Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе 5
1.1. Понятие «самооценка» в психологическом аспекте 5
1.2. Опыт изучения учебной самооценки старшего школьника 11
Глава 2. Экспериментальное исследование 18
Заключение 23
Литература 24
Приложение 25
Введение
Значение самооценки в жизни человека велико. Она выступает важнейшим фактором мотивации и деятельности.
Для психолога и педагога крайне важно уметь определять самооценку школьника, чтобы на основе полученных результатов находить наилучшие методы и способы воздействия на ребенка с целью повышения личностной и учебной самооценки. В связи с этим можно говорить об актуальности нашего исследования.
Цель данной работы – рассмотреть способы и особенности определения самооценки детей старшего школьного возраста.
Объект – учебная и личностная самооценка ребенка.
Предмет нашей работы – способы определения самооценки детей старшего школьного возраста.
Указанная цель предполагала решение следующих конкретных задач:
1. Рассмотреть теоретические вопросы, раскрывающие понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
2. Обратиться к опыту исследования учебной самооценки детей старшего школьного возраста.
3. Провести экспериментальное исследование личностной самооценки детей старшего школьного возраста.
Нами выдвигается следующая гипотеза: детям старшего школьного возраста присуща адекватная самооценка.
Теоретической разработкой проблем определения самооценки детей занимались такие исследователи, как Л.М.Кротова, К.Р.Сидоров, Л.Олийнык, И.Д.Шустова. Их работы, опубликованные в периодических изданиях, явились опорой для решения поставленных нами задач.
В исследовании использовался метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы.
Решение вышеперечисленных задач определяет логику изложения материала данной работы, её структуру, принципы выделения глав и параграфов.
Структура курсовой работы. В исследовании выделены введение, основная часть (состоящая из двух глав), заключение, список литературы, приложение.
Развитие выносливости у детей среднего и старшего возраста
... Методы развития выносливости у детей среднего и старшего возраста Показатели выносливости у детей среднего и старшего возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена ... старшем возрасте воспитывается в том случае, если во время занятий организм учащихся доводится до стадии утомления. Статическую и динамическую выносливость можно развивать с младшего школьного возраста, ...
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы. Определяется предмет исследования, его объект, цели и задачи. Указывается методологическая основа работы.
Первая глава освещает теоретический материал исследований самооценки детей старшего школьного возраста.
Вторая глава заключает экспериментальное исследование.
В Заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования, формулируются основные выводы по материалу работы.
Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе
1.1. Понятие «самооценка» в психологическом аспекте
Понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе определяется как одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в котором формируется само-оценка и развивается способность к оцениванию, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение учащихся — это начало станов-ления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.
Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок не реагирует на замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых трудно избавиться.
Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Ее значение велико; она важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка — конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.
Самое сильное влияние на самооценку оказывает мнение родителей и близких. Самооценка запечатлевается на эмоциональном уровне и в дальнейшем «обрастает» целой системой нерациональных установок. Маленький человек строит ее в зависимости от того, как к нему относятся взрослые. Делает он это неосознанно: словесные установки типа «ты у меня самый умный и красивый» формируются намного позже. Сегодня дети в обеспеченных семьях при определенных условиях часто считают себя избранны-ми. Их жизненная установка — «Я получу все, что захочу» — в дальнейшем может привести к серьезным проблемам. Но и излишне суровое воспи-тание также приносит печальные плоды. Когда ребенка не поощряют, не замечают его достижений, он теряет инициативу, желание что-то делать при том, что он имеет определенные достоинства.
Развитие личности не прекращается в течение всей жизни, поэтому и самооценка развивается на всех этапах развития человека.
Обратимся к психологам, непосредственно занимающимся проблемами роли оценки и самооценки старших школьников.
В.Сафин отмечал, что дети 15-17 лет становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие требования они предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников морально-волевых качеств их сверстников. Оказалось, что старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.
Теоретические основы изучения самооценки личности
... теоретические и экспериментальные подходы к изучению самооценки личности; - Изучить факторы формирования самооценки личности; - Рассмотреть методики исследования самооценки личности; Методы исследования. В курсовой работе ... проблемы. Во второй главе - «Организационно-методологические основы исследования самооценки личности» обосновывается и описывается выборка, методы и методики исследования. ...
Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок.
Были обнаружены и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х — 10-х классов предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется психологом тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам.
Учителя оценивали те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности.
Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя такие качества, как вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: верен в дружбе, не подвожу друзей, помогу в беде. То есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении умственных способностей. Это проявляется по-разному: те, кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; ученики, выделяющиеся успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон заметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты».
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, считать своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на ребенка. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Д.И. Фельдштейн отмечает: на рубеже среднего школьного и старшего возрастов происходит своеобразный кризис самооценки. Характерное для среднего школьника равновесие между позитивными и негативными самооценками нарушается, отмечается резкий рост недовольства собой, распространяющегося главным образом на сферу учебной деятельности и на взаимоотношения с окружающими. У мальчиков этот кризис выражен более резко, чем у девочек.
Влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников
... учебной деятельности на самооценку младших школьников в психологической теории и практике В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью ... влияние учебной деятельности на самооценку младших школьников. Гипотеза исследования - на самооценку младших школьников влияет учебная деятельность. Задачи ...
Наряду с изменением аффективного компонента самооценки происходит смена определяющего критерия в оценке своей личности, как реальной, так и желательной. Для младших и средних школьников таким критерием выступают качества, необходимые для успешного осуществления учебной деятельности, а для подростков — нравственно-психологические черты, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.
Существуют также различия в направленности размышлений о себе у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. Если для мальчиков очень важны достижения в видах деятельности, требующих физической силы и мужественности, то для девочек более важны особенности их личности, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими людьми. В начале старшего школьного возраста эти различия сглаживаются, однако у мальчиков по сравнению с девочками более выражено недовольство собой.
Связанный с переходом от одного возрастного этапа к другому кризис протекает нормально, если сопровождается критическим отношением к себе (недовольство собой, переоценка своих достоинств и недостатков) Если же при этом разрушается самоуважение личности, то кризис следует рассматривать как перешедший границы допустимой нормы.
В связи с этим в работе психолога и педагога возникает сложная задача по формированию у ребенка требовательности к себе, критичности в оценке результатов своей деятельности и своего поведения, стремления преодолевать трудности. При этом нельзя допустить, чтобы растущий человек разуверился в своих возможностях, постоянно сталкиваясь с неудачами как в учебной деятельности, так и в отношениях с окружающи-ми. Эмоциональное неблагополучие в значимых для ребенка сферах жизни приводит к тому, что реальные возможности личности не получают должного развития.
При переходе ребенка в старшую школу объективная ситуация обучения меняется: усложняются учебный материал и формы работы на уроках, ребята осознают необходимость подготовки к поступлению в средние и высшие учебные заведения после школы, многие начинают посещать подготовительные курсы. Нарушение у подростка баланса позитивных и негативных характеристик образа «я» препятствует овладе-нию им новой ситуацией учебной деятельности. Критическое отношение к себе актуализирует у школьника потребность в общей положительной оценке своей личности, и он оказывается психологически открыт тем видам деятельности, в которых подтверждаются его социальные ожидания, раскрываются его возможности в построении взаимоотношений с окружающими.
Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений подростка с другими людьми. На эту весьма перспективную особенность развития детей необходимо опираться при работе с ними. Такие уродливые формы самоутверждения, как негативизм, цинизм, паясничанье являются защитной психологической реакцией на длительное неблагополучие в учебной деятельности и общении.
Подобные формы самоутверждения требуют особого подхода. Ребенку необходимо предоставить возможность проявить себя с лучшей стороны, оказаться в чем-то примером для других, осознать значимость порученного ему дела.
Глава 1. Анализ влияния самооценки личности на ее поведение в ...
... изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение ... чертами и ценностными ориентациями личности. Наибольшее внимание исследователи уделяют изучению влияния уровня самооценки на поведение и деятельность человека. Особенно большое количество ...
В психологической науке доказана значимость самооценки для эффективности учебной деятельности школьников старших классов. Наиболее тесная связь параметров эффективности учебной деятельности прослеживается на уровне притязаний, который выступает фактором усиления мотивационного ресурса школьников. Именно поэтому повышение притязаний относительно самооценки дает более высокую результативность учебы по сравнению с обратной ситуацией либо с соотношением анализируемых переменных на равном, среднем уровне.
Связь самооценки (СО) с уровнем притязаний отмечают многие исследователи.
А. Бандура в своей социально-когнитивной теории вводит и раскрывает понятие «эффективность личности», отражающее чувство самоуважения, самооценку и компетентность при решении жизненных проблем. Люди с высокой личностной эффективностью чаще добиваются успеха, получают повышенные оценки при обучении, ставят более значительные цели, обладают лучшим физическим и душевным здоровьем.
Исследования показывают, что неудовлетворительная успеваемость, слабая мотивация, плохое поведение учащихся в школе во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Имеются данные, указывающие, что лица с пониженной самооценкой менее успешно справляются с выполнением интеллектуальных заданий, чем лица, обладающие высокой. Это сохраняется даже при одинаковых значениях уровня развития интеллекта.
В исследовании Л.В. Бороздиной отмечается равная продуктивность лиц, имеющих высокую самооценку и средний уровень интеллекта, и учащихся, обладающих высоким IQ и средним уровнем самооценки (на материале учебной деятельности в средней школе).
Близкие к этим данные, раскрывающие роль уровня СО в эффективности интеллектуальной деятельности подростка, получены Э.Л.Носенко. Автором обнаружены статистически достоверные различия по качеству деятельности в эмоциогенных ситуациях между подростками с низкой и высокой СО. Качество выполнения деятельности у подростков с низкой СО ниже, чем у подростков с высокой СО, а время выполнения деятельности больше. Медиатором подобного влияния выступает эмоциональное напряжение.
Обратимся к опыту определения учебной самооценки у детей старшего школьного возраста.
1.2. Опыт изучения учебной самооценки старшего школьника …………
Заключение
В ходе работы нами были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка определяет поведение учащихся — это начало станов-ления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности.
2. Для личности старшего школьника самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания. Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на детей. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться. Главным критерием в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений с другими людьми.
3. В психологической науке доказана значимость самооценки для эффективности учебной деятельности школьников старших классов. Наиболее тесная связь параметров эффективности учебной деятельности прослеживается на уровне притязаний, который выступает фактором усиления мотивации детей. Именно поэтому повышение притязаний относительно самооценки дает более высокую результативность учебы по сравнению с обратной ситуацией либо с соотношением анализируемых переменных на равном, среднем уровне.
4175(2) Контрольно-оценочная деятельность руководителя как фактор ...
... -оценочной деятельности руководителя как фактора повышения эффективности ДОУ; 4) в ходе эмпирической работы проверить эффективность способов и средств; 5) выработать методические рекомендации по внедрению этих средств в учебно ...
В ряде психологических исследований подтверждается, что в учебной ситуации для ученика важно не реальное оценивание себя (то есть адекватная самооценка), а авансированное, так как ученику важнее чувствовать себя успешным, нежели реально оцененным. По мнению таких авторов, как Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин, Р.Берн, Н.Блага оценка учеником себя в учении влияет не только на его активность, но и на эмоциональное благополучие в целом.
4. Для ребенка старшего школьного возраста характерна адекватная самооценка. Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении умственных способностей.
5. В психологической науке доказана значимость самооценки для эффективности учебной деятельности школьников старших классов.
6. Среди способов определения самооценки детей старшего школьного возраста можно выделить методику Дембо-Рубиншетейна, опросник С.В.Ковалева, опросник Будасси.
Литература
1. Корягина, О.П. Проблемы саморазвития / О.П.Корягина // Классный руководитель. – 2003. – №6. – С.138-143.
2. Кротова, Л.М. Опыт изучения учебной самооценки / Л.М.Кротова //Педагогическая мастерская. — 2007. — №1. – С. 17-24.
3. Липкина, А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И.Липкина. – М.: Психология, 1989. – 451 с.
4. Кулюткин, Ю.Н. Индивидуальные различия мыслительной деятельности / Ю.Н.Кулюткин. – М.: Педагогика, 1971. – 109 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1999. – 256 с.
6. Олийнык, Л. Как помочь школьнику повысить самооценку / Л.Олийнык // Воспитание школьников. – 2007. — №1. – С.29-30.
7. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И.Рогов. — М.: ВЛАДОС, 1998. – 514 с.
8. Сафин, В.Ф. Психологические проблемы юности / В.Ф.Сафин. – М.: Психология, 1961. – 181 с.
9. Сидоров, К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р.Сидоров // Вопросы психологии. – 2007. — №3. – С.149-157.
10. Фельдштейн, Д.И. Психология подростка / Д.И.Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1987. – 236 с.
11. Шустова, И.Д. Развитие навыков анализа у старшеклассников / И.Д.Шустова // Педагогическая мастерская. – 2006. — №2. – С. 32-57.