов, средств действий, осуществление контроля, достижении результата;

5) обращение к воспитателю с вопросами, которые характеризуют их познавательные интересы.

Д. Б. Годовикова, обобщив все показатели познавательной активности, выделила и охарактеризовала три уровня познавательной активности у детей дошкольного возраста:

— I уровень: дети 3-4 лет, может быть в возрасте 4-5 лет. Они стремятся к предметам, «сличающимися перцептивными свойствами» а также к тем», что знакомы им по своим функциям; при этом к предметам неясного назначения наблюдается отсутствие интереса. Поиск регулируется внешне. Чем интереснее предмет тем выше интерес к его внешним свойствам.

— II. уровень: дети 4-5 лет. Ребенок стремится совершать действия с предметом, имеющим определенное функциональное назначение. Его привлекает возможность различного применения и использования предмета, он стремится проникнуть в скрытые свойства предмета. Регуляция подчинена эмоциям. Интерес к функциям предмета определяется взрослым.

— III. уровень: дети старшего дошкольного возраста. Скрытые свойства предмета вызывают интерес и активность. Цель – достичь желаемого результата, направляет активность ребенка. Если цель и не будет достигнута, стремление к успеху будет сохраняться недолго. Интерес у к внутренним свойствам предмета.

Часть педагогов и психологов: Г, И. Щукина[24] , Д.Б. Годовикова[7]. , Л.М. Маневцова [16,17], в своих работах отмечает, что познавательная активность подготовительная ступень самостоятельности. Самостоятельность предполагает инициативность, поиск путей решения учебно-познавательных задач без опеки взрослых. Самостоятельность влияет на активность ребенка, на его ориентировку в окружающем мире.

Г.И. Щукина выделяет показатели познавательной активности и самостоятельности. Автор отмечает, что «активный отклик на обсуждение задач, проблем, которые ставит педагог, стремление принять участие в ответах товарищей, дополнять их, внести коррективы» [24 с. 38]. и есть показатели, по которым можно судить о сформированности познавательной активности и самостоятельности у детей…

Заключение

4 стр., 1550 слов

Особенности речевой активности у детей дошкольного возраста с ринолалией

Содержание Введение 3 1.Теоретические основы изучения педагогической характеристики дошкольников с ринолалией 6 1.1 Понятие о ринолалии как о речевом нарушении 6 1.2 Психологическая характеристика дошкольников с ринолалией 12 1.3 Основные подходы к коррекции ринолалии у дошкольников в отечественной логопедии 15 Заключение 18 Список используемой литературы 20 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. ...

В данном исследовании мы всесторонне рассмотрели проблему развития у дошкольников интереса к изучению объектов природы.

Познакомились с освещением проблемы в трудах отечественных педагогов.

На основе анализа методической литературы разработали и апробировали систему занятий, дидактических игр, наблюдений в природе и элементарный опыт, которые, по нашему мнению могли бы способствовать развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы.

Вопроса формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших место в психолого-педагогических исследованиях.

Проблеме изучения познавательной активности посвящены исследования многих психологов и педагогов: А.В. Петровского, Г.И. Щукиной, Д.Б. Годовиковой, В.Б. Галицына, Е.Г. Щербаковой, Н.Г. Морозовой, Л.М. Маневцовой.

Авторы подходили к пониманию данной проблемы по-разному. Работая над данной проблемой. Они выделяли такие понятия как активность и самостоятельность, установили их взаимосвязь. Ими были выделены основные составляющие познавательной активности, ее уровни и показатели.

Самостоятельная, активная и систематическая «поисковая» деятельность, которая вызывает переживания радости и познания формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в личное качество.

Окружающая природа является одним из важнейших средств умственного воспитания детей. Она привлекает постепенно его внимание, позволяет включить в наблюдение разные органы чувств. Следовательно, активизирует ощущение и восприятие, как начальный момент познания.

Изучение детьми объектов природы можно осуществлять в разных формах: на экскурсиях, занятиях, в повседневной жизни (в наблюдениях, труду, играх на природе).

Кроме этого можно использовать еще следующие приемы: инсценировки, с использованием игрушек, животных и растений, специально организованное наблюдение, чтение коротеньких стихотворений и рассказов, беседа с дошкольниками, совместное с взрослыми экспериментирование ребенка в природе, разные виды продуктивной деятельности, составление экологических сказок.

Организация работы по развитию у дошкольников интереса к изучению объектов природы показала, что отбор экологических фактов, при непосредственном ознакомление дошкольников с объектами природы, правильно подобранные задания и проблемные ситуации в ходе элементарной поисковой деятельности, эффективны в развитии интереса у дошкольников к изучению объектов природы.

9 стр., 4126 слов

Психологические особенности воспитания и обучения слепого ребенка в семье

Введение Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями — прогнозируемое событие и воспринимается с пониманием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых людей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка. Им не ясна перспектива его ...

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы: Учёные записки Ленинградского государственного университета / Б.Г. Ананьев — Л., 1959 — 126 с.

2. Ананьев Б.Г. « Ваш ребенок познает мир». – Питер 2001.

3. Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию» книга для учителя / В.Б. Бондаревский. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с.

4. Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой» – М.: Просвещение, 1982. – 112 с.

5. Волостникова А.Г. «Познавательные интересы и их роль в формировании личности» / А.Г. Волостникова. — М., 1994. — 75 с.

6. Глузюверя Н. «Познавательная деятельность детей» «Дошкольное воспитание» № 1, 1986

7. Годовикова Д.Б. «Формирование познавательной активности»/ Д. Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1986. — № 1.- с. 28-32

8. Денисенкова Е. «Ваш ребенок познает мир». «Дошкольное воспитание» № 7, 2001

9. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой/ Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».

Изд-во «Просвещение», М., 1983 г.

10. Евдокимова Е. «Проект как мотивация к познанию» / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 3. — С. 20-24 2.

11. Кузнецов С.А. «Большой толковый словарь». Справочное издание. — СПб.: Норинт, 2000.

12. Куликова Т. «О воспитании у детей познавательного интереса». «Дошкольное воспитание» № 9, 1976.

13. Короткова Н. «Повышение активности на занятиях по рассматриванию картин». «Дошкольное воспитание» № 2,1975

14. Лямина Г.М. «Развитие познавательной деятельности». «Дошкольное воспитание» № 4, 1975

15. Маркович Л. «Развитие познавательного интереса». «Дошкольное воспитание» № 6, 1970

16. Маневцова Л. «О развитии познавательного интереса детей». «Дошкольное воспитание» № 11, 1973

17. Маневцова Л. «Организация поисковой деятельности». «Дошкольное воспитание» № 11 1973

18. Постникова Н. «Развитие познавательного интереса». «Дошкольное воспитание » № 3, 1966

19. Серебрякова Т.А. «Формирование у детей дошкольного возраста познавательного отношения к окружающему миру природы». Учебное пособие

Н.Новгород: НГПУ, 2005. – 136 с.

20. Ребер А. «Большой толковый психологический словарь». В 2 томах Издательство «ВЕЧЕ» . 2000

21. Харитонов Л. «Исследовательская деятельность дошкольников» / Л.Н. Харитонова // Дошкольное воспитание.- 2001.- №7.- С. 33-34.

22. «Умственное воспитание детей» / под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина – М.: 1984.

23. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2005. —160 с.

24. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984.