Развитие памяти младших школьников 3

Содержание

I.Введение 3

II.Общие понятия о памяти 6

II-1.Функции памяти 8

II-2.Физиологические механизмы памяти 9

II-3.Виды памяти 12

II-4.Процессы памяти 17

II-5.Индивидальные особенности памяти 19

II-6.Развитие памяти в младшем школьном возрасте 21

II-7.Приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного 26

материала в младшем школьном возрасте

III.Практическая работа 30

IV.Заключение 39

V. Список литературы 40

VI. Приложение

I.Введение

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов в период начального обучения памяти должно уделяться самое пристальное внимание. Младшие школьники быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Ученики часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, без попыток передать его содержание своими словами. В учебнике «Психология», автором которого является Крутецкий, об этом так написано: «Во-первых, механическая память у младших школьников относительно хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, младшие школьники еще не понимают, что конкретно от них требуют, когда перед ними ставят задачу запомнить. В-третьих, младшие школьники еще плохо владеют речью, им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами».

14 стр., 6806 слов

Диагностика ведущего типа памяти у детей младшего школьного возраста

... успеваемости. Проблема: Каков ведущий тип памяти у детей младшего школьного возраста? Объект исследования: Память младшего школьника. Предмет: Диагностика ведущего типа памяти в процессе запоминания материала. Цель: ... содержание. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем так называемая словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные ...

Исследователь А.А. Смирнов и его сотрудники отмечают, что многие школьники еще не умеют организовать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. Они указывают на то, что способность к запоминанию и воспроизведению смысла, мыслей, доказательств логических форм и рассуждений — приходит постепенно, развиваясь в процессе обучения. Поэтому учитель обязан всемерно стимулировать развитие памяти, побуждать детей осмысливать материал для лучшего запоминание, излагать своими словами, сохраняя основное содержание.

Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день существует необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности.

Изучая данную тему, следует учитывать, что эта тема ранее анализировалась

у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете. Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер), собравшие большой экспериментальный материал давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым и другими выдающимися отечественными психологами. Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.

Объект исследования: познавательный процесс — память

Предмет исследования: особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.

Цель работы: изучить особенности развития памяти в младшем школьном возрасте.

Поставленная цель определяет решение следующих конкретных задач:

1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2.Разработать методики изучения памяти у младших школьников

3.Разработать систему дидактических игр и упражнений для повышения эффективности памяти у младших школьников.

Гипотеза исследования:

«Если изучить особенности развития памяти младшего школьника и разработать методики повышения эффективности, то можно изменить уровень развития памяти у младших школьников».

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ литературы, обобщение, выделение конкретных методик, выделение экспериментов для диагностики.

2.Практические: диагностика, анализ диагностики, конкретные методики, использованные на уроке.

16 стр., 7740 слов

1. Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологии

... тысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических Исследований. Генетическая психология, в ... С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют ...

В ходе данной работы необходимо изучить проблему использования эффективных приемов и способов в развитии памяти у детей младшего школьного возраста.

II.Общие понятия о памяти.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, отечественный физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (от греч. слова «воспоминание»).

По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью. В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки» (П.П. Блонский).Интерес к проблеме памяти проявляется уже в далёкой древности. Попытки подойти к её пониманию мы находили у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философской позиции. Древнегреческие философы считали, что ум человека можно уподобить восковой дощечке для письма на ней и запечатляются происходящие события.Более высоких успехов в научном изучении памяти добились английские психологи XVIII — XIX вв. собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений. В частности, получено развитие представления об ассоциациях и их роли в процессах памяти. Проблеме развития памяти и её индивидуальных различий большое влияние уделялось советскими и зарубежными психологами. Одна из самых ранних работ — исследование Геллета (1909), проводившего опыты над самим собой и своим двухлетним сыном.Сравнительное изучение продуктивности памяти детей от 5 до 10 лет проводил Декроли и Деганом. Из более поздних работ можно указать исследование Мак Елви(1933) и Мак Пич(1935), изучавшие память детей дошкольников на предметы. Ломли и Колхаун посвятили свои исследования развитию памяти на слова. Из советских работ, посвященных изучению памяти необходимо указать, прежде всего, работу А.Н. Леонтьева(1931),исследовавшего возрастные и индивидуальные различия в продуктивности запоминание бессмысленных слогов и осмысленных слов, а также развитию непосредственного и опосредованного запоминания. В обширном исследовании П.И. Зинченко(1961) сопоставлялось продуктивность двух видов запоминания — произвольного и непроизвольного — у испытуемых разного возраста. Л.В. Зайков и Д.М. Маянц исследовали различия запоминания детьми предметов, предъявляемые в одиночку и парами. В работе Е.Д. Кажерадзе (1949) предметом изучения было влияние, оказываемое на объём памяти группировкой предметов с различной степенью сложности или трудности наименования каждой группы соответствующим обобщающим словам. В исследованиях Н.А. Корниенко (1955) сравнивалось развитие запоминания наглядного и словесного материала. Изучению индивидуальных различий в запоминании посвящено большое число работ, обзор которых представлен в монографии Меимана (1913,1916), Гауппа (1913), И.С. Продановой, в обобщающих трудах Уипма (1913), С.А.Рубинштейна (1940), Мак Пича и Аарона (1952), Хавланда (1951).

Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в XXI веке не утихают споры по определению памяти. Аристотель утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в XVI веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, появилось множество определений. Например, в словаре Уэбсерта дано два взаимодополняющих определения памяти:

9 стр., 4326 слов

Развитие памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

... прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная логическая память, т. к. в большинстве случаев ребенок, будучи ... его различных частей. Таким путем вырабатывается у человека специальная память, т. е. умение закреплять и воспроизводить те ... может даже мешать пониманию, все же запоминание в процессе усвоения занимает значительное место. Можно сказать более: без ...

1)Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления.

2)Сумма усвоенной и сохраненной информации.

М.И. Еникеев и О.Л. Кочетков дают определение памяти как интегрированного психического отражения прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационного фонда его жизнедеятельности. Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет её как «процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения» (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах — нервных клетках).

А. Н. Леонтьев определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. С.И. Крутецкий дал следующее определение: «память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации». Л.Д.Cтоляренко определил память как форму психического отражения, заключающуюся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающую возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Значение памяти в жизни и деятельности людей огромно. Память — основа всякого научения. Если бы человек забывал все, что он воспринимал, переживал и делал, его психическое развитие было бы невозможно. Когда ребенок рождается, он ничего не знает и ниче­го не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен усвоить знания об окру­жающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с рабо­той памяти. Память — необходимая предпосылка любой творче­ской деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной и усвоенной человеком информации.

II -1.

Информационная — с помощью памяти мы воспринимаем и понимаем окружающий мир, ориентируемся в пространстве, сохраняем и используем определенные знания и навыки. Информацией можно назвать все то, что человек получает с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса или осязания. Опыты показали, что большую часть информации человек получает с помощью зрения. На втором месте после зрения стоит слух. В отличие от других организмов человек может получать информацию в процессе чтения.

Регулирующая — память помогает регулировать человеку его деятельность и творчество. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти, возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения. Память — это основной ресурс, которым пользуется человек в своей повседневной жизни, сталкиваясь с той или иной информацией, ее отсутствие делает попросту невозможным общение, письмо, творчество и другие важные сферы жизнедеятельности.

10 стр., 4658 слов

«Память: Физиология процесса, механизмы формирования и регуляция»

... будущего поведения. Актуальность проблемы памяти связана с ее огромной ролью в процессе обучения. Современная медицина ставит перед собой задачу управления памятью и увеличения объема памяти человека. Решение этих задач ...

Развивающая — память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Уровень развития личности напрямую связан с количеством информации, получаемой и сохраняемой человеком в своей памяти.

II -2.

Физиологические механизмы памяти — конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологической точки зрения. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться по влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования — временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций. Об этом и говорил И.П. Павлов: Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Ассоциация (от ср. — век. лат. associatio — соединение) — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п.), при которой протекание одного из процессов вызывает появление другого. Термин введен Дж.Локком (1698), хотя само явление связи психических процессов было отмечено еще Платоном и Аристотелем. Последний различал три вида ассоциаций: по смежности, сходству и контрасту. Ассоциации по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений; ассоциации по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представления о чем-либо сходном с ними; по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления. Наряду с этими видами ассоциаций существуют и другие виды связей, соответствующие более сложным зависимостям между объектами, например причинно-следственным отношениям. В XVIII в. принцип ассоциации был распространен на все психические явления. Научное ……..

V.Список использованной литературы

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 2000.

2.Волков Б.С. Возрастная психология < %D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. В 2-х ч. — Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов < %D0%A1%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82> вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. — М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008.

3 стр., 1133 слов

Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу.Составить ...

... К. Платонов. – М. : Наука, 1982. – 240 с. 15. Психология памяти [текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – ... операций, составляющих различные взаимосвязанные стороны мыслительного процесса. Умственными действиями называются разнообразные действия человека ... Р. С. Психология : Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с. 13. Общая психология : хрестоматия ...

3.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции < %D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8> по психологии. — М.: Владос, 1999.

4.Головин С.Ю. Словарь < %D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C> психолога-практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: АСТ, 2001.

5.Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.

6.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

7.Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. М., 1978.

8.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. — М., 1972.

9.Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. М., 1983.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.

11.Немов Р.С. Психология Т.1, 2, 3. М.: Владос, 2000.

12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. — Кн 2. Психология образования. — 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

13.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 2002.

14.Петровский А.В. Общая психология < %D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>. — М.: Академия < %D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F>, 1997.

15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.

16.Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М.: АПН, 1999.

17.Смирнова Е.О. Психология ребенка < %D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0>: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. — М.:Школа < %D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0> — пресс, 1997.

18.Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. — М.: АПН, 1999.

19.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. — Ростов на Дону, Феникс, 2000.

20. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей — Ярославль: Академия развития, 2000.