Психофизиологические особенности вратарей в футболе

Курсовая работа

Психофизиологические особенности вратарей в футболе

Содержание

Введение

Глава 1. Психофизиологические особенности вратарей

1.1 Психологическая характеристика игры вратаря

1.1.1 Эмоциональное состояние вратаря во время игры

1.1.2 Волевые качества вратаря

1.1.3 Особенности восприятия вратарем происходящих изменений на футбольном поле

1.2 Особенности мышления вратарей

1.3 Морфофункциональные особенности вратарей в футболе

Глава 2. Психофункциональные особенности вратарей в футболе

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Список используемой литературы

Введение

Футбол одна из самых популярных игр во всем мире. Так же этот вид спорта очень популярен и России, в нашей стране значительно много внимания уделяют футболу.

Вратарь является очень важным звеном команды, так как их вклад в результат исхода игры в настоящее время составляет от 50 до 70%. Вратаря направляет деятельность полевых игроков, показатель их игры во многом зависит от поведения и действий вратаря.

Структурно-функциональная характеристика деятельности вратаря в футболе отличается значительной сложностью. Вратарь должен быстро и адекватно реагировать в игровой ситуации, принимать правильные решения. Эффективность деятельности вратаря зависит от показателей его взрывных усилий, которые зависят от уровня возбудимости, лабильности и подвижности соматосенсорных центров центральной нервной системы и ее устойчивости к прогрессирующему психоэмоциональному и физическому утомлению.

Цель исследования — определить психофункциональные особенности вратарей команды мастеров.

Глава 1. Психофизиологические особенности вратарей

18 стр., 8509 слов

Психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошко

Форма Ф.4-40. Министерствообразования Московской области Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Истринский педагогический колледж Московской области Психолого-педагогические особенности сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте Выпускная квалификационная работа Выполнила студентка 4 курса 42 группы Петрейкина Г.А. ...

1.1 Психологическая характеристика игры вратаря

Футбольный вратарь — центральная фигура в команде. От его деятельности во многом зависит результат игры команды. Надежная игра вратаря вселяет спокойствие и уверенность в действия партнеров, побуждает к атакующим действиям, к проявлению инициативы и творчества. Слабая игра вратаря вносит нервозность и хаотичность в действия партнеров и, как правило, приводит к поражению команды. Структура и содержание игровой деятельности вратаря, связанные с его функциональными обязанностями, значительно отличаются от деятельности полевого игрока. Вратарь как и игроки постоянно участвует в игре в течение 90 минут чистового игрового времени и находится в высоком физическом и особенно психическом напряжении. (1).

Особенность его игровой деятельности предъявляет повышенные требования к развитию физических и психических качеств вратаря. (1).

Среди психических качеств вратаря следует выделить внимание, восприятие и волевые качества. (1).

Эффективность игровой деятельности вратаря в значительной мере связывают с проявлением внимания, его объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. При этом под объемом внимания понимается способность вратаря одновременно держать в поле зрения несколько объектов: мяч, игроков противника и партнеров. (1).

Концентрация внимания на наиболее важном объекте продолжительное время свидетельствует об интенсивности внимания, а умение противостоять различным отвлекающим действиям определяется устойчивостью внимания. (1).

Способность контролировать сразу несколько объектов — движение мяча, игроков противника и партнеров — и быстро переключаться с одних на другие свидетельствует о распределении и переключении внимания. (1).

Умение вратаря ориентироваться в сложной обстановке связано с процессом восприятия. Оно определяется периферическим и глубинным зрением и включает специфические виды восприятия: «чувство ворот», «чувство мяча», «чувство времени и пространства». (1).

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем" Кузнецова Лариса Михайловна, педагог-психолог Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба Человек есть “человек играющий”, homo ludens. Хейзенга. Игра: “ мы едем, едем, едем” Время игры: 1 час – 1 час 20 минут Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 10 – 14 лет. Цель: мотивация учащихся на игровое взаимодействие ...

Игра вратаря во многом зависит от степени проявления волевых качеств: смелости, решительности, целеустремленности и настойчивости, инициативности и дисциплинированности, выдержки и самообладания. Успешность игровой деятельности вратаря помимо физических и психических качеств определяет и высокий уровень технико-тактической подготовленности. (1).

Вратарь — надежная защита футбольной команды. От его техники и резкости рук зависит дальнейший исход протекания игры. В его руках — судьба всей команды. (2).

На плечи вратаря возлагается большая ответственность. Дабы оправдать надежды команды и немалые усилия тренера, вратарю необходимо осознавать свою значимость в этой малой группе. (2).

За время матча, в футбольные ворота направляется противником множество ударов, и у вратаря нет другого выхода, нежели решать ситуации любыми способами — даже когда нет возможности с играть верхних и нижних конечностей рук и ног из-за дефицита времени. Как итог, вратарь вынужден собственным телом прикрывать командные ворота. (2).

1.1.1 Эмоциональное состояние вратаря во время игры

Для вратаря во время игры характерны ярко выраженные положительные и отрицательные состояния, интенсивные переживания удовольствия и неудовольствия, причем переменность успеха определяет разную их смену. Интенсивность эмоциональных состояний зависит от значимости и ответственности игры. (3).

Характер и содержание эмоциональных состояний оказывает большое влияние на активность вратаря в процессе учебно-тренировочных занятий и на эффективность игровых действий. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогают спортсмену избежать излишнего возбуждения во время тренировочных занятий и соревнований, сохранить нужную координацию и точность движений, ясность тактической мысли и т. п. (3).

В процессе игры вратарь должен уметь контролировать свое эмоциональное состояние и использовать приемы произвольного снижения напряжения путем релаксации(расслабления) мышц и с помощью специфических дыхательных упражнений. (3).

15 стр., 7136 слов

Игра в учебном процессе

Оглавление Введение Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1 История, содержание и функции игры 1.2 Виды игр. Условия эффективности игры как воспитательного средства 1.3 Роль игры в педагогическом процессе Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 2.1 Выбор методик и организация исследования 2.2 Анализ и интерпретация полученных ...

Признаками общего эмоционального напряжения, в результате которого вероятно понижение психических и сенсомоторных показателей, являются

— основные группы мышц, которые непроизвольно сократились, и наступила скованность;

— мимика, отражающая эмоциональное возбуждение;

— поверхностное дыхание с явно сокращенной фазой выдоха.(3).

1.1.2 Волевые качества вратаря

Футболист предъявляет большие требования к волевым качествам вратаря. При равном техническом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе, целеустремленность и настойчивость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность. (3).

Для того, чтобы развить необходимые волевые качества, следует прежде всего исходить из специфических трудностей, с которыми сталкиваются вратари в процессе своей спортивной деятельности. Существует два вида трудностей: объективные, обусловленные особенностями вида спорта, и субъективные, зависящие от личности спортсмена. (3).

Основными волевыми качествами вратаря являются смелость, уверенность в своих силах, решительность. Проявление этих качеств связано с преодолением болевых ощущений, умением мужественно переносить неудачи (от них никто не застрахован) и обусловлено психической устойчивостью голкипера. (3)

Воля воспитывается и закаляется в процессе преодоления трудностей и препятствий, поэтому основным средством воспитания волевых качеств футболистов является систематическое выполнение в процессе тренировки упражнений, требующих применения волевых усилий. (3).

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

— для выполнения упражнений тренирующийся должен затрачивать достаточные волевые усилия (своевременное и постоянное усложнение упражнений, повышение объема и интенсивности нагрузки и т.д.);

— в тренировку необходимо включать упражнения, требующие максимальных волевых усилий (упражнения на предельное мышечное напряжение, достижение максимальной скорости движений на фоне утомления, работа «через не могу»);

— все усилия вратаря должны быть направлены на воспитание воли (в ходе занятий тренер отмечает случаи проявления футболистами нерешительности, отсутствия самообладания и т.д.);

2 стр., 541 слов

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности» Югорск ХМАО 2004 Оглавление Введение ……………………………………………………………………………3 1. Усвоение и использование познавательных процессов в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………………7 1.1. Задачи и средства выполнения познавательных действий……………...7 1.2. Развитие воображения в младшем дошкольном возрасте ...

— вся работа по воспитанию волевых качеств должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей футболиста — его типа высшей нервной деятельности, особенностей характера и моральных сторон личности. (3).

Даже такое качество, как смелость, формируется в ходе тренировок. Главное здесь — не поддаться искушению закрывать глаза, когда в тебя летит мяч. Смелость вратаря развивается с опытом и практикой, в то же время на это качество отрицательно воздействуют серьезные травмы (повреждение лица, сотрясение мозга и т.п.).

(3).

Решительность вратаря неразрывно связана с его смелостью. Он должен уметь быстро принимать нужные решения при известном риске получить травму, неудачно выполнить в ответственный момент прием или выбрать неправильное решение, ухудшив тем самым положение своей команды. (3).

Воспитанию решительности и смелости помогают упражнения, для выполнения которых необходимо преодолеть чувство страха. (3).

Большую роль в воспитании волевых качеств играет стимулирование (моральное и материальное) в преодолении трудностей во время тренировок и соревнований. (3).

Эффективность стимулирования прямо зависит от того, насколько сила и направленность стимула соответствует конкретной ситуации. Несоответствие стимулирования, как положительного, так и отрицательного (чрезмерно или недостаточно сильные стимулы), неизбежно ведет к обесцениванию принимаемых мер. (3).

Футбол предъявляет весьма высокие требования к восприятию, вниманию, мышлению, памяти, эмоционально-волевой сфере, скорости реакции спортсмена, а также требует от вратарей исключительной точности и избирательности движений. (3).

Развивая интуицию вратаря, надо выделять отдельные задачи: предвидение последующего или нескольких следующих движений соперника непосредственно перед ударом по воротам; предугадывание как вида, так и способа этого удара; умение не реагировать на обманные движения соперника с мячом; предвидение поведения партнеров при игре в защите. В игровой практике большинство защитных действий вратаря является результатом его предвидения удара, а не быстроты реакции. Систематические занятия футболом содействуют развитию быстроты реакции. (3).

2 стр., 721 слов

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводиться к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого ...

1.1.3 Особенности восприятия вратарем происходящих изменений на футбольном поле

Зрительное восприятие. Умение видеть одновременно как можно больше игроков, их положение и перемещение по полю, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях являются важнейшими качествами вратаря, которые, прежде всего, связаны с развитием зрительного восприятия. (3).

Современный футбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игроков, внезапной сменой игровых ситуаций — все это предъявляет высокие требования к объему, интенсивности, устойчивости внимания, и требует от вратаря мгновенного переключения и широкого распределения внимания. Можно наблюдать, как голкипер вследствие недостаточно развитого распределения внимания сосредотачивает его только на действиях игрока с мячом и не видит действий других футболистов, поэтому изменение игровой ситуации может застать его врасплох. (3).

Внимание спортсмена сильно колеблется во времени. Психологи доказали, что внимание — величина непостоянная. Вратари не могут постоянно с наивысшим напряжением следить за мячом. Наибольшая концентрация внимания вратаря отмечается во время игры своей команды в защите, особенно при непосредственной опасности для ворот. Причинами деконцентрации внимания могут быть собственные ошибки, ошибки партнеров по команде, недостаточная воля к победе, необъективные решения судей, нетактичное поведение зрителей, а также травмы и усталость. (3).

1.2 Особенности мышления вратарей

Мышление вратаря в процессе игровых действий характеризуется следующими психологическими особенностями:

— мышление вратаря напрямую зависит от совершенства его техники;

— мышление носит наглядно-образный характер, требующий высокого развития пространственных и временных представлений. (3).

В тактических действиях вратаря реализуется его творческое мышление: память, представление и воображение. В футболе побеждает тот, кто действует не по шаблону, а обладает умением осуществлять тактические замыслы с учетом действия соперника, причем все это необходимо делать в условиях жесткого лимита времени и в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Для достижения победы необходимо правильно находить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперника ходы, создавать ситуации, наиболее благоприятные для себя и наименее благоприятные для соперника, что и составляет тактическое мастерство вратаря. (3).

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов (элементов) производственной среды, оказывающих влияние на работоспо­собность и здоровье человека в процессе труда Основные факторы и методы оценки условий труда на рабочем месте. Условия труда непосредственно на рабочем месте, участке, в цехе представляют собой совокупность факторов ( ...

1.3 Морфофункциональные особенности вратарей в футболе

В футболе, как и в других игровых видах спорта, отсутствует стандартность (стереотипность), что предъявляет очень высокие требования к уровню функционирования ЦНС как системы управления двигательной деятельностью игроков. Но самое главное — это тот факт, что на поле не бывает много времени на восприятие информации об обстановке на игровой площадке, выбор программы действий, ее реализацию и коррекционные мероприятия, — наоборот, игроки, а, тем более голкипер, действуют в условиях дефицита времени. Все действия футболистов связаны с механизмом сложных реакций (реакция выбора, реакция на движущийся объект и реакция антиципации) и характеризуются быстротой и точностью восприятия, своевременностью ответных движений. Как правило, лучшие показатели быстроты двигательных реакций у вратарей (4, 5, 6, 7).

Деятельность вратаря в игре носит переменный характер — можно 1-2 минуты простоять в условиях относительного спокойствия, или, наоборот, в течение того же времени, практически без отдыха быть в игре. Частота сердечных сокращений голкипера в процессе игры увеличивается со 120 уд/минуту до 180-190 уд/минуту, что предъявляет высокие требования к работе нервной системе в координации реализации двигательных программ. При этом почти довольно часто вратарю приходится играть в условиях противоборства с игроками команды противника (7).

Одной из очень важных физиологических особенностей двигательных навыков вратаря является то, что спортсмен, выполняя те или иные приемы, регулирует свои движения и мышечные усилия в зависимости от расстояния между собой и другими игроками, мячом, воротами. Все это требует выработки зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных восприятий, точных движений.

Большое значение для вратаря при выполнении технических приемов имеет дифференцировка двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичными только для данного вида спорта и данного игрового амплуа. Немаловажное значение имеет ощущение равновесия, так как во время борьбы за голкипер часто оказывается в очень неустойчивом положении. Находясь в таком положении, он не только должен сохранять равновесие, но и выполнять сложные технические приемы (8).

вратарь футбольный психологический моторный

Игра в футбол требует максимальной скорости реагирования. В спортивных играх нет простых реакций, а характерной особенностей сложных является то, что раздражители, на которые реагирует вратарь, находятся не только перед ним, но и справа или слева. Скорость реакций у спортсменов не является постоянной. В известной мере она определяется эмоциональным состоянием (предстартовое возбуждение, апатия и т.д.), состоянием тренированности, степенью утомления (9).

Одним из признаков высокого спортивного мастерства вратаря является совершенное владение техникой рук. В основе его лежит очень тонкая и точная дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы в условиях игровых ситуаций. Основную роль при этом в сложном специализированном восприятии наряду с другими ощущениями играют мышечно-двигательные и зрительные ощущения, благодаря которым вратарь отчетливо воспринимает направление и скорость своих движений, очень тонко их согласовывает, чем обеспечивает наибольшую точность действий.

В связи со спецификой игровых действий у вратаря, в отличие от полевых игроков, имеется своя специфика мышечно-двигательных ощущений. Она формируется в процессе длительной и систематической тренировки и является убедительным показателем технического мастерства и состояния спортивной формы вратаря (10).

Также у голкипера имеются и другие специализированные восприятия, такие как чувство времени и пространства (11).

Футбол характеризуется динамикой игровых ситуаций, высокой скоростью выполнения технико-тактических действий, напряженным, достаточно длительным процессом соревновательной борьбы. Успешная игровая деятельность в футболе зависит от способностей спортсменов к экстренному принятию решений, быстрому переключению отдельных моторных программ, мгновенным реакциям, предвидению и др. Предпосылкой этих способностей могут быть высокая лабильность и подвижность нервных процессов, а также достаточные объем и переключаемость внимания. Длительность, напряженность, а подчас и драматизм соревновательной борьбы предъявляют соответствующие требования к выносливости и устойчивости психомоторных функций, к силе и уравновешенности основных нервных процессов спортсменов (7, 8).

Глава 2. Психофункциональные особенности вратарей в футболе

2.1 Организация и методика исследования

Исследование проводилось на базе ФК «Академия Футбола» и «Академия Футбола-95» в 2010-2011 гг. в конце соревновательного периода. В связи с тем, что специфика футбола предполагает ограниченное количество вратарей в команде — максимум 3 человека, то организационные сложности в эксперименте позволили нам на данном этапе провести исследование на малой выборке (3 человека в двух команд).

В работе использовался программно-аппаратный комплкес «ПсихоТест» производства ООО «НейроСофт» г. Иваново. Исследовали следующие показатели: среднее время и точность (по коэффиеценту Уипла) зрительно-моторных реакций как в простых условиях (тест «Простая зрительно-моторная реакция» (ПЗМР), так и в условиях выбора (тест «Реакция выбора» (РВ)) и помех (тест «Помехоустойчивость»); критическая частота световых мельканий (КЧСМ); уровень произвольной регуляции движений.

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Сравнительная характеристика вратарей двух футбольных командах позволила выявить, что среднее время простой зрительно-моторной реакции у вратаря W меньше, а у вратаря O, наоборот больше, чем у представителей мужской игры.

Однако, по коэффициенту Уиппла, свидетельствующему о точности зрительно-моторных реакций, женщины-вратари отличаются худшими показателями.

Выводы

1. Вратарь является одним из основных игроков команды. К которому, соответственно, предъявляются очень высокие требования. От поведения и действий вратаря во многом зависит исход игры.

2. Результат напрямую зависит от технико-тактических действий вратаря, уровня его мышления. Вратаря должен уметь «читать» действия соперника при этом руководить игроками своей команды и самому предпринимать меры по защите ворот в условиях дефицита времени.

3. Для успешной игры в футболе вратаря должен обладать не только умением быстро и правильно принимать решения, быть хорошо координированным, но и отличаться очень быстрой врабатываемостью, так как игровые действия могут стремительно менять дислокацию своего развития на площадке.

4. Вратари женской команды мастеров отличаются от представителей «сильного» пола меньшей точностью ответных действий в простых и сложных зрительно-моторных реакций.

5. Голкиперы-женщины практически не отличаются от мужчин по показателям лабильности в корковом отделе зрительного анализатора, а, иногда даже превосходят их в частоте (темпе) движений.

6. Уровень произвольной регуляции движений вратарей женской команды мастеров практически не отличается, а часто превосходит аналогичные показатели голкиперов-мужчин.

7. Исследование уровня функционального состояния вратарей-женщин необходимо продолжить с целью выявления общих закономерностей и индивидуальных различий.

Список используемой литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения / В.Г. Асеев. — М.: Прогресс, 2007. — 154 с.

2. Бадаева С. Как распознать и преодолеть профессиональное выгорание сотрудников // Кадровое дело. — 2012. — №3. — С. 58-63.

3. Басовский Л.Е. Менеджмент. — М.: ИНФРА, 2014. — 216 с.

4. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка / И.В. Бизюкова. — М., 2008. — 166 с.

5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания». — СПб.: Питер, 2009. — 105 с.

6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. — М., 2008. — 132 с.

7. Википедия. Web: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 22.04.2013)

8. Виниченко М.В. Совершенствование мотивации персонала // Социальная политика и социология. — 2009. — №5. — С. 97-106.

9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб.: Питер. — 2011. — 258 с.

10. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях. — СПб.: СПбГУ, 2000. — С. 443-463.

11. Гастев А.К. Трудовые установки / А.К. Гастев. — М.: Экономика, 2011. — 320 с.

12. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. — мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. — 8-е изд. — М.: ИНФРА, 2014. — 662 с.

13. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов. — М., 2004. — 263 с.

14. Грачев Н.В. Суперкадры / Н.В. Грачев. — М., 2003. — 232 с.

Размещено на