Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
§1. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих…………………………………………………………………..5
§2. Материалистическая природа психических познавательных процессов….7
§3. Развитие психических познавательных процессов воинов в различных видах воинской деятельности…………………………………………………..29
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ………………………………………………………………38
Введение
Актуальность исследования. Познавательная деятельность -необходимая составная часть человеческой деятельности вообще. В условиях Вооруженных Сил без познавательной деятельности невозможно осуществлять боевую учёбу, формировать у личного состава нужных для эффективного выполнения учебно-боевых задач и нанесения службы.
В настоящее время в частях и на кораблях осуществляется решительный курс на повышение качества полевой, воздушной, морской выучки, на максимальное приближение обучения и воспитания воинов к условиям боевой действительности. Особенно внимание уделяется развитию у воинов морально-боевых качеств, укреплению порядка и воинской дисциплины, усилению физической закалки военнослужащих, формированию у них способности преодолевать трудности характерные для современного боя.
В военной психологии сложился чёткий научный подход, определяющий логическую последовательность изучения психических, познавательных процессов. В соответствии с этим подходом, применительно к учебно-познавательной деятельности воинов, в ней выделяются три этапа:
восприятия войнами учебного материала; творческое осмысление и усвоение научных знаний; запоминание и воспроизведение познаваемого.
На каждом этапе познавательной деятельности принимают участие познавательные процессы, процесс познания идёт сразу на всех уровнях.
Вместе с тем, на тех или иных этапах решающая роль принадлежит строго определённым процессам. Поэтому, в методических целях психические, познавательные процессы целесообразно рассматривать в последовательности соответствующих этапам познавательной деятельности: вначале — ощущение, восприятия учебного материала каждым военнослужащим; затем — воображение и мышление, благодаря им главным образом обеспечивается творческое осмысление и усвоение знаний, и наконец память и речь, активно работающие на этапе запоминания и воспроизведения учебного материала.
Психодиагностика познавательных процессов у подростков
Вопрос развития познавательных процессов у подростков актуален тем, что психические процессы являются неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. В связи с этим перед школьными учреждениями ...
Итак, психические, познавательные процессы — вот те психологические механизмы, через которые происходит познавательная деятельность военнослужащих в ходе боевой и политической подготовки, несения службы. С них начинается процесс превращения, содержания педагогического воздействия командиров подразделений в факт сознания, знания, представления, понятия военнослужащих.
Объектом исследования является военнослужащие.
Предмет исследования — психические, познавательные процессы у военнослужащих.
Цель работы исследовать психические познавательные процессы и их развития у военнослужащих.
Поставленная цель обусловила необходимостью решения следующих задач:
-исследовать место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих;
-изучить материалистическую природу психических, познавательных процессов;
-рассмотреть пути развития психических, познавательных процессов у воинов разных видов воинской деятельности.
При написании работы были использованы труды отечественных авторов в области военной психологии: Барабанщиковой А. В., Коробейникова М.П., Маклаковой А.Г., Энгельмана И.Г. и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
§1. Место и роль психических, познавательных процессов в деятельности военнослужащих
В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играет свойства личности, её мотивы установки.
Регуляция деятельности начинается уже на уровне восприятия, с психических, познавательных процессов. С них логично начинать рассмотрение психических явлений…….
Заключение
Итак, познавательные процессы — это составляющие любой человеческой деятельности, в том числе и военной, обеспечивающих ту или иную ее эффективность. Они дают возможность военнослужащему заранее выбирать цель, план и содержание будущей боевой деятельности, предвидеть ход этой деятельности, прогнозировать результаты своих действий и руководить ими по мере их выполнения.
Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление).
Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем — речь.
Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств(цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, вкус и др., а так же мышечное ощущение, боль и др.)
Восприятие-это отражение в сознании человека непосредствено воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Память- процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком того, что он воспринимал, о чем думал и что переживал.
Представления — процесс создания в сознании человека воспринимавшихся ранее предметов и явлений объективного мира, информация о которых хранится в его памяти.
Организация и управление самостоятельной деятельностью студентов по психологии
... система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, проетекающей в отсутствие преподавателя (В. Граф, И.И. ... проблеме особое внимание в литературе по педагогике, психологии и методике преподавания, обобщается опыт практической работы, ... Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда ...
Внимание- избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность.
Мышление — это психический познавательный процесс отражения в сознании человека существенных связей и отношений между предметами, процессами и явлениями.
Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения.
Воображение — процесс создания в сознании образов предметов и явлений, но не воспринимавшихся ранее, а новых, на основе имеющихся знаний и опыта человека.
Одним из главных направлений формирования у воинов необходимых качеств психики является максимальное приближение их учебной деятельности к боевым действиям войск. Известно, что возникающие иногда в боевой обстановке ошибочные мысли и эстетические чувства и эмоциональные состояния могут быть причиной появления у воинов образов непроизвольного воображения, отрицательно воздействующих на его поведение. Чтобы такие чувства и мысли не возникали, воин должен быть приучен активно действовать в сложных, трудных и опасных условиях современного боя ещё в мирное время. Научить воина овладеть своим воображением можно лишь в том случае, если он получит большой опыт самостоятельных действий в подобных условиях в процессе боевой подготовки, и особенно в ходе полевой, морской и воздушной выучки войск. Воображение неизбежно вызывает положительные или отрицательные психические состояния. Знание и учёт общих и частных закономерностей психических процессов, особенностей их протекания у каждого воина необходимых для успешной организации процессов ратного труда, обучения, воспитания и психологической подготовки.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.
2. Военная педагогика и психология / под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, 1996.
3. Вопросы воинского воспитания: сб. науч. ст. / Военная академия РФ; науч. ред. С.В. Курилин. — Москва, 1995.
4. Коробейников М.П. Современный бой и проблемы психологии. — М., 2002.
5. Психология и педагогика. Военная психология / под общ. ред. А.Г. Маклакова. — СПб.: Питер, 2004.
6. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. Издательство: Владос, 2003.
7. Социальная и военная психология. — М.: ВПА, 2008.
8. Столяренко В.Е. Психология и педагогика: Краткий курс лекций. — 4-e изд., перераб. и доп. — М., 2009.
9. Энгельман И.Г. Воспитание современного солдата и матроса. — СПб, 1999.