Проблемы личностного развития на разных этапах школьного обучения

Основные данные о работе

Версия шаблона

Филиал

Вид работы Курсовая работа

Название дисциплины Педагогическая психология

Тема Проблемы личностного развития на разных этапах школьного обучения

Фамилия студента

Имя студента

Отчество студента

№ контракта

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребёнка …. 5

2. Этапы развития личности в школьные годы …………………………………..10

2.1 Младший школьный возраст (7-10 лет) ……………………………………10

2.2 Развитие личности в подростковом периоде……………..………………….14

2.3. Старший школьный возраст …………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………………22

Глоссарий………………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………………………………………….25

Введение

В нашей стране все дети с дошкольного или с младшего школьного возраста включаются в систему организованного общественного обучения и вос-питания. А это значит, что их психическое развитие непосредственно связано с системой обучения и воспитания, которая, в свою очередь, строится с учетом не только реального, но и потенциально возможного развития ребенка.

Именно эта неразрывная взаимосвязь самой реальности, выступающей как объект психического исследования (дети, условия их жизни, система обучения и воспитания), обусловила переход к комплексным исследованиям возрастной и педагогической психологии.

На современном этапе развития возрастной психологии принято использовать три основных термина для описания индивидуального развития человека (онтогенеза) в его целом — время жизни, жизненный цикл и жизненный путь.

Время жизни, или протяженность, пространство жизни обозначает временной интервал между рождением и смертью. Психологу важно понимать преемственность в развитии отдельных этапов и стадий жизни, что дает изучение психического развития личности на протяжении всей жизни. Время жизни человека — это не только количество прожитых им лет, но и субъективное представление будущего. Такой прогноз может существенно повлиять на самооценку личности, определить различные стратегии жизни.

В ходе нашего исследования нас будет интересовать не весь жизненный путь человека, а только тот временной отрезок его жизни, когда происходит значительная часть формирования ребёнка как личности, то есть время его обучения в школе.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал о природосообразном характере обучения. ... Я. А. Коменский является автором собственной возрастной периодизации раз­вития. Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый: 1) детство ...

Почему нас заинтересовал именно этот отрезок в жизненном цикле человека? Потому что перед педагогами и школьными психологами стоит важная задача в современных, далеко не простых обстоятельствах, помочь школьникам сформировать целостные личности, востребованные в обществе, психически-уравновешенные, целеустремлённые. Но без знания возрастной психологии невозможны осуществление педагогического процесса в целом, определение содержания и методов учебно-воспитательной работы, реализация индивиду-ального подхода к учащемуся,

оказание необходимой помощи и поддержки развивающемуся человеку.

Актуальность нашей работы в том, что в психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание — единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса — одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

Цель нашего исследования – изучение проблемы личностного развития на разных этапах школьного обучения.

Предметом нашего исследования является изучение фактов и закономерностей психического развития ребёнка.

Объектом нашего исследования является изучение личностного развития ребёнка на разных этапах школьного обучения.

В ходе исследования мы ставим перед собой следующие задачи:

1. Изучить теоретический аспект по теме «Возрастная периодизация обучения»;

2. Раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента поступления в школу до её окончания;

3. Описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных особенностей деятельности и общения.

Основная часть

1Общая характеристика условий и теорий личностного развития ребёнка

Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни.

23 стр., 11099 слов

Сравнительная характеристика психических процессов и их значение ...

... состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей ... Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от ... «ощущения» — сенсорные процессы и чувствительность. Свойства относятся ... личности. Без общей психологии психолог превращается во всадника без головы. Общая психология – раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, ...

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но, опираясь на данные проведенных исследований, можно высказать предположение о том, что в пределах детства существует несколько периодов, сензитивных к развитию отдельных групп личностных качеств ребенка. Рассмотрим эти периоды.

Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.

Младший школьный и начало подросткового возраста — годы ускоренного развития способностей, а старший школьный возраст — время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.

Периоды собственно личностного и познавательного развития ребенка, скорее всего не чередуются, как это традиционно подчеркивалось в концепциях периодизации психологического развития, а накладываются в онтогенезе друг на друга, сложным образом переплетаясь. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько быстрее и завершается раньше, чем процесс личностного взросления. Кроме того, периоды познавательного развития несколько короче, чем периоды личностного развития…………….

Заключение

В ходе нашего исследования мы изучали факты и закономерности личностного развития на разных этапах школьного обучения.

Главной нашей задачей было раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента поступления в школу и до её окончания, кратко описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

В своей работе мы дали характеристику трёх этапов развития ребёнка в школьный период. Мы также постарались вскрыть специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности каждого из трёх анализируемых периодов.

Изучив и тщательно проанализировав монографии отечественных учёных психологов Л.И. Божовича, Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. мы пришли к выводу, что:

— Социальная ситуация развития, как особое сочетание внутренних про-цессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу;

9 стр., 4183 слов

Развитие субъектности личности в процессе самостоятельной работы по психологии

... исследования. Объектом исследования является развитие субъектности личности студентов-педагогов а его предметом - влияние самостоятельной учебной деятельности на развитие субъектности личности студентов-педагогов. В ... В.А. Татенко). Парадигма субъектности, заданная в отечественной психологии С.Л.Рубинштейном, предполагает рассмотрение человека в единстве его деятельных, активных и созерцательно- ...

— Каждому возрастному периоду соответствует конкретный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития;

— В процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности;

— Каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей, или, как их называют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Кроме того, мы определили, что в периодизации интеллектуального развития можно шесть периодов (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и ранний юношеский возраст), а в развитие личности за то же самое время проходит четыре этапа:

от рождения до трех;

от трех до шести лет;

от шести-семи до десяти-одиннадцати;

от одиннадцати-двенадцати до пятнадцати-шестнадцати лет.

Но, тем не менее, при раскрытии характеристик этапов развития личности, мы включили сюда и этап юности, потому что на наш взгляд в этот период ещё идёт становление личности ребёнка и многие из них продолжают обучение в школе или иных учебных заведениях.

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание — единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса — одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

Глоссарий

п/п Понятие Определение

1 Познавательные мотивы

Связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

2 Мотивация

Фактор, в огромной мере определяющий продуктивность любой деятельности, в том числе и учебной.

3 Общительность

Умение войти в контакт с посторонними лицами.

4 Общение

Форма взаимодействия человека с другим человеком.

5 Адаптация

Приспособление, привыкание организма к новым условиям.

6 Эмпатия

Эмоциональное сопереживание другому.

7 Социальные мотивы

Связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.

8 Рефлексия

Механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению

9 Воспитание

Целенаправленное влияние на развитие мотивационно – ценностной сферы человека.

10 Обучение

Целенаправленное влияние на развитие информационно – операционной сферы человека.

Список использованных источников

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... исследования: Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- игра - как средство развития личности дошкольника. Задачи: 1.Выевить ...

1 Немов, Р. Психология. — М.,2008- ISBN 978-5-89471-651-4 – 233 с.

2 Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2005-ISBN 978-5-88527-171-2

3 Рождественская, Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 2008. — ISBN 978-5-34516-510-3- с.18

4 Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000. – ISBN 978-5-69402-192-1

5 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2007.- ISBN 978-5-29150-358-6 — с. 356.

6 Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. 2003. – 528 с. – ISBN 978- 5-7107-7304-2.

7 Психология человека от рождения до смерти./под общ. ред. А.А. Реана — СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2007. — ISBN 978- 5-30987-340-2

8 Кулагина, И.Ю. «Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)», учебное пособие, 4-е изд-е, — М.: «УРАО», 1998-238. ISBN 978-5-29067-901-9

9 Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — ISBN 978-5-93134-195-1- 512 с.

10 Дубровина, И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога — Москва: Просвещение, 2006. — ISBN 978-5-50712-701-3 — с.303