Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии….6
1.2 Особенности формирования самооценки у детей дошкольного с ОВЗ ……………………………………………………………………………….15
1.3 Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей…………………………………………20
Глава 2 Психологические особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей по результатам исходного среза…………………………………………………………………..29
2.1 Цель, задачи, методы исследования…………………………………29
2.2 Психологические особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей по результатам исходного среза…………………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……………………………………………………….45
Приложения
Введение
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования России от 17.10.2013 №1155 как ступени общего образования, необходима поддержка разнообразия и самоценности дошкольного детства, создание условий …………………………………………………………………………………..
У детей с ОВЗ формирование адекватной самооценки приобретает особое значение, поскольку она во многом определяет успешность их социальной адаптации. Данный факт обусловил выбор темы исследования, целью которого является ………………………………….
Объект исследования – самооценка детей с ОВЗ старшего ……………………..
Предмет исследования – особенностей самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...
Гипотеза:………………………………..
В соответствие с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить современное ……………………………………..
Методологической основой исследования явились ключевые позиции закономерности генезиса (Т. П. Авдулова, А. В. Захарова [1, Р. Заззо и пр.), структура самооценки (Б. Г. Ананьев [3], A. A. Бодалев [9], С. Л. Рубинштейн …………………………………………
База исследования: коррекционное дошкольное образовательное учреждение …………………………………………
Глава 1 Теоретические основы самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Изучению самооценки на современном этапе развития психологической науки уделяется большое внимание (Б. Г. Ананьев [3], А. А. Бодалев [9], Л. И. Божович [10], Н. Н. Васильева [47], Л. С. Выготский [11], В. Н. Мясищев [29], С. Л. Рубинштейн [37], А. Г. Спиркин [40], Т. Н. Семенова[38], В. А. Феоктистова [47] и др.).
Это обусловлено, прежде всего, той ролью, которую данный феномен играет в становлении личности. «Без самооценки трудно или даже невозможно определиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к представляемым жизнью требованиям, умением самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвинутые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы за и против, отказываться от неоправданных гипотез и версий. Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением. Она является субъективным основанием для определения уровня притязаний, т. е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной. Адекватная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственно…………………………………………………….
1.2 Особенности формирования самооценки у детей дошкольного с ОВЗ
Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание — понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, на его деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у детей с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается нерасчлененностью, упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста
... методический инструментарий позволяет определять возрастную динамику развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также осуществлять направленные психолого-педагогические воздействия в ... о дружбе и любви, о сострадании к детям, отличающимся от нас; -развивать ответственность, самоконтроль, самооценку; -научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов; ...
Неадекватная самооценка характерна для многих детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Сам возрастной период накладывает своеобразный отпечаток, так как в этом возрасте начинается процесс подготовки к школе, оказывающий влияние на эмоциональный фон ребенка. Также большую ……………………………………….
1.3 Особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей
Появление и развитие самосознания происходит в различных видах деятельности. При этом, взрослый, организуя на ранних этапах эту деятельность, помогает ребенку овладеть средствами осознавания себя и самооценивания. Источником развития самосознания, считается ведущая деятельность. В старшем дошкольном возрасте решающее значение в формировании самооценки имеет игра.
Изучая развитие самосознания в онтогенезе, отечественные исследователи уделяют преимущественное внимание самооценке детей дошкольного возраста (Л. М. Боришевский, А. И. Запрягалова, А. И. Липкина, Л. Г Подоляк, Е. И. Савонько, Л. С. Сапожникова, Г. А. Собиева, А. Л. Шнирман и другие).
В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н. Е. Анкундинова, А. М. Богуш, В. А. Горбачева, К. А. Архипова, Р. Б. Стеркина, Е. О. Смирнова, Г. Б. Тагиева).
По мнению М. И. Лисиной самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом «обрастания» знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. Понятие самооценка на взгляд М. И. Лисиной, является ………………………………………………………………….
Выводы по главе 1. На основе теоретического анализа, проведенного в первой главе, мы считаем необходимым подвести общие итоги.
Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии ………………………………………………………
Глава 2 Психологические особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей по результатам исходного среза
2.1 Цель, задачи, методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе коррекционного дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 26 компенсирующего вида.
В эксперименте приняло участие 10 детей с ОВЗ из полных семей и 10 детей с ОВЗ из не полных семей.
Целью экспериментальной части исследования было изучение особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей.
Организация экспериментального исследования самооценки детей ...
... коррекционная работа по составленной нами программе, направленной на формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. В контрольной группе подобного экспериментального воздействия не производилось. ... старательный [4]. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками и объясняют задание и предлагают на ней отметить фишками уровень развития у него указанных ...
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
1. Адаптировать стимульный материал ………………………………………………………………………………….
……..одинаковых условиях эксперимента.
Для реализации поставленных задач были применены следующие экспериментальные методики:
1.Методика определения самооценки детей. (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн) (источник Настольная книга практического психолога Рогова Е. И.)
2. Методика «Какой Я?» Р. С. Немова (источник Настольная книга практического психолога Рогова Е. И.)
3.Проективная методика «Рисую себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте (источник Настольная книга практического психолога Рогова Е. И.)
Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.
В указанных методиках предполагалось определение результатов и выделение уровней самооценки у детей с ………………………………
2.2 Психологические особенности самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей по результатам исходного среза
В эксперименте приняло участие 10 детей с ОВЗ из полных семей и 10 детей с ОВЗ из не полных семей.
В результате проведения эксперимента были получены следующие данные, представленные в таблицах 1 – 3.
Результаты исследования детей с ОВЗ из полной и не полной семей по методике определения самооценки детей (Т. В. Дембо, С. Я.Рубинштейн) представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты, полученные в ходе исследования уровня развития самооценки по методике определения самооценки детей (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)………………………………………………………….
…………………Только Никита В. при заполнении всех шкал ставил себя на высокие ступеньки, при этом комментировал: Я добрый, я справедливый, я люблю помогать маме и бабушке у меня много друзей, значит я дружелюбный и т.д.
Наглядно результаты эксперимента по данной методике представлены на рисунке 1.
Рисунок 1– Уровень развития самооценки по методике определения самооценки детей (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)
Полученные данные об уровне развития самооценки по данной методике показывают то, что основным критерием развития самооценки является и …………………………………
…………просто молчали.
Никита В. – высокий уровень развития самооценки при ответе на многие вопросы отвечал «да», и опять комментировал: Я вежливый, я умный, добрый и т.д.
Наглядно результаты эксперимента по данной методике представлены на рисунке 2.
Методика исследования самоотношения
... основном использовались только два класса методов изучения самооценки: методика Дембо-Рубинштейни ее различные модификации, а ... так и в практических целях. Методические проблемы исследования самоотношения При анализе различных взглядов на строение ... к себе, чувство расположения, самооценка, самоуверенность, самоунижение, самообвинение—вот далеко не полный перечень терминов, используемых ...
Рисунок 2 – Уровень развития самооценки по методике «Какой Я?» Р. С. Немова
Нами была поведена проективная методика «Рисую себя» на которой дети с нарушениями зрения рисовали себя.
Результаты исследования детей с ОВЗ из полной и не полной семей по проективной методике «Рисую себя»………………………………………
Таблица 3 – Результаты, полученные в ходе исследования уровней развития самооценки по проективной методике «Рисую себя» А. М. Прихожан, З. Василяускайте
Проективная методика при помощи рисунков показала следующие результаты, в группе детей из не полных семей 5 детей (50%) имеют низкий уровень развития самооценки, то ……………………………….
Выводы по главе 2
В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены методики, направленные на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста из полной и не полной семей..
На основании проведенного эмпирического исследования гипотеза нашего исследования подтвердилась, нами была определена зависимость между …………………………………………………..
Заключение
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что впервые ……………………………………………………………
………….
Список литературы
1. Конс?титуция Рос?с?ийс?кой Федерации : принята вс?енар. голос?ованием 12 дек. 1993 г. (с? учетом поправок, внес?енных Законами РФ о поправках к Конс?титуции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // С?обрание законодательс?тва РФ. – 2014. – №31. – С?т. 4398.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013. –№ 265.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г.Ананьев. – СПб., 2010. – 288 с.
4. Астраханцева, Т. Н. Актуальные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями / Т. Н. Астраханцева. – Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2009. – 78 с.
5. Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям / Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. – М. : Просвещение, 2012. – 112 с.
6. Банзявичене, Р. Эмоционально-значимые события в жизни слепых и слабовидящих и методика работы с ними // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А. Г. Литвака. – СПб. : Питер. – 2011. – 120 с.
Периоды развития теории управления
... в 1927 г. разработал факторы, влияющие на коммуникационные процессы в менеджменте, исследование поведения людей в организации, на основе которых сформировал теории: теория Х ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
7. Белякова, Е. Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов / Е. Г. Белякова. Тюмень, 2013. – 224 с.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1996. – 420 с.
9. Бодалев, А. А. Психология общения. / А. А. Бодалев. – М. : Когито-Центр, 2015. – 672 с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – СПб. : Питер. – 2009. – 325 с.
11. Выготский, Л. С. собрание сочинений. Научное наследство / А. Ясницкий. – М. : Просвещение . – 2012. – 367 с.
12. Гайлене, И. Способы коррекции самооценки учащихся с нарушениями зрения // Балт. сборник по спец. педагогике. — 1 // Сост. А. Алишкаускас и др. – Тарту, 2007. – 17 с…………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ
Результаты исследования уровня самооценки
Протокол методики определения самооценки детей
(Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)…………………………………………………….