основные особенности воображения, развитие которых наиболее актуально у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения воображения в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………….6

1. 1. Воображение как познавательный психический процесс. Виды и свойства воображения…………………………………………………………….6

1. 2. Особенности развития воображения дошкольного возраста……………10

1. 3. Пути развития воображения у детей дошкольного возраста……………16

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей воображение у детей дошкольного возраста…………………………………..21

2. 1. Организации, методы и ход исследования психологических особенностей воображения у детей дошкольного возраста………………….21

2. 2. Анализ результатов особенностей воображения у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………25

2. 3. Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей, направленных на развитие воображения детей дошкольного возраста………………………28

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы……………………………………………37

Введение

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождении путей его оптимизации. Традиционно в качестве одного из важнейших процессов, включающихся в любой творческий акт, рассматривалось воображение.

Воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Однако особенно значимым является выявление специфики воображения и его закономерностей при изучении дошкольного детства, когда, как справедливо указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития этого процесса. Значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка отмечали практически все психологи, изучавшие психическое развитие в онтогенезе. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития, других психических процессов. По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще не организовавшейся душой дитя, какого не может развитое воображение человека над его развитой душой.» (К.Д. Ушинский)

17 стр., 8329 слов

Роль воображения в психическом развитии ребенка

... ВЛАДОС, 2001. Нудельман, М. М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман - М., 1978. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца ...

Значительный удельный вес воображения в развивающейся психике ребенка требует особого внимания к его изучению со стороны генетических психологов. Однако до сих пор в советской науке развитие воображения ребенка рассматривалось, в основном, в контексте развития разных видов детской деятельности, что приводило к выявлению преимущественно специфических особенностей воображения, связанных с каждым конкретным видом деятельности: игровой, изобразительной, музыкальной, речевой. А без такого исследования трудно наметить основную линию возможной активизации и формирования воображения, соотнести общие линии его развития с особенными проявлениями воображения в различных видах детской деятельности.

Природа воображения и закономерности его развития рассматривались в различных психологических концепциях в зависимости от их общей теоретической направленности. Воображение понималось как установление новых ассоциативных связей (А. Бэн, Т. Рибо), выражение личностных конфликтов (З. Фрейд, К. Юнг), использование репрезентативных образов.

Одним из подходов к анализу закономерностей развития воображения является подход, основанный на теории Л.С. Выготского. Согласно этой теории развитие любой высшей психической функции, к числу которых безусловно относится и воображение, носит опосредствованный характер. Суть такого развития состоит в овладении субъектом общественно-выработанными и зафиксированными в человеческой культуре средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции.

Л.С. Выготский, а вслед за ним и другие советские психологи (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) подчеркивали, что воображение является не только познавательным процессом, оно тесно связано с эмоциональным опытом ребенка. В целом развитие воображения ребенка обусловлено развитием его деятельности и, прежде всего, игровой.

Данный подход к развитию воображения и лег в основу нашего исследования.

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

... деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Объект исследования: изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие творческого воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически ...

Цель исследования: исследовать основные особенности воображения, развитие которых наиболее актуально у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: воображение у детей старшего дошкольного возраста как познавательный психический процесс.

Предмет исследования: особенности проявления свойств в воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, нами была выдвинута следующая гипотеза: Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы развитие воображения ряд свойств:

Скорость придумывания образов. Необычность, оригинальность изображаемых объектов. Разнообразие образов. Проработанность и детализация образов. Впечатлительность, эмоциональность образов.

Для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

— Проанализировать состояние проблемы исследования в психологической и педагогической литературе; провести психологический анализ понятий «воображение», «виды воображения».

— Выявить особенности проявления свойств воображения у детей дошкольного возраста.

— Разработать рекомендации направленные на организацию игр и упражнений, на познавательный психологический процесс.

Методологической основой исследования явились теоретические положения по развитию особенностей проявления свойств воображения у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, наблюдение. Методы обработки данных (количественные и качественные).

Методы знаково-символического представления результатов: таблицы, диаграммы, графики. Методы психологического развития и коррекции: упражнения, игры, задания и др.

База исследования: ДОУ «Детский сад № 133 г. Чебоксары.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключение, список используемой литературе.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения воображения в дошкольном возрасте.

1. 1. Воображение как познавательный психический процесс. Виды и свойства воображения.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

5 стр., 2476 слов

О возможностях применения понятия «призрак» Ж. Деррида к исследованию фотографического образа

... отличается призрак фотографии от призрака кино? Неподвижностью? Исследования призрачности кинематографического образа не могут не наталкивать нас на мысль ... существует и в воображении, и на самом деле, и в психической и практической реальности человека. Практическая и психическая ... который становится технологией, которая «как бы отчуждает человека от самого себя, от собственного смысла бытия», но ...

Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности (В. Г. Крысько).

Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга: актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но не оторванные от него. Предположительно его физиологические механизмы расположено не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо — лимбическая система.

Физиологические основы воображения составляют остаточные формы процессов:

Возбуждения и торможения;

Ирраидации и концентрация;

Положительной и отрицательной индукции;

Анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов.

В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, нереальные образы воображения, которые возникают как сознательно, так и бессознательно.

Выделяется несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее… Близко к этим видам воображения находится эмпатия — способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011-12

... прочитанного или услышанного. Творческое (продуктивное) воображение – создание новых образов в творческой деятельности. Активное воображение – вид воображения; создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях ... род. 1908) – специалист в области социального научения (необихевиоризм), истории психологии, психологии личности. В 1943 г. с его участием было подготовлено издание ...

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К.Д.Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее/воображение — это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Ф.Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жизненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

2 стр., 728 слов

Психология. Вопросы к экзамену

Психология 1 курс Для оценки результата освоения "Знать": Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Характеристика основных разделов психологии. Психика как субъективный образ объективного мира. Структура психики. Различия житейской и научной психологии История становления и развития психологической науки. Психологические школы: психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, ...

Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т.Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллекту……..

Список использованной литературы

1. Беркинблит М.Р., Петровский А.Д. Фантазия и реальность — М — 2012. — 328 с.

2. Богословский В.В. Основы общей психологии. — М., 2012. — 219 с.

3. Боровик О.Д. Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2012, №1. — 244 с.

4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Научное творчество. — М., 2009. — 438 с.

5. Брунер Д.Ж. Психология познания. — М., 2011. — 388 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте — психологический очерк: Кн. для учителя. — 3-е издание — М. 2011. — 554 с.

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

... психологии развития Предметом изучения псих. Развития явл. Закономерности этапов психич. Ра:звития личности от рождения до старости. Структура:1. Психология ... Воображение:Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает ... (Мухина В. С, 1997).Большинство подростков в ответ на вопрос о том, как они принимают решения ...

7. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 2012, №1. — 277 с.

8. Дьяченко О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Автореф. дисс. докт. психол. наук.- М., 2011. — 233 с.

9. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии — 2013, № 1. — 328 с.

10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии.- 2013, № 2. — 328 с.

11. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников.//Вопросы психологии.- М.: Школа-Пресс, 2012, №1. — 298 с.

12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2 томах. — М., 2010. -Т. 1. — 329 с.

13. Ильенков Э.В. О воображении. — 2012. — № 3. — 128 с.

14. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. — М.: Книголюб, 2012. — 356 с.

15. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. — М.: Книголюб, 2011. — 539 с.

16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М., 2013. — 438 с.

17. Коршунова Л.С. Воображение и его роль. — М., 2009. — 434 с.

18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. — М. 2011. — 532 с.

19. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 2009, №12. — 311 с.

20. Крутецкий В.А. Психология. — М., 2012. — 438 с.

21. Люблинская А.А. Детская психология. — М., 2011. — 321 с.

22. Мухина В.С. Детская психология. — М., 2012. — 272 с.

23. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. — М., 2012. — 288 с.

24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 2011. — 439 с.

25. Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. — М., 2013. — 455 с.

26. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А. Люблинской. М. «Просвещение», 2011. — 376 с.

27. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве. Вопросы психологии 2011 -№1. — 114 с.

28. Самсонов Н. В. Развитие воображения у детей. — М., 2011. — 277 с.

29. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. — Тула., 2013. — 338 с.

30. Стрелянова Н.И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности. — М., 2012. — 118 с.

31. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль. 2011. — 434 с.

32. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. Практикум. — М., 2013. — 439 с.

33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М., 2010. — 439 с.

34. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 2013. — 532 с.