Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Владимирский государственный гуманитарный университет

Кафедра дошкольного образования

Курсовая работа

По курсу: Дошкольная педагогика

Тема психолого-педагогического исследования:

«Организация адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению»

Выполнила: студентка

Группы Д/О 4.3

Заочной формы обучения

Факультета ПиМНО

Шеронова Н.Н.

Преподаватель: Коломиец Т.В.

Владимир 2010

Содержание исследования

адаптация ребенок дошкольное учреждение

Введение

. Теоретические основы организации эффективной адаптации детей к дошкольному учреждению

.1 Понятие адаптации и ее основные характеристики

.2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

.3 Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Вывод по первой главе

. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

.1 Цели и задачи организации детской адаптации к ДОУ

.2 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

.3 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «детского сада № 117» первой младшей группы

Вывод по второй главе:

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.

При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д. Изменения в развитии ребенка характеризуется не только высокими темпами, но и определенной последовательностью.

22 стр., 10705 слов

Роль половозрастных и социальных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

... внутренним условиям.[16] Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. На процесс адаптации ребенка влияют ... в психической адаптации детей дошкольного возраста. Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы из 29 источников, 5 Приложений, объем работы ...

В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуленья, лепета, подражания слогам и словам, к словопроизношению. В овладении игровой деятельностью — от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению, от них — к предметной деятельности, а затем уже к ролевым и сюжетно — ролевым играм.

Появившаяся в последние годы возможность воспитания ребенка раннего возраста до трех лет в семье — огромное благо для малыша. Только в условиях индивидуального общения возможно полное удовлетворение его основных потребностей: безопасности, благополучия, свободы и на этой основе сохранение физического и психического здоровья, становление полноценной личности. Чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребенка, необходимо учитывать его особенности и создавать условия для развития, которые помогли бы ему гармонично войти в мир и реализовать потенциал, заложенный в нем природой и собственной программой развития.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение — это кризисный момент в его жизни. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи, медики, такие как: Н.М. Аксарина, Н.П. Жукова, Н.Д.Ватутина, Л.Н. Павлова, Л.С.Выготский и многие другие.

Актуальность. На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома — то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Проблема. Теория дошкольного воспитания определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в организации эффективной адаптации дошкольников к ДОУ.

Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, индивидуализация, систематичность и регулярность. На практике проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению решающиеся по общепринятой методике, показывают недостаточную эффективность для благополучной адаптации у детей дошкольного возраста.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... ребенка дошкольного возраста.   Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста. Интеллект как прижизненно формирующаяся система высших психических функций, обеспечивающая адаптацию ... самоконтроля. Факторы эмоционального развития ребенка раннего возраста. Общие характеристики эмоционального развития ребенка дошкольного возраста: дифференциация и обогащение эмоциональных ...

Объектом исследования выступает процесс организации адаптации детей раннего дошкольного возраста.

Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.

Целью данной работы является проследить, какие проблемы возникают в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Характеристика дошкольного образовательного учреждения

Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.

Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Гипотеза. В основу данного исследования положено предположение о том, что у детей раннего дошкольного возраста будет эффективнее проходить процесс адаптации к ДОУ, если

будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада;

будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;

будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;

будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Новизна курсовой работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «детский сад № 117» города Владимира в 1 младшей группе.

Методы исследования.

Теоретическим фундаментом исследования являются:

Теория воспитания детей раннего возраста Н. М Аксариной с медицинской точки зрения.

Теория воспитания детей раннего возраста Н.Д. Ватутиной с педагогической точки зрения.

Для решения поставленных задач был использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с аспектами проблемы исследования; педагогическое наблюдение; количественный и качественный сопоставительный анализ результатов практической деятельности.

11 стр., 5354 слов

1. Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Причины и механизмы возникновения рда. Классификация состояний по степени тяжести. Синдромы аутиз

... быть спровоцирована инфекционными заболеваниями (эпидемический энцефалит, перенесенный в раннем возрасте). Характеризуется повышенным фоном настроения, эйфорический. Грубая откликаемость на ... синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженные агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. ...

Практическая значимость заключается в том что:

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.

1. Теоретические основы организации эффективной адаптации детей к дошкольному учреждению

1.1 Понятие адаптации и ее основные характеристики

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Термин «адаптация» означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

5 стр., 2491 слов

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.

... СТЕКЛОМ» Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое). Ход игра. На прогулке воспитатель дает ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ... навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Список используемой литературы 1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина ...

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий [4;14].

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма — кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям [14,15].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения — проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду — важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

6 стр., 2648 слов

Социально-психологическая поддержка тревожных детей при адаптации в школьном коллективе

... и профилактики тревожных состояний у детей и подростков, рассмотрены ключевые вопросы адаптации тревожных детей в школьном коллективе, требующие ... мер, обеспечивающих социально – психологическую поддержку тревожных детей при адаптации в школьном коллективе. Для достижения цели нами ... характера в отношении власти как таковой, различных форм подчинения и доминирования в мире взрослых. Проблемы их ребенка ...

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности — неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов — сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [9, 9−10].

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

8 стр., 3866 слов

Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается

... содержание и характер контактов с другими родственниками, особенно со старшим поколением родителей. Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни, поскольку ... глубокую озабоченность и тревогу в этот период. Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается - Стр 2 Шестой период развития семейных отношений — взрослая ...

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке — сразу плачет; если не знает, где взять игрушку — тоже плачет; не привык спать без укачивания — плачет и т. д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [5,16−17].

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [5,17−18].

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого — начала второго месяца жизни [5,18].

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т. п. [5,19−20].

Вывод: На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

1.2 Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может повышаться температура без видимых причин.

После двухлетнего возраста приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт общения с разными людьми. Дети одного и того же возраста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных особенностей их нервной системы.

Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, заниматься, сопровождая все бурным протестом. Через 2−3 дня они успокаиваются и уже охотно общаются с воспитателем и с детьми.

Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться очень долго и привести к заболеванию.

На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни.

Как говорилось выше, что часто полностью изменяется режим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроится. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу, у него сформированы необходимые навыки самообслуживания и общения.

Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогла ему эмоционально адаптироваться в мире чужих вещей.

Дети второго-третьего года жизни труднее, чем старшие, приспосабливаются к изменениям в укладе жизни, воспитательных мерах, связанных с поступлением в ясли, детский сад. Они быстро утомляются, что ведет к различным изменениям в их поведении: нарушаются сформированные умения, проявляются признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, появляются отрицательные привычки.

Переутомление может способствовать возникновению невроза, т.к. выносливость нервной системы детей очень мала. Очень часто неврозы у детей сопровождаются вегетативными нарушениями: повышение температуры, появление сыпи, дети начинают часто и непроизвольно мочиться. Маленькому ребенку сложно воздержаться от желаемого, трудно прекратить начатое действие, т.к. поведение его чаще носит импульсивный характер, а тормозные реакции вырабатываются длиннее и медленнее.

Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий, и только потом эти совместные действия становятся длиннее.

Психологическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются.

Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью. Если ребенок сыт, ухожен и содержание деятельности, в которую он включен, его удовлетворяет, он спокоен, активен, улыбается. Резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слезы. В таком состоянии ребенок невосприимчив к окружающим воздействиям, у него снижается аппетит, он отказывается играть.

Следует иметь ввиду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач у остальных. Дети чутко реагируют и на состояние взрослых.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность, как и бездеятельность, утомляют ребенка и могут явиться причиной плаксивости или безразличия. Разумная занятость — одно из важных условий создания у ребенка радостного, доброго настроения.

В процессе воспитания необходимо принимать во внимание индивидуальный опыт поведения ребенка, общение его с окружающими, его привычки, умения, навыки, его потребности и желания.

К.Д.Ушинский говорил: «…для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях» [5,14].

Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребенка, воспитатель должен беседовать с родителями, посещать ребенка на дому, наблюдать за новенькими в разные отрезки дня и в разных ситуациях. Это поможет ему правильно оценить особенности ребенка и направить его поведение в нужное русло. На поведение детей накладывают отпечаток и особенности нервной системы, ее тип: подвижность, сила, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.

Особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы.

Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

В период адаптации один и тот же ребенок может вести себя по-разному, т.к. тип нервной системы не всегда проявляется отчетливо. От типа высшей нервной системы зависит также и темп образования, и восстановление привычек у детей. Так, например, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки восстанавливаются и образуются быстрее и легче, чем у медлительных. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребенком при расставании с близкими.

Мозг ребенка очень пластичен, и если изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и он адаптируется к новым условиям без каких-либо отрицательных последствий.

Небольшие естественные изменения в жизни ребенка способствуют даже психическому развитию. У ребенка постепенно развивается способность быстрее приспосабливаться к новым условиям. Нарушение психического состояния иногда длится долгое время. Такая тяжелая адаптация ведет к замедлению психического развития. Характер и длительность привыкания зависят от ряда условий:

1. От возраста детей при поступлении;

2. От приемов кормления и характера пищи, от укладывания и бодрствования;

. От предшествующих условий воспитания детей в семье;

. От индивидуально-типологических особенностей высшей нервной системы;

. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы;

. От уровня психического развития;

. От анамнеза детей. (Часто и длительно болеющие дети тяжело адаптируются).

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере общения.

Вывод: Лучшее время для определения ребенка в ясли-сад — это первые месяцы жизни, т.к. дети быстрее и легче адаптируются к новым условиям.

Для ребенка каждая новая ситуация — событие необычайной важности.

Новая обстановка может стать для него сверхсильным раздражителем, сковать его самостоятельность, инициативу. Чем четче ребенок будет

знать, что и как он должен делать в детском саду, тем быстрее и активнее он включится в коллектив сверстников. Очень существенным является организация первичного приема ребенка, т. е. первая встреча ребенка в яслях, первые впечатления от детского учреждения.

1.3 Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В.А.Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — проникнуть в духовный мир ребенка» [15,7].

Эти качества души в полной мере должны раскрываться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям. Все работники детского сада должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания.

Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать ребенка на прогулку, не допускать, чтобы он брал в рот игрушки.

Случается, что дети, приученные к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может быть причиной заболевания.

К полутора-двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно, однако, многие из детей второго и третьего года жизни не умеют есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать. Воспитатель должен знать потребности и возможности детей при организации жизни в группе.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создавать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.

При выборе педагогических воздействий воспитатель должен учитывать, что ребенок не способен сразу, немедленно выполнить указания. Воспитатель должен помнить, что поведение ребенка может измениться к худшему, если педагогические воздействия не будут отвечать потребности общения, которая определяет поведение ребенка. Поэтому система их должна быть четко продумана. Она должна включать действия семьи и детского учреждения, умелое применение которых будет способствовать быстрой и безболезненной адаптации ребенка к условиям детского учреждения.

Педагогическое требование будет гораздо эффективнее, если его выразить как предупреждение о необходимости перейти к другому действию.

Важно учитывать склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее знакомится с группой, разговаривает с детьми.

Отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка, обстановка, в которой он находится, влияют на речевое развитие. Поэтому речь воспитателя должна быть четкой, интонационно выразительной, негромкой, грамматически правильной. В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребенка. Собственные наблюдения воспитателя и сведения, полученные от родителей, позволяют выяснить, насколько ребенок понимает то, о чем с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при обращении к взрослому, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребенком, затрудняется взаимопонимание.

Воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться, поэтому воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребенка общаться. Для этого нужно расширять поводы для общения со взрослыми, поддерживать каждое инициативное общение, учитывая, что содержание потребности детей в общении в период адаптации качественно изменяется. При этом следует расширять все стороны речи ребенка. Важно учитывать и уровень сформированности предметно-игровых действий ребенка.

Воспитателю необходимо знать возрастные особенности, возможности детей, привычки, показатели, определяющие их развитие. Незнание привычек ребенка осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Воспитатель должен устанавливать контакт с ребенком в первый же день. Он обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным, возможно даже изменить режим дня с учетом поведения и самочувствия.

При поступлении ребенка в группу, воспитатель должен обращать особое внимание на следующее:

а) эмоциональное состояние ребенка (слезы, улыбка, неуверенное состояние);

б) характер деятельности (отсутствие действий, наблюдения, подражательные действия, самостоятельные предметные или игровые действия);

в) отношение к окружающим взрослым и сверстникам (негативное, положительное, или вообще отсутствует);

г) высказывание о желаемом.

Помочь воспитателю определить характер поведения ребенка должен и методист, который ведет хронометраж. Наблюдения проведенные воспитателем за ребенком в условиях семьи и в группе в первые дни посещения детского учреждения, хронометраж методиста, позволят правильно определить принадлежность ребенка по характеру поведения к той или иной группе, а, следовательно, и наметить соответствующую систему педагогических воздействий.

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания, воспитания у него навыков и привычек. Воспитатель должен и сам помнить, что воспитание навыков и привычек требует от взрослых терпения и настойчивости.

Воспитатель должен также объяснить родителям, как развивать у детей потребность в общении, познакомить с этапами развития.

За месяц до прихода детей в группу проводится собрание родителей, на котором разъясняются все моменты, характерные для периода адаптации:

1) уточняется режим и семье рекомендуется перевести ребенка на соответствующий возрасту режим;

2) обращается внимание на навыки и привычки, которыми должен владеть ребенок.

За несколько дней до приема малыша, его родителей приглашают на индивидуальную беседу, где ведется разговор и о том, как кормят ребенка, как укладывают спать, о характере его бодрствования и общения и т. д.

Задача воспитателя принимать меры к тому, чтобы адаптация происходила в кратчайшее время и с меньшей травмой для них, это можно достичь путем:

1) установления единства системы воспитания ребенка с первых дней жизни, как в семье, так и в детском саду;

2) правильной подготовки детей к детскому учреждению;

) правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском саду;

) индивидуального подхода к поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями.

Обязанность персонала группы — окружить каждого вновь поступающего ребенка особым вниманием, лаской и бережным отношением.

Необходимо применять все меры к тому, чтобы обеспечить хороший аппетит, глубокий сон и эмоционально-положительное состояние.

В течение периода адаптации необходимо вести тщательный контроль за поведением ребенка (для этого ведется дневник, где отмечаются все особенности ребенка).

Руководство процессом привыкания детей к условиям общественного воспитания должно начинаться с организации их приема. Она включает:

1) регулирование выдачи направлений при комплектовании групп, соблюдение норм комплектования;

2) продуманную расстановку кадров;

) составление подвижного графика поступления детей в группу;

) сбор данных о ребенке;

) работу с семьей;

) определение группы привыкания (I, II, III) по характеру поведения ребенка в период адаптации.

Условия в группе должны соответствовать возрасту ребенка, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.

Воспитатель должен обращать внимание и на свой внешний вид. Аккуратно одетый воспитатель всегда производит хорошее впечатление и располагает ребенка к себе, вызывает у него желание общаться.

Одежда ребенка должна быть удобной, приспособленной для самостоятельного раздевания и одевания — это одно из условий организации жизни ребенка в группе.

Для организации условий жизни ребенка в группе в период адаптации существуют определенные педагогические правила:

1) учет органических потребностей ребенка в еде, питье, туалете;

2) приучение ребенка ко всему новому постепенно;

) единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка;

) предъявляемые требования должны быть посильны и выполнимы;

) создавать установку у ребенка на все предстоящие процессы.

) все режимные процессы проводить спокойно, не причиняя ребенку неприятных ощущений;

) нельзя заставить ребенка длительно ожидать чего-либо;

) с момента поступления ребенка в детский сад приучать к активному участию в режимных процессах, к самостоятельности;

) учитывать уровень развития культурно-гигиенических навыков, и на его основе применять приемы и методы педагогического воздействия;

) при формировании режима и культурно-гигиенических навыков соблюдать преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований.

Врач и медсестра в детском саду также следят за поведением детей в первые дни: 1 раз в десять дней взвешивают, корректируют рацион питания, беседуют с родителями. Прививки и другие процедуры, травмирующие детей в период адаптации, отменяются.

Вывод: Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Вывод по первой главе

Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние; организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные моменты и согласовать их с семьей; выбрать приемы и методы педагогического воздействия. Для решения этой сложной задачи воспитателю надо иметь определенный круг знаний.

2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

2.1 Цели и задачи организации детской адаптации к ДОУ

Ошибочно рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду. Целесообразнее учитывать три стороны: родители, воспитатели, дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.

Сотрудничество педагогов и родителей поможет ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Однако на этом пути возникают различные трудности:

· Отсутствие необходимых для современной семьи разнообразных знаний: медицинских, педагогических, психологических, юридических и т. д.

· В образовании родителей детский сад должен выступать фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но одной из распространенных трудностей является то, что воспитатель может быть профессионалом в своей области, но не уметь передать свои знания.

· Мотивы и потребности в обучении у родителей и воспитателей разные.

· Воспитатель невысоко оценивают педагогическую компетентность родителей. Свою помощь родителям персонал видит в следующем: советы, собрания, рекомендация литературы и т. д. Таким образом, взаимодействие родителей и воспитателей сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и детским садом.

· Расхождения в требованиях взрослых и стилях взаимодействия между ребенком и взрослым в детском саду и дома.

· Социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи и отодвигают их на вторые и третьи места.

Целью успешной организации адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению будет — создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в ДОУ путем взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

— помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению;

использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;

обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период;

познакомить семьи воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада;

оказывать квалифицированную консультативную помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Успешность реализации организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ также подразумевает последовательность этапов.

Этап 1. Прогноз адаптации.

Этап 2. Взаимодействие педагога-психолога, методиста с воспитателями групп раннего возраста.

Этап 3. Кратковременное пребывание в адаптационной группе детей вместе с родителями.

Этап 4. Посещение детьми группы с обычным режимом, проведение занятий по адаптации с детским коллективом.

Вывод: Организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель. Выстраивая ее, необходимо включать всех участников этого процесса: и педагогов, и родителей, и детей.

2.2 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы о прогнозе адаптации каждого ребенка, об особенностях его поведения, сформированности навыков, об интересах и т. п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей — дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье), сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми).

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение 2).

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

Рекомендации для воспитателей:

) Сотрудничество и координация усилий психолога, воспитателей и педагогов.

) Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.

) Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.

) Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.

) В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.

) Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.

) Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).

) Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.

) Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.

) Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

) Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

любите своего ребенка таким, какой он есть;

радуйтесь своему ребенку;

разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

слушайте ребенка не перебивая;

установите четкие и определенные требования к ребенку;

не устраивайте для ребенка множество правил;

будьте терпеливы;

каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

чаще хвалите ребенка;

поощряйте игры с другими детьми;

интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

посещайте групповые собрания.

Вывод: Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

2.3 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «детского сада № 117» первой младшей группы

Цель: анализ особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.

Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 117» в 1 мл.гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой.

В 1-ой мл.гр. 18 детей, набор в группе начался 01.08.08 г. Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Для этой цели в нашем детском саду разработаны психолого-педагогические параметры, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальные подходы к детям в дошкольном учреждении и семье в период адаптации.

Подходы состоят из трех блоков:

—  поведение детей связанное с удовлетворением органических потребностей (заполнение листов адаптации);

—  черты личности и особенности поведения ребенка (анкета для родителей);

уровень нервно-психического развития (Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста. Автор Печора К.Л.)

В нашем детском саду еще до поступления ребенка в группу родителям предлагалось прийти на консультацию к педагогу-психологу. Проводилась первая встреча с семьей, задачи которой:

провести предварительную диагностику ребенка;

выявить особенности семейного воспитания;

дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с оформлением ребенка в детский сад;

дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению дошкольного учреждения. Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей.

У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.

Родители приглашаются посетить детский сад вместе с ребенком, чтобы посмотреть в каких условиях он будет находиться, знакомят малыша с детьми, дается ему возможность познакомиться с помещениями группы, показываются игрушки, место для прогулок, занятий физкультурой и т. д. При этом воспитатель старается, как можно больше внимания уделять новому ребенку, старается «влюбить» в себя малыша, чтобы он понял, что если рядом не будет мамы, то ее на время заменит внимательная и добрая «тетя». Даются советы мамам, чтобы они приучали малыша самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. Напоминается родителям, что в играх с другими детьми необходимо учить его делиться игрушками, ждать своей очереди на качелях или чтобы поездить на велосипеде и т. п.

Для облегчения адаптационного периода также проводилось анкетирование родителей детей, поступающих в МДОУ д/с № 117 и анкетирование о поведенческих и личностных особенностях у детей, которое выявило:

I. Особенности поведения:

1. Преобладающее настроение вашего ребенка:

бодрое — 10 чел. -62.5%;

уравновешенное — 5 чел. — 31%;

раздражительное — 1 чел. — 6.5%.

2. Характер засыпания:

в течение 10 мин. — 13 чел. — 81%;

медленно — 3 чел. -19%.

3. Характер сна:

спокойный — 15 чел. — 93.5%;

по-разному — 1 чел. — 6.5%.

4. Аппетит вашего ребенка:

хороший — 9 чел. — 56.5%;

избирательный — 6 чел. — 37%;

неустойчивый — 1 чел. — 6.5%.

5. Отношение ребенка к высаживанию на горшок:

положительное — 15 чел. — 93.5%;

отрицательное — 1 чел. — 6.5%.

6. Навыки опрятности:

просится на горшок — 13 чел. — 81%;

не просится на горшок — 3 чел. -19%.

7. Нежелательные привычки для этого возраста:

сосет палец — 5 чел. — 31%.

II. Личностные особенности проявления познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении:

1. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?

Да — 16 чел. — 100%.

2. Интересуется ли действиями взрослых?

Да — 14 чел. — 87.5%;

По-разному — 12.5%.

3. Внимателен ли оно при этом, активен, усидчив?

Да — 9 чел. — 56%;

Не всегда — 7 чел. — 44%.

4. Может или не может найти без посторонней помощи себе занятие?

Да — 11 чел. — 68%;

Не всегда — 5 чел. — 32%.

5. Инициативен ли в общении со взрослыми?

Да — 12 чел. — 75%;

Избирателен — 4 чел. — 25%.

6. Вступает ли в контакт с детьми?

Да — 11 чел. — 68%;

Не всегда — 5 чел. — 32%.

7. Самостоятельность в игре:

Умеет играть самостоятельно — 12 чел. — 75%;

Не умеет играть самостоятельно — 4 чел. — 25%.

Беседа с родителями, результаты анкеты помогли сделать вывод о том, что 80−90% детей успешно пройдут период адаптации.

Далее в МДОУ д/с № 117 проводится общее собрание для всех родителей будущих воспитанников нашего детского сада. На нем старший воспитатель и педагог-психолог знакомят мам и пап с правилами, требованиями нашего учреждения, образовательной программой. Также семьям даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Кроме того, мы знакомим их с разными вариантами адаптации детей к ДОУ и в соответствии с этим с различными вариантами введения ребенка в группу.

Так дети, адаптация которых согласно прогнозу будут протекать легко, достаточно быстро переводятся на пребывание в детском саду на целый день. Они легко осваиваются, остаются на тихий час, у них быстро восстанавливается аппетит. Родителям, у чьих детей спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуется некоторое время находиться в группе детского сада вместе с ребенком: сначала небольшой промежуток времени (час или чуть больше), который потом увеличивается. Когда он уже освоится, станет доверять педагогам, мама может постепенно сокращать время пребывания в непосредственной близости от малыша. Если первые дни она играла вместе с ним, то через некоторое время она просто находится в группе, в поле зрения ребенка, но не рядом с ним — например, сидит в сторонке, наблюдает за ним, беседует с педагогом-психологом. Потом мама может на некоторое время удаляться из группы, увеличивая этот промежуток времени. И, наконец, наступает день, когда она приводит ребенка в группу и оставляет его там.

Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети отказываются от еды, плачут. Поэтому период родительского присутствия удлиняется, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В таком случае необходима помощь воспитателей группы, педагога-психолога.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Совместно с воспитателями группы отслеживается уровень нервно-психического развития (Схема экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста. Автор Печора К.Л.) (Приложение 3, Приложение 4).

Результаты:

октябрь 2009 г., обследовано 22 ребенка

апрель 2010 г. обследовано 24 ребенка

год

полное развитие

неполное развитие

недоразвитие

2009

27% - 6 чел.

73% - 16 чел.

 —

2010

83% - 20 чел.

17% - 4 чел.

 —

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

В группе раннего возраста в период адаптации в уголке для родителей вывешивается информация с рекомендациями, как научиться расставаться с малышом, общаться с ним в этот период (например, чего не стоит ему говорить).

С октября 2009 г. проводятся занятия по адаптации с детским коллективом по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2−4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2004).

Основные задачи этих занятий:

—  Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к детскому саду.

Создать положительный эмоциональный настрой в группе.

—  Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию.

Развивать игровые навыки, стремление сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Чтобы успешно прошла адаптация воспитатели используют стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно напевают колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же дети лучше засыпают с любимой игрушкой, принесенной его родителями.

Вывод: доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание — и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Вывод по второй главе

Основные задачи родителей при подготовке ребенка к поступлению в детское учреждение — научить его вступать в общение со взрослыми и детьми;

привить культурно-гигиенические навыки; приучать к самообслуживанию.

Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Характер периода адаптации будет зависеть от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы, наклонности и не усугубить его состояние; организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные моменты и согласовать их с семьей; выбрать приемы и методы педагогического воздействия.

Заключение

Семья — социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т. д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации — тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

Список использованных источников

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М: Просвещение, 2005. — 176с. ил.

. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медецина 2007. — 304с.

. Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№ 3.-104с, ил.

. Волков Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2003, 240с.

. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка — М.: Просвешение, 1985.- 112 с.

. Печора К.Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — М.: Владос, 2007, — 176с.

. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2−4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — М.: Книголюб, 2000. — 72с.

. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 1996. — 160с.

. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. — 382с.

. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.

. Тонкова-Ямпольская Р.В. «Основы медицинских знаний" — М.: Просвещение, 1986. — 320с. ил.

. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.- Киев.1969.

Приложение 1

Анкета для родителей

I. Особенности поведения:

. Преобладающее настроение вашего ребенка:

бодрое —

уравновешенное —

раздражительное —

. Характер засыпания:

в течение 10 мин. -

медленно —

. Характер сна:

спокойный —

по-разному —

. Аппетит вашего ребенка:

хороший —

избирательный —

неустойчивый —

. Отношение ребенка к высаживанию на горшок:

положительное —

отрицательное —

. Навыки опрятности:

просится на горшок —

не просится на горшок —

. Нежелательные привычки для этого возраста:

сосет палец —

II. Личностные особенности проявления познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении:

. Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке?

Да —

Нет —

. Интересуется ли действиями взрослых?

Да —

По-разному —

. Внимателен ли оно при этом, активен, усидчив?

Да —

Не всегда —

. Может или не может найти без посторонней помощи себе занятие?

Да —

Не всегда —

. Инициативен ли в общении со взрослыми?

Да —

Избирателен —

. Вступает ли в контакт с детьми?

Да —

Не всегда —

. Самостоятельность в игре:

Умеет играть самостоятельно —

Не умеет играть самостоятельно —

Приложение 2

Карта нервно-психического развития детей второго года

Дата рождения ______________________________________

Дата поступления____________________________________

Анализ______________________________________________

Уровень развития

Речь Пассивная

Активная

Деятельность Бездеятельность

Наблюдение

Подражание

Предметная деятельность

Навыки взаимоотношений Со взрослыми

Со сверстниками

Приложение 3

Результаты экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л.), группа № 1, октябрь 2009 г.,

обследовано 22 ребенка

годполное развитиенеполное развитиенедоразвитие

2009

27% - 6 чел.

73% - 16 чел.

 —

Результаты экспертной оценки нервно-психического развития

детей раннего возраста (Печора К.Л.):

развитие речи:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

13.5% - 3 чел.

73% - 16 чел.

13.5% - 3 чел.

—  сенсорное развитие:

годвысок. ур.средн. ур.низк. ур.

2009

9% - 2 чел.

68% - 15 чел.

23% - 5 чел.

—  моторные навыки:

годвысок. ур.средн. ур.низк. ур.

2009

18% - 4 чел.

68% - 15 чел.

14% - 3 чел.

—  игра и действия с предметами:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

18% - 4 чел.

59% - 13 чел.

23% - 5 чел.

—  конструктивные умения:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

9% - 2 чел.

68% - 15 чел.

23% - 5 чел.

—  изобразительные умения:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

9% - 2 чел.

68% - 15 чел.

23% - 5 чел.

—  навыки самообслуживания:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

4.5% - 1 чел.

68% - 15 чел.

27.5% - 6 чел.

Анализ результатов нервно-психического развития детей свидетельствует о том, что показатели развития детей находятся в норме, а показатели низкого уровня развития

речи -13.5%

сенсорного развития — 23%,

моторные навыки — 14%.

игровые умения — 23%,

конструктивные умения — 23%,

изобразительные умения — 23%,

навыки самообслуживания — 27.5%

можно объяснить тем, что уровень психического и личностного развития детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста различен, а возраст детей 1 младшей группы колеблется от 1.7 мес. до 3 лет.

При составлении программы занятий с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста целесообразно принимать во внимание такие аспекты, как:

—  наличие у ребенка потребности в совместной со взрослыми деятельности;

—  сензитивности данного возрастного периода для развития определенных психических функций и личностных качеств;

зона ближайшего развития.

Для детей раннего возраста (до трех лет) смысловым центром любой ситуации является взрослый и совместная с ними деятельность, однако на границе раннего и дошкольного возраста отношения совместной деятельности приходят в противоречие с новым уровнем развития ребенка, возникают тенденции к самостоятельной деятельности.

Ранний возраст является сензитивным для развития восприятия, в то время как, память, внимание, мышление начинают играть ведущую роль в дошкольном возрасте.

Кроме того, обучение, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него, можно считать хорошим. Задача развивающей игры и состоит в том, чтобы продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.

Рекомендуемые развивающие игры для детей 2−3 лет.

Кубики. Двухлетний ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков. Задача взрослого — начать постройку, «подтолкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может самостоятельно создать то, чего он себе не представляет. Обязательно нужно похвалить его постройки, и гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые он использовал. В ходе этой игры ребенок практически овладевает представлением о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация движений и тонкая моторика рук.

Мозаика. Для начала ребенка нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки. Пусть он делает это в любом порядке, это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики. Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым).

Линии также могут различаться по цвету.

Счетные палочки. Обычные школьные счетные палочки прекрасно подойдут для игры с двухлетним ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать их палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагает ребенку сделать тоже самое из своей части палочек. Так постепенно ребенок овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.

Магнитная азбука. Магнитная азбука может на долго занять маленького ребенка. Он с удовольствием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности. В этом возрасте не следует заставлять ребенка запоминать буквы, это занятие пока лишено для него всякого смысла. Можно предложить ребенку выбрать буквы определенного цвета, предварительно показав ему одну-две из них. Можно предложить ребенку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребенка найти такую же. Выполнение этого задания способствует развитию памяти, внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, выделять сходство и различие.

Разрезные картинки. Простые картинки с изображением животных, игрушек, и других, знакомых ребенку предметов нужно разрезать на 2−3 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. На первых порах ребенку потребуется помощь взрослого, а потом он будет охотно заниматься этим самостоятельно. Позже можно предложить кубики с наклеенными на них разрезными картинками. Эта игра способствует развитию образного и пространственного мышления, тонкой моторики и координации движений.

Оденем куклу. Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Ребенку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что куклам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Следует обратить внимание ребенка на то, что одежда мала для большой куклы и велика для маленькой куклы. Когда кукле достанутся ее вещи, ребенка надо похвалить и подчеркнуть, что «Большое платье — большой кукле, а маленькое — маленькой». Задание можно усложнить, предложив ребенку трех кукол разных размеров.

Найди такой же. Пред ребенком раскладывают 4−6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти среди них такой же как тот, что находится в руках у взрослого. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия между которыми не так заметны. Эта игра, требующая от ребенка умения выделять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.

Хотя каждая игра направлена, прежде всего, на развитие определенной психической функции, она, тем не менее, оказывает комплексное воздействие, затрагивая и ряд других функций.

Приложение 4

Результаты экспертной оценки нервно-психического развития детей раннего возраста (Печора К.Л.), группа № 1

октябрь 2009 г., обследовано 22 ребенка

апрель 2010 г. обследовано 24 ребенка

годполное развитиенеполное развитиенедоразвитие

2009

27% - 6 чел.

73% - 16 чел.

 —

2010

83% - 20 чел.

17% - 4 чел.

 —

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г., показала, что на 56% выросло количество детей с высоким уровнем развития.

Результаты экспертной оценки нервно-психического развития

детей раннего возраста (Печора К.Л.):

развитие речи:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

13.5% - 3 чел.

73% - 16 чел.

13.5% - 3 чел.

2010

75% - 18 чел.

21% - 5 чел.

4% - 1 чел.

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г. показала, что

на 61.5% выросло количество детей с высоким уровнем развития речи,

на 9.5% сократилось количество детей с низким уровнем развития речи.

—  сенсорное развитие:

годвысок. ур.средн. ур.низк. ур.

2009

9% - 2 чел.

68% - 15 чел.

23% - 5 чел.

2010

54% - 13 чел.

46% - 11 чел.

 —

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г. показала, что на 45% выросло количество детей с высоким уровнем сенсорного развития, на 23% сократилось количество детей с низким уровнем сенсорного развития.

—  моторные навыки:

годвысок. ур.средн. ур.низк. ур.

2009

18% - 4 чел.

68% - 15 чел.

14% - 3 чел.

2010

54% - 13 чел.

46% - 11 чел.

 —

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г. показала, что на 36% выросло количество детей с высоким уровнем развития моторных навыков, на 14% сократилось количество детей с низким уровнем развития моторных навыков.

—  игра и действия с предметами:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

18% - 4 чел.

59% - 13 чел.

23% - 5 чел.

2010

66% - 16 чел.

34% - 8 чел.

 —

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г. показала, что на 48% выросло количество детей с высоким уровнем развития игровой деятельности, на 23% сократилось количество детей с низким уровнем развития игровой деятельности.

—  конструктивные умения:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

9% - 2 чел.

68% - 15 чел.

23% - 5 чел.

2010

54% - 13 чел.

42% - 10 чел.

4% - 1 чел.

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г. показала, что на 45% выросло количество детей с высоким уровнем развития конструктивных умений, на 19% сократилось количество детей с низким уровнем развития конструктивных умений.

—  изобразительные умения:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

9% - 2 чел.

68% - 15 чел.

23% - 5 чел.

2010

25% - 6 чел.

71% - 17 чел.

4% - 1 чел.

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г., показала, что на 16% выросло количество детей с высоким уровнем развития изобразительных умений, на 19% сократилось количество детей с низким уровнем развития изобразительных умений.

—  навыки самообслуживания:

годвыс. ур.ср. ур.низк. ур.

2009

4.5% - 1 чел.

68% - 15 чел.

27.5% - 6 чел.

2010

42% - 10 чел.

58% - 14 чел.

 —

Повторная экспертная оценка, проведенная в апреле 2010 г., показала, что на 37.5% выросло количество детей с высоким уровнем развития изобразительных умений, на 27.5% сократилось количество детей с низким уровнем развития изобразительных умений.

Вывод: повторная экспертная оценка нервно-психического развития детей раннего возраста, проведенная в апреле 2010 г. совместно с воспитателями младшей группы Ковалевой Н.М. и Степановой С.С., свидетельствует о том, что показатели развития детей находятся в норме, отмечена положительная динамика нервно-психического развития.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector