Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развити? одарённости ребёнка 5
1.1 Сущность пон?ти? «одарённость» и «одарённый ребёнок» 5
1.2 Детска? одаренность: трудности описани? 12
Глава 2. Практические аспекты воспитани? и обучени? одаренных детей 15
2.1 Ускорение и обогащение обучени? 15
2.2 Мировой и отечественный опыт работы с одаренными детьми 19
2.3 Подготовка педагога дл? одаренных детей 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Введение
Среди множества направлений совершенствовани? системы российского образовани? едва ли не самое важное — ранее вы?вление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети — потенциал общества, именно они обеспечат интенсивное развитие постиндустриального общества.
Исследовани? и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развити?. Актуальными проблемами современного образовани? ?вл?ютс? как проблемы вы?влени? одаренных, способных, талантливых детей (на сегодн?шний день вы?вл?етс? 1 из 5 одаренных детей), так и проблемы создани? условий их обучени?, воспитани? и развити?. В Национальной образовательной Доктрине, в Законе об образовании, Федеральной программе «Одаренные дети» это направление педагогической де?тельности признано одним из приоритетных. Необходима специальна? психолого-педагогическа? помощь и поддержка в развитии талантливой личности.
На сегодн?шний день складываютс? наиболее благопри?тные социальные услови? и некоторые организационные формы, которые позвол?ют ставить и успешно решать проблему развити? одаренных и талантливых детей на основе современных знаний о природе развити? одаренности, разработки психологических средств стимулировани? и помощи одаренным и талантливым.
По мнению Э. Фромма, самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формировани? личности.
Создание оптимальных условий дл? развити? личностного потенциала ребенка требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучени? и воспитани?.
На сегодн?шний день в дошкольных учереждени?х наработан большой опыт по работе с детьми с интеллектуальным и академическим видом одаренности. Что касаетс? детей с отдельными незаур?дными признаками отдельных способностей, детей со скрытой формой одаренности, творчески одаренных, личностно трудных, то можно констатировать, что ДОУ сегодн? в силу ограниченности учебного-воспитательного плана, недостаточного разнообрази? учебно-воспитательных программ, которые бы соответствовали вариативности, нестандартности интересов детей, их широте и глубине не способна создать услови? дл? большого количества одаренных, способных, талантливых детей.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... свойственна эмоциональная зависимость от матери. Эти дети часто бывают пар‑циально одаренными. В их речи встречается меньше штампов, ... она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ...
Особое место занимает система дополнительного образовани? детей, имеюща? в насто?щее врем? много возможностей образовательного процесса дл? создани? организационно-педагогических условий, психолого-педагогической поддержки. В рамках системы дополнительного образовани? детей сегодн? возможно создание не только внутренних моделей поддержки данной категории детей, но и внешних моделей интеграции с ДОУ по проблемам подготовки педагогов, развити? разнообразных интересов детей, удовлетворени? разнообразных социальных запросов дошкольников и родителей в аспекте индивидуальной траектории развити? личности ребенка.
Объект исследовани? — воспитание одаренных детей дошкольного возраста.
Предмет исследовани? — психолого-педагогические услови? развити? творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста.
Цель данной работы — охарактеризовать особенности обучени? и воспитани? одаренных детей в дошкольных учреждени?х.
Дл? дост?жени? цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Вы?вить основные социально — психологические черты одаренного ребенка.
2. Дать определение пон?тию «одаренность», «одаренные дети».
3. Отразить проблемы, св?занные с детской одаренностью.
4. Вы?вить практические аспекты воспитани? и обучени? одаренных детей в услови?х дополнительного образовани?.
Метод анализа литературных источников: При написании данной работы ? использовала 15 литературных источника. Основное внимание удел?лось вопросам воспитани? и развити? одарённых детей дошкольного возраста.
Научна? новизна данной работы состоит в том, что были проанализированы и уточнены факторы, способствующие развитию одарённых детей.
Данна? работа состоит из введени?, основной части (двух глав), заключени? и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы развити? одарённости ребёнка
1.1 Сущность пон?ти? «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Научный смысл работы по вы?влению одаренных и талантливых состоит в том, что она позвол?ет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использовани? законов творчества дл? совершенствовани? содержани? и методов обучени? всех детей и учащихс?. Помимо указанных причин повышенного интереса к одаренности и одаренным дет?м, есть и другие (9, 22).
Стало ?сно, что одаренность — это не только дар, но и испытание дл? дошкольника, но также и то, что одаренный дошкольник — это тоже дар и испытание дл? педагога-воспитател? т.е. тот краеугольный камень, споткнувшись о который, можно упасть и разбитьс? или, напротив, преодолев боль и недоумение, подн?тьс? на более высокий уровень профессионального сознани? и личностного становлени?.
Проблемы личностных особенностей одаренных детей младшего школьного ...
... Теплова, В.М. Русалова. 1. Проблема интеллектуально одаренных детей в психолого-педагогической литературе .1 Основные теоретические концепции одаренности Проблема одаренности привлекала внимание и являлась предметом ... у человека [21]. Б.М. Теплов в своих работах касается проблемы одаренности и ее выявления. Под одаренностью он понимает «качественно своеобразное сочетание способностей, от ...
Кто такой одаренный ребенок? Что такое детска? одаренность, в общем? На данный момент ни педагогика, ни психологи? не могут дать однозначного ответа на эти вопросы. Трудности св?заны и с вы?влением одаренных и с разработкой программ их обучени?. Многие проблемы могут быть решены за счет нахождени? жестких критериев одаренности. Пока же природа одаренности не открываетс? и ускользает из рук исследователей. Поэтому дл? начала необходимо вы?вить основные социально — психологические черты одаренного ребенка и дл? этого следует выполнить следующие задачи (12, 17):
— дать определение пон?тию «одаренность», «одаренные дети».
— вы?вить стереотипы, св?занные с одаренностью.
— отразить проблемы, св?занные с детской одаренностью.
Цель данного раздела донести образ одаренного ребенка в том виде, в каком рисует нам его современна? педагогика и психологи?. Какие же характерные черты отличают одаренного ребенка от обыкновенного, по мнению отечественных и зарубежных исследователей?
В современной литературе по?вл?етс? все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой св?зи хочетс? отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развити? творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н. Поддь?ков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин. Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Мол?ко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это психологическое ?вление (9, 30).
Свои психологические модели были разработаны и р?дом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению, сильно ограничен. Поэтому, в изучении данного вопроса, приходитс? больше опиратьс? на таких столпов русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др. Интересные исследовани? в области физиологии одаренных, гениальных людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как правило, знание механики любого ?влени? позвол?ет более точно судить о его про?влени?х. И, наконец, можно отметить великолепную исследовательскую работу доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха (9, 37).
Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированна? система обучени?, дающа? больше возможности дл? про?влени? индивидуальности ребенка. Длительное врем? в психологических исследовани?х и в практической работе с одаренными детьми господствовал так называемый однофакторный подход к анализу одаренности. Центральное внимание удел?лось интеллектуальным процессам. Оценка одаренности базировалась на единственном критерии, основанном на получении количественного показател? «коэффициента интеллекта». Дл? этих целей примен?лись специальные тесты. Одаренными назывались дети с высоким уровнем интеллектуального развити?, которые рассматривались как своеобразна? «интеллектуальна? элита» общества. Предполагалось, что одаренность как некое внутреннее качество человека может про?вл?тьс? без специального вмешательства извне. Поэтому основное внимание удел?лось диагностике одаренности с помощью тестов, проблемы развити? способностей при этом отступали на второй план. Создаваемые диагностические процедуры ориентировались на решение задач дошкольного обучени?, а соответствующие заключени?, как правило, носили авторитарный характер: ребенок получал один из двух возможных «?рлыков»: одаренный или неодаренный (15, 41).
Проблема способностей и одаренности у детей
... ЛИТЕРАТУРА Введение Психологи пока не смогли сойтись во мнении, какого ребенка считать одаренным. Множество различных определений одаренности сходится в том, что она не исчерпывается только высокими интеллектуальными ...
Более половины века тому назад Л С. Выготский подверг резкой критике однофакторный подход к одаренности, справедливо указав на существование качественно разнородных ее видов. По сути, была провозглашена нова? парадигма, обосновывающа? необходимость перехода от «диагностики отбора» к диагностике развити? одаренности. Эту точку зрени? раздел?ли многие прогрессивные психологи, однако однофакторный подход по-прежнему занимал господствующее положение. Определенные позитивные изменени? наметились лишь в последнее дес?тилетие. Вот лишь некоторые основные характеристики нового подхода к анализу одаренности, отличающие его от традиционного, однофакторного (2, 30):
1. Высокий уровень интеллектуального развити? не рассматриваетс? как основной признак одаренности. Признаетс?, что выдающиес? достижени? возможны и при среднем уровне развити? интеллекта. Отмечаетс? важна? роль эмоционально-мотивационных факторов, творческих способностей, личностных особенностей, социальных усл……..
Список используемой литературы
1. Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева Одаренный ребенок.-2002.-С. 4-23
2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. /СПб.: Союз, 1997. 92 с.
3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети./ М. Знание.,1991г.
4. Кулемзина А. Кризисы детской одаренности/ под редакцией А. Кулемзина Шольный психолог. 2002г. 320 с.
5. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст/М. Педагогика, 1971г. 198с.
6. Легко ли быть одаренным? /Н. Лейтес. Семь? и школа, №6 1990г.
7. Леднева С.А. Детска? одаренность глазами педагогов/С.А. Леднева Начальна? школа 2003г. 825с.
8. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности»/ М. 1993, 148 с.
9. Монкс Ф, Ипенбург И. Одаренные дети. / Когито-Центр.2014г. 132 с.
10. Николаева Е. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Питер, Сери?: Вы и ваш ребенок; 2013 г. 176 стр.
11. Одаренные дети./Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. 1991г. — М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
12. Развитие одаренных детей. Программа, планирование, конспекты зан?тий, психологическое сопровождение. /Под ред. А. Перепелкина, Изд-во: Учитель. Сери?: Методическа? работа в ДОУ; 2014 г. 184 с.
13. Савельев А.И. Детска? одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 220 с.
14. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучени?: Пособие дл? учител? А.В.Хуторской/М.:ВЛАДОС,2000. 158 с.
15. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности / М. Знание, 1991г. 160 с.