Особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом.

Джон Локк

Джордж Галифакс сказал: «Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?». Я хочу перефразировать эту цитату и спросить у вас: «Что может быть важней для ученика, чем хорошая память?».

Значимость памяти для учения очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности.

Поэтому тему для своей исследовательской работы я обозначила как «Развитие памяти у детей школьного возраста».

Для меня, как для ученицы 9 класса данная тема является особо актуальной и значимой. Ведь успешное прохождение мной государственной итоговой аттестации во многом зависит от того, насколько сформирован у меня познавательный компонент, в состав которого входит не только внимание и логика, но и память. Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ученик усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.

При проведении исследовательской работы мной была поставлена цель: рассмотреть особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста.

Для достижения цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

Изучить научно-методическую литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме;

Рассмотреть значение памяти для учебной деятельности;

Рассмотреть особенности процесса памяти у детей разных возрастных категорий (возраст 11 — 12 и 15-16 лет);

Составить информационный буклет «Как подготовить себя к экзаменам?»

Предмет исследования: уровень сформированности основных видов памяти у детей старшего школьного возраста.

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 класса.

База исследования: данное исследование проводилось на безе АМОУ СОШ №30

Практическая значимость: данное исследование может способствовать повышению качества процесса обучения.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 39 страниц машинописного текста из них основного текста.

ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Память

Человеческая память — уникальное явление. Некоторые виды памяти есть даже у простейших одноклеточных организмов. Память — это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.

15 стр., 7172 слов

Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи

... проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования. Глава I . Общее понятие памяти 1.1 История изучения памяти Память – это процессы ...

В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Возможно, что ученые раскроют тайну памяти и тогда все проблемы с памятью будут решены раз и навсегда. У каждого человека есть свои способы запоминания. Существуют и научные данные, которые подтверждают эффективность тех или иных способов укрепления памяти. Причем для каждого вида памяти есть свой способ.

1.2 Виды памяти

Поскольку память включена во все многообразие жизнедеятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

В качестве наиболее общего обоснования для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей ее деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с четырьмя основными критериями:

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на: двигательную (моторную), эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую (вербальную);

по характеру целей деятельности на: произвольную и непроизвольную;

по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на: кратковременную, долговременную и оперативную;

по характеру связей в запоминаемом материале на: логическую (смысловую) и механическую.

Данная классификация видов памяти была предложена коллективом советских психологов, среди которых А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, В.С. Мухина и многие другие, но сейчас существуют и другие классификации. Некоторые психологи (А.А.Степанов, В.В.Богословский) не выделяют двигательную память как отдельный вид, а считают ее частью образной. Такое большое число мнений говорит о размытости четких границ между видами памяти. Отсюда следует, что виды памяти тесно связаны между собой.

В своей работе я хотела бы основное внимание уделить классификации по характеру связей в запоминаемом материале.

С возрастом отмечается улучшение в запоминании как смыслового, так и механически связанного материала. Запоминание близких по смыслу предметов и смыслового материала (фразы, тексты) дает более высокие результаты, по сравнению с механическим запоминанием во всех возрастных группах.

1.3 Факторы, влияющие на память человека

Безусловно, память человека зависит от множества факторов, отрицательно влияют на ее способности и развитие.

«Утро вечера мудрее»

Отрицательно действует на память и скорость мысли недосыпание. Организм во сне не только отдыхает, но и в подсознании обрабатывает полученную днём информацию и выводит результаты в сознание. Правильно сформированный режим дня дает возможность человеку проявить себя в различных видах деятельности — в спорте, в отдыхе, в обучении и т.п., что предоставляет человеку нагружать или наоборот освобождать от умственного труда свой мозг. В свою очередь, это благоприятно влияет на развитие памяти и ее способностей. Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти.

6 стр., 2777 слов

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...

... оценки. Ориентация на личные/деловые интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности 2)Цели запоминания. 3)Требования к запоминанию. 4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и ... процессах вспомогательную роль. Центральный исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов. Для подтверждения данного понимания места ...

«Дело табак»

Употребление любых наркотиков и алкоголя тормозит мысль и разрушительно действует на память. Действие алкоголя и наркотиков по уменьшению скорости мысли продолжается до нескольких дней, пока организм не очистится от яда. Постоянное курение и употребление наркотических веществ, алкоголя приводит к нарушению работы мозга, вследствие чего ухудшается память.

«Питаться нужно, как дышать»

Для качественного обучения следует следить за своим питанием. Питаться нужно, как дышать. Естественно, тяжёлая, трудно перевариваемая пища отрицательно сказывается на мышлении. Питание искусственными и генетически изменёнными продуктами отрицательно сказывается на здоровье и на способности человека к мышлению. Человек был создан для жизни на природе и его желудок не приспособлен для искусственной и синтетической пищи. Питание природными естественными продуктами улучшает память и способность мышления.

«Вдохнуть жизнь»

Очевидный фактор проблем с памятью — это физическое загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии. Отрицательное воздействие оказывают на память человека загрязненный воздух, пыль, выбросы. Вдыхая воздух, человеческий мозг поглощает не кислород, а некую смесь химических веществ, что влияет на умственную деятельность, на способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую из различных источников.

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ. ПАМЯТЬ И ПОЛ

Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных видов памяти наиболее или наименее развиты у школьников определенной возрастной группы. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество процесса учения, не перегружая ребенка излишними физическими и умственными нагрузками.

2.1 Развитие памяти у людей дошкольного возраста

Существенные изменения у детей дошкольного возраста происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер — в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого — то, что было примерно год назад.

Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... воспроизвести этот ряд. Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть ... к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ...

2.2 Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», — ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Младший школьный возраст является наиболее «чувствительным» для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи — крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

28 стр., 13728 слов

Психологические особенности памяти и внимания детей 6–7 лет с ...

... возрасте), частота встречаемости среди детей разного возраста. Однако, глубокого изучения особенностей когнитивной сферы у детей с СДВГ не проводилось. Цель исследования: изучить особенности памяти и внимания детей 6 ... Эмпирическая база исследования: МУЗ Детский психоневрологический санаторий №2 г. Владимира, 14 детей в возрасте 6 -7 лет, страдающих синдромом гиперактивности. Гимназии №1 г. Коврова, ...

2.3 Развитие памяти у детей старшего школьного возраста

Рассматривая особенности индивидуального развития памяти можно заметить, что одни ученые отмечают относительно равномерное увеличение продуктивности памяти с возрастом, другие обнаруживают замедление и даже некоторое снижение продуктивности памяти в период полового созревания.

Мое исследование направлено на изучение процессов памяти старших школьников двух возрастных периодов:

11 — 12 лет (5 класс) 11-летней школы;

15 — 16 лет (9 класс) 11-летней школы.

Исследование памяти в эти возрастные периоды позволяет определить изменения, которые произошли в познавательной сфере ребенка за период подросткового кризиса 11 — 16 лет. Мое исследование позволит более полно изучить процессы памяти, учитывая как возрастную, так и половую специфику. Помимо этого я считаю нужным рассмотреть в своей работе осмысленность запоминания на основе сравнения логической и механической памяти школьников тех же возрастных категорий (11 — 12 лет и 15 — 16 лет).

Также я постараюсь определить развитие обоих видов памяти и их соотношение на двух возрастных этапах, что является очень важным для организации учебной деятельности школьников.

Всего в исследовании принимало участие 20 школьников в возрасте 11 — 12 лет, среди которых 8 мальчиков и 12 девочек, а также 21 школьник 15 — 16 лет, среди которых 12 мальчиков и 9 девочек. Все испытуемые являются учениками 5-х и 9-х классов соответственно, АМОУ СОШ №30.

На первом этапе своего исследования я рассмотрела уровень развития логической и механической памяти у детей выше указанных категорий (Приложение 1).

При проведении диагностической работы полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьников в возрасте от 15 до 16 лет преобладает логический механизм запоминания (данный показатель составил 68%) (Диаграмма 1).

Это можно объяснить тем, что логическое запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала (навык понимания быстрого усваивания информации усовершенствуется в старших классах.).

В возрасте 15-16 лет у подростка доминируют мыслительные, логически обоснованные процессы.

Диаграмма 1

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствует постепенному развитию теоретического мышления, происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. ...

... притязаниях младшего школьника, обусловливая характер отношений ребенка со взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина). Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста - ориентация на группу сверстников ( ... И.В. Дубровина). В этом возрасте переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества: с одной стороны, ребенок хочет "быть как все", ...

У детей младшего школьного возраста (11 — 12 лет) доминирует механическая память, то есть без логических связей (69 %).

Усвоение материала младшим подросткам не позволяет установка только на механическое запоминание, что характерно их возрасту (Диаграмма 2).

Диаграмма 2

Результаты анкетирования полностью подтверждают факт о том, что с возрастом у детей наблюдается прогрессивное развитие комбинированного и моторно-слухового вида памяти, требующие глубокого осмысления и переработки информации.

Второй этап моей работы представлял собой определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов (Приложение 2).

Анализируя полученную информацию, мы увидели, что у детей в возрасте от 11 до 12 лет ведущим типом памяти является зрительная память (45%), а хуже всего развит моторно-слуховой тип памяти (10%) (Диаграмма 3).

Причиной такого результата является то, что в младшем школьном возрасте дети много читают, усваивают информацию с помощью зрения, в возрасте 11-12 лет школьники питают информацию из внешней, окружающей их среды.

Диаграмма 3

В возрасте от 15 до 16 лет у подростков наибольший процент приходится на моторно-слуховую (43%) и комбинированную (33%) память (Диаграмма 4).

Диаграмма 4

Данные результаты обусловлены тем, что к 15-16 годам процессы и механизмы запоминания усложняются, подросток способен без труда осмысливать воспринимаемое.

Средние показатели уровня развития памяти распределились следующим образом: у учащихся в возрасте от 11 до 12 лет — 64,85%, а у школьников 15-16 лет — 64,3%. Причины разницы результатов в 0,55% я вижу в том, что наблюдается замедление и даже некоторое снижение продуктивности памяти в период полового созревания. К этому мнению склоняется большинство ученых.

Как уже отмечалось выше, память играет огромную роль в процессе обучения. Устанавливая зависимость между уровнем развития памяти и успеваемостью (по устным предметам, таким как: история, литература, природоведение и др.), мы наблюдаем следующую картину: средний балл у детей младшего школьного возраста составляет 3,7; у старшеклассников эта цифра составляет 3,4, что на 0,3 балла ниже первого показателя. Я нахожу этому объяснение в том, что уровень запоминания у детей старшего школьного возраста ниже, чем у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, рассматривая доминирующие типы памяти у детей разных школьных возрастов, пришла к выводу что:

Логическая память преобладает над механической у старших школьников, это, по моему мнению, подтверждает выводы о переходе ведущей роли от памяти к мышлению в старшем школьном возрасте. Постановка вопроса в такой форме снимает проблему механической и логической памяти, как двух последовательных ступеней ее развития, поскольку главным в этом случае, становится изучение развития психических функций и изменение их с возрастом. Такой подход позволяет изучать в возрастном аспекте не только соотношение памяти и запоминания, но и других психических функций.

2.4 Память и пол. Развитие памяти у мужчин и женщин

память запоминание ребенок упражнение

И кто сказал, что «девичья память» коротка? На самом же деле, память у женщин лучше, чем у мужчин, причем вне зависимости от возраста. И это факт, установленный учеными Кембриджского университета.

Исследователи провели эксперимент и проверили память взрослых британцев в возрасте от 49 до 90 лет и установили, что женщины устойчиво превосходят мужчин в способности запоминать и восстанавливать информацию.

Ученые обнаружили, что эти выводы справедливы и для молодого поколения — школьницы начальных классов также демонстрируют более высокие показатели в запоминании материала по сравнению со сверстниками мужского пола.

Моё исследование, направленное на определение уровня сформированности памяти подростков подтверждает данный факт о преобладание женской памяти над мужской.

В возрасте от 11 — 12 лет средний процент запоминания у мальчиков (8 человек) составил 64,75%, а средний процент запоминания у девочек (12 человек) — 64,92%.

В возрасте 15-16 лет так же прослеживается преобладания памяти у девочек — средний процент запоминания у мальчиков (12человек) — 64,3%, а у девочек (9человек) — 64,4%

Причина этого различия между свойствами памяти у мужчин и женщин связана с гормональным фоном в организме и принципе работы мозга у женщин, механизм которого в ходе эволюции приобрел преобладание в активности над мозгом мужчины.

Но на одной теории останавливаться не следует, ведь память с возрастом может утрачивать свои способности, если должным образом не тренировать ее. Поэтому следующая глава посвящена сохранению и улучшению памяти.

ГЛАВА 3. КАК СОХРАНИТЬ И УЛУЧШИТЬ ПАМЯТЬ

Память человека — это основа его сознания. Часто случается, что память нас подводит, и мы не можем вспомнить важную информацию в самый ответственный момент. Каким же образом можно улучшить память и сделать процесс запоминания более продуктивным?

3.1 Пища для ума

Уже доказано, что правильное питание способствует укреплению памяти. Определенные вещества способны ускорять и стимулировать биохимические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Важно следить за их постоянным поступлением в организм или с продуктами питания или в составе специальных витаминно-минеральных комплексов.

Альфа-липоевая кислота (липоевая, тиоктовая).

Не так давно открытая учеными пищевая добавка быстро получила статус лекарственного препарата, поскольку оказалась прекрасным средством лечения поражений нервов при сахарном диабете. Уже установлено, что она может улучшать память, даже в пожилом возрасте. В небольшом количестве эта кислота образуется в организме, кроме того, она содержится в шпинате, мясе и пивных дрожжах. Однако получить достаточное для профилактического или лечебного эффекта количество липоевой кислоты из пищи невозможно, поэтому рекомендуется принимать ее в виде добавок. Ее действие более эффективно, если она входит в состав комплекса антиоксидантов (витамина А и Е), эффективность которых она усиливает.

Биотин и пантотеновая кислота. Эти два представителя группы В обычно присутствуют в продуктах вместе. Они улучшают усвоение углеводов, белков и жиров, в том числе и в нервной ткани. Пантотеновая кислота необходима организму для обеспечения взаимосвязи между головным мозгом и остальными отделами нервной системы. Несмотря на то, что пантотеновая кислота присутствует во многих продуктах питания — она разрушается при нагревании и консервировании. Чтобы получить суточную дозу пантотеновой кислоты, нужно ежедневно съедать 2,5 чашки свежих проростков пшеницы. Проще получать эти компоненты из витаминно-минеральных комплексов.

Тиамин (витамин В1).

Тяжелый недостаток этого витамина приводит к тяжелому неврологическому заболеванию «бери-бери». При слабых формах нехватки тиамина отмечаются раздражительность, депрессия и слабость. Исследования показали, что этот витамин улучшает память у пациентов с таким тяжелым заболеванием, как болезнь Альцгеймера и устраняет спутанность сознания у пациентов после хирургических операций под наркозом. Лучший источник этого витамина — нежирная свинина, а так же злаки, фасоль, орехи и семена. Суточную дозу можно получить, если ежедневно съедать горсть орехов. Лечебную дозу можно получить только из витаминно-минеральных комплексов.

Рибофлавин (витамин В2).

Действие этого витамина разнообразно. Он участвует в процессе синтеза гормонов щитовидной железы и в процессе формирования эритроцитов, переносящих кислород. Увеличивая доступ энергии к клеткам мозга, рибофлавин улучшает и работу памяти. Рибофлавин содержится в молоке, однако очень быстро разрушается на свету. Чтобы получить суточную дозу витамина нужно каждый день выпивать не менее 3 стаканов молока, а с учетом разрушения витамина при хранении — 6 стаканов. Удобно получать рибофлавин из витаминно-минеральных комплексов, которые одновременно содержат железо, а так же витамин В6.

Ниацин (витамин В3).

Одним и признаков дефицита этого витамина в организме является утомляемость и снижение памяти. Ниацина много в пище, богатой белками: курица, мясо, рыба, орехи. Организм может производить ниацин их аминокислоты триптофана. Иногда ниацином обогащают макаронные изделия, но содержание в них этого витамина невелико — требуется 7 чашек вареных макарон для восполнения ежедневной потребности.

Кобаламин (витамин В12).

Этот витамин нужно обязательно принимать дополнительно людям пожилого возраста и вегетарианцам. К числу возможных симптомов дефицита этого витамина относятся утомляемость, депрессия и снижение памяти. Основным источником этого витамина является пища животного происхождения. Суточная доза содержится в 150 гр. хорошего Швейцарского сыра. Стоит помнить о том, что даже легкий дефицит этого витамина может оказывать существенное влияние на организм.

Витамин С. Антиоксиданты, такие как витамины С и Е, уничтожают свободные радикалы — нестабильные молекулы кислорода, которые вызывают ухудшение памяти. Установлено, что увеличение концентрации витамина С в организме вызывает рост интеллектуальных возможностей в 4 раза. Конечно, из этого не следует, что поедая витамин С вы станете академиком, превышать дозу не нужно. Во всем нужна мера. Проблема витамина С в том, что он очень быстро разрушается при хранении и нагревании. Кроме того курение разрушает витамин С, попавший в организм с пищей. Несмотря на то, что витамина С много в цитрусовых, в капусте брокколи, красном перце и темной листовой зелени, стоит задуматься о дополнительном приеме этого витамина, особенно в том случае, если вы живете в городе и курите.

Железо. Исследования показывают, что даже небольшой недостаток железа, не достигающий критического уровня, может вызывать у взрослых нарушения внимания, а у подростков снижать школьную успеваемость. Хороший источник железа — говядина и баранина. Много его в сухофруктах, фасоли и зеленых овощах. Однако последние исследования показывают, что из-за истощения почв, занятых под выращивание сельскохозяйственных культур, содержание железа в растительных и животных продуктов снижается. Кроме того, железо хорошо усваивается только в сочетании с витамином С.

Йод. Организму требуется крайне малое количество йода, но даже небольшой дефицит может вызывать серьезные нарушения. По данным исследований население России страдает от нехватки йода в пище. Исследования, проведенные ЮНИСЕФ, доказали, что у людей с дефицитом поступления йода в организм, коэффициент интеллекта на 13% ниже, чем у людей без дефицита. Восполнить дефицит йода можно при помощи йодированной соли, однако избыточное употребление хлорида натрия может негативно влиять на здоровье.

Лецитин и холин. Эти соединения тоже представители витаминов группы В. В их бесперебойном поступлении в организм нуждается нервная система. Лецитин, поступающий в организм, становится источником холина. Последний является основой синтеза ацетилхолина — белка, играющего основную роль в механизмах памяти и в контроле мышечной деятельности. Холин так важен для развития умственных способностей детей, что все детские добавки и витамины для беременных должны содержать это вещество.

3.2 Упражнения для улучшения памяти

Многим знакома ситуация, когда вдруг выскочил из головы нужный номер телефона или о дне рождения друга вы вспомнили лишь на следующий день. Не пугайтесь, такие провалы редко бывают признаками болезни. Скорее всего, во всем виноваты усталость, весенний авитаминоз . Как известно, абсолютной памяти не бывает, но память можно значительно улучшить, если ее регулярно тренировать. Вот 10 простых упражнений, которые можно делать в течение дня. Итак, тренируем память.

Упражнение № 1. Время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша).

Пытайтесь писать иногда левой рукой. Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. «Таким образом, вы активизируете ту сторону мозга, которая практически не используется в повседневной жизни», — объясняет американский исследователь доктор Катц.

Упражнение № 2. «Включайте» все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь. Нужно стимулировать память непривычными способами. Благодаря этому расширяется возможность работы мозга. Чем больше органов чувств вы используете, тем прочнее запечатлеется увиденное в вашем мозгу.

Упражнение № 3. Читая (достаточно быстро) какой-нибудь текст, отмечайте при этом каждую удвоенную «н» или другую букву. Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь. Вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание значительно улучшилась.

Упражнение № 4. Спрашивайте себя, как в детективном романе: что я делал в это время вчера? Где я был в это время? А что я делал два часа назад? И тогда ваше внимание будет активизировать мозг, кратковременная память улучшится.

Упражнение № 5. В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга. Перекрестные движения активизируют его половины.

Упражнение № 6. Представьте себе, что к кончику вашего носа прикреплена кисточка для рисования. С помощью этой кисточки нарисуйте в воздухе цифру «8» вашим любимым цветом. Старайтесь, чтобы движения были свободными и аккуратными. Дышите ровно, плечи расслабьте. Это перекрестное движение освежит уставший мозг. Стресс, запечатленный при этом в памяти, стирается.

Упражнение № 7. Тренировать память можно даже стоя в автомобильной пробке. Этим вы не только развлечете себя и своих спутников, но разовьете вашу языковую фантазию. Посмотрите на номера машин вокруг себя. Из букв, стоящих на номерах машин, быстро придумайте предложение, например: ГНУ — гуляйте на улице». Благодаря этому упражнению вы научились лучше замечать знаки даже в критической ситуации.

Упражнение № 8. Представьте себе, что вы должны написать рассказ о том, как учились. Кто была ваша лучшая подруга? Вспомните во всех подробностях класс, в котором вы учились. Восстановите в памяти всех ваших одноклассников и учителей. Прекрасное упражнение для тренировки памяти на лица.

Упражнение № 9. Используйте силу внушения какого-нибудь положительного лозунга (фразы), благодаря которому вы легче достигнете цели, так как с его помощью гасится негативное восприятие проблемы. Если перед важным разговором вы боитесь, что память вас подведет, придумайте предложение, которое ежедневно повторяйте с закрытыми глазами, например: «Я знаю все, что мне нужно знать, и я совершенно спокоен».

Упражнение № 10. С помощью вспомогательной системы «число — картинка» вы легко сможете запомнить до 12 различных предметов. Итак, нарисуйте 12 маленьких картинок очень схематично: свечку, лебедя, кактус с тремя стеблями, листочек клевера с четырьмя зубцами, руку с пятью пальцами, поднятый хобот слона, развевающийся в левую сторону флаг, маленькие песочные часы, курительную трубку, стоящую на черенке, человека рядом с большой литаврой, два фонарных столба, часы. Нетрудно заметить, что картинки символизируют числа от 1 до 12. Выучите символы наизусть: «Свеча — 1, лебедь — 2, кактус — 3» — и так далее. Когда вы усвоите эту последовательность, то после небольшой тренировки вы легко сможете использовать этот ряд на практике. Делайте эти упражнения каждый день, обучите им ваших детей — и тогда вы навсегда забудете о забывчивости.

Близится пора экзаменов и каждому выпускнику хотелось бы успешно пройти эти испытания. И как мы уже поняли, память играет немаловажную роль в нашем образовательном пути. Исходя из этого, стоит следовать некоторым рекомендациям, ведь память может подвести вас в неподходящий момент. Поэтому я хочу вам предложить «рецепт» для совершенствования механизма памяти.

Получайте удовольствие от информации. Мозг устроен так, что человек запоминает ту информацию, в которой заинтересован. Например, если вам не по душе физика или математика, то вам придется потратить много времени, чтобы запомнить сложные определения и термины. Для того, чтобы запомнить нужную информацию в нелюбимом предмете, её необходимо прочесть несколько раз и понять что в ней заложено. По этой причине вы легко запоминаете телефоны близких людей и нужных вам заведений, а телефон, скажем, стоматолога вы не можете вспомнить.

Не торопитесь. Для того, чтобы вспомнить необходимую информацию, нужно время. Есть вещи, которые вспоминаются быстрее, чем другие. Сконцентрируйтесь, когда хотите что-то вспомнить.

Сконцентрируйтесь. На многих людей давление оказывает отрицательное действие, и они не могут сосредоточиться. В таком случае вдохните глубоко и скажите себе, что у вас ещё много времени и нет повода для беспокойства. Что-то не помнить — это нормально. Когда вы расслаблены, вы лучше что-либо запоминаете.

Селективность. Никто на свете не может запомнить всё. Необходимо быть разборчивым, вы должны выбирать, что вы хотите оставить у себя в памяти, а что нет. Ваш мозг — это не чердак, куда складывают весь хлам. В памяти должна храниться действительно важная информация.

Следите за здоровьем. Физическое состояние оказывает влияние на мозг. Делайте зарядку, следите за лёгкими и давлением. Питайтесь по режиму. Алкоголь, психотропные вещества, наркотики разрушают память.

Тренировка. Тренируйте вашу память. Решайте ребусы, кроссворды, делайте упражнения, читайте специальные книги.

Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.

Рассуждайте вслух. Мозг будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.

С учетом вышесказанного я попыталась составить свой режим дня. Правильная организация режима дня помогает избежать переутомления и перенапряжения нервной системы. Поэтому очень важно планировать день подростка, чтобы ему хватало времени на все — на учебу, сон, отдых, спорт.

Виды занятий и отдыха

Возраст

11-12 лет

15-16 лет

Подъем

700

630

Утренняя зарядка, водные процедуры, туалет, уборка постели

700-730

630-700

Завтрак [1]

730-745

700-715

Повторение теоретических материалов [2]

715-730

упражнения на развитие памяти и внимания [3]

745-800

730-750

Утренняя прогулка, дорога в школу

800-810

750-810

Занятия в школе

815-1400

815-1400

Горячий обед [4]

1105-1120

1205-1220

Дорога из школы

1400-1420

1400-1420

Обед

1420-1500

1420-1500

Прогулка, игры, спорт, времяпрепровождение на улице

1500-1700

1500-1700

Ужин

1700-1720

1700-1720

Приготовление домашних заданий [5]

1720-1930

1720-1930

Свободные занятия

1930-2100

1930-2100

Гигиенические мероприятия, приготовление ко сну

2100-2200

2100-2200

Сон

2200-700

2200-630

Примечание:

По мнению ученых, дети, которые регулярно завтракают, будут более здоровыми в целом. Первым делом с утра организм нуждается в пополнении запасов энергии в виде еды. Пища — энергетически ценный продукт для умственной деятельности и физической активности, в частности подростка. Завтрак должен составлять 25% от суточной нормы питательных веществ. К любому приему пищи, а особенно к завтраку, необходимо относиться осознанно. Для людей умственного труда завтрак должен быть легким. Лучшим источником энергии для мозга является завтрак богатый углеводами. И поэтому пусть это будут натуральные продукты — зерновые хлопья, сухофрукты, мюсли, мед в сочетании с молочными и кисломолочными маложирными продуктами, которые в свою очередь, будут работать на нормализацию работы кишечника. Например, 2 порции овсяной каши(120гр.), сваренной на молоке. Дополнить завтрак можно 1 порцией фруктов, это может быть яблоко или любой другой фрукт на ваш вкус (около 100 гр.).

Немаловажно то, что мозг подростка должен пробудиться, настроиться на длительную умственную деятельность в школе. Для этого неплохой вариант повторить то, что задали, например, параграф по истории, стихотворение, либо конспект по физике. Вы сможете восстановить пробелы в памяти и дать мозгу возможность начать обрабатывать информацию. Такое «утреннее» повторение школьной теории поможет развить память подростка.

Упражнений для развития внимания достаточно много. Некоторые из них представлены в параграфе 3.2..

Обед подростка должен обеспечивать 35-40 процентов суточной потребности в энергии. Обед обязательно должен быть горячим. По мнению западных диетологов, сбалансированный обед должен состоять из четырех групп продуктов и, соответственно, включать: 1. злаки (а именно, цельнозерновые продукты, сохранившие максимум полезных веществ); 2. фрукты и/или овощи; 3. молоко и молочные продукты; 4. продукты, содержащие белок (животный и растительный).

Домашние задания стоит выполнять, распределяя нагрузку. Нужно чередовать сложные задания и лёгкие. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена быстрее и легче. Чтобы не проявлялась физическая и моральная усталость, следует делать перерывы на 5-7 минут между каждым выполненным предметом или сложным заданием. Так мозг не будет перенапрягаться, а наоборот, после ощутимой нагрузки последует ощутимый отдых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении мне хотелось бы отметить что, в ходе выполнения работы мне удалось полностью достичь поставленной цели. Результаты моей деятельности нашли практическое отражение при составлении мной рекомендаций для учащихся разных возрастных категорий.

Так же я пришла к выводу о том, что память входит в целостную структуру человеческой личности. И по мере развития мотивационно-потребностной сферы может меняться отношение человека к своему прошлому, отчего одно и то же знание может по-разному храниться в памяти личности.

В памяти выделяют три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

По запоминанию выявляется наиболее преобладающий тип памяти у человека. Обычно уровень их развития у людей неодинаков, и это позволяет говорить о доминировании одного из типов памяти.

Различные теории памяти изучают разные ее аспекты, которые я попыталась отобразить в своей исследовательской работе.

Таким образом, моя гипотеза о различиях способности памяти в соответствии с полом и возрастом подтвердилась.

Профессионализация памяти, овладение мнемотехникой, упражнения в запоминании и сохранении информации, особенности требований к его воспроизведению показывают влияние деятельности на развитие памяти.

Память не только дар природы, но и результат целенаправленного воспитания, которым необходимо систематически заниматься.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9 — 11 классы/О.Е. Аверчинкова. — М.: Айрис — пресс, 2007. — 208 с. — (Профильное обучение).

2. Развитие «суперпамяти» по методике Рамона Кампайо. Секреты человека-суперпамять/Р. Кампайо — Питер, 2010. — 236

3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия/Академия «высшее профессиональное образование. Педагогические специальности — Москва, 2008. — 368 с.

4. Улучшение памяти за 7 дней/Т.Бьюзен. — Минск. — Попурри, 2009. — 288 с.

5. http://www.lingvisto.org/artikoloj/sekr.html

6. http://festival.1september.ru/articles/505745/

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика выявления объема памяти при механическом и логическом запоминании

Цель: определить возможности памяти при разном способе запоминания.

Слова для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.

Слова для механического запоминания: океан, утюг, луна, книга, забор, ластик, телефон, капуста, морж, ученик.

Ход исследования:

Я зачитала слова из логического ряда. Через 1 минуту учащиеся их воспроизвели в тетради.

Через 3-4 минуты я зачитала испытуемым из механического ряда. Через 1 минуту учащиеся записали их в тетрадь.

Подсчитав количество слов при логическом и механическом запоминании, я заполнила таблицу.

Фамилия, имя

Виды запоминания

Логическое

Механическое

Количество слов

%

Количество слов

%

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика диагностики типа памяти

Цель исследования: определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Материал и оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.

I

II

III

IV

ДИРИЖАБЛЬ

САМОЛЕТ

ПАРОХОД

ВОЛК

ЛАМПА

ЧАЙНИК

СОБАКА

БОЧКА

ЯБЛОКО

БОЧКА

ПАРТА

КОНЬКИ

КАРАНДАШ

НОГИ

САПОГИ

САМОВАР

ГРОЗА

БРЕВНО

СКОВОРОДА

ПИЛА

УТКА

СВЕЧА

КАЛАЧ

ВЕСЛО

ОБРУЧ

ТАЧКА

РОЩА

ЗАГАДКА

МЕЛЬНИЦА

ЖУРНАЛ

ГРИБ

ПРОГУЛКА

ПОПУГАЙ

МАШИНА

ШУТКА

КНИГА

ЛИСТОК

СТОЛБ

СЕНО

ТРАКТОР

Ход исследования:

Задание может выполняться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым было предложено поочередно четыре группы слов для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии.

Я зачитала первый ряд слов с интервалом 4-5 сек. между словами (слуховое запоминание).

После 10-секундного перерыва дети записали на листочке запомнившиеся слова и отдыхнули 10 мин.

Затем я показала слова второго ряда (зрительное запоминание), которые ученики после 10-секундного перерыва также записали по памяти на листочке.

Дав 10-минутный отдых, я прочитала вслух слова третьего ряда, а дети шепотом повторили каждое из них и «записали» в воздухе пальцем (моторно-слуховое запоминание).

После 10-секундного перерыва они воспроизвели слова на листочке.

После перерыва в 10 мин для запоминания были предъявлены слова четвертого ряда. На этот раз я читала слова, а дети одновременно следили по карточке, шепотом повторяли каждое слово и «писали» его в воздухе (комбинированное запоминание).

Затем запомнившиеся слова записали.

Таким образом, при запоминании и дальнейшем воспроизведении ребенком каждого ряда слов доминирует определенный вид анализатора: слуховой, зрительный, моторно-слуховые центры и их комбинации.

На заключительном этапе диагностирования я произвела обработку результатов.

О преобладающем типе памяти у ребенка можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С): С = А:10100%, где А — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было более успешное воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент памяти к 100%, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти. По результатам исследования можно говорить о трех уровнях запоминания: высокий (более 80%), средний (60- 79%), низкий (объем запоминания меньше 50-60%).

Полученные результаты занесла в таблицу (Таблица 1, 2, 3, 4; Диаграмма 5):

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 — 16 ЛЕТ

Ф.И.

I

II

III

VI

Тип памяти

Ср. %

1. Вабель И.

7

5

7

6

Моторно-слуховой

63

2. Данильчук Д.

9

8

7

10

Комбинированный

85

3. Ершов А.

7

5

6

9

Комбинированный

68

4. Зевахова А.

7

6

8

9

Комбинированный

75

5. Исаков А.

7

4

7

4

Моторно-слуховой

55

6. Киреева Л.

8

4

5

6

Слуховая

65

7. Клюев Л.

8

7

7

7

Слуховая

73

8. Конорюкова В.

7

5

6

4

Слуховая

55

9. Коршунова Н.

6

6

7

5

Моторно-слуховой

60

10. Лешкевич С.

7

5

8

6

Моторно-слуховой

65

11. Малышевский Е.

5

2

5

4

Моторно-слуховой

40

12. Мельников В.

7

7

7

4

Комбинированный

63

13. Обласов А.

7

5

7

6

Моторно-слуховой

63

14. Осин И.

5

4

6

7

Комбинированный

55

15. Палкина В.

5

5

8

7

Моторно-слуховой

63

16. Трефилов И.

9

6

7

7

Слуховой

73

17. Унесихина А.

7

2

7

3

Моторно-слуховой

48

18. Флис Т.

6

7

7

8

Комбинированный

70

19. Цепелева Ю.

7

8

7

6

Зрительный

70

20. Цирке Я.

8

6

7

8

Комбинированный

73

21. Ядрышников А.

6

7

8

7

Моторно-слуховой

70

В анкетировании принимал участие 21 человек.

Средний процент запоминания по классу — 64,3%:

Высокий уровень: 70% и более — 8 человек (38%)

Средний уровень: 50-69% — 11 человек (52%)

Низкий уровень: 49%и менее — 2 человека (10%)

Средний процент запоминания у мальчиков (12чел.) — 64,3%

Средний процент запоминания у девочек (9чел.) — 64,4%

Уровень запоминания

Слуховой

Зрительный

Моторно-слуховой

Комбинирован.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

высокий

24

5

10

2

19

4

24

5

средний

62

13

38

8

71

15

48

10

низкий

14

3

52

11

10

2

28

6

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ВОЗРАСТЕ ОТ 11-12 ЛЕТ

Ф.И.

I

II

III

VI

Тип памяти

Средний %

Грязных

8

6

3

6

Слуховая

58

Елизарова

6

8

6

4

Зрительная

60

Иванова

6

8

4

6

Зрительная

60

Исакова

4

9

3

6

Зрительная

55

Идиятуллин

7

9

5

5

Зрительная

65

Капралов

8

5

5

5

Слуховая

58

Колясникова

6

6

7

5

Моторно-слуховая

60

Лазарева

7

8

5

6

Зрительная

65

Неустроев

7

6

5

7

Комбинированная

63

Нургаянова

8

7

6

5

Слуховая

65

Петухова

8

9

5

4

Зрительная

65

Полуяхтов

7

8

8

7

Моторно-слуховая

75

Потеснова

4

8

6

9

Комбинированная

68

Рыбакин

6

8

4

7

Зрительная

63

Римбаева

5

8

5

7

Зрительная

63

Самсонова

8

7

7

6

Слуховая

70

Тюняткина

6

9

7

9

Комбинированная

78

Щипицын

7

9

5

4

Зрительная

63

Яковлев

9

8

5

7

Слуховая

73

Яковлева

8

8

7

5

Слухов, зрительная

70

В анкетировании принимало участие 20 человек

Средний процент запоминания по классу: 64,85%

Высокий уровень: 70% и более-5 человек (25%)

Средний уровень: 50-69%-15 человек (75%)

Низкий уровень: 49% и менее — нет

Средний процент запоминания у мальчиков (8 чел.) — 64,75%

Средний процент запоминания у девочек (12 чел.) — 64,92%

Уровень запоминания

Слуховой

Зрительный

Моторно-слуховой

Комбинирован.

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

высокий

35

7

70

14

5

1

10

2

средний

50

10

25

5

35

7

50

10

низкий

15

3

5

1

60

12

40

8

Диаграмма 5

Размещено на