СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Основы изучения певческой деятельности 7
1.2 Навыки пения в детском саду 9
1.3 Трудности, которые испытывают дети с нарушением речи во время пения 15
ГЛАВА II МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 21
2.1 Методика изучения певческой деятельности детей с нарушением речи 21
2.2 Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы в том, что пение расширяет кругозор дошкольника, обогащает его духовный мир, побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию.
Песни наиболее близки и доступны детям. Дети любят петь. Исполняя их, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем.
Но процесс усвоения музыкального опыта всегда индивидуален. Выполнение одних и тех же заданий в разной степени стимулирует того или иного ребёнка. Для одних эти задания доступны, для других сложны. Именно поэтому необходим дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми. И чем интересней, наглядней и образней будут эти приёмы, тем успешнее обучение.
Попробуем убедиться в этом на примере пения.
Н.А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Песенный репертуар включает в себя два аспекта:
— упражнения для развития певческого голоса и слуха;
— песни для различных видов музыкальной деятельности.
Таким образом, мы определили тему выпускной квалификационной работы: « Особенности певческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи ».
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
... функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счёта. 1.2 Разработка проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста ...
Цель исследования — изучить особенности певческих навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Объект исследования — певческая деятельность детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Предмет исследования — особенности певческих навыков детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи исследования :
1. Дать теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
2. Изучить состояние певческой деятельности у детей дошкольного возраста.
3. Проанализировать полученные экспериментальные данные.
4. Обобщить результаты исследования и сделать выводы.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования следующих методов исследования: анализ литературы, наблюдение, музыкально-дидактические игры, качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база: РБ, г.Уфа, Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский Сад № 209.
Источниковая база. Методологическую основу составили следующие фундаментальные положения: о положительном влиянии музыки в процессе коррекции речевых и неречевых нарушений (Ю.А. Флоренская, Г. А. Волкова, В. А. Гринер, Е.В. Оганесян, В.И. Деревянников, И.Ю. Левченко, Т.С. Овчинникова), положение о роли музыкального искусства в развитии личности (Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Л.А. Рапацкая, Л.И. Уколова и др.).
Структура выпускной курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы( 38 источников).
Объем курсовой работы — 34 страницы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основы изучения певческой деятельности
Пение — один из важнейших разделов музыкального занятия, неотъемлемая часть знакомства с миром музыки детей, начиная с младшего возраста. Этот, казалось бы, наипростейший для ребенка вид занятия музыкой, позволяет не только мгновенно установить эмоциональный контакт с ребенком, но и активно вовлечь его в музыкальный мир, помочь ему в самом раннем возрасте раскрыть свои творческие способности, проявить индивидуальность, услышать своё «Я». Песня воспитывает духовный мир ребенка, формирует его личность с первых шагов. Пение является эффективным средством коррекции речевых нарушений у детей.
В работах Л.Г. Арчажниковой, Н.А. Ветлугиной,
Л.Н. Комиссаровой, О.П. Радыновой, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина и других ученых содержатся научно-исследовательские данные о позитивном воздействии музыкального искусства на психофизическую, эмоциональную, личностную, познавательную и речевую сферы дошкольников. Музыка обеспечивает гармоничное развитие личности, создает психологическую базу для социальной адаптации, своеобразное познание действительности, развивает творческий потенциал, способствует самопознанию и самовыражению детей.
Музыкальное искусство способствует активизации умственных способностей, качественному изменению процессов восприятия, памяти, внимания. Сочетание музыки и движений совершенствует моторику, делая движения плавными, ритмичными, координированными, выразительными. Музыкальные произведения передают в динамике эмоционально-психологические состояния (смену чувств, настроений, переживаний), формируя тем самым эмоциональную, нравственному и эстетическому сферу слушающего. Музыка оказывает влияние на усваение новые положительные установки и формы поведения, активизируя коммуникативную функцию.
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях ...
... дошкольников на занятиях театрального кружка в детском саду. Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального кружка в детском саду. Цель ...
Сходство выразительности языка музыки речи отмечены в исследованиях профессора Б.В. Асафьева, который выдвинул положения о неразрывной связи речи и музыки. Звукам музыки и речи характерны такие общие свойства, как: высота, тембр, динамика, длительность.
Анализ данных, полученных при исследовании музыкальных способностей у детей с нарушениями речи, показывает своеобразие их развития у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза.
В настоящее время создана программа музыкально-логопедических занятий с старшими дошкольниками с ОНР, которая успешно реализуется в ДОУ компенсирующего вида и медико-психолого-педагогических центрах.
Методика реализует системный поход к коррекции общего недоразвития речи, который определяется постановкой двух блоков задач: общеобразовательных и коррекционных. Приоритетными являются коррекционные задачи:
— совершенствование произносительной стороны речи реализуется через декламацию песен, инсценирование музыкальных сказок;
— расширение лексического запаса осуществляется через подбор музыкального репертуара с учетом лексических тем;
— формирование грамматического строя речи осуществляется в процессе разыгрывания диалогов по мотивам музыкальных сказок и т.д.;
— стимулирование неречевых психических функций (слуховой и зрительный гнозис, праксис, память, внимание, мыслительные процессы) средствами слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-двигательных упражнений;
— формирования творческих способностей дошкольников происходит в процессе самостоятельного выбора танцевальных движений под музыку, импровизации ритмического аккомпанемента на музыкальных инструментах, подбора выразительных средств для исполнения песен и иллюстраций к прослушанной музыке.
1.2 Навыки пения в детском саду
Игровое распевание включает в себя два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Можно брать знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки, придумывать для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком.
Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, играть в них.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия — ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возм……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2015.
Формирование связной речи детей дошкольного возраста
... следующие задачи: Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников. Выявить особенности развития речи детей с 3-х до 7 лет. Изучить условия развития ... формируются, прежде всего, в повседневном общении и в детской деятельности - игре, конструировании, изобразительном творчестве. Следовательно, важное педагогическое условие - грамотная организация деятельности ...
2. Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб.,2011.
3. Вихарева Г. Ф. Споем, попляшем, поиграем: Песенки-игры для малышей. -СПб.: РЖ Музыкальная палитра», 2011.
4. Вихарева Г. Ф. Играем с малышами: Логоритмически игры для детей младшего дошкольного возраста. Изд. «Композитор». Санкт-Петербург, 2012.
5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 2015. — 191с.
6. Воронова. А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. — СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.
8. Гоголева. М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. — Ярославль: Академия развития, 2016.
9. Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». — Армавир, 2012.
10. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2010.
11. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
12. Картушина. М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми — М.: ТЦ Сфера, 2010.
13. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
14. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, — М.: «Издательство «Скрипторий 2003».2011.
15. Клезович. О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. — Мн.: Аверсэв, 2015.
16. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2013. — 528 с.
17. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедических группах детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).
— СПб.: ДЕТСВО- ПРЕСС, 2013.
18. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. — СПб.: КАРО,2011. — 144с.
19. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 2010.
20. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. СПб.: Детство-пресс, 2011.
21. Васильева М.А., В.В. Гербова Программа воспитания и обучения в детском саду, 2005.
22. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Просвещение, 1985.
23. Власова.Т.Ш., А.И.Порафенродт, Фонетическая ритмика Москва, 1993.
24. Волкова Г.В. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002.
25. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков, Москва, Просвещение, АО Учебная литература 1996.
26. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
27. Макшанцева Д . Скворушка Сборник музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста, Москва, 1998.
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи
... поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который ... детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Игры ...
28. Мастюкова Е.Лечебная педагогика Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
29. Тарасова К. статья К постановке детского голоса // Музыкальный
руководитель №1-2005., с.2
30. Тиличеева Е. Маленькие песенки. Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста. М., Музыка, 1978.
31. Ткаченко Т.А..Физкульт-минутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи., Москва, Издательство ГНОМ и Д 2000.
32. Чистякова М.И., Психогимнастика Москва, Просвещение, 1990.
33. Ветлугина Н. А. « Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.
35. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».
36. Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.
37. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.
38. Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.