Пути формирования аэробных возможностей легкатлета

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Состояние вопроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1Понятие об аэробных возможностях легкоатлета…………………….6

Максимальное потребление кислорода……………………………….8

1.3Выносливость, как физическое качество……………………………………13

1.3.1. Методы развития выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

1.3.2. Методика развития выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

1.3.3. Средства воспитания выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Глава 2. Цель, задачи, методы, методика и организация исследования…. . . 25

2.1. Цель и задачи исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

2.2. Методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

2.3. Методика и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их

обсуждение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

3.1. Результаты исследования и их обсуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Введение

Актуальность исследования.

Надо признать, что выносливость нужна всем спортсменам и здесь не может быть исключений. К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления. А так же, высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества.

Главная задача при развитии выносливости у спортсменов состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

18 стр., 8969 слов

Методика развития координационных способностей у боксеров 13-14 ...

... развития координационных способностей. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы; контрольное испытание; педагогический эксперимент, анализ полученных данных. Глава 1. Теоретические основы развития ... коллективизм. Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «Методика развития координационных способностей у боксеров 13 ...

Общая (аэробная) выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции.

В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности.

В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды.

Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают, определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Актуальность данной проблемы, обусловила выбор темы исследования: Воспитание общей аэробной выносливости у детей среднего школьного возраста.

Цель исследования: Изучить формирование аэробных возможностей в легкой атлетике.

Задачи исследования:

Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

Создать условие для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

Определить физическое развитие спортсмена.

Разработать методику воспитания общей аэробной выносливости у спортсмена.

Объект исследования: Тренировочный процесс в легкой атлетике.

Предмет исследования: Формирование аэробных возможностей легкоатлета.

Гипотеза исследования: Предполагается, что применение упражнений на воспитание общей аэробной выносливости позволит существенно повысить уровень подготовленности у легкоатлета.

Методы исследования:

Анализ научно-методической литературы;

Педагогическое наблюдение;

Педагогическое тестирование;

Методы математической статистики.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в 3 этапа.

Первый этап (1-5 марта 2016 г.) — изучение литературных источников по проблеме исследования, определение исходного уровня выносливости контрольной и экспериментальной групп, анализ и сравнение результатов педагогического тестирования.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... полученных в ходе практического исследования педагогических фактов. Теоретический уровень исследования – исследование, в котором выдвигаются и формулируются основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ... будущие события и факты. Методологический уровень исследования – на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы изучения педагогических ...

Второй этап (5-26 марта 2016 г.) — реализация комплекса занятий (экспериментальная группа).

Тестирование проводилось дважды.

Третий этап (26-31 марта 2016 г.) — включал анализ воспитания выносливости спортсменов контрольной и экспериментальной группы.

Глава 1. Состояние вопроса

Понятие об аэробных возможностях легкоатлета

Дыхание – это единый процесс, осуществляемый целостным организмом и состоящий из трех непрерывных звеньев: внешнего дыхания; переноса газов; внутреннего (тканевого) дыхания. Работоспособность спортсмена определяется в основном тем, какое количество кислорода забрано из наружного воздуха в кровь легочных капилляров и доставлено в ткани и клетки.

Система внешнего дыхания состоит из легких, верхних дыхательных путей и бронхов, грудной клетки и дыхательных мышц.

Внешнее дыхание обеспечивает обмен газов, то есть насыщение венозной крови кислородом и освобождение ее от углекислоты. В физиологии дыхания функции внешнего дыхания разделяют на три основных процесса – вентиляцию, диффузию и перфузию.

Вентиляция – обмен газа между альвеолярным и атмосферным воздухом.

Перфузия – (орошение) легких кровью по сосудам малого круга.

Диффузия – это процесс пассивного перехода кислорода из легких через альвеолярно-капиллярную мембрану в гемоглобин легочных капилляров, с которыми кислород вступает в химическую реакцию.

Исследование функционирования внешнего дыхания в спорте позволяет оценить резервы спортсмена и его функциональные возможности. Исследование начинают со сбора анамнеза, затем переходят к осмотру.

Объем легких при выдохе и вдохе не всегда одинаков. Объем воздуха, вдыхаемый при обычном вдохе и выдыхаемый при обычном выдохе, называется дыхательным воздухом.

Остаточный воздух (ОВ) – объем воздуха, оставшийся в не возвратившихся в исходное положение легких.

Частота дыхания (ЧД) – количество дыхательных движений в минуту.

Глубина дыхания (ДО) – объем воздуха спокойного вдоха или выдоха при одном дыхательном цикле.

Минутный объем дыхания (МОД) – характеризует функцию внешнего дыхания.

Вентиляционный эквивалент (ВЭ) – соотношение между МОД и величиной потребления кислорода.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – состоит из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.

Общая емкость легких (ОЕЛ) – представляет собой сумму ЖЕЛ и остаточного объема легких, то есть того воздуха, который остается в легких после максимального выдоха и может быть определен только косвенно…

Заключение

В ходе проделанной работы были изучены и проанализированы литературные источники.

Был определен исходный уровень воспитания общей аэробной выносливости у юношей 18-19 лет в двух группах: контрольной и экспериментальной.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

На начало эксперимента обе группы имели примерно одинаковый средний уровень развития физических качеств.

В течение одного месяца экспериментальная группа тренировалась по специальной программе. В занятия экспериментальной группы включались комплексы упражнений, применяемых как в зале, так и на улице, кроссы. Занятия проводились 5 раз в неделю.

Тестирование на конец эксперимента показало изменения у экспериментальной группы в уровне физических качеств.

В контрольной группе не имелся прирост по тестам.

В экспериментальной группе прирост выше, что свидетельствует об эффективности применения комплексов учебно-тренировочных занятий.

Не исключено, что если бы кто-то из участников контрольной группы, вошел в состав экспериментальной, то он также улучшил бы свои результаты.?

Список литературы

1. Петров, Ф.Н. Педагогическая энциклопедия. Том 1: Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста/ Ф.Н. Петров., А.И. Каиров — Москва: Издательство Советская Энциклопедия, 1964 — с 300-310.

2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высших учебных заведений: 3 книга, – 4-е издание/ Р.С. Немов — Москва: Издательство ВЛАДОС, 2001.- с 161.

3. Минаев, Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений/ Б.Н. Минаев., Б.М. Шиян — Москва: Издательство Просвещение, 1989 — с 222.

4. Лаптев, А.П. Гигиена физической культуры и спорта/ Учебник для институтов физической культуры/ А.П. Лаптев., А.А. Минин — Москва, Издательство Физкультура и спорт, 1976 — с 21-25.

5. Жуков, О.Ф., Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет. Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»/ С.П. Левушкин., О.Ф. Жуков — Издательство Физкультура и спорт, 2004 — с 41-46

6. Фомин, Н.А., Физиологические основы двигательной активности/ Н.А. Фомин., Ю.Н. Вавилов — М.: «ФиС», 1991.

7. Хрущев, С.В. «Детская спортивная медицина». Руководство для врачей/ С.В. Хрущев — М. Медицина, 1991.

8. Жуков, О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет. Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка»/ О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин — Москва: Издательство Просвещение, 2004 — с 41-46.

9. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств).

Учебное пособие/ А.В. Карасев., А.А. Сафонов — Москва: Лептос, 1994. – с. 232 -262.

10. Каганов Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Физкультура и спорт» № 5)./ Л.С. Каганов — Москва: Знание, 1990. – с. 3 – 6.

11. Барышев Н.В. Физическая культура: программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классы)/ Н.В. Барышев — Самара 1995.

12. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики/ В.М Зациорский – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры.: Учебное пособие/ Л.П. Матвеев — Москва: ФиС, 1991. – с. 532.

9 стр., 4017 слов

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

... характеристику метода строго регламентированного упражнения при обучении двигательным действиям в физическом воспитании 2.Охарактеризовать особенности методики обучения двигательным действиям у детей школьного возраста Методы исследования. Анализ научно ...

14. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов/ В.И Лях., М.Я Виленский. – М.: «Просвещение», 2002. – 125 с.

15. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебное пособие/ Н.В. Решетников., Л.Е. Кислицин – М.: «Академия», 2002. – с 152.

16. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания/ Е. П. Ильин. — М.: Просвещение, 1987.-С. 149-153.

17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П Матвеев – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 343 с.

18. Лях, В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов/ В.И. Лях., А.А. Зданевич — Москва: Издательство Просвещение, 2011 – с 20-23.

19. Набатникова, М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов/ М.Я Набатникова – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.

20. Решетняков, Н.Р. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних спец-х учреждений/ Н.Р. Решетняков., Ю.Л Кислицин — М.: Издательство центр «Академия», 1998.

21. Фарфель, В.П. «Направление движениями в спорте»/ В.П. Фарфель — М.: «ФиС», 2005.

22. Мейксона, Г.Б. Методика физического воспитания школьников/ Г.Б. Мейксона., Л.Е. Любомирский — Москва: Редакция Просвещение 1989 — с 143.

23. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К Холодов., В.С Кузнецов. – М.: «Академия», 2000. – 480 с.

24. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике обучения физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов., В.С Кузнецов – М.: «Академия», 2001. – 144 с.

25. Петровский, В. В. Методы педагогического контроля в спортивной тренировке [Текст] / В. В. Петровский – Киев: Здоровье, 2005. – 78 с

26. Макаров, А. Бег на средние и длинные дистанции/ А. Макаров – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 112 с.

27. Семенов, В. П. Методика преподавания легкой атлетики в школе/ В. П. Семенов – М.: Просвещение, 2002. – 34 с.

28. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для ин–тов физ. культуры/ М.А. Годик – М: Физкультура и спорт, 2008 – 197с.

29. Гойхман, П. Н. Легкая атлетика в школе/ П. Н. Гойхман., О. Н. Трофимов. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 200 с.

30. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (2-е издание)/ Ж.К. Холодов., В.С. Кузнецов — Москва: Академия, 2001. – с. 103 – 121.

31. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта.: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва./Ф.П. Суслов — Москва: ФиС, 1997. – с. 416.