Особенности психического развития в младший школьный возрастной период

Оглавление

Введение

Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития детей младшего школьного возраста

.1 Развитие личности в младшем школьном возрасте с позиций теорий психического развития

.2 Развитие мышления в младшем школьном возрасте

.3 Становление мотивационной сферы и самосознания в младшем школьном возрасте

Глава 2. Анализ особенностей психического развития личности в младшем школьном возрасте

.1 Первичные данные об испытуемом

.2 Методы и методики изучения психического развития в младшем школьном возрасте

.3 Количественный анализ и интерпретация эмпирических данных

.4 Обобщение эмпирических данных

.5 Рекомендации испытуемому и его родителям

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Младший школьный возрастной период обычно называют вершиной детства. В это время ребенок сохраняет много своих детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

И в то же время он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Значимой деятельностью в этот период является обучение.

В школе ребенок приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус — меняются его интересы, ценности, весь уклад жизни.

Возрастные границы младшего школьного возраста относительны — часто называют не точное количество лет, а интервал начала и конца (6-7 лет и 10-11 лет).

Эти границы соответствуют началу обучения детей в школе. Это переходный период, ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... деятельности ребенка, влияют на развитие его психических функций, лич­ностных образований и произвольного поведения. § 3. Развитие психических функций Доминирующей функцией в младшем школьном возра­сте становится ... В кризисный период происходят глубокие измене­ния в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось ...

Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и противоречивых сочетаний.

Как и любое переходное состояние, младший школьный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые очень важно своевременно улавливать и поддерживать.

Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте.

Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. В этом заключается актуальность данной работы.

Объектом исследования в рамках данной работы является психическое развитие ребенка младшего школьного возраста. Предмет исследования — особенности психического развития в младший школьный возрастной период.

Цель работы — выявить и проанализировать особенности психического развития испытуемого на предмет соответствия возрастным нормам.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

.Изучить теоретические основы психического развития детей младшего школьного возраста. Найти в таблицах периодизаций психического развития особенности развития психики в данный период: в сфере интеллекта, морального сознания, интенций (жизненных целей), мотивации, эмоций, личностных качеств.

.Выбрать одного испытуемого.

.Определить возрастной период, к которому относится испытуемый.

.Выбрать методы и методики, ориентированные на изучение познавательных процессов, которые формируются в данный период. Проанализировать методики с точки зрения их применимости для изучения особенностей психологических характеристик в данном возрасте. Выбрать 3 методики, ориентируясь на их информативность и трудоемкость.

.Провести выбранные методы и методики с целью получения фактов, данных о психическом развитии испытуемого.

.Провести количественный анализ данных, полученных с помощью методик; посчитать баллы по каждой методике.

.Провести качественный анализ полученных данных по каждой методике отдельно.

.Обобщить интерпретации данных разных методик, сделать выводы о том, в какой степени полноценно протекает психическое развитие испытуемого. Сформулировать психологические рекомендации испытуемому или его родителям относительно того, какие условия необходимо создать для дальнейшего полноценного психического развития.

Работа имеет традиционную структуру: во введении формулируются предмет, объект, цели, задачи, методики и актуальность исследования; первая теоретическая глава посвящена анализу и обобщению различных взглядов на развитие ребенка в исследуемый период; вторая практическая глава содержит анализ эмпирических данных, полученных с помощью выбранных методик; в заключении формулируются выводы по работе.

3 стр., 1486 слов

Развитие сохраннных анализаторов

... внимание и восприятие, память, творческое воображение. Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в ... необходимо для успешного обучения ребѐнка в школе. Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы ...

Глава 1. Сравнительный анализ теорий психического развития детей младшего школьного возраста

1.1 Развитие личности в младшем школьном возрасте с позиций теорий психического развития

В настоящее время не существует единой теории, которая способна дать полное представление о психическом развитии ребенка в разные периоды. Чтобы получить полную картину развития, поведения и воспитания детей, нужно познакомиться с несколькими теориями, которые выражаются в типе периодизации.

Большинство психологов делят детство на периоды. На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают — они есть, но существуют параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Согласно психоаналитической теории З.Фрейд объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия. Возраст 6 — 12 лет соответствует латентной стадии (18, с.230).

Э. Эриксон, также представитель психоаналитической теории, выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой из стадий человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики. В возрасте 6 — 11 лет ребенок испытывает конфликт «трудолюбие — чувство неполноценности».

Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:

) чувственно-двигательный (сенсомоторный) — от рождения до 2 лет;

) дооперативный (2 — 7 лет);

) период конкретного мышления (7 — 11 лет);

) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 — 18 лет и далее) (20, с.135).

4 стр., 1980 слов

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления младших школьников

... младшем школьном возрасте; - Проанализировать методологические аспекты исследования процесса мышления; - Провести психодиагностическое исследование уровня развития словесно-логического мышления младших школьников; - Проанализировать данные, полученные при диагностике уровня развития словесно-логического мышления детей и оценить ...

— 11 лет — третий период умственного развития по Пиаже — период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов.

Моральное воспитание ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм и правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении с товарищами на уроках и переменах, во время пребывания в общественных местах и на улице. Дети семи-восьми лет психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил и к их повседневному выполнению.

В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. Через несколько недель, проведенных в школе, у большинства первоклассников исчезают робость и смущение. Дети начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. На первых этапах ориентации у части детей проявляются в общем несвойственные им черты характера. Но по мере установления взаимоотношений с детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников заключается в том, что их дружба основана на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов — например, дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, при котором мнение сверстников служило критерием подлинной оценки самого себя.

Усвоение новых норм и правил поведения меняет особенности эмоциональной сферы младших школьников. У многих это происходит без отрицательных переживаний и положительно воспринимается самими детьми. Они радуются новой дружбе с одноклассниками, гордятся поручениями, которые им дала группа и начинают ответственно относиться к нормам поведения в школе (19, с. 153).

Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний. Младшие школьники уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Младшие школьники более уравновешенны, чем дошкольники, и даже подростки. Детям 8-10 лет присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение. Однако у некоторых детей наблюдается отрицательные аффективные реакции. Главная их причина — расхождение между уровнем притязаний и возможностями их удовлетворения. Если это расхождение длительно и ребенок не находит средств его преодоления или смягчения, то отрицательные переживания выливаются в злых, гневных высказываниях и поступках (10, с. 230).

8 стр., 3703 слов

Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте

... и проведение практического исследования по проблеме изучения особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте ; 3. обобщение теоретических и практических результатов исследования, разработка ... современных технических средств обучения [13]. Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение. 3. Основные мотивы учебной деятельности Изучением учебной мотивации занимались многие ...

1.2 Развитие мышления в младшем школьном возрасте

психический мотивационный самосознание школьный

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются и перестраиваются сами мыслительные процессы. Кроме того, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

В этот период завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, называются конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. Обычно школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но, в то же время, обедняет интеллект ребенка (17, с .26).

В заключительной фазе младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия. Среди детей психологами выделяются группы:

теоретики или мыслители (легко решают учебные задачи в словесном плане)

практики (им нужна опора на наглядность и практические действия)

художники (с ярким образным мышлением) (17, с.20).

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия на основе житейских понятий. Научное понятие — одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Для того чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия — представления, приобретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы, на основе собственного опыта каждого ребенка. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий, а это содержание, связываясь с житейским опытом ребенка, как бы вбирает его в себя. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам.

3 стр., 1417 слов

Гендерные различия в особенностях мышления детей дошкольного возраста

... В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. ...

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка — от типа обучения.

В младшем школьном возрасте также развивается внимание. Без достаточного развития этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Они способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — это сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40- 45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут).

Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое (20, с.135).

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть произвольное внимание ученика.

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный.

Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно переводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил.

7 стр., 3175 слов

«Программа тренинга на развитие положительной самооценки у подростков»

... понятия “самооценка”, “адекватная самооценка”, “низкая самооценка”, “высокая самооценка”. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин “самооценка” подчеркивает ... важное и самое ценное в жизни?» Дети говорят, обсуждение каждого ответа. Необходимо подвести ... слово, поднимают руку. 3.    Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг ...

1.3 Становление мотивационной сферы и самосознания в младшем школьном возрасте

Мотивационная сфера — это ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ребенок хочет хорошо учиться. Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика — это источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия и предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом и подарком, в зависимости от семейных традиций. В классе, где мнение учителя — не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность, необходимость получить образование — тоже осознаются учениками и придают смысл их учебной работе. Однако отметка — это реально действующий мотив. Чтобы получить высокую отметку или похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все задание. Абстрактное для него понятие долга или далекая перспектива продолжить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебной работе не могут. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-ого класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных схемах.

Мотивация неуспевающих школьников специфична, она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются к 3-му классу (20, с. 147).

Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, усваивая в семье. Будущие отличники с самого начала ценят учебное содержание и школьные правила: Нравятся математика и русский, потому что там все интересно. Нравятся уроки. Не нравится, что мальчики расстраивают Маргариту Павловну. Нравится, что уроки задают. Надо, чтобы все были хорошие, послушные. Будущие троечники и неуспевающие дали другие ответы: Нравится, что в школе бывают каникулы. Нравится продленка, там все играем, гуляем. Начиная свою школьную жизнь, они еще не приобрели взрослых ценностей, не ориентируются на существенные стороны обучения.

Не менее яркие различия наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, — единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности. Важный аспект познавательной мотивации — учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, чему-то научился, — значит у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

14 стр., 6735 слов

Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

... и неудачу, очевидным образом связанные с самооценкой. Соответствующие результаты деятельности ребенок воспринимает как зависящие от его способностей, ... качественные характеристики общей и частных самооценок. Общая самооценка на разных уровнях развития характеризуется различной полнотой отражения ... В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание ...

Проблема школьной успеваемости и оценки результатов учебной работы детей — центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников, не только обучить их единым принципам оценки, но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, что достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

... «5». Бабушкин Глеб Сергеевич (Родился 10 февраля 1997г. в полной семье) – философский мышление, склонен «докапываться» до сути, неординарен. Постоянно что-то делает руками: рисует, складывает ... Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. Школа и семья — внешние факторы развития самосознания. Его становление зависит и от развития теоретического рефлексивного мышления ребенка. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной, а суждения о себе более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

.Младший школьный возраст является началом школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения и навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Младший школьный возраст характеризуется следующими особенностями:

в системе отношений появляется учитель, который является непререкаемым авторитетом;

в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом»;

ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;

взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских.

2.Ведущей деятельностью в этот период является учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

3.Новообразования в младший школьный возрастной период:

формирование теоретического мышления;

рефлексия как осознание своих собственных изменений;

способность к планированию.

Глава 2. Анализ особенностей психического развития личности в младшем школьном возрасте

2.1 Первичные данные об испытуемом

Испытуемый: Дима К.

Возраст испытуемого: 10 лет.

Состав семьи: мать — Елена Николаевна, 37 лет, учитель литературы, образование высшее, гуманитарное; отца нет; бабушка — Светлана Сергеевна, пенсионерка, бухгалтер, образование среднее специальное.

Социальный статус семьи: семья служащих.

Материальное положение семьи: доход на каждого члена семьи составляет 10 000 руб.

Бытовые условия: есть своя комната с необходимой мебелью для учебы, спортивных занятий, игр, отдыха; игрушки, стеллаж с детской литературой. Социальная ситуация развития: ребенок большую часть времени находится с бабушкой, которая готова освободить внука от всех домашних обязанностей. При этом мальчик с удовольствием принимает участие в домашних делах: убирается в своей комнате, ходит в магазин, любит помочь на кухне.

2.2 Методы и методики изучения психического развития в младшем школьном возрасте

Для исследования психического развития испытуемого были использованы следующие методики:

Тест Равена для изучения логичности мышления (1).

Методика «Лесенка» для исследования самооценки ребенка (1).

Тест на определение объема кратковременной памяти по ломаным линиям (5).

Методика оценки вербально-логического мышления по исключению слов (5).

Методика «рисунок несуществующего животного» (4).

2.3 Количественный анализ и интерпретация эмпирических данных

Далее представлены протоколы проведения исследований и проведены количественный анализ и интерпретация эмпирических данных.

Сведения об испытуемом (ФИО, пол,возраст): Дима К, мальчик, 10 лет.

Дата,время и условия проведения эксперимента: 22 ноября 2010 г., 14-30, кабинет школьного психолога.

Самочувствие: нормальное.

Протокол проведения теста Равена

.Название методики: Тест Равена.

.Цель: Изучить логичность мышления ребенка.

.Экспериментальный материал: карточки методики с фигурами.

.Процедура проведения: Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не хватает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого — установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Тест состоит из 30 таблиц. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. От серии к серии задания усложняются.

.Инструкция: Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату.

.Карточки приведены в приложении.

.Обработка результатов:

Таблица 1 — Ключ к тесту Равена

123456789101-я серия A 45126362132-я серия B 56121356433-я серия C 5327845171

Испытуемый набрал 35 баллов.

.Анализ результатов: Количество баллов соответствует уровню IQ = 107 для возраста ребенка.

.Вывод: Уровень IQ = 107 баллов соответствует нормальному уровню развития интеллекта (интеллект выше среднего).

Протокол исследования самооценки ребенка

.Название методики: Методика «Лесенка».

.Цель: Выявление уровня самооценки ребенка.

.Экспериментальный материал: Нарисованная лесенка, фигура человечка, лист бумаги, карандаш.

.Процедура проведения: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

.Инструкция: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»).

А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»).

На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

.Бланк ответа приведен в приложении.

.Обработка результатов: Ребенок поставил себя на 6 ступеньку.

.Анализ результатов: Ребенок после некоторых раздумий и колебаний ставит себя на 6 лесенку, объяснить причины не может. По его мнению, мама бы поставила его на 7 лесенку. Это говорит о недостаточном внимании со стороны матери к нему, недостаточной поддержке — что является дополнительным фактором развития неуверенности в себе. 6 лесенка может говорить о том, что ребенок имеет заниженную самооценку, но не хочет выполнять задание из-за тревожности — рекомендуется пройти другие тесты.

.Вывод: Ребенок проявляет скрытые признаки пониженной самооценки, требуются дополнительные тесты.

Протокол оценки объема кратковременной памяти

.Название методики: Оценка объема кратковременной памяти до ломаным линиям.

.Цель: Оценить объем кратковременной памяти ребенка.

.Экспериментальный материал: карточки с образцами ломаных линий и чистые карточки.

.Процедура проведения: Ребенку поочередно предлагают два рисунка и трафаретные рамки с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунков. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которые ребёнок воспроизвел по памяти правильно. При этом правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

.Инструкция: Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

.Бланк ответов приведен в приложении.

.Обработка результатов: 11 линий проведены верно.

.Вывод: Ребенок имеет хорошо развитую по объему кратковременную память.

Протокол оценки вербально-логического мышления по исключению слов Название методики: Оценка вербально-логического мышления.

.Цель: Оценить уровень развития вербально-логического мышления.

.Экспериментальный материал: группы карточек со словами.

.Процедура проведения: Ребенку предлагаются карточки со словами (15 серий), в каждой серии по 4 слова. Ему необходимо исключить то, что является по его мнению лишним в группе. Инструкция: Выдать ребенку карточки: на каждую группу карточек по 15 секунд. Ребенок убирает карточку, которая выделяется из группы. Количество верных карточек подсчитывается. Бланк ответов приведен в приложении 5.

.Обработка результатов: Из 15 серий ребенок правильно выделил 14 слов.

.Анализ результатов: 14 выделенных слов из 15 серий свидетельствуют о высоком уровне развития вербально-логического мышления.

.Вывод: Испытуемый имеет высокий уровень вербально-логического мышления, способен к обобщению и выделению по определенным признакам.

Протокол проведения теста «Рисунок несуществующего животного»

.Методика «Рисунок несуществующего животного». Тест основан на методике Сеченова.

.Цель: Оценить внутренний мир ребенка по его рисунку.

.Экспериментальный материал: Рисунок животного.

.Процедура проведения: Когда ребенок рисует, он переносит на бумагу свой Я-образ. Данный тест помогает понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром. Для исследования необходим лист белой бумаги, простой карандаш. Ребенку дается20 минут на то, чтобы нарисовать животное, затем рисунок анализируется.

.Инструкция: Придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

.В качестве бланка используется чистый лист белой бумаги.

.Обработка результатов: Анализ рисунка проводится в соответствии с толкованием положения рисунка, его составных элементов и пр.

.Анализ результатов: Рисунок располагается на листе близко к нижнему краю, что свидетельствует о низкой самооценке ребенка, неуверенности, нерешительности, отсутствии стремления к самоутверждению. Рисунок сдвинут влево — это может выражать застенчивость, интроверсию. Голова животного расположена в анфас, что свидетельствует о бесконтрольности в поведении. Зубы у животного большие, торчат в разные стороны — обычно так рисуют дети, которым свойственна защитная агрессия в словесной форме. Эту грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих. Уши у животного очень большие — значит для него важно мнение окружающих о нем самом. Соединение лап с туловищем точное, тщательное — это говорит о высоком уровне контроля за своими поступками и решениями. Когти на лапах также свидетельствуют о наличии агрессии защитного характера. Хвост животного распушен, повернут влево — это может быть признаком противоречивости самооценки. Хвост поднят вверх — это говорит о бодрости испытуемого. Рисунок выполнен линиями разной толщины — однако линий твердых, жирных гораздо больше, поэтому следует обратить внимание на тревожность ребенка. Название животного — зайцезавр — рационально, оно говорит о рациональном складе ума ребенка.

.Вывод: Испытуемый склонен к проявлению тревожности — следует обратить внимание на его взаимоотношения с окружающими. Ребенок имеет низкую самооценку, однако проявляет признаки словесной агрессии в качестве защиты. Учитывая то, что ребенку важно мнение окружающих о нем самом, и уровень самооценки низок — родителям рекомендуется больше общаться с ним в позитивной, ободряющей форме, чаще хвалить. Возможно, подобное поведение и постоянное ожидание агрессии от окружающих связано с отсутствием отца в семье и опекой мамы и бабушки.

2.4 Обобщение эмпирических данных

На основании результатов проведенных исследований можно сделать следующие обобщенные выводы:

.Уровень развития интеллекта ребенка соответствует его возрасту.

.Самооценка ребенка занижена, он проявляет тревожность при определении ее уровня.

.Объем кратковременной памяти ребенка соответствует его возрасту.

.Ребенок имеет высокий уровень вербально-логического мышления.

2.5 Рекомендации испытуемому и его родителям

Семье ребенка рекомендуется проявлять больше интереса к занятиям Димы, создавать положительный эмоциональный фон. Ребенок должен осознавать свои успехи и достижения, следует отмечать его старания.

При похвале ребенка важны интонация и честность по отношению к нему, Дима должен чувствовать незримую поддержку близких.

Оценивать ребенка следует объективно и не сравнивая с другими детьми, а только с самим собой — это настроит его на самостоятельное самосовершенствование и повысит уровень самооценки.

Уровень развития мышления ребенка, его физическое развитие, правильность речи, открытость к общению не могут быть причинами его низкой самооценки — скорее всего, причина кроется в отсутствии отца в семье. Матери ребенка рекомендуется поговорить с Димой об этой ситуации, чтобы он понял и принял ее — и ни в коем случае не считал неполную семью чем-то плохим или не стеснялся ее. Ему следует дать понять, что его заслуги — это его заслуги, уважать его могут за его решения и поступки, а осуждать за то, что у него нет папы никто не вправе и испытывать агрессию к таким людям не стоит. Рекомендуется защитную агрессию направить в русло, в котором Дима мог бы реализовать себя — спорт в этом смысле подходит идеально. Спортивные победы и достижения высоко ценятся сверстниками и учителями, что позитивно повлияет на уровень самооценки ребенка.

Таким образом, развитие Димы проходит в соответствии с нормальным уровнем развития ребенка его возраста, отклонений не выявлено.

Заключение

Темой данной работы является психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Данный период в жизни ребенка очень важен, т.к. меняется его социальная роль, происходит развитие памяти, мышления, восприятия, речи. Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности.

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Особенно интенсивно в процессе учебы развивается наблюдение. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и умением распределять его между разными видами действий. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Увеличивается объем кратковременной памяти. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Целью данной работы было выявить и проанализировать особенности психического развития испытуемого на предмет соответствия возрастным нормам. Были изучены теоретические основы психического развития детей младшего школьного возраста, выбран один испытуемый требуемого возраста, определены методики изучения познавательных процессов, проведено исследование и качественный анализ полученных данных. Обобщенная интерпретация результатов исследования показала, что отклонений в развитии испытуемого нет, его психическое развитие протекает полноценно. Однако семье испытуемого были сформулированы рекомендации по повышению самооценки ребенка.

Список литературы

1.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания., М., 1995. — 24 с.

.Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И., Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка, — М., 2001. — 352 с.

.Валлон А. Психическое развитие ребенка. — СПб., 2001. — 208 с.

.Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М., 2001. — 272 с.

.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М., 1995. — 112 с.

.Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. Дневник развития дочери. — М., 1996. — 185 с.

.Миллер С. Психология развития: методы исследования. — СПб., 2002. — 464 с.

.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., 1996. — 374 с.

.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — 1996. — 240 с.

.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — 2-е изд., дораб. — М., 1996. — 352 с.

.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб., 1997. — 256 с.

.Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. — СПб, 2001. — 688 с.

.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. — СПб., 2000. — 560 с. — (Серия «Практикум по психологии»).

.Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991. — 303 с.

.Ратанова Т.А., Золоторева Л.И., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности. — М., 1997. — 219 с.

.Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М., 1992. — 256 с.

.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. — М., 1997. — 480 с.

.Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. и нем., Т., — М., 1999. — 400 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

.Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. — М., 1996. — 264 с.

.Циркин С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста — СПб, 1999. — 752 с.

Приложения

Приложение 1

Бланк для проведения теста Равена

ФИО _____________

№ заданияСерия AСерия BСерия C1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение 2

Карточки для проведения теста Равена

Серия А-1Серия А-2Серия А-3Серия А-4Серия А-5Серия А-6Серия А-7Серия А-8Серия А-9Серия А-10Серия В-1Серия В-2Серия В-3Серия В-4Серия В-5Серия В-6Серия В-7Серия В-8Серия В-9Серия В-10Серия С-1Серия С- 2Серия С-3Серия С-4

Приложение 3

Методика «Лесенка»

Приложение 4

Стимульный материал к тесту на определение объема кратковременной памяти

Приложение 5

Книга, портфель, чемодан, кошелек.

Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

Часы, очки, весы, термометр.

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

Бабочка, циркуль, весы, ножницы.

Дерево, этажерка, метла, вилка.

Дедушка, учитель, папа, мама.

Иней, пыль, дождь, роса.

Вода, ветер, уголь, трава.

Яблоко, книга, шуба, роза.

Молоко, сливки, сыр, хлеб.

Береза, сосна, ягода, дуб.

Минута, секунда, час, вечер.

Василий, Федор, Семен, Иванов.

Приложение 6

Рисунок несуществующего животного