Особенности внимания дошкольников на базе детского сада общеразвивающего вида «Родничок» п. Фаленки Фаленского района Кировской области

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии

Кафедра общей и специальной психологии

Курсовая работа по психологии

Особенности внимания дошкольников

Выполнила:

студентка 2 курса педагогического факультета

группы ПДД-21 заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

************

____________________/подпись/

Киров

2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………..4

1.1. Понятие внимание в психологии…………………………………………4

1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста…………14

1.3. Особенности внимания детей дошкольного возраста………………….20

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста …………………………………………………26

2.1. Организация опытно-экспериментального исследования внимания детей дошкольного возраста …………………………………………………26

2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования внимания детей дошкольного возраста…………………………………………………………29

2.3. Рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста…33

Заключение ……………………………………………………………………38

Библиографический список ………………………………………………….40

Приложение……………………………………………………………………42

Ведение

Дошкольный возраст — это период развития ребенка, когда происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка, и становление личностных механизмов и образований. В этот период происходит развитие внимания у ребенка. Этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности. Вот почему так важно развивать внимание в самом раннем возрасте.

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

Детская психология — наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: развития его деятельности, развития психических процессов и качеств и формирования его личности. Детская психология изучает ребенка. Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб ...

Проблема внимания — одна из сложных проблем в психологии. В истории изучения этой проблемы были разные периоды. Исследованиями внимания в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики, логопедии и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам внимания, своя система понятий, соответственно, свои теории.

Проблемой изучения внимания занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, С.В. Мухина и многие другие).

Важнейшей характеристикой и условием развития дошкольника, безусловно, является развитие у него внимания. Известно, что в процессе любой деятельности (игровой, трудовой, учебной) от ребенка постоянно требуется внимание, дающее ему возможность хорошо воспринять, запомнить, осмыслить материал, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, причем те или иные компоненты деятельности могут и не вызывать непосредственного интереса, но при этом требовать самоорганизации, затраты волевых усилий.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми.

Актуальность данной проблемы можно обосновать необходимостью изучения особенностей внимания дошкольников, поскольку именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания (увеличение его объёма, выработка устойчивости и продуктивности, распределения и переключения).

Цель исследования – выявить особенности внимания детей дошкольного возраста.

Объект исследования – познавательная сфера детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности внимания детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – особенностью внимания детей дошкольного возраста является его недостаточная устойчивость и продуктивность, распределение и переключение, и объем.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ...

Задачи исследования:

1. Изучить проблему внимания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

2. Охарактеризовать особенности внимания детей дошкольного возраста;

3. Опытно-экспериментальным путем проверить внимание детей дошкольного возраста;

4. Разработать рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

1.Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания детей дошкольного возраста;

2. Эмпирические: психодиагностические («Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»).

База исследования: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Родничок» п. Фаленки Фаленского района Кировской области. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенности внимания детей дошкольного возраста

1.1. Понятие внимание в психологии

Проблеме внимания в психологии всегда отводилось значительное место [7, 10, 14]. При этом само понятие внимания в разные периоды развития науки определялось по-разному: и как особый психический процесс, и как организация всей психической деятельности, и как сосредоточенность на ее выполнении.

В основе самых разных взглядов на природу внимания, как отмечает П.Я. Гальперин, лежат два кардинально противоположных факта. С одной стороны считается, что внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. «Оно выступает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности». С другой позиции считается, что внимание не имеет своего отдельного специфического продукта. «Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется» [4].

Именно поэтому П.Я. Гальперин предлагает рассматривать внимание как функцию психического контроля, а воспитание внимания – как формирование у человека навыка самоконтроля. Он подчеркивает, что этот навык может быть сформирован в специально созданных условиях [4].

А.А. Осипова и Л.И. Малашинская также пишут, что «внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса» [15].

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Внимание – сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности….

Заключение

Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.

Внимание – сторона всех познавательных процессов, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у дошкольников.

Анализ опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

Полученные результаты показали, что у дошкольников 5-6 лет из всех свойств внимания наиболее развиты устойчивость и продуктивность внимания, наименее развиты распределение и переключение, объем внимания также не велик.

В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствует интерес и мотивация к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание — один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.

В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач. Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности. Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию [Текст] / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузыря. – М.: МГУ,1976. – с. 113-129.

2. Выготский, Л.С. Вклад отечественных ученых в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин.- М.: Просвещение, 2001. – 123 с.

3. Венгер, Л. Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание. — 1974. №12. — с. 24-31.

4. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания [Текст] / П. Я. Гальперин // Доклады АПН РСФСР. — 1958. — № 3. — с. 33-38.

5. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. — М.: Педагогика, 1972. – 160 с.

6 стр., 2691 слов

Развитие памяти дошкольника.Особенности памяти дошкольника и условия ее развития

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………… Глава I. Теоретические основы развития памяти дошкольника……. 1.1 . Понятие и общая характеристика памяти……………………….. 1.2.Основные процессы памяти и закономерности их протекания………………………………………………………………. 1.3. Особенности памяти дошкольника и условия ее развития…………………………………………………………………. Глава II. Опытно-практическая работа по развитию памяти дошкольника ...

6. Добрынин, Н. Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н. Ф. Добрынин // Советская педагогика. — 1938. — № 8. — с. 12-32.

7. Дормышев, Ю. Б. Психология внимания [Текст] / Ю. Б. Дормышев, В. Я. Романов. — М: Тривола, 1995. — 357 с.

8. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. — 9 –е изд.-СПб.: Питер, — 2005. — 940 с.

9. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 4-е издание. – М.: Издательство Московского Университета, 1981. – 584 с.

10. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. – 267 с.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, — 2010. – 583 с.

12. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1975.- 239 с.

13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 456 с.

14. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 3 кн. / Р.С. Немов. — М.: Владос, 1995. — Кн. 1. – 576 с.

15. Осипова, А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2002. — 104с.

16. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. М.: — Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.

17. Поддьяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. — М.: — Педагогика, 1985. – 267 с.

18. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Н. Палагина. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. — 234 с.

19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 1998. — 705 с.

20. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – Спб.: Питер, 2009. – 304 с.

21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

Воля. Вопросы для самостоятельной работы 1. В чем проявляются основные функции воли? 2. В чем заключается существенное отличие между произвол и непроизвольным действием? 3. Что такое волевое усилие и какими факторами оно вызыва 4. Что такое сила воли и чем она обусловлена? 5. Каковы основные этапы развития сложного волевого дейс 6. Чем в психологическом отношении отличаются понятия ние” и “воля”? ...

22. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос, 1995. — 53 с.

23. akademiya_psiholog/vnimanie-u-rebenka/ — Советы по развитию внимания у ребенка.