Организация творческой деятельности в школьном коллективе

Содержание

Введение 3

Глава 1. Творческая деятельность. Теоретическая основа. 5

1.1. Понятие творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность. Признаки творческой деятельности. 5

1.2. Этапы творческой деятельности. 10

Глава 2. Средства, формы, методы организации творческой деятельности в школьном коллективе. 13

2.1. Средства и формы творческой деятельности. 13

2.2. Методика организации творческой деятельности в школьном коллективе. 18

Заключение 22

Список используемых источников 24

Приложение 1 26

Введение

Мы живем в мире результатов человеческого творчества, в мире открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Ориентация на формирование творческой личности сегодня приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности, способствующих раскрытию возможностей личности. Ключевыми проблемами современного образования в новых контекстах являются приведение содержания образования в соответствии с требованиями современных изменений и создание условий для развития ребенка как подлинного субъекта образовательной деятельности. В условиях формирования нового образовательного пространства появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью ученика начальной школы к успешному решению, как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого потенциала у школьников[1, с 143] .

Актуальность данной работы обусловлена качественными изменениями потребностей общества в подготовке к жизни и труду в нем творчески мыслящих людей. Успешность личности в психологическом, социальном, профессиональном плане в современном мире во многом обусловлена ее способностями активизировать свой творческий потенциал. Важную роль в развитии творчества у детей играет школа. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. И способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Кроме того, мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, мира детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

6 стр., 2642 слов

Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической ...

... более эффективным для решения задач диагностики и коррекционно-развивающей деятельности специалиста образования является трехкомпонентный методологический подход и соответствующая ему типологическая модель ... когда выделяются устойчивые, системно организованные совокупности поведения, особенностей познавательной деятельности, эмоциональных реакций и т. п. S Междисциплинарные типологии (в ...

Целью работы является выявление методов и форм организации творческой деятельности в школьном коллективе. Объектом работы выступает творческая деятельность в школьном коллективе, а предметом исследования организация творческой деятельности в школьном коллективе.

Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества.

Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают школьникам множество практических навыков.

Глава1. Творческая деятельность. Теоретическая основа.

1.1. Понятие творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность. Признаки творческой деятельности.

Творческая деятельность — форма деятельности человека или коллектива — создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации и т.п. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др.

К концу прошлого столетия в психологической науке, а также в сопредельных с нею областях знания накопился достаточно большой запас экспериментальных результатов, концепций, которые, по-видимому, уже сейчас дают основания приступить к разработке общей психологической теории поведения человека.

В системе творчества и творческого потенциала можно выделить следующие основные составляющие. Это задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов. Интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов. Любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем. Быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов. Склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора. Проявление общего интеллекта — схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий. Эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д. Настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений. Креативность — умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. Интуитивизм — способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам [2,с.67]. Способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиске выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п.

5 стр., 2237 слов

Рефлексивная деятельность учащихся в начальной школе

... ёва. В статье «Технология рефлексивной деятельности учащихся в начальной школе» говорят, что Рефлексия - это « ... проделанной. 2. Сущность рефлексии Автор методического пособия Ушева Е.Ф. считает, что рефлексивность является ... творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме обобщить полученные знания. Портфолио - набор различных работ учащихся, связывающих отдельные аспекты их деятельности ...

Выделяют следующие основные типы творческой деятельности:

а) научно-логический,

б) технико-конструктивный,

в) образно-художественный,

г) вербально-поэтический;

д) музыкально-двигательный,

е) практико-технологический,

ж) ситуативный (спонтанный и рассудительный).

Как правило, творчество начинает формироваться с детского возраста. Причем, чаще всего, для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Учащиеся способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы. У них отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дет……..

Список используемых источников

1. Бершадский М.Е., В.В. Гузеев. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский. — М.: Центр Педагогический поиск, 2003.-265с.

2. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии как объективная потребность / В.С. Кукушкин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-245с.

3. Кульневич, С.В. Современный урок: учеб. пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, Л.М. Оганезова. — Ростов-на-Дону: Учитель, 2006. — 240с.

4. Немова Н.В. Системный анализ урока. Практика административной работы в школе/ Н.В. Немова. -М.: Владос, 2004.-80с.

5. Никодимова Е.А. Методика выбора и оценки сравнительной эффективности личностно-ориентированных технологий обучения / Е.А. Никодимова.- Вологда: ВИРО, 2004.-56с.

21 стр., 10006 слов

Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе

... могут быть только выразительные, четкие и правильные представления. Поэтому для успешной учебы в школе важное значение имеет формирования у детей конкретных образов, представлений об окружающем ... использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках в начальной школе. 3. Проанализировать состояние исследуемой проблемы в массовом педагогическом опыте. Практическая значимость ...

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышения пед.кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М.: Издательский центр Академия, 2002.-368с.

7. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. -М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2000.-1632с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина -М.: Издательский центр Академия, 2002.-576с.

9. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской, СПб.: Изд. дом Питер, 2004.-541с.

10. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников / А.В. Хуторской. -М.: Владос, 2000.-320с.

11. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. — М.: Радио и связь,1989.-235с.

12. Якиманская И.С. Личностно — ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская.-М.: Сентябрь, 1993.-96с.

13. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. -СПБ.: Иматон, 2008.-237с.

14. Ячменева, В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет: учеб. пособие / В.В. Ячменева. — М: Владос, 2003. — 182с.

15. Ячменева, В.В. Прикладное творчество: метод. пособие / В.В. Ячменева. — Магнитогорск : МаГУ, 2001. — 23с.