Работа психолога-консультанта с нарушениями коммуникаций в семье

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие общения в психологии 5

1.1. Функции общения. Структура общения 5

1.2. Факторы межличностного общения 10

1.3. Общение в контексте совместной деятельности 13

Глава 2. Проблема нарушения коммуникации в семье 16

2.1. Конфликт как основная форма нарушений коммуникации 16

2.2. Коррекционная работа психолога с нарушениями коммуникаций в семье 19

Заключение 35

Список литературы 36

Введение

Актуальность работы.

Наиболее частой причиной обращения в консультацию являются супружеские проблемы (исключая случаи обращения родителей по поводу своих детей, но, как известно, и здесь за внешним поводом — проблемами ребенка нередко кроется более глубокий — личностные и межличностные проблемы самих родителей).

Разработано немало типологий супружеских проблем как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Большинство авторов типологий оперируют термином «конфликт», понимая его достаточно широко. В литературе по семейной и супружеской терапии на многих примерах продемонстрировано, что предъявляемые клиентом при-чины (которые и послужили основанием для вышеприведенного перечная) во многих случаях служат лишь поводом для обращения в консультацию. Они являются лишь описанием того, что происходит в отношениях, по какому поводу возникает взаимное недовольство супругов друг другом. Истинные причины при этом либо не предъявляются, либо, что бывает не менее часто, вовсе не осознаются супругами.

Цель работы: изучение нарушений коммуникации в структуре супружеских конфликтов.

Предмет исследования: 6 супружеских пар с нарушениями коммуникации разной выраженности в супружеских отношениях.

Гипотеза: удовлетворенность браком зависит от уровня развития коммуникативных навыков супругов.

Задачи исследования:

1) изучить основные подходы к общению в психологии,

2) на основе существующего в науке представления об общения определить факторы, влияющие на его эффективность,

3) выявить особенности эффективного и неэффективного общения в семье,

4) провести экспериментальную работу с целью обнаружения выявленных закономерностей на практике и определения возможных путей коррекции коммуникации в семье,

5) сделать выводы по результатам исследования.

5 стр., 2194 слов

Барьеры общения в семье

... социальная психология, конфликтология, психиатрия.  Семья является одной из наиболее кризисных сфер жизни современных россиян, что проявляется в дезорганизации общения в семье, малодетности, ... связанным вербальными и невербальными актами. Общение – это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Общение одухотворяет жизнедеятельность человека, в ...

Методы исследования: анализ литературы, эксперимент.

Глава 1. Понятие общения в психологии

1.1. Функции общения. Структура общения

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания……..

Заключение

Мы рассмотрели основные теоретические и практические вопросы, касающиеся работы психолога-консультанта с нарушениями коммуникаций в семье.

Впервой главе мы реализовали первое теоретическое приближение к проблеме нарушения коммуникаций, рассмотрев основные психологические представления о феномене общения в психологии.

В этой части работы были рассмотрены функции общения, структура общения, факторы, определяющие межличностное общение в целом, вне ситуационного контекста. Дальнейшее исследование призвано конкретизировать ситуационный контекст, и мы выявили основные характеристики общения в условиях совместной деятельности, взаимодействия людей, общения супругов.

Как показывает анализ подходов к специфике и динамике межличностного общения, основной формой нарушения коммуникации является конфликт. Конфликт находит место во многих областях человеческой активности, и один из самых частых контекстов проявления – это семья.

Если опираться на результаты проведенной нами психокорекционной работы, можно сделать вывод о том, что проблема уровня развития коммуникативных навыков супругов не влияет на удовлетворенность браком, что опровергает выдвинутую гипотезу.

На основе проведенной работы, а также, опираясь на изученный теоретический материал, была предложена система правил, позволяющих предупреждать возникновение семейных конфликтов.

Особый интерес для дальнейшего изучения проблемы может представлять выявление влиянии семейных конфликтов на динамику и проявления отдельных черт личности супругов.

Список литературы

1. Алешина Ю. Е. Исследования развода в западноевропейских странах и США и консультативная служба // Служба семьи: изучение опыта и прин-ципов организации / Ред. З. А. Янкова, А. Ф. Северина. M., 1981.

2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я. Отношение к себе и отношение к другим// Вести Моск. ун-та. Серия «Психология», 1981, № 4.

3. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская E. M. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. M., 1987.

4. Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубовская E. M. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультиро-вание. M., 1989.

5. Алешина Ю. Е., Петровская Л. А. Психологическая компетентность пропагандиста. Библиотечка психологии общения. M., 1989.

7 стр., 3046 слов

Организация работы психологической службы в школе №176

... любимой. На жизнь смотрит оптимистично. Есть небольшая эмоциональная проблема, ребенок легко раним, если видит со стороны ... Ребенок стремится к успеху, хочет развиваться свободно, любит общение. У Кати большое количество интересов. Стремится к ... Руководство службой осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Руководитель службы подчиняется директору школы. Диагностика младших ...

6. Андреева Г. М. Социальная психология. M., 1980.

7. Атватер Н. Я вас слушаю… M., 1988.

8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. M., 1988.

9. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. M., 1987.

10. Буртянский Д. Л., Кришталь В. В. Сексуальная дисгармония супружеской пары и ее коррекция: Учебное пособие для врачей. Харьков, 1982.

11. Василюк Ф. Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. Вопросы психологии, 1988. № 5.

12. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской не-вротической реакции (на примере энуреза) // Вести Моск. ун-та. Серия «Психология», 1985, № 4.

13. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. M., 1984,

14. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. M., 1985.

15. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. Х. Половое развитие ребенка в дош-кольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии / Ред. Я. Л. Коломинский, M. M. Лисина. Минск, 1985.

16. Кон И. С. В поисках себя. M., 1984.

17. Кон И. С. Введение в сексологию. M., 1989.

18. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. M., 1989.

19. Мишина Т. И. Исследования семьи в клинике и коррекция семейных отношений // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Ред. M. M. Кабанов, А. Е. Личко, B. M. Смирнов. Л., 1983.

20. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. M., 1982.

21. Поляков Ю. Ф., Спиваковская А. С. Психологическая коррекция; ее роль и место в профилактике заболеваний // Современные формы и методы организации психологической и психопрофилактической работы. Л., 1985.

22. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психоло-гического консультирования / Ред. А. А. Бодалев, В. В. Столин. M., 1989.

23. Смехов В. А. Опыт психологической диагностики и коррекции конф-ликтного общения в семье // Вопросы психологии, 1985, № 4.

24. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, 1987, № 6.

25. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. M., 1992.

26. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. M., 1990.

27. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор. Минск, 1992.