рассмотреть синдром эмоционального выгорания у воспитателей и методы его психопрофилактики.

Введение

В обществе меняется отношение людей к работе, люди теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связанно со стрессом на рабочем месте.

Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания личности занимало умы ещё древних философов, но особенно часто эта проблема стала обсуждаться в конце ХIX века, а в начале ХХ века известный социолог Питирим Сорокин для обозначения особого социально-психологического феномена ввел в научный оборот специальное выражение «эффект эмоционального выгорания».

В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы эмоционального выгорания личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.

Объект исследования: эффект эмоционального выгорания.

Предмет изучения работы: синдром эмоционального выгорания работников детского сада.

Цель работы: рассмотреть синдром эмоционального выгорания у воспитателей и методы его психопрофилактики.

Задачи работы:

Изучить теоретические аспекты синдрома эмоционального выгорания.

Ознакомиться с методиками исследования синдрома эмоционального выгорания и их краткой характеристикой.

Ознакомиться с проблемами влияния эмоционального выгорания на педагога.

Сделать выводы по изученной проблеме.

В первой главе мы рассматриваем синдром эмоционального выгорания, наступающий под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Разбираем его основные компоненты и причины, негативные и позитивные последствия, а также способы помощи педагогу.

Во второй главе изучаются методики исследования синдрома эмоционального выгорания, также приводится их краткая характеристика.

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания наступающий под влиянием профессиональной деятельности педагога.

1.1. Понятие синдрома «эмоционального выгорания»

Одной из центральных проблем психологической отрасли в последние годы стала распространённость нарушений психической адаптации. Это связано с издержками развития человеческого общества в целом (рост требований к психологическим ресурсам человека) и, прежде всего, с социально-экономической и политической нестабильностью в масштабах страны. В свою очередь это привело к массовым специфическим социально-психологическим явлениям, к их числу принадлежит и «эмоциональное выгорание», которое стало предметом изучения не только психологии, но и акмеологии, а также медицинской психологии и др.

5 стр., 2354 слов

Эмоциональное выгорание у студентов

... чем тогда, когда процесс уже успел зайти далеко. 1. Особенности проявления стресса. Синдром «эмоционального выгорания» Впервые слово «стресс» употребил канадский учёный биолог Ганс Селье в 1936 ... противостоять ей, он мо-жет быстро получить «эмоциональное выгорание». Целью работы являлось изучение степени выраженности синдрома эмо-ционального выгорания у студентов в течение учебной недели. Я считаю, ...

Выгорание — это не научный конструкт, а общее название последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса, хотя, в настоящее время он удостоен диагностического статуса

Основным в данной работе является понятие “эмоциональное выгорание”, потому логичнее всего начать ее с определения эмоций и их значения в жизни человека. Эмоции (от лат.emoveo -потрясаю, волную) — субъективные реакции (процессы и состояния) личности на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их персональную значимость для человека, полярно выраженную в виде субъективного «удовольствия или неудовольствия» [13, с.645].

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует различать их функции и роль. Функция эмоций — это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения. Роль эмоций может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой, быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились [13]?

“Отрицательные” (гнев, злость и т.п.) эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с “положительными” эмоциями. Не случайно механизм “отрицательных” эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а “положительные” эмоции появляются значительно позднее. “Отрицательная” эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. “Положительная” эмоция — это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только “отрицательные” эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает [4].

С точки зрения В.П. Симонова [16], нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что “положительные” эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т.е. роль “положительных” эмоций отлична от роли “отрицательных”: “положительные” — побуждают живые системы активно нарушать достигнутое “уравновешивание” с окружающей средой: “Важнейшая роль положительных эмоций — активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого “уравновешивания организма с внешней средой”. “Отрицательные эмоции, — пишет В.П. Симонов, — как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни”.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивнофизиологической. К разряду когнитивистских может ... затем, как их следствие, возникает сама эмоция. ТЕОРИЯ КЕННОНА-БАРДА Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Самым сильным ...

Термин ‘’эмоциональное выгорание’’ введен американским психиатром Х.Д. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысяч статей по «burnout» — «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Первоначально, количество профессионалов относимых к подверженным «эмоциональному сгоранию» было незначительно — это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Расширяя группу профессионального риска, можно включить, прежде всего такие профессии как учитель, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет К.Маслач [9], одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», «деятельность этих профессионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время».

В отечественных работах авторами использовались разные варианты перевода английского термина «burnout»: «эмоциональное сгорание» (Т.С. Яценко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1996) и «эмоциональное перегорание» (В.Д. Вид, Е.И. Лозинская, 1998).

Употребляются также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, 2000) и «профессиональное выгорание» (Т.И. Рогинская, 2002).

В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми [1].

К настоящему времени существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под “психическим выгоранием” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы

Первоначально термин «эмоциональное выгорание» определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Затем феномен «эмоционального выгорания» был детализирован, в результате чего выделился его синдром — синдром эмоционального выгорания (СЭВ) (К. Маслач, 1981; Б. Пельман, Е. Хартман, 1982).

Так, К. Маслач [9] выделила в нём чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам); негативное самовоспитание в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства. Б. Пельман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделяли три главных компонента синдрома: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность.

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [14].

3 стр., 1213 слов

Эмоциональный стресс и социальные контакты

... разновидностей эмоционального стресса является эмоциональное выгорание. Эмоциональное выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность ...

Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного или даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Сниженная рабочая продуктивность (или Редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности.

Т.В. Форманюк [17] выделяет как симптомокомплекс эмоционального выгорания следующие проявления: чувство эмоционального истощения, изнеможения; дегуманизация, деперсонализация тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане.

Ключевыми признаками эмоционального сгорания, по мнению Т.В. Форманюк, являются:

— достижение индивидуального предела возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, самосохраняясь;

— внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания;

— негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия.

Эмоциональное выгорание означает опустошение еще до того, как психические ресурсы человека деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни [21].

Выгорание «инфекционно» и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс [18] в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе с 30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

Вернемся еще раз к определению эмоционального выгорания. К. Маслач [9] подчеркивает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а “эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением”.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... различные воздействия, лишения, все болезни и эмоциональные расстройства. Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель. Стресс – это состояние, в котором находится ... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то ...

Согласно Г. Селье [15], основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. Он определил следующие стадии стресса как процесса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

Р.М. Грановская [5, с.4] отмечает, что развивается стресс обычно таким образом: стрессор — накопления — реакция. В промежутке между стрессором и ответом организма развертываются определенные процессы, опосредованные прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает и физиологические и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию.

Основные черты психического стресса:

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное, оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

По словам К. Маслач [9], выгорание можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации — стадии истощения, однако, момент, когда стресс переходит, ясно не определен.

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки……..

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург, 1999.

2. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. Вопросы психологии № 5, 1988.

3. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В.Бойко. — М. : Информационно — издательский дом «Филин», 1996. — 87 с.

4. Бреслав, Г. М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. — М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с.

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.- П., 1997.

4 стр., 1763 слов

проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации ...

... проблемы предэкзаменационного стресса и эмоциональной дезадаптации у студентов. 1.1. Понятие предэкзаменационного стресса и его изучение в психологии. Понятие стресса можно отнести ... Объект исследования: предэкзаменационный стресс, как состояние эмоциональной напряженности, личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Предмет исследования: уровни стресса и эмоциональной дезадаптации у ...

6. Колесников, Л. Ф. Резервы эффективности педагогического труда / Л. Ф. Колесников. — М. : Просвещение, 1985. — 342 с.

7. Львова, Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей / Ю. Л. Львова. — М. : Просвещение, 1998. — 220 с.

8. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания // Вопросы социального обеспечения. — 2005. — №8. — С.11-21.

9. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1987.

10. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М. : Издательский центр «Академия», 1993. — 423 с.

11. Назаров Юрий. О выгорании // Вокруг света. — 2005. — №1. — С.128/

12. Орел, В. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Орел // Психологический журнал. — 2001. — № 1. — С. 21-25.

13. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б. А. Сосновского. — М. : Юрайт — Издат, 2005. — 660 с/

14. Рогинская, Т. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. Рогинская // Мир психологии. — 2002. — № 1. — С. 57-60.

15. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе [Текст] :Общая психология: сборник текстов./Айсмонтас Б.Б. — М.: Наука, 2003. С. 150-153.

16. Симонов, В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых: учеб. пособие / В. П. Симонов. — М. : Просвещение, 2004. — 245 с

17. Форманюк, Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 12-16.

18. Чернисс, К. Осторожно: высокое напряжение / К. Чернисс // Отдел кадров. — 2006. — № 3. — С. 129-133.

19. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога / Феникс, 2008.

20. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути их разрешения. Интернет 2002г.

21. Юдчиц, Ю. К проблеме профессиональной деформации / Ю. Юдчиц // Журнал практического психолога. — 1998. — № 7. — С. 18-23.