Особенности понимания \ ознакомления \ сезонных изменений в природе умственно отсталыми детьми дошкольного возраста
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей воспитания и
развития ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте
1. Понятие «умственная отсталость» и его виды 5
1.2. Особенности развития ребенка дошкольного возраста с
диагнозом «умственная отсталость» 11
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей понимания
(ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми
детьми дошкольного возраста
2.1. Методы и организация эксперимента 19
2.2. Анализ результатов исследования 23
2.3. Рекомендации к составлению программы освоения детьми с
умственной отсталостью в дошкольном возрасте сезонных изменений в
природе 29
Заключение 35
Литература 37
Приложения 40
Введение
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в педагогике и психологии. Занимаются ими, однако, не только психологи, но и олигофренопедагоги, невропатологи, дефектологи, психиатры, генетики и т.д. Внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. В дошкольном возрасте для обучения и адаптации в социуме, умственно отсталым детям необходимо усвоение знаний в различных областях, но, прежде всего, в познании окружающего мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью путем освоения ими различных знаний в области естествознания, что и составляет социальную значимость нашей работы.
Вопросами изучения особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками занимались такие отечественные ученые как Н.Ф. Виноградова, Т.Н. Головина, Ю.В. Кузнецов, В.С. Никитина, Н.Д. Соколова и др. Однако на современном этапе развития научной мысли мы можем говорить о том, что имеющиеся исследования, прежде всего, направлены на изучение особенностей развития детей с умственной патологией в школьном возрасте. В дошкольный период внимание к проблемам обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников уделяется сегодня явно не достаточно. Это определяет научную значимость настоящего исследования.
Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников
... природе и к своему рисунку; Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного возраста, разнообразие природных явлений и объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных ... и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать ...
Разработка рекомендаций к составлению программ для занятий с умственно отсталыми дошкольниками по освоению ими знаний в области изменений в природе предопределяет практическую значимость данной работы.
Итак, в настоящее время проблема обучения и воспитания детей с умственной отсталостью рассматривается в научной психолого-педагогической литературе достаточно широко. Особенно важным является организация образовательного процесса в дошкольном возрасте, когда у умственно отсталых детей закладываются основные знания об окружающим их мире. В то же время известно, что проблеме освоения дошкольниками знаний в области естествознания и природоведения уделяется недостаточно внимания. Это и составляет проблему нашего исследования.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение особенностей понимания (ознакомления) сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками
Объект исследования – психологические особенности освоения информации об окружающем мире детьми дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость».
Предмет исследования – особенности понимания сезонных изменений в природе дошкольниками с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования – у умственно отсталых детей дошкольного возраста затруднено понимание процессов, связанных с сезонными изменениями, происходящими в природе.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
2. Изучить особенности понимания сезонных изменений в природе умственно отсталыми дошкольниками.
3. Разработать, исходя из полученных результатов, рекомендации к составлению программы обучения, при помощи которой дошкольники с умственной отсталостью смогут ознакомиться с сезонными изменениями, происходящими в природе.
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей воспитания и развития ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте
11. Понятие «умственная отсталость» и его виды
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения [5]……………….
Особенности тревожно-фобических состояний у детей с умственной отсталостью
... детей с умственной отсталостью. Объект исследования: тревожно-фобические состояния в дошкольном возрасте у детей с умственной отсталостью. Предмет исследования: особенности тревожно-фобических состояний у детей 6-летнего возраста с умственной отсталостью. Гипотеза исследования: умственно ... том, что невротические расстройства имеют психогенную природу и требуют создания специальных психолого- ...
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена интересной, но все еще мало разработанной проблеме — особенностям понимания сезонных изменений в природе умственно отсталыми детьми дошкольного возраста.
Проведенная нами теоретическая и экспериментальная части работы позволяет нам сделать ряд выводов:
Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга.
Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов. Детей с умственной отсталостью разделяют на две группы: с диагнозом олигофрения (дебильность, имбецильность, идиотия) и деменция.
У дошкольников, с различными видами отклонений умственного развития, имеется ряд отличий в развитии. Так, у этой группы детей выявляется общее недоразвитие речи, характеризующееся пассивным словарным запасом, искаженностью фразовой речи, отсутствием готовности к письменной речи. Также для дошкольников с диагнозом «умственная отсталость» характерно недоразвитие познавательных способностей (памяти, восприятия, воображения, мышления и др.), низкий уровень развития коммуникативных способностей, отсутствие постоянных и положительных контактов со сверстниками и взрослыми, агрессивность или пассивность в поведении и т.д.
Опираясь на эти, выявленные нами особенности развития умственно отсталого ребенка-дошкольника нами была разработана программа эксперимента.
В эксперименте приняли участи дети дошкольного возраста с той или иной степенью выраженности умственной отсталостью в количестве 20 человек. Возраст опрашиваемых нами детей 5-6 лет. Для оценки результатов тестирования, нами были опрошены в количестве 20 человек нормальные дети дошкольного возраста.
В ходе эксперимента, для выявления уровня сформированности уровня понимания умственно отсталыми дошкольниками понимания сезонных изменений в природе, нами были использованы 4 методики: «Времена года», «Разложи по порядку картинки», «Выставка картин», «Что лишнее».
Проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что у умственно отсталых детей дошкольного возраста затруднено понимание процессов, связанных с сезонными изменениями, происходящими в природе.
Действительно у большей части умственно отсталых детей, опрошенных нами (18 человек – 90%), практически не сформированы представления о сезонных изменениях, происходящих в природе. Только 2 ребят (10%) смогли по отдельным методикам показать средний результат.
Эти данные показывают, что для того, чтобы у детей сформировались представления о сезонных изменениях в природе, необходима организация и проведение специальной обучающей программы. Нами были разработаны некоторые рекомендации к составлению такой программы для воспитателей и педагогов дошкольных детских специализированных учреждений.
Данная программа, являющаяся лишь отдельным элементом общего обучения детей с умственной отсталостью, должна включать в себя несколько этапов. На каждом из этих этапов у ребенка должно постепенно происходить усвоение процессов и понятий, которые характеризуют различные сезонные изменения, происходящие в природе. Освоение новой информации может происходить у детей при помощи заполнения календаря сезонных изменений, выхода на прогулки и экскурсии, наблюдения, совместно с воспитателями, различных природных явлений и т.д. Все это будет способствовать не только лучшему пониманию сезонных изменений в природе, но и лучшей адаптации в обществе.
Особенности воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей
... для буржуазной школы эти установки недостаточны, потому что, когда встал вопрос обучения и воспитания умственно отсталых детей, доведения их хотя бы до минимального уровня тех требований, которые ... и основное, с чем сталкиваемся при понимании проблемы компенсации у умственно отсталого ребенка, -- представление о самой природе явления, которое, как увидим, может быть двояким. Другое понимание ...
Литература
1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М., 1997.
2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1998.
3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. — М.: Учпедгиз, 1999. — 390с.
4. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1997. — Т.5. — 275с.; — Т.3. — 301с.
5. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М., 2002.
6. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1995.
7. Горощенко В. П., Никитина В.С., Радзиевская М.И. Уроки природоведения в 4 классе. Пособие для учителей. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2003.
8. Дульнев Г. М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми//Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 2000. С. 5—14.
9. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. — 176 с.
10. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. — М., 1995.
11. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. Саморуковой П. Г. –2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 2001.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М., 1998.
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова, М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.
14. Кузнецов Ю.В. Работа с календарем природы и труда во вспомогательной школе // Дефектология. –1997. –№6.
15. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1994. — №3.
16. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 1998.
17. Мершон Б. Л., Орлова А. А. Из опыта проведения практических работ на предметных уроках в 3 классе вспомогательной школы // Специальная школа. –1995. –вып.1.
18. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Под ред. Воронковой В. В. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
19. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвещение, 1990.
Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания
... умственное развитие ребенка. Реализация учебных задач органично связана с воспитательными задачами. Понятие о воспитательном характере обучения является одной из основных закономерностей физического воспитания. ... ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Единство обучения, воспитания и развития детей в процессе физического воспитания Современная педагогическая ...
20. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей — олигофренов. — М.: Педагогика, 1999. — 231с.
21. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 104 с.
22. Пороцкая Т. И., Янчева Л. В. Наблюдения за природой в 1-8 классах вспомогательной школы // Специальная школа. –1995. –вып.1.
23. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 2005. — 188с.
24. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. — М., 1996.
25. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика М., 1998.
26. Русских В. В. Олигофрения и смежные формы. — М., 1997. — 154 с.
27. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 2002.
28. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика — М., 2002.
29. Усвайская А. В. Изучение природы в младших классах вспомогательной школы. – М., 1999.
30. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1995.