Содержание
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I
Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.3.Особенности дидактической игры в познавательном развитии детей.
Выводы по первой главе.
Глава II
Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.1. Определение уровня познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2.2. Внедрение педагогических условий развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Проблема познавательной активности одна из наиболее трудных в педагогике так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
При изучении психолого-педагогической литературы, нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательных процессов дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса в игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Занятие как средство развития познавательной активности детей ...
... средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования : «Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста». Объект исследования : познавательная активность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования : занятие как средство развития познавательной активности детей ...
Цель курсовой работы: выявить педагогические условия, способствующие
развитию познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Объект: процесс развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при систематическом использовании дидактических игр.
В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
3. Внедрить педагогические условия развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста .
Поставленные задачи решались с использования комплекса методов:
-беседа;
-наблюдение;
-теоретический анализ литературы.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка. Детский сад № 378
Глава I. Теоретические основы развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что общая теория познавательной деятельности разработана широко. Проблема развития познавательной деятельности достаточно разработана такими учеными как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукиной и др. Познавательная деятельность — это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения («присвоения») опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина).
Причем главную роль в этом процессе играет педагог, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым).
Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
... в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, ... и индивидуальные особенности ребенка. Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает ...
Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.).
Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).
В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.).
Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
1.2. Роль дидактической игры в развитии познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Игра — ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... очень актуальным заданием является организация образовательно-воспитательного процесса при помощи игр. Именно игры, как ведущая деятельность детей дошкольного возраста помогают детям, познавая мир, преодолевать возникающие трудности. Все это определяет актуальность выбора ...
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.
Полученная, таким образом, информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
активизирует познавательные процессы;
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка дошкольного возраста.
Другой положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делится на несколько стадий:
1 стадия. Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать.
Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.
Психологические особенности адаптации детей раннего возраста ...
... и приспособление индивидуальных желаний нормам, правилам и запретам дошкольного учреждения. Социальная адаптация ребенка дошкольного возраста - это состояние гармонии между ребенком и социальной средой детского сада». [6, с.17 ... и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность. «Социальная адаптация заключается в приспособлении ребенка к новой социальной среде в ДОУ, ...
2 стадия. Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия. В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В группах раннего возраста дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. В этих видах игр дети, усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людям разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
1. находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
2. сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом”, » Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх «Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя — развивает у себя монологическую речь.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре «Кто построил этот дом? ” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
... / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с. 21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный ... малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66-77. 31. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, ...
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные — настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные — эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления.
В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
мотивационный (желание узнавать новое);
практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей дошкольного возраста; в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников; игра способствует вовлечению каждого в активную работу; игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было; в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу”;игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
Таким образом, игра как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);
воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
развивает способности;
вводит детей в жизненные ситуации;
учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
закрепляет знания, умения.
………….
Список литературы.
1. Абузярова, Л. Предметно-развивающая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду.2009. – N6. – С. 30-32.
2.Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М: Просвещение, 2010. – 232 с.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
3.Альтхауз, Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
Факторы, влияющие на эмоциональное состояние детей раннего возраста
... чувства уверенности в окружающем .3 Педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей .4 Совместные игры для детей раннего возраста и воспитателей .5 Изобразительная деятельность и музыка ... В работах И.Ю. Кулагиной рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. ...
4.Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 2009. – 244 с.
5.Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. – М.: ЭКСМО, 2011. – 212 с.
6.Блехер, Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: Наука, 2009. – 188с.
7.Блонский, П.П. Дошкольный возраст. – М.: Наука, 2006. – 176 с.
8.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. – М: Академия, 2008. – 218 с.
9.Буре, Р.С., Островская, Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие. – М.: Ювета, 2007. – 212 с.
10.Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с.
11.Волосова, Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2008. – 344 с.
12.Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – СПб: Детство-ПРЕСС, 2009. – 192 с.
13.Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами. // Ребенок в детском саду. 2011. – N1. – С. 77-79.
14.Власова, Т.А. К проблеме воспитания самостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручного труда. // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных