Развитие идей Л.С. Выготского в советский период

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра педагогики и методики дошкольного образования

Курсовая работа

Развитие идей Л.С. Выготского в советский период

Выполнила:

Проверила:

Казань, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Основные этапы научного пути Л.С. Выготского

1.1. Краткая биография Л.С. Выготского и его научно-творческое наследие…..5

1.2. Проблемы обучения и развития в трудах Л.С. Выготского………………….6

Глава 2. Развитие идей Л.С. Выготского в современных теориях

развивающего обучения

2.1. Развивающее обучение Л.В. Занкова…………………………………………10

2.2. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова ………..12

Заключение………………………………………………………………………….22

Литература…………………………………………………………………………..24

ВВЕДЕНИЕ

В начале XX века выдающийся русский психолог Лев Семёнович Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития… Обучение хорошо только тогда, когда оно идёт впереди развития» [8]. Разумеется, Л.С. выготский ни в коей мере не отрицал необходимость усвоения знаний, умений и навыков. Но они являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Своё дальнейшее развитие идея развивающего обучения получила в экспериментальных работах последователей Л.С. Выготского – Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др.

В последние годы внимание педагогов всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в педагогической практике. Именно это и определяет актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования: развитие идей Л.С. Выготского о развивающем обучении.

Предмет исследования: концепции развивающего обучения советского периода.

Цель исследования: обосновать роль и значение идей Л.С. Выготского для дальнейшего развития теории развивающего обучения в концепциях советского периода.

3 стр., 1306 слов

Опишите и проанализируйте вклад Л.С. Выготского в развитие общей ...

... школах для этих детей. · Идеи Выготского лежали в научном обосновании системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся во ... самому процессу познания. Закономерность в смене и развитии идей связано с общей социально-культурной подпочвой эпохи; ... Выготский говорил о необходимости всемерно использовать предметно-практическую деятельность, на основе которой можно и нужно развивать ...

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить краткую биографию и научно-творческое наследие Л.С. Выготского.

2. Изучить роль и значение идей Л.С. Выготского для последующего развития теории развивающего обучения.

3. Изучить концепции развивающего обучения советского периода.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался следующий метод исследования:

— аналитическое исследование психолого-педагогической литературы.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

НАУЧНОГО ПУТИ Л. С. ВЫГОТСКОГО

1.1. Краткая биография Л.С. Выготского и его научно-творческое наследие

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся психолог. Основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит одна из важнейших ролей в развитии российской психологии.

Лев Семенович вырос в Гомеле, на границе Белоруссии, России и Украины. Его образ жизни и образование были обычными для зажиточной еврейской семьи того времени, и лишь в силу везения и собственных способностей ему удалось поступить в Московский университет.

По окончании университета он вернулся в Гомель и преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни провинциального города. Он организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ. В последствии Выготский получает предложение работать в Институте экспериментальной психологии в Москве.

Переезд в Москву дал Выготскому возможность сотрудничать с А.Р. Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими известными учеными. Л.С. Выготский включился в целый ряд исследований, и в 1925 году к защите была принята его докторская диссертация «Психология искусства».

Лев Семёнович Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. В это время психология Выготского представляла собой гуманистическую реактологию: разновидность теории научения, в которой делается попытка признать социальную природу человеческого мышления и деятельности. В концептуальных вопросах Л.С. Выготский подчеркивал фундаментальную роль единой методологии, например, в своем «Историческом значении кризиса психологии» (1926).

Здесь он попытался дать схему истинно марксистской психологии — материалистической науки о социальном поведении людей.

Несмотря на материалистическую форму своей теории, Выготский придерживался эмпирического эволюционистского направления в изучении культурных различий мышления, создав «культурно-исторический» подход к психологии.

10 стр., 4720 слов

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО

... знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.   КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО Ни для кого не новость, что исследовательские методы, методики, научные споры имеют ... запечатлела монография "Мышление и речь". Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о "зоне ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, по теме нашего исследования, даёт нам возможность сформулировать следующие выводы:

1. Выдающийся русский психолог Лев Семёнович Выготский внёс неоценимый вклад в развитие детской психологии. Он впервые обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребёнка.

В последствии его идеи нашли своё отражение в современных теориях развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

2. В начале 50-60-х годов Л.В. Занков попытался практически реализовать идеи развивающего обучения. Он разработал новую систему начального обучения, но она так и не была внедрена в школе.

3. Вначале 60-х годов Д.Б. Эльконин, проанализировав учебную деятельность школьников, отметил ее своеобразие и сущность не в усвоении тех или иных знаний и умений, а в самоизмерении ребенком самого себя как субъекта. Был заложен фундамент концепции развивающего обучения, в которой ребенок рассматривается не как объект обучающих объектов учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

4. Главное отличие развивающего обучения Л.В. Занкова от теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова заключается в том, что оно направленно на развитие эмперического сознания ребёнка, между тем, как главной целью системы Эльконина — Давыдова является развитие у учащихся теоретического сознания.

И в заключение отметим, что, не смотря на наличие различных теорий развивающего обучения, оно представляется как довольно стройная система, так как все теории направлены на претворение в педагогическую практику, идеи о том, что обучение должно помогать, способствовать развитию детей.

Необходимо сказать, что конечная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, то есть хотеть, любить и уметь учиться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности./ Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии – Изд. «Союз»; СПб, 1997.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – 3-е издание, М., 1996.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1986.

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. : Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник – М., Российское педагогическое агентство, 1996.

8. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.

9. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар изд. центр ВЛАДОС, 2006.

10. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

12. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие. – изд. 2-е, М.: Флинта: Наука, 2011.

13. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 2001.

21 стр., 10428 слов

Принципы обучения психологии

... подхода в обучении; г) широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов). Развивающий характер обучения.В изучении такого предмета психология, главную ценность ... в различных условиях их жизнедеятельности. 3. М.В. Попова считает главной целью учеб­ного психологического курса для подростков «построение в сознании ребенка более или ...

14. Хрестоматия по истории психологии. М., 2002.

15. Хрестоматия по психологии. М., 1997.

16. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

17. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды – М.: Педагогика, 1989.

18. Ярошевский М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.