Пути формирования аэробных возможностей легкатлета

Содержание

Введение. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .3

Глава 1. Состояние вопроса. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .6

1.1Понятие об аэробных возможностях легкоатлета…6

Максимальное потребление кислорода…8

1.3Выносливость, как физическое качество…13

1.3.1. Методы развития выносливости. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 16

1.3.2. Методика развития выносливости. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .18

1.3.3. Средства воспитания выносливости. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .20

Глава 2. Цель, задачи, методы, методика и организация исследования…. . 25

2.1. Цель и задачи исследования. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .25

2.2. Методы исследования. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . .25

2.3. Методика и организация исследования. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 27

Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их

обсуждение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .29

3.1. Результаты исследования и их обсуждение. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .29

Заключение. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .32

Список литературы. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .33

Введение

Актуальность исследования.

Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления. А так же, высокий уровень общей выносливости — одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества.

Главная задача при развитии выносливости у спортсменов состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

18 стр., 8969 слов

Методика развития координационных способностей у боксеров 13−14 лет с применением игровых упражнений (из баскетбола)

... 13-14 лет Глава 2. Организация и методика исследования .1 Организация исследования 2.2 Методика развития координационных способностей у ... эффективна для решения задач воспитания специальных видов выносливости. На этом основано применение сдвоенных и строенных ... режима труда и отдыха, применением восстанавливающих средств. Методы и средства тренировки носят строго индивидуализированный характер. ...

Общая (аэробная) выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.

В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности.

В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды.

Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают, определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие ... связей между ними. Индивидуальная научная деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ученых, работающих ...

Актуальность данной проблемы, обусловила выбор темы исследования: Воспитание общей аэробной выносливости у детей среднего школьного возраста.

Цель исследования: Изучить формирование аэробных возможностей в легкой атлетике.

Задачи исследования:

Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

Создать условие для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

Определить физическое развитие спортсмена.

Разработать методику воспитания общей аэробной выносливости у спортсмена.

Объект исследования: Тренировочный процесс в легкой атлетике.

Предмет исследования: Формирование аэробных возможностей легкоатлета.

Гипотеза исследования: Предполагается, что применение упражнений на воспитание общей аэробной выносливости позволит существенно повысить уровень подготовленности у легкоатлета.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы;

Педагогическое наблюдение;

Педагогическое тестирование;

Методы математической статистики.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в 3 этапа.

Первый этап (1−5 марта 2016 г.) — изучение литературных источников по проблеме исследования, определение исходного уровня выносливости контрольной и экспериментальной групп, анализ и сравнение результатов педагогического тестирования.

Второй этап (5−26 марта 2016 г.) — реализация комплекса занятий (экспериментальная группа).

Тестирование проводилось дважды.

Третий этап (26−31 марта 2016 г.) — включал анализ воспитания выносливости спортсменов контрольной и экспериментальной группы.

Глава 1. Состояние вопроса

Понятие об аэробных возможностях легкоатлета

Дыхание — это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех непрерывных звеньев: внешнего дыхания; переноса газов; внутреннего (тканевого) дыхания. Работоспособность спортсмена определяется в основном тем, какое количество кислорода забрано из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки.

14 стр., 6868 слов

Экспериментальная психология 6

... личности. 2. Понятие экспериментального психологического исследования Экспериментальное психологическое исследование – это один из конкретных видов научного исследования, цель которого состоит ... проблемы, какой является проблема классификации экспериментальных психологических исследований. Организация и проведение экспериментального психологического исследования Этапы ЭПИ. Подготовка ЭПИ. Основной ...

Система внешнего дыхания состоит из легких, верхних дыхательных путей и бронхов, грудной клетки и дыхательных мышц.

Внешнее дыхание обеспечивает обмен газов, то есть насыщение венозной крови кислородом и освобождение ее от углекислоты. В физиологии дыхания функции внешнего дыхания разделяют на три основных процесса — вентиляцию, диффузию и перфузию.

Вентиляция — обмен газа между альвеолярным и атмосферным воздухом.

Перфузия — (орошение) легких кровью по сосудам малого круга.

Диффузия — это процесс пассивного перехода кислорода из легких через альвеолярно-капиллярную мембрану в гемоглобин легочных капилляров, с которыми кислород вступает в химическую реакцию.

Исследование функционирования внешнего дыхания в спорте позволяет оценить резервы спортсмена и его функциональные возможности. Исследование начинают со сбора анамнеза, затем переходят к осмотру.

Объем легких при выдохе и вдохе не всегда одинаков. Объем воздуха, вдыхаемый при обычном вдохе и выдыхаемый при обычном выдохе, называется дыхательным воздухом.

Остаточный воздух (ОВ) — объем воздуха, оставшийся в не возвратившихся в исходное положение легких.

Частота дыхания (ЧД) — количество дыхательных движений в минуту.

Глубина дыхания (ДО) — объем воздуха спокойного вдоха или выдоха при одном дыхательном цикле.

Минутный объем дыхания (МОД) — характеризует функцию внешнего дыхания.

Вентиляционный эквивалент (ВЭ) — соотношение между МОД и величиной потребления кислорода.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — состоит из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Общая емкость легких (ОЕЛ) — представляет собой сумму ЖЕЛ и остаточного объема легких, то есть того воздуха, который остается в легких после максимального выдоха и может быть определен только косвенно…

21 стр., 10067 слов

Методика развития скоростно-силовых способностей у боксеров 15−17 лет

... . 425 с. .Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. М. : Физкультура и спорт, 1978. 255 с. .Филин В. П., Фомин ... о дыхательной системе объем дыхания растет, а частота дыхания в одну минуту уряжается. Объем легких за счет функционального развития ... физиологические факторы (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.). 1.3 Средства и методы развития ...

Заключение

В ходе проделанной работы были изучены и проанализированы литературные источники.

Был определен исходный уровень воспитания общей аэробной выносливости у юношей 18−19 лет в двух группах: контрольной и экспериментальной.

На начало эксперимента обе группы имели примерно одинаковый средний уровень развития физических качеств.

В течение одного месяца экспериментальная группа тренировалась по специальной программе. В занятия экспериментальной группы включались комплексы упражнений, применяемых как в зале, так и на улице, кроссы. Занятия проводились 5 раз в неделю.

Тестирование на конец эксперимента показало изменения у экспериментальной группы в уровне физических качеств.

В контрольной группе не имелся прирост по тестам.

В экспериментальной группе прирост выше, что свидетельствует об эффективности применения комплексов учебно-тренировочных занятий.

Не исключено, что если бы кто-то из участников контрольной группы, вошел в состав экспериментальной, то он также улучшил бы свои результаты.

Список литературы

1. Петров, Ф.Н. Педагогическая энциклопедия. Том 1: Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста/ Ф.Н. Петров., А.И. Каиров — Москва: Издательство Советская Энциклопедия, 1964 — с 300−310.

2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высших учебных заведений: 3 книга, — 4-е издание/ Р.С. Немов — Москва: Издательство ВЛАДОС, 2001.- с 161.

3. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений/ Б.Н. Минаев., Б.М. Шиян — Москва: Издательство Просвещение, 1989 — с 222.

4. Лаптев, А.П. Гигиена физической культуры и спорта/ Учебник для институтов физической культуры/ А.П. Лаптев., А.А. Минин — Москва, Издательство Физкультура и спорт, 1976 — с 21−25.

5. Жуков, О.Ф., Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14−17 лет. Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"/ С.П. Левушкин., О.Ф. Жуков — Издательство Физкультура и спорт, 2004 — с 41−46

1 стр., 478 слов

Новый подход к психодиагностическому обеспечению в спорте высших достижений (методика «ПДМ-10»)

... В.К. Гегамян Аспирант Армянский государственный институт физической культуры) методика психодиагностика достижение спорт Литература 1. Дашкевич О.В. Методы исследования эмоций спортсменов ... ., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серов Л.К. - «Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1984. 3. Практикум по общей и экспериментальной ...

6. Фомин, Н.А., Физиологические основы двигательной активности/ Н.А. Фомин., Ю.Н. Вавилов — М.: «ФиС», 1991.

7. Хрущев, С.В. «Детская спортивная медицина». Руководство для врачей/ С.В. Хрущев — М. Медицина, 1991.

8. Жуков, О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14−17 лет. Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"/ О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин — Москва: Издательство Просвещение, 2004 — с 41−46.

9. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств).

Учебное пособие/ А.В. Карасев., А.А. Сафонов — Москва: Лептос, 1994. — с. 232 -262.

10. Каганов Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Физкультура и спорт» № 5)./ Л.С. Каганов — Москва: Знание, 1990. — с. 3 — 6.

11. Барышев Н.В. Физическая культура: программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1−11 классы)/ Н.В. Барышев — Самара 1995.

12. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики/ В. М Зациорский — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.

13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: Учебное пособие/ Л.П. Матвеев — Москва: ФиС, 1991. — с. 532.

14. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов/ В. И Лях., М. Я Виленский. — М.: «Просвещение», 2002. — 125 с.

15. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебное пособие/ Н.В. Решетников., Л.Е. Кислицин — М.: «Академия», 2002. — с 152.

10 стр., 4803 слов

Методические указания для практических занятий по дисциплине «педагогическая Психология и методика преподавания психологии в средних учебных заведениях»

... . : Высш.шк., 2007 .— 639с. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. — 250 с. Ткачева, М ... . Регуш Л., Орлова А.Педагогическая психология. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения: Учебное пособие. СПб:Питер, 2011. 416 с.Режим ... под ред. В. А. Сластёнина .— 6-е изд., стер. — Москва : Академия, 2011 .— 224 с. : ил. — (Высшее профессиональное образование ...

16. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания/ Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1987.-С. 149−153.

17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л. П Матвеев — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 343 с.

18. Лях, В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1−11 классов/ В.И. Лях., А.А. Зданевич — Москва: Издательство Просвещение, 2011 — с 20−23.

19. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов/ М. Я Набатникова — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.

20. Решетняков, Н.Р. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних спец-х учреждений/ Н.Р. Решетняков., Ю. Л Кислицин — М.: Издательство центр «Академия», 1998.

21. Фарфель, В.П. «Направление движениями в спорте"/ В.П. Фарфель — М.: «ФиС», 2005.

22. Мейксона, Г. Б. Методика физического воспитания школьников/ Г. Б. Мейксона., Л.Е. Любомирский — Москва: Редакция Просвещение 1989 — с 143.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж. К Холодов., В. С Кузнецов. — М.: «Академия», 2000. — 480 с.

24. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике обучения физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов., В. С Кузнецов — М.: «Академия», 2001. — 144 с.

25. Петровский, В. В. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке [Текст] / В. В. Петровский — Киев: Здоровье, 2005. — 78 с

26. Макаров, А. Бег на средние и длинные дистанции/ А. Макаров — М.: Физкультура и спорт, 2006. — 112 с.

27. Семенов, В. П. Методика преподавания легкой атлетики в школе/ В. П. Семенов — М.: Просвещение, 2002. — 34 с.

28. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культуры/ М.А. Годик — М: Физкультура и спорт, 2008 — 197с.

29. Гойхман, П. Н. Легкая атлетика в школе/ П. Н. Гойхман., О. Н. Трофимов. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 200 с.

30. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (2-е издание)/ Ж.К. Холодов., В.С. Кузнецов — Москва: Академия, 2001. — с. 103 — 121.

31. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта.: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва./Ф.П. Суслов — Москва: ФиС, 1997. — с. 416.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector