Особенности агрессивности курсантов в зависимости от условий их проживания

Вологодский институт права и экономики

Федеральная служба исполнения наказания

Кафедра общей психологии

Курсовая работа

Особенности агрессивности курсантов в зависимости от условий их проживания

ВВЕДЕНИЕ

Тема агрессии в настоящее время становится одной из самых актуальных. Увеличивается количество работ, изучающих механизмы формирования агрессивного поведения.

Существует большое количество теоретических концепций, экспериментальных исследований, психотерапевтических школ, ориентированных на изучение агрессивного поведения, разработку технологий его коррекции. В отечественной психологии данной проблемой занимались О.С. Васильева, С.А. Завражин, А.К. Осницкий, А.А. Реан., И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева.

Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, уже ведется. Так например, Ю. М. Антонян достаточно подробно изучал вопросы о детерминации агрессии; В. В. Королев, М. Д. Лисина, В. С. Мухина, И. М. Фурманов определили особенности агрессивности, которая носит характер естественных возрастных реакций и поведения, значительно нарушающего взаимоотношение с окружающими. Большое внимание в отечественных психологических исследованиях, посвященных феномену агрессивности, уделено вопросу о её связи с особенностями характера. Данной проблемой занимались такие исследователи как Л. И. Белозерова, А. А. Реан.; О. И. Шляхина изучала влияние групповых факторов и социального статуса личности в проявлении ее агрессивности.

Необходимость определения психологических причин агрессивности молодежи, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обусловливает актуальность настоящей работы.

Объект исследования: агрессивность.

Предмет исследования: особенности уровня агрессивности у курсантов в зависимости от условий их проживания.

Цель исследования: изучить взаимосвязь агрессивности и условий проживания курсантов.

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что курсанты проживающие в условиях казарменного положения имеют более высокий уровень агрессивности.

В соответствии с целью и гипотезами были определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ подходов к определению агрессивности.

2. Изучить виды агрессивного поведения.

3. Сравнить уровень агрессивности, проживающих на казарме и вне расположения института.

7 стр., 3083 слов

Текущие исследования в социальной психологии-1

... исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования ... что, приписывая негативное внутригрупповое и позитивное внешнегрупповое поведение внешним, неустойчивым и неконтролируемым причинам, позитивная ... исследования и теории как в настоящем контексте, так и в любом другом, показывают, что подобные условия ...

В работе использовались методы исследования: метод сравнительного анализа, методы математико-статистической обработки и интерпретации данных, психодиагностика:

— Методику Басса -Дарки.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1 Теоретические подходы к изучению агрессивности в психологии

1.1 Психологическая характеристика феномена агрессивности в зарубежной и отечественной психологии

В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и нуждается в серьезном очищение от целого ряда наслоений и обыденных смыслов.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний день в науке отсутствует его вполне однозначная трактовка и определение. Это позволяет различным авторам в зависимости от целей и задач исследований вкладывать в само понятие агрессии различное содержание. Его определяют и как своеобразную защитную реакцию человека на те или иные внешние раздражения Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.259-с., и как нападение или борьбу в пределах одного вида Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М.,1994.-269с., и как неоправданное, губительное стремление истязать себе подобных Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия.-СПБ., «Питер»,2000.-336с..

Агрессия (от лат. aggresio — приступ, нападение) — отклоняющееся поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям или вызывающее у них психический дискомфорт. Агрессия — индивидуальное и коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда, либо даже на уничтожение другого человека или группы Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.-322с..

Агрессия обычно определяется как любое поведение, целью которого является нанесение вреда кому бы то ни было или чему бы, то ни было.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия.-СПБ., «Питер»,2000.-136с. считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

— Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

— В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

— Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

По мнению А.А. Реана Рена А.А Чем меньше женщину мы любим, тем больше меньше мы, чем тем. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.-1996.-№5., понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях.

7 стр., 3216 слов

Исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания

... человекообразных обезьян неодинаковые. Таким образом, целью нашей работы является исследование поведения человекообразных обезьян в естественной среде обитания. Представители человекообразных обезьян ... рассматривать как результат фрустрации, обусловленной невозможностью отступления. Большинство случаев агрессии, отмеченных в естественных условиях, по-видимому, объясняются не непосредственно ...

Агрессивность представляет собой устойчивую готовность (состояние) личности или социальной группы к нападению (агрессии) на других с целью нанесения физического или психологического ущерба либо уничтожения другого человека или группы людей.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию Рена А.А Чем меньше женщину мы любим, тем больше меньше мы, чем тем. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.-1996.-№5..

В связи с выше изложенным, мы считаем целесообразным рассмотреть теории происхождения агрессивности.

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи выдвинули три важные теоретические концепции: 1) существуют врожденные агрессивные побуждения; 2) агрессия — естественная реакция на фрустрацию; 3) агрессивное поведение является результатом научения. В данной работе мы попытаемся дать краткое описание каждой концепции.

1. Агрессия как инстинктивное поведение.

З. Фрейд, основатель психоанализа, объяснял агрессию как результат постоянного конфликта между саморазрушением и самосохранением. К.Лоренц рассматривал агрессию скорее как адаптивное, а не как саморазрушающее поведение. Он считает, что агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как у других живых существ. Он считает, что человеческая способность к насилию превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. По мнению этих ученых, если агрессия не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу, как мышь из мышеловки Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001..

Мы склонны поддержать тех ученых, которые критикуют эволюционные подходы в понимании агрессии, поскольку: сторонники эволюционного подхода не представляют прямых доказательств в пользу тех концепций, на которых базируются их аргументы. Другая сторона проблемы доказательств связана с тем, что доводы основываются на наблюдениях за поведением животных. Критике обычно подвергается и опыт обобщения наблюдений за теми живыми существами, чей мозг устроен более примитивно и на которых менее, чем на людей, влияет общественный и культурный контроль. Представители этой теории отрицают возможность предотвращения, предупреждения случаев проявления человеческого насилия.

11 стр., 5126 слов

Отклоняющееся поведение детей и молодежи: причины и пути преодоления

... интересов, самоутверждение, конкуренция или это мотивированное деструктивное поведение с целью нанести вред объектам нападения. 5. Суицидальное поведение (агрессия, направленная на себя). Степень выраженности склонности ... ребенка с семьей или домом, в котором он проживает. Главная причина побегов всегда кроется в неудовлетворенности ребенка своим местонахождением, отсутствие контакта ...

Существуют установленные корреляции агрессивности с генетическими факторами, например, с наличием лишней y-хромосомы, или с гормональными факторами: уровнем тестостерона, с гипогликемией, с гиповитаминозом А и С. Однако многие из этих корреляций отражают не первичную, а вторичную детерминацию агрессивного поведения. Физиологическая регуляция (обеспечение) агрессивного поведения является реакцией на средовые воздействия, при ситуативных воздействиях и реакции являются ситуативными. Если же соответствующие средовые воздействия являются устойчивыми (хроническими, перманентными), то и агрессивные реакции приобретают устойчивый, личностный характерДроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации// СоцИс.-2003.-№;

Рассмотрим еще одну из концепций агрессивного поведения. Ее можно охарактеризовать как теория «агрессия — ответ на фрустрацию». Представители этого направления высоко агрессивное поведение рассматривают как ситуативный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. По его мнению, схема «фрустрация — агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

При этом агрессия рассматривается как «акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму», а торможение — как тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения, и усиливающая побуждение к другим формам агрессии Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.159-с..

При этом фрустрация рассматривается как блокирование целенаправленного поведения. Энергия агрессии не обязательно разряжается на своей первопричине. Возможен перенос, переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень. Обычно новая мишень более безобидна или более социально приемлема Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.204-с..

Еще одна точка зрения на происхождение агрессивного поведения была представлена в теории социального научения Л. Берковитц (1962), который пересмотрел теорию фрустрации — агрессии и ввел в концептуальную схему «фрустрация — агрессия» он ввел три существенные поправки:

1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, она стимулирует готовность к ним, вызывая озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.

2) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий;

3) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям Алфимова М.В. Трубиков В.И. Психогенетика агрессивности //Вопросы психологии.-2000ю-№6.

Теоретики концепции «фрустрация — агрессия» достаточно оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ними, так как приписывают агрессию скорее влиянию особых условий окружающей среды, нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Они предполагают, что устранение всех внешних источников возбуждения или аверсивной стимуляции из окружающей среды не приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии. Аверсивные условия встречаются настолько часто и повсеместно, что их тотальное устранение нереально. Данные теории подразумевают действие неиссякаемого и неизбежного источника агрессивных импульсов.

Очень важной и современной точкой зрения на происхождение агрессивного поведения, на наш взгляд, является когнитивная теория социального научения, представителем которой является А.Бандура. В ней агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. По мнению автора, повседневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. Демонстрация образцов социальной агрессии часто вооружает детей и взрослых новыми формами агрессивного поведения, не входящими ранее в их поведенческий репертуар Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.315-с..

Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

1. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

2. Наличие фрустрации.

3. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.403-с..

А.Бандура утверждает, что агрессивные действия мотивированы разнообразным аверсивным опытом — фрустрацией, болью, оскорблением. Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, нервная система) и научения (например, непосредственный опыт, наблюдение).

В его представлении, агрессия провоцируется: воздействием шаблонов (возбуждение, внимание); неприемлемым обращением (нападением); побудительными мотивами (деньги, восхищение) и инструкциями (приказы) Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.49-с..

Социогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности. Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, в частности, что для семей, из которых выходят высоко агрессивные дети, характерно особое взаимодействие между их членами. Оно носит вид «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям в том же возрасте, но и жестокости во взрослой жизни, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

В пользу концепции социального научения говорит и то, что наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживается не в предпочтениях агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений Берковец Л.Агрессия. Причины, последствия, контроль.- СПБ.: Прайм-Еврознак,2001.53-с..

Концепция социального научения оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Для этого есть 2 важные причины:

1. Согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, поддерживающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остается в репертуаре индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше оснований для его открытого выражения в актуальном поведении.

2. В отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии.

Данная теория не отрицает вклад биологических факторов, но ограничивает их влияние. Она рассматривает поведение человека с позиции взаимосвязи биологических факторов и научения, отдавая приоритет влиянию внешней среды, которая предопределяет в значительной степени характер человеческих реакций на средовые воздействия.

Болезненная агрессивность включается в симптоматику психической патологии. Настоящая патологическая агрессивность, заставляющая серьезно беспокоиться за состояние ребенка, связана с болезненными изменениями в психике. Г. Аммон (1988) писал о «свойстве агрессивной личности» как производной «целостного психического контекста». Г. Корнадт (1974) выявила связь агрессивности с патологическими эмоциями злости и гнева. С. В. Соловьева (Соловьева, 1996) определила «свойство агрессивности», зависящее от когнитивных (мыслительных), эмоциональных и волевых процессов. В частности, такой психопатологический симптом, как тревога, сопровождает жестокую агрессию, является ее предвестником. О. Кернберг (1998) трактовал чувство ненависти как «ядерный аффект» при тяжелых расстройствах личности, перверсиях (т. е. расстройствах инстинктов) и функциональных психозах. В этих и множестве других трактовок механизма агрессивного поведения содержатся указания на патологию душевной сферы. В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.М. Антонян, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым и многими другими. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Н. Д. Левитов отмечает, что «Под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения — от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств».

Л. М. Семенюк пишет, что встречаются разные трактовки этого понятия: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению; во-вторых, по мнению Ю.Б. Можинского, это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту.

Согласно Т. Г. Румянцевой, которая выделяет индивидуальную агрессию и социально-групповую. Индивидуальная агрессия может совершенствоваться не благодаря, а вопреки принятой в обществе системе ценностей и быть свидетельством социального неблагополучия не общества в целом, а либо самого индивида, либо его непосредственного окружения. В. В. Знаков различает агрессию «инициативную» и «оборонную». Первая имеет место, когда агрессором является зачинщик, а вторая — когда агрессия представляет собой реакцию на агрессию.

Многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Агрессию мы рассматриваем как психологическое состояние, вслед за профессором Н.Д. Левитовым, который выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный и волевой компоненты заключаются в ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения и «идентификации своих «наступательных» средств».

Анализ литературы по проблеме показал, что под агрессией можно понимать любые действия, которые причиняют или намеренны причинить ущерб другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения, агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессия является одним из частых способов решения проблем, возникающих в трудных фрустрационных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Существующие теоретические концепции дают свое видение сущности и истоков агрессии. Теория инстинкта рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Представители теории побуждения (Д. Доллард, Л. Берковиц) предполагают, что источником агрессии является вызываемое внешними причинами побуждение причинить вред другим. Третье теоретическое направление рассматривает агрессию как явление социальное, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

1.2 Понятие агрессивного поведения и его видов

Принято различать инструментальную и враждебную агрессию. Инструментальная агрессия включает действия, направленные на достижение некоторой нейтральной цели. Инструментальная агрессия подразделяется на индивидуально и социально мотивированную, своекорыстную и бескорыстную, или антисоциальную и просоциальную агрессию.

Враждебная агрессия — действия, имеющие в качестве самоцели причинение страдания.

Г. Паренс Алфимов М.В. Трубиков В.И. Психогенетика агрессивности// Вопросы психология.-2000.-№6 выделяет несколько категорий агрессивного поведения:

1. недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели тренировку;

2. враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Она вызывается и активизируется в результате сильных неприятных переживаний (чрезмерная боль, дистресс).

Изучение агрессивного поведения можно ограничить концептуальными рамками, предложенными А.Бассом Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия.-СПБ.,Изд. «Питер»,2000.-254с.. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает 8 возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. А. Бассу удалось охарактеризовать типы агрессии. В таблице 1 дано описание категорий агрессии по Бассу.

Таблица 1

Тип агрессии

Примеры

Физическая — активная — прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

физическая — активная — непрямая

Закладка мин — ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая — пассивная — прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

Физическая — пассивная — непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач(например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации)

Вербальная — активная — прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная — активная — непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная — пассивная — прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы.

Вербальная — пассивная — непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Целесообразно разделять конструктивную и деструктивную формы агрессии. Деструктивная агрессия является следствием неправильного воспитания и нарушений в процессе социализации подростка, вызванными такими факторами как неблагополучная семья, недостаточная или чрезмерная опека и т.д., а также психофизиологическими особенностями личности подростка (врождённые качества).

Конструктивная агрессия — это агрессия, вызванная фрустрацией, когда подросток направляет её на предмет, препятствующий достижению цели. Как правило, педагогическая запущенность приводит таких подростков к экстремальному поведению, направленному против всего остального общества, а те группы, в которых эти подростки лидируют, становятся на путь преступлений.

Таким образом, принято различать агрессию инструментальную и враждебную, конструктивную и деструктивную. Агрессивные действия можно описать на основании 3 шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает 8 возможных категорий агрессивного поведения.

казарменный агрессивность курсант психологический

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование и анализ полученных результатов

2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования

Основной целью нашего исследования является изучение взаимосвязи агрессивности и условий проживания курсантов. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития.

Гипотезы исследования: мы предполагаем, что курсанты проживающие в условиях казарменного положения имеют более высокий уровень агрессивности.

Исследование проводилось с курсантами 3 курса факультета психологии ВИПЭ в возрасте 20 лет в количестве 60 человек. 30 курсантов — проживают в казарме, 30 человек — вне расположения института. Так как задачей исследования не являлось рассмотрение гендерных установок, основная выборка носила смешанный характер.

В соответствии с поставленными задачами, были определены методы исследования. Основными методами исследования выступили наблюдение и эксперимент.

В качестве экспериментальных методик, адекватных поставленным в исследовании задачам, нами были определены следующие:

— Для решения нашей задачи мы использовали личностный опросник, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 г., для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Исследователями была проверена надежность и валидность шкалы. Модифицированная шкала из 66 вопросов была предложена группе университетских студентов, после чего факторный анализ выявил два предсказанных фактора: «враждебность» (состоящую из субшкал «негодование» и «негативизм») и «агрессию» (состоящую из субшкал «нападение», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия» и «раздражение»).

Это подтвердило валидность шкалы, поскольку связь между субшкалами была такой, как и ожидалось. Затем, чтобы выявить ретестовую стабильность BDHI, он был предложен группе университетских студентов дважды, с перерывом в пять недель. А. Басс обнаружил, что коэффициент корреляции между двумя тестированиями составлял от 0,46 (для «негативизма») до 0,78 (для «нападения»).

Общий балл (сумма по всем субшкалам) имел надежность повторного тестирования 0,82. Таким образом, хотя стабильность субшкалы «негативизм» низкая, BDHI в целом представляется достаточно стабильной мерой.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (см. приложение 1).

При составлении опросника использовались принципы.

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник Басса-Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

К 2-м группам курсантов была применена рассмотренная выше методика. В итоге были выявлены следующие результаты:

Обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось на 75 утверждений ответить «да» или «нет» (см. приложение 1).

Результаты фиксировались в бланке ответов. Ответы оценивались по восьми шкалам. По числу совпадений с ключом подсчитывались индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 дало нам общий индекс агрессивности, а сумма индексов 6 и 5 — индекс враждебности. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращалось внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Полученные результаты представлены в таблице 1. Проведем сравнительный анализ полученных данных для определения типичных форм агрессивного поведения курсантов.

Таблица 1

Курсанты

Курсанты проживающие в казарме

Курсанты проживающие вне института

UЭмп

Обида

5%

35%

305

Подозрительность

5%

25%

345

Индекс враждебности

Высокий

норма

Физизическая агрессия

5%

5%

342

Раздарежние

20%

5%

303

Вербальная агрессия

35%

5%

334

Индекс агрессивности

Высокий

норма

Косвенная агрессия

5%

5%

308

Негативизм

20%

5%

308

Чувство вины

5%

15%

330

Как видно из таблицы, курсанты, проживающие в казарме проявляют все агрессивные формы поведения, а чаще всего вербальную агрессию, негативизм и раздражение. Для курсантов, проживающих вне института характерны такие агрессивные формы поведения как обида и подозрительность. Статистические данные были получены с помощью критерия Манна-Уитни, показывают что, различия между группами курсантов находятся в зоне значимости.

Таблица 2. Индексы враждебности и агрессивности у курсантов

Уровень агрессивности

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

Курсанты проживающие в казарме

Курсанты проживающие вне института

Курсанты проживающие в казарме

Курсанты проживающие вне института

Норма

13

22

2

7

Высокий

34

15

14

2

В результате анализа полученных результатов нами выявлено, что индексы агрессивности и враждебности выше у курсантов, проживающих в казарме, в то время как у курсантов, проживающих вне института индексы в норме.

Результаты представлены нами в виде диаграммы 1 (Рисунок 1).

Рис. 1. Распределение курсантов по уровню агрессивности по методике Басса-Дарки

Таким образом, можно сделать выводы, что в 1 группе, курсанты которой живут в казарме, уровень агрессивности высокий (65%), а во 2 группе, курсанты которой живут вне института, уровень агрессивности низкий (25%).

Статистические данные были получены с помощью критерия Манна-Уитни, показывают что, различия между группами курсантов находятся в зоне значимости.

Заключение

Проведённые нами исследования показало, что проблема изучения особенностей агрессивности курсантов в зависимости от условий их проживания является актуальной в настоящее время.

Анализ литературы по проблеме показал, что под агрессией можно понимать любые действия, которые причиняют или намеренны причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а агрессивность — это готовность к агрессивным действиям в отношении другого.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

Резюмируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

— Курсанты проживающие в казарме более склонны к агрессивному поведению;

— Для курсантов, проживающих в казарме характерны такие типы агрессии как прямая вербальная агрессия, негативизм, раздражение, прямая физическая агрессия;

— Уровень агрессии у курсантов проживающих в казарме выше, чем у курсантов проживающих вне института.

Гипотеза нашла подтверждение в ходе эмпирического исследования.

Список литературы

Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. — 2000. — №6. -С.112-121.

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. — М., 1999. — 512с.

Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 510 с.

Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., Изд. «Питер», 2000. — 336с.

Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. — 1993. — №3. -С.183 -190.

Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации // СоцИс. — 2003. — № 4. — С.31-34.

Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1. — С. 60-71.

Ениколопов, Сергей Николаевич. Некоторые проблемы психологии агрессивного поведения детей и подростков / С. Н. Ениколопов // Социальная и клиническая психиатрия. — 2002. — Том 12,N 2 . — С. 40-45.

Журавлев Д. Подростковая агрессивность — психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. — 2004. — №2. — С.185-192.

Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. — М., 1998. — 368с.

Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб., 1996. -358с.

Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. — 208с.

Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. — 1995. -№6. -С.20- 21.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. -269с.

Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. — Ужгород.: Инпроф ЛТД, 1977, — 447 с.

Психология человеческой агрессивности /Сост. К.В.Сельченок.-Мн.: Харвест, М.:АСТ, 2001 (Библиотека практического психолога).

— 656с.

Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения — 97. — 1997. — №2. — С. 13-16.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. — 1996. — №5. — С.3-18.

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. — 1999. — №3. — С.6-7.

Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 224 с.

Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. — 1992. — №5/6. — С.35-40.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2003. — -254с.

Фельдштейн, Д.И. Возрастная психология. Хрестоматия / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Просвещение, 2003. — 405 с.

Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. — Минск: Речь, 2007. — 480 с.

Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социс, 2002. — № 5. — С. 95-98.

Приложение 1

Изучение состояния агрессии (А. Басс, А. Дарки)

Различные ученые в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренц, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности — от почти полного отсутствия до его предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию. Сама по себе агрессивность не делает субъекта опасным, так как, с одной стороны, связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает — таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности и состоящий из 75 утверждений, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

* Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

* Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

* Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

* Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

* Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

* Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

* Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

* Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция: на нижеприведенные вопросы ответьте «да» или «нет».

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более раздражительный, чем кажется.

20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я никогда не бываю мрачным от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя пороховой бочкой, готовой взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоватым по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь, обычно, скрывать свое плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка результатов. Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68 и «нет» = 1, «да» = 0: 9 и 7 утверждения.

2. Косвенная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63 и «нет» = 1, «да» = 0: 26 и 49.

3. Раздражение: «да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 и «нет» = 1, да = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм: «да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28 и «нет» = 1, «да» = 0: 36.

5. Обида: «да» = 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: «да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 и «да» = 0, «нет» = 1: 33, 66, 74, 75.

7. Вербальная агрессия: «да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 и «да» = 0, «нет» = 1: 33, 66, 74, 75.

8. Чувство вины: «да» = 1, «нет» = 0: 5, 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности — 6,57 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса — Дарки следует пользоваться в совокупности с другими тестами.

Приложение 2

Сводная таблица результатов обследования по методике Басса-Дарки

Номер испытуемого

обида

Подозрительность

Индекс враждеб-ти

Физ.

агр

раздражение

Верб агр

Индекс агр-ти

Косвенная

Негативизм

Чув-во вины

1.

2

2

Норма

3

6

6

Норма

7

3

5

2.

3

6

Норма

3

8

4

Норма

6

2

4

3.

4

5

Норма

9

3

3

Норма

4

1

4

4.

5

4

Норма

9

3

2

Норма

3

3

5

5.

5

6

Норма

7

5

3

Норма

6

2

6

6.

4

7

Норма

9

10

9

Высокий

5

3

3

7.

3

4

Норма

5

3

5

Норма

3

2

2

8.

4

4

Норма

4

6

6

Норма

6

4

9

9.

8

10

Высокий

9

8

9

Высокий

5

4

8

10.

6

5

Высокий

6

5

4

Норма

4

1

5

11.

5

4

Норма

6

4

4

Норма

5

0

3

12.

4

3

Норма

8

5

2

Норма

2

3

4

13.

6

7

Норма

9

9

10

Высокий

6

1

7

14.

3

5

Норма

7

4

3

Норма

5

2

7

15.

6

4

Норма

8

5

2

Норма

3

0

5

16.

5

12

Высокий

10

11

9

Высокий

2

1

6

17.

6

4

Норма

7

4

2

Норма

4

2

6

18.

7

11

Высокий

10

10

6

Высокий

9

5

7

19.

6

4

Норма

9

3

3

Норма

5

3

6

20.

8

12

Высокий

8

8

9

Норма

5

4

5

21.

8

11

Высокий

10

11

10

Высокий

9

5

6

22.

7

10

Высокий

8

10

10

Высокий

7

5

7

23.

7

9

Высокий

10

6

10

Высокий

6

3

4

24.

8

9

Высокий

10

10

10

Высокий

5

5

3

25.

8

8

Высокий

8

9

13

Высокий

6

5

5

26.

2

2

Норма

3

6

6

Норма

7

3

5

27.

3

6

Норма

3

8

4

Норма

6

2

4

28.

4

5

Норма

9

3

3

Норма

4

1

4

29.

5

4

Норма

9

3

2

Норма

3

3

5

30.

5

6

Норма

7

5

3

Норма

6

2

6

31.

4

7

Норма

9

10

9

Высокий

5

3

3

32.

5,8

6,5

7,6

6,8

5,5

5,8

3,1

5,7

33.

3

4

Норма

5

3

5

Норма

3

2

2

34.

4

4

Норма

4

6

6

Норма

6

4

9

35.

8

10

Высокий

9

8

9

Высокий

5

4

8

36.

6

5

Высокий

6

5

4

Норма

4

1

5

37.

5

4

Норма

6

4

4

Норма

5

0

3

38.

4

3

Норма

8

5

2

Норма

2

3

4

39.

6

7

Норма

9

9

10

Высокий

6

1

7

40.

3

5

Норма

7

4

3

Норма

5

2

7

41.

6

4

Норма

8

5

2

Норма

3

0

5

42.

5

12

Высокий

10

11

9

Высокий

2

1

6

43.

6

4

Норма

7

4

2

Норма

4

2

6

44.

7

11

Высокий

10

10

6

Высокий

9

5

7

45.

6

4

Норма

9

3

3

Норма

5

3

6

46.

8

12

Высокий

8

8

9

Норма

5

4

5

47.

8

11

Высокий

10

11

10

Высокий

9

5

6

48.

7

10

Высокий

8

10

10

Высокий

7

5

7

49.

7

9

Высокий

10

6

10

Высокий

6

3

4

50.

8

9

Высокий

10

10

10

Высокий

5

5

3

51.

8

8

Высокий

8

9

13

Высокий

6

5

5

52.

2

2

Норма

3

6

6

Норма

7

3

5

53.

2

2

Норма

3

6

6

Норма

7

3

5

54.

3

6

Норма

3

8

4

Норма

6

2

4

55.

4

5

Норма

9

3

3

Норма

4

1

4

56.

5

4

Норма

9

3

2

Норма

3

3

5

57.

5

6

Норма

7

5

3

Норма

6

2

6

58.

4

7

Норма

9

10

9

Высокий

5

3

3

59.

3

4

Норма

5

3

5

Норма

3

2

2

60.

4

4

Норма

4

6

6

Норма

6

4

9

61.

8

10

Высокий

9

8

9

Высокий

5

4

8

62.

6

5

Высокий

6

5

4

Норма

4

1

5

Среднее

5,5

6,6

7,7

6,6

6,2

5,1

2,8

5,3

Размещено на Allbest.ur