Работа психолога-консультанта с нарушениями коммуникаций в семье

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие общения в психологии 5

1.1. Функции общения. Структура общения 5

1.2. Факторы межличностного общения 10

1.3. Общение в контексте совместной деятельности 13

Глава 2. Проблема нарушения коммуникации в семье 16

2.1. Конфликт как основная форма нарушений коммуникации 16

2.2. Коррекционная работа психолога с нарушениями коммуникаций в семье 19

Заключение 35

Список литературы 36

Введение

Актуальность работы.

Наиболее частой причиной обращения в консультацию являются супружеские проблемы (исключая случаи обращения родителей по поводу своих детей, но, как известно, и здесь за внешним поводом — проблемами ребенка нередко кроется более глубокий — личностные и межличностные проблемы самих родителей).

Разработано немало типологий супружеских проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов типологий оперируют термином «конфликт», понимая его достаточно широко. В литературе по семейной и супружеской терапии на многих примерах продемонстрировано, что предъявляемые клиентом при-чины (которые и послужили основанием для вышеприведенного перечная) во многих случаях служат лишь поводом для обращения в консультацию. Они являются лишь описанием того, что происходит в отношениях, по какому поводу возникает взаимное недовольство супругов друг другом. Истинные причины при этом либо не предъявляются, либо, что бывает не менее часто, вовсе не осознаются супругами.

Цель работы: изучение нарушений коммуникации в структуре супружеских конфликтов.

Предмет исследования: 6 супружеских пар с нарушениями коммуникации разной выраженности в супружеских отношениях.

Гипотеза: удовлетворенность браком зависит от уровня развития коммуникативных навыков супругов.

Задачи исследования:

1) изучить основные подходы к общению в психологии,

2) на основе существующего в науке представления об общения определить факторы, влияющие на его эффективность,

3) выявить особенности эффективного и неэффективного общения в семье,

4) провести экспериментальную работу с целью обнаружения выявленных закономерностей на практике и определения возможных путей коррекции коммуникации в семье,

5) сделать выводы по результатам исследования.

Методы исследования: анализ литературы, эксперимент.

4 стр., 1991 слов

Виды типичных нарушений коммуникаций в семье

Многими психотерапевтами (Э. Г. Эйдемиллером, В. В. Юстицким, В. Сатир, М. Зингером, Л. Вайном и др.) в качестве причин конфликтов и трудностей общения называются нарушения в семейной коммуникации. Эти нарушения были описаны как “типичные нарушения” коммуникаций в семье. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько видов «типичных нарушений» коммуникаций в семье. 1. «Отклоненные ...

Глава 1. Понятие общения в психологии

1.1. Функции общения. Структура общения

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания……..

Заключение

Мы рассмотрели основные теоретические и практические вопросы, касающиеся работы психолога-консультанта с нарушениями коммуникаций в семье.

Впервой главе мы реализовали первое теоретическое приближение к проблеме нарушения коммуникаций, рассмотрев основные психологические представления о феномене общения в психологии.

В этой части работы были рассмотрены функции общения, структура общения, факторы, определяющие межличностное общение в целом, вне ситуационного контекста. Дальнейшее исследование призвано конкретизировать ситуационный контекст, и мы выявили основные характеристики общения в условиях совместной деятельности, взаимодействия людей, общения супругов.

Как показывает анализ подходов к специфике и динамике межличностного общения, основной формой нарушения коммуникации является конфликт. Конфликт находит место во многих областях человеческой активности, и один из самых частых контекстов проявления – это семья.

Если опираться на результаты проведенной нами психокорекционной работы, можно сделать вывод о том, что проблема уровня развития коммуникативных навыков супругов не влияет на удовлетворенность браком, что опровергает выдвинутую гипотезу.

На основе проведенной работы, а также, опираясь на изученный теоретический материал, была предложена система правил, позволяющих предупреждать возникновение семейных конфликтов.

Особый интерес для дальнейшего изучения проблемы может представлять выявление влиянии семейных конфликтов на динамику и проявления отдельных черт личности супругов.

13 стр., 6021 слов

Проблемы работы руководителя

  ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ   СОДЕРЖАНИЕ:   1. Введение ……………………………………………………...стр.2 2.Теоретическая часть ………………………………………….стр.3   Концепция управления персоналом предприятия ……………стр.3   Типы стратегий предприятия  ………………………………….стр.5 Типы организационных структур………………………………стр.7 Стиль руководства ………………………………………………стр.13 Научная организация труда ...

Список литературы

1. Алешина Ю. Е. Исследования развода в западноевропейских странах и США и консультативная служба // Служба семьи: изучение опыта и прин-ципов организации / Ред. З. А. Янкова, А. Ф. Северина. M., 1981.

2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я. Отношение к себе и отношение к другим// Вести Моск. ун-та. Серия «Психология», 1981, № 4.

3. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская E. M. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. M., 1987.

4. Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубовская E. M. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультиро-вание. M., 1989.

5. Алешина Ю. Е., Петровская Л. А. Психологическая компетентность пропагандиста. Библиотечка психологии общения. M., 1989.

6. Андреева Г. М. Социальная психология. M., 1980.

7. Атватер Н. Я вас слушаю… M., 1988.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. M., 1988.

9. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. M., 1987.

10. Буртянский Д. Л., Кришталь В. В. Сексуальная дисгармония супружеской пары и ее коррекция: Учебное пособие для врачей. Харьков, 1982.

11. Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. Вопросы психологии, 1988. № 5.

12. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской не-вротической реакции (на примере энуреза) // Вести Моск. ун-та. Серия «Психология», 1985, № 4.

13. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. M., 1984,

14. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. M., 1985.

15. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. Половое развитие ребенка в дош-кольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Ред. Я. Л. Коломинский, M. M. Лисина. Минск, 1985.

16. Кон И. С. В поисках себя. M., 1984.

17. Кон И. С. Введение в сексологию. M., 1989.

18. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. M., 1989.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

19. Мишина Т. И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Ред. M. M. Кабанов, А. Е. Личко, B. M. Смирнов. Л., 1983.

20. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. M., 1982.

21. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция; ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л., 1985.

22. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психоло-гического консультирования / Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. M., 1989.

23. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конф-ликтного общения в семье // Вопросы психологии, 1985, № 4.

24. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6.

25. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. M., 1992.

26. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. M., 1990.

27. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.