ОСОБЕННОСТИ СИБЛИНГОВЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Теоретический анализ проблемы развития сиблинговых отношений в семье 5

1.1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5

1.2 Социально-психологические механизмы развития сиблинговых отношений 9

1.3 Взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений 16

ГЛАВА 2 Сиблинговые отношения как условие формирования социального поведения 23

2.1 Организация продуктивного и эффективного сиблингового взаимодействия 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

ВВЕДЕНИЕ

Становление ребенка как личности начинается в семье, выступающей первым и определяющим внешним условием в жизни ребенка. Это те близкие люди, которые осуществляют не только уход за ребенком, но и «вводят в культуру». В семье ребенок впервые начинает взаимодействовать с окружающей его действительностью, строить свое отношение к ней.

Первые люди, с которыми общается ребенок — родители. Но для становления личности необходимо общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, детьми, которые старше или младше ребенка. В семье, где есть сиблинги, взаимодействие между ними способствует развитию личности каждого ребенка. Начиная с поиска новых форм поведения у первенца, что может служить стимулом, толчком в развитии его личности и заканчивая механизмом идентификации младшего ребенка как с родителем, так и со старшим сиблингом, который подчас превосходит по своему авторитету и родителей. Наличие сиблингов в семье, их гендерные и возрастные особенности, являются особым фактором психического развития ребенка. Восприятие и интерпретация семейной ситуации с позиции сиблинга, позволяет в свою очередь понять, почему ребенок поступает так или иначе. Таким образом, необходимо выяснить, как он видит семью и интерпретирует происходящее.

Одним из основных направлений исследований формирования детских отношений данной проблематики в зарубежной психологии является изучение особенностей развития ребенка в зависимости от порядка его рождения в семье. Основу такого подхода заложили З. Фрейд и А. Адлер, отметив, что позиция ребенка среди его сестер и братьев имеет особое значение для всей его дальнейшей жизни, детерминируя установки, сопутствующие стилю жизни.

21 стр., 10141 слов

Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

... -родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно ...

Актуальность изучаемой проблемы в том, что по данным национального статистического комитета Республики Беларусь на начало 2011 года количество детей в возрасте до 18 лет составило 1.737,4 тыс. человек, из которых 40% — дети в возрасте до 7 лет (695,1 тыс. человек), 41,3% — в возрасте 7-14 лет (718,1 тыс. человек), 18,7% — подростки в возрасте 15-17 лет (324,2 тыс. человек).

На долю первых рождений в 2010 году приходилось 52,3%, на долю вторых и третьих — 44,7%, тогда как в 2005 году на долю первенцев приходилось 58,2%, вторых и третьих — 38,5% [13] . Следовательно, проблема сиблинговых отношений является актуальной для современного общества.

Объект исследования: сиблинговые отношения в семье.

Предмет исследования: особенности отношений между сиблингами и психологические механизмы их обуславливающие.

Цель — определение детерминирующих особенностей сиблинговых и детско-родительских отношений в семье.

Задачи:

— проанализировать особенности формирования личности ребенка в семье

— проанализировать механизмы развития сиблинговых отношений

— определить взаимосвязь сиблинговых и родительско-детских отношений

— выявить эффективное сиблинговое взаимодействие в семье

Методы исследования: теоретический анализ изучаемой проблемы на основе имеющейся базы литературных источников.

Данная курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников. Полный объем составляет 32 страницы. Список использованных источников содержит 20 наименований.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИБЛИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

1.1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [8, с.9].

Становление личности — одна из труднейших загадок. На протяжении всей своей истории люди пытались выяснить, как совершенствовать себя, свою «душу», понять, как происходит развитие человека, отыскать в потоке внешних событий и обстоятельств причину происходящих нем перемен. Наибольшую потребность решении данных вопросов испытывали те, кто причастен к воспитанию детей.

В современной психологии развитие личности описывается в основном с помощью таких понятий, как социализация, факторы, движущие силы и закономерности развития, механизмы формирования новообразований, саморазвитие.

Личность формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание, деятельность (игра, учение, труд) и общение. В качестве предпосылок при этом могут выступать наследственность, врожденные свойства организма [6, с.51].

Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившиеся мировоззрение, которое она отстаивает во всех препятствиях жизни.

8 стр., 3632 слов

Проблемы личности, общения в российской психологии

... и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. «Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности, общения» (А.А.Реан)4. В несколько упрощённом виде можно ... воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность выражает все, что есть ...

Когда малыш появляется на свет, хочется чтобы он был здоров и хорошо развивался психически. И только в значительно позже, в процессе размышлений о том, каким человеком он станет, начинается формирование личности [20, c.560-561].

Семья является первой социальной группой, активно воздействующей на формирование личности ребенка. Оптимизация одних лишь социально-экономических условий жизни семьи не может решить всех проблем семейного воспитания. Огромное влияние на психическое развитие ребенка, на формирование его личности в семье оказывают социально-психологические факторы, связанные с особенностями межличностных отношений и общения в семье.

Родители должны быть осведомлены об успеваемости ребенка, о его интересах, вкусах, настроениях, о поведении и успеваемости его друзей. В свою очередь дети должны в соответствии со своими возрастными возможностями должны располагать определенной информацией о родителях. Уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга.

Однако высокий уровень информированности не исключает безразличия или негативной направленности во взаимоотношениях. Важным фактором повышающим воспитательный потенциал семьи, является доверительность отношений родителей и детей и формирующая на их основе взаимная заинтересованность, основанная на сопереживании, поддержке, доброжелательности, деликатности. В работах ученных была установлена прямая зависимость между уровнем доверительных отношений в семье и успеваемостью, дисциплинированностью, общественной активностью, уровнем нравственного развития детей.

Важным фактором во взаимоотношениях родителей и детей является высокий уровень взаимопонимания, для установления которого необходимо способность понять друг друга, умение увидеть за внешней стороной поведения его подлинный смысл — мотивы действий, высказываний, эмоциональных реакций.

Особенности взаимоотношения родителей и детей, связанные с уровнем их взаимопонимания, формируют и специфический стиль общения между ними. Некоторые родители строят отношения с детьми на доверии и уважении. Другие считают, что убеждать ребенка в правомерности своих требований к нему необязательно. В первом случае формируется дружеский стиль общения, основанный на просьбе, совете, доброй шутке, подбадривании. Во втором случае складывается приказной стиль общения, выражающийся в безапелляционном тоне, требовании беспрекословного послушания, в излишней резкости, запугивании [7, c.347-349].

Каждый из этих способов общения, влияет на эмоциональное состояние детей. Если доброжелательность и деликатность в общении родителей и детей создает хорошее настроение, прилив энергии, то приказной стиль вызывает у детей обиду, раздражение, снижение общего жизненного тонуса, подавленное настроение. От стиля общения зависят и воспитательные возможности семьи. Положительно окрашенные эмоциональные контакты ребенка с родителями облегчают воспитательное воздействие на него, отрицательные же, напротив, затрудняют.

Стиль общения семье оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Общение, основанное на уважении и доверии к детям, способствует формированию у них чувства собственного достоинства, развивает максимальную самостоятельность, доброжелательность. Приказной же стиль формирует скрытность, озлобленность, жестокость, низкий уровень человеческого достоинства, безынициативность, привычку к слепому подчинению.

9 стр., 4204 слов

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот ...

... адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений ...

Отрицательные эффекты воспитания в семье могут быть следствием не только негативных межличностных отношений родителей и детей, но и ненормального разрастания позитивных эмоциональных контактов между ними. Родительская любовь — это определенный тип отношений к детям, реализующийся в форме позитивного эмоционального общения.

Одна из важных функций общения состоит в получении взаимных оценок общающихся сторон, на основе которых человек лучше познает себя, формируя собственную самооценку. Оценка окружающих (родителей, учителей, воспитателей, детского коллектива) оказывает очень сильное влияние на самооценку. Оценка, полученная ребенком, в процессе общения с родителями, является источником формирования его собственного отношения к себе. Поэтому очень важно, чтобы эта оценка помогла, а не мешала ребенку правильно познать самого себя, адекватно оценить свои силы, возможности, способности. Адекватная оценка ребенка родителями в значительной степени зависит от правильного понимания и выполнения родительских обязанностей, от соблюдения чувства меры любви к детям. В семье нередко забывают, что родительскую любовь нельзя понимать упрощенно. Она предполагает высокую степень ответственности не только за нормальное физическое развитие ребенка, но и за его нравственное развитие, а следовательно, требовательность и критичность во взаимоотношениях с родителями.

Если родители адекватно оценивают личностные качеств и поступки детей, вовремя замечают недостатки и стараются их исправить в виде критических замечаний, рекомендаций, советов, то в этом случае оценка, полученная ребенком в общении с родителями, помогает ему правильно оценить себя с точки зрения собственных возможностей в разных сферах деятельности, знаний и умений в той или иной области, а также своего морального облика, внешности, что является одной из важных предпосылок формирования адекватной самооценки.

Родительская любовь, предполагающая не только заботу о детях и внимание к ним, но также требовательность и критичность, оказывает большое положительное влияние на формирование личности ребенка: помогает ему понять ценность собственного «Я», осознать свои достоинства и недостатки, сформировать адекватную самооценку. В некоторых семьях родительская любовь и привязанность к детям чрезмерно разрастаются, вытесняя другие формы взаимоотношений между родителями и детьми. Это находит выражение в снижении критичности и требовательности родителей во взаимоотношениях с детьми, в «заласкивании» детей, когда родители не только перестают замечать их недостатки, но и приписывают им несуществующие достоинства, необоснованно восхищаются их «выдающимися» способностями, умом, внешностью.

У ребенка не получающего в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков, развивается завышенная самооценка. Это нарушает гармоническую структуру личности ребенка, ведет к возникновению у него внутренних и внешних конфликтов и соответствующих форм поведения.

Внутренний конфликт возникает у ребенка в результате несоответствия между реальным и идеализированным «Я», нереалистическим представлением о себе, своих возможностях, сформировавшимся на основе завышенных самооценок, полученных от родителей, и столкновением этого представления с реальной действительностью. Это вызывает тяжелые переживания у детей и формирует такие негативные свойства личности, как агрессивность, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам личности учителя, являющихся условиями успешного выполнения педагогической деятельности, а именно: способность к передаче детям знаний в краткой ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной деятельности ...

Самооценка регулирует отношение ребенка не только с самим собой, но и с окружающими. Расхождение между завышенной самооценкой, сформировавшимися в семейном общении, и оценкой ребенка с окружающими (группой сверстников, учителями) вызывает диссонанс между самовосприятием ребенка и восприятием оценкой его другими людьми, приводя к конфликту с внесемейным окружением. Высокая неадекватная самооценка ребенка, сформировавшаяся в семье, может вызвать скептическое отношение к его претензиям во внесемейном социальном окружении, привести к конфликту с социальной группой. Такие конфликты стимулируют формирование у детей с завышенной самооценки ряда негативных черт личности: замкнутости, подозрительности, озлобленности, нетерпимости к критике. Стремление сохранить и любым способом реализовать неадекватно высокую самооценку, которая переживается ребенком как желание везде быть первым, часто приводит таких детей к хулиганским поступкам, к нарушению не только моральных, но и правовых поступков [14, c.68-72].

Таким образом, что на формировании личности ребенка огромное воздействие оказывают особенности межличностных отношений в семье, которые стимулируют, развитие тех или иных качеств личности ребенка

1.2 Социально-психологические механизмы развития сиблинговых отношений

По теории Адлера, личность формируется в первые несколько лет жизни. В это время ……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адлер, А. Наука жить / А.А. Юдина. — Киев: Port- Royall, 1997. -287 с.

2. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. — Санкт-Петербург : Речь, 2010. — 381 с.

3. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношений /. — Москва: 1987. — 209 с.

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / — Москва: 1997. — 43 с.

5. Дрейкурс-Фергюсон , Е. Психология, которая принесет вам пользу / Пер. Л.Г. Шимелевич. — Минск: Ред. Журн. “Адукацыя і выхаванне”, 1995. — С. 53.

6. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф.И. Иващенко. — Минск : Вышэйшая школа, 2006. — С.190.

7. Кайл, Р. Детская психология / Роберт Кайл. — 3-е международн. изд. — СПб. : Прайм-Еврознак : Изд. Дом “Нева” Москва : Олма-пресс, 2002. — 413 с.

8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. — Москва: Гардарики, 2004. -319 с.

9. Кияшкина, Е.В. Многодетные семьи. Соперничество между детьми [Электронный ресурс] // Золотое сечение — психоаналитический : [сайт]. — [Б.г.]. — URL: < article/2038> . — Дата доступа 12.04.2013.

10. Кравцова, М. В. Диагностика сиблинговых отношений в ситуациях травматического опыта // Актуальные проблемы современной психологии : материалы второй студ. науч.-практ. конф. — Минск : БГПУ, 2001. — Ч. 1. — С. 60-61.

11. Кравцова, М.В. Изучение сиблинговых взаимоотношений // Практикум по психологической диагностике семейных отношений — Минск : БГПУ, 2003. — 169 с.

17 стр., 8072 слов

Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в ...

... непохожими людьми. Это и обусловило выбор темы нашего исследования «Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении». Цель исследования: изучить особенности ... среды. Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной среды ДОУ, будет эффективно ...

12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.

13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Число и состав домашних хозяйств Республики Беларусь [Электронный ресурс] //: [сайт]. — 2013. — Режим доступа: — Дата доступа 30.04.2013.

14. Психология личности и образ жизни / АН СССР, Ин-т психологии. — Москва: Наука, 1987. — 219 с.

15. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. — Москва: Наука,1994. — 480 с.

16. Слепкова, В.И. Психология семьи / В.И. Слепкова. — Минск : Харвест, 2006. — 494 с.

17. Смирнова, Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. — 1994. — №6. — С. 16.

18. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С. 4.

19. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. — Москва: Сфера, 1998. — 207 с.

20. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л. Б. Шнейдер. — Москва: Изд-во МПСИВоронеж : МОДЭК, 2003. — 926 с.