СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Речь и речевая деятельность……………………………………………… 4
2. Понятие о языковой личности………………………………………… 6
3. Психолингвистические особенности межличностного общения…… 7
Заключение………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы…………………………………….. 23
ВВЕДЕНИЕ
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных социальных психологов и лингвистов в связи ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.
Общение – это одна из наиболее важных сфер человеческой жизни, т.к. человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются, прежде всего, межличностные отношения.
Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным, «лицом к лицу», и опосредованным теми или иными средствами, например, техническими (телефон, телеграф и т.д.); включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским; субъект-субъектным (диалогическим, партнерским) или субъект-объектным (монологическим).
Но в любом случае, каким бы оно не было, общение помогает оценить уникальность, непохожесть каждого человека, его личностные качества и особенности.
Цель данной работы – раскрыть особенности межличностного общения с точки зрения психолингвистики.
Задачи, которые были поставлены в данной работе:
— раскрыть понятия «речевая деятельность» и «языковая личность»;
— дать характеристику психолингвистических особенностей межличностного общения.
1. Речь и речевая деятельность
Межличностное общение непременно связано с языком и речевой деятельностью человека, которая есть совокупность пси-хофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
Речь есть воплощение, реализация языка (системы языка), который обнаруживает себя только в речи и только через неё выполняет своё коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием вид общения, создаваемый приложением языка (кода), с одной стороны, к конкретной действительности, а с другой – ко всякий раз иной коммуникативной ситуации. Речь вводит язык в прагматический контекст.
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...
... эмоции и чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами ... повышает ли она общий уровень интеллектуальности общества и, тем самым, «ступень общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой ...
Речь как индивидуальный акт воли и разума говорящих пред-полагает, с одной стороны, комбинации, в которых говорящий использует код языка с целью выражения своей мысли и, с другой стороны, психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации, что собственно и есть речевая деятельность.
Известный психолог А.А. Леонтьев отмечает: «Речь – не самоцель, собственно речевого мотива обычные высказывания не имеют. Побуждением к речевому акту в естественных условиях всегда является что-либо, лежащее за пределами языка. Мы говорим не для того, чтобы сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, каким-либо образом на кого-либо воздействовать, проявить внимание к кому-либо и пр. Другими словами, мотив речи заключен не в самой речи, а в деятельности высокого ранга – деятельности общения (коммуникативной), и, следовательно, говорить о речи как о деятельности мы можем лишь в том случае, если рассматриваем ее в рамках коммуникации».
Лингвист Бодуэн де Куртене в отношении речи также считал, что она основана на «общительном характере человека и его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма и сообщать их существам, ему подобным, то есть другим людям».
Автор речи создает ее, как правило, не для себя, а для другого. Речь всегда «отнесена» к человеку, ее адресату, которым может быть один человек или группа людей. Таким образом, можно выявить универсальные законы порождения, восприятия и понимания речи, которым подчиняются все говорящие.
Однако, необходимо учитывать, что все люди отличаются друг от друга. Каждый человек, независимо от своих влечений, способностей, пристрастий и ценностных ориентаций, есть личность, которую следует рассматривать, прежде всего, не изолированно, а в системе отношений с другими людьми и социальными институтами.
Но люди отличаются друг от друга не только своими психофизиологическими характеристиками, но и речевыми особенностями. Индивидуальный характер речи – один из основных её признаков – проявляется в том, что речевая деятельность всегда осуществляется определённым лицом, передающим в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он по своему усмотрению выбирает слова и структуры предложения. Говорящий относит языковые номинации к тем или иным объектам действительности, наделяя слова речевым значением, сочетает их между собой и выбирает тот или другой стиль (манеру) сообщения (фамильярный, официальный, почтительный, пренебрежительный и т. п.), которому придаёт голосовое или письменное воплощение, и, наконец, использует высказывание с нужным для себя ком-муникативным заданием….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение, которое складывается в процессе речевой деятельности, является важнейшей средой обитания человека. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта.
Тема 2: «Речь, как психическая деятельность»
... овладением собственным поведением. Речь с помощью процессов порождения и восприятия сообщений служит средством общения, регуляции и контроля собственной деятельности. Она занимает ведущее ... это сложные системные психические процессы (сознательные формы психической деятельности), формирующиеся в процессе развития человека под влиянием общества, связанные с употреблением знаков, обеспечивающие ...
Однако, необходимо отметить, что если несколько веков назад в мире и обществе преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и опосредованное общение. Кроме того, очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Мы стали свидетелями, как появились и вошли в повседневный обиход многих людей факсы, электронная почта, Интернет и т.д. Все это привело к тому, что люди разучились общаться непосредственно друг с другом. Развитие цивилизации, определяющее постоянное совершенствование средств связи и многообразных каналов информации, приводит к противоречию между формой, средствами общения и его содержанием, глубиной. С одной стороны, человек без особого труда может установить контакт даже с теми субъектами, которые находятся вдали от него; с другой – совершенствование средств связи не обеспечивает качество и глубину общения.
А качество общения определяется, во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет в процессе общения с другими людьми и, в-третьих, возможностями саморазвития личности.
СПИ СОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белянин В.П. Психолингвистика. – М.: Флинта, 2003. – 232 с.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: Высшая школа, 1998. – 320 с.
3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. – М.: Лабиринт, 1977. – 224 с.
4. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: Наука, 1974. – 368 с.
5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2003. – 320 с.