Общие вопросы организации работы социального работника

21

Курсовая работа

на тему: «Общие вопросы организации работы социального работника»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального работника

1.1. Кодекс социального работника как основа его практики

1.2. Профессиограмма социального работника

Глава 2. Особенности организации работы социального работника на примере ГУ МО ДЦСО «Родник»

2.1 Общая информация о ГУ МО ДЦСО «Родник»

2.2 Должностная инструкция социального работника

Заключение

Список литературы

Введение

Цель работы — исследовать сущность и содержание профессиональной культуры социального работника как социального явления.

В условиях современной России, когда социальная сфера переживает тяжелые времена, вызванные противоречивым характером рыночного реформирования, проблемы социальной защиты, социальной адаптации, социальной поддержки выдвигаются на передний план. Общество все в большей мере нуждается в профессионалах, способных квалифицированно ставить социальный диагноз, осуществлять социальное прогнозирование, вести реабилитационную, коррекционную, социально-терапевтическую работу, проводить консультативную, посредническую, профилактическую деятельность с различными категориями населения, нуждающимися в социальной помощи. В настоящее время в стране востребованы специалисты, владеющие навыками медико-социального и досуговедческого характера, знаниями теоретических основ и технологий социальной работы, социального права, социального менеджмента, отечественного и зарубежного опыта социальной работы.

Социальная работа — новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентному в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными знаниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.

13 стр., 6006 слов

Компетентность социального работника в работе с людьми пожилого возраста и инвалидами

... по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы, Этике социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и ...

Социальные работники — представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение — согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.

Практическая деятельность социального работника не всегда соответствует нормам профессиональной этики и морали, что вызвано сложностью и противоречиями практики, поэтому одна из важных задач этики социальной работы — в изучении моральных качеств социального работника. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Среди задач социальной работы — поднять уровень морально-нравственной подготовки социального работника и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в рабочем процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение этики социальной работы даёт материал, необходимый для анализа социальной работы как процесса нравственных отношений между его участниками.

Этика социальной работы рассматривает сущность основных категорий морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей и т. п.

7 стр., 3049 слов

Елисеева Е.Ю., Копанева Г. В. Психологические особенности работы с читателями. Этика библиотекаря

... Кроме того, библиотечное обслуживание не должно зависеть от социального положения, места работы, занимаемой должности, пола, возраста, внешнего вида ... ассоциацией Кодекс профессиональной  этики  российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе ... негативную рекламу, иногда вступает в конфликт с ее работниками. Для престижа весьма  важна и такая форма ...

К социальной работе применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют этику социальной работы в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий — профессиональный долг, справедливость, честь.

Особый акцент в деятельности социального работника делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности. При этом социальный работник обязан учесть собственные психические особенности, профессиональную культуру и динамику развития отношений с клиентом, возможности контактов с людьми из его окружения, динамики и характера их взаимозависимости с подопечным. Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Объект исследования — профессия социального работника. Предмет исследования — профессиональная культура социального работника.

Практическая деятельность социального работника не всегда соответствует нормам профессиональной этики и морали, что вызвано сложностью и противоречиями практики, поэтому одна из важных задач этики социальной работы — в изучении моральных качеств социального работника. Для этой цели необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными методами. Среди задач социальной работы — поднять уровень морально-нравственной подготовки социального работника и вооружить его знаниями, пользуясь которыми, противоречия в рабочем процессе им могут быть решены более эффективно. Изучение этики социальной работы даёт материал, необходимый для анализа социальной работы как процесса нравственных отношений между его участниками.

3 стр., 1424 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

... уровня профессиональной квалификации педагогов. Проводилась опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. III этап: формирующий (2012 ... учреждении 42 2.2. Целенаправленная методическая работа в МБДОУ № 288 по повышению квалификации педагогических работников 46 Выводы по второй главе 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...

Задачи работы: исследовать профессиональный портрет социального работника; изучить сущность и содержание основных принципов социальной работы; проанализировать состояние кадров социальной работы.

Глава 1. Теоретические аспекты деятельности социального работника

1.1. Кодекс социального работника как основа его практики

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором и произошли некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились.

Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.

Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников», принятый в США в 1997 году.

Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами профессиональной деятельности. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

ь Специалист по социальной работе должен заниматься социальной практикой. При всей очевидности, это один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности социального работника. Социальный работник должен осуществлять свою профессиональную деятельность. В настоящее время из-за недостаточной разработанности квалификационных характеристик, можно обнаружить преобладание той или иной отрасли научных знаний (психологии, социальной педагогики, социальной медицины, социологии).

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не ... способных к поиску решений существующих проблем; 2) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ...

И именно указанный принцип ориентирует социального работника, с одной стороны, делать только то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, полученные в процессе обучения, а с другой стороны, он фиксирует содержание, цели и задачи социальной практики как феномен нашего общества, наличие профессиональной деятельности определенной группы специалистов.

Деятельность социального работника — это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, обучению. Он должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окружение, групповое общение, на ситуацию в социуме. Это особенно важно сейчас, когда распадаются традиционные типы связей, когда в условиях становления рыночных отношений происходит изменение духовно-нравственной сферы и вследствие бессилия структур государственной власти личность и семья оказались в социально-экстремальной ситуации. Быстрая смена идеологических установок — от патронажа государства в сфере здравоохранения, образования, жилищных и других проблем к идеологии самовыживания — обусловила увеличение числа людей, которые в силу объективных причин оказались неконкурентоспособными в борьбе за насущные вещи.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... зоне пересечения интересов индивида и общества, и социальный работник несет профессиональную ответственность и перед клиентами, и перед обществом в целом. Исходя из ... , обеспечивать консультации по юридическим, правовым аспектам социальной политики. Новые поколения социальных работников должны усвоить Этический кодекс социальных работников, принятый мировым сообществом, воспринять ценности открытого ...

ь Социальный работник должен использовать себя осознанно. Социальный работник, планируя свою деятельность, опирается на практические умения. Первичным инструментом социального работника является он сам. Поэтому большую роль в его оценке каких-нибудь предрассудков или предпочтений, сильных или слабых сторон личности играет самообразование или самосознание. Базовым элементом практики социальной работы является способность работников строить и поддерживать эффективные отношения по оказанию помощи населению. Эти отношения требуют понимания социальным работником мыслей клиентов, их восприятия и реакций на окружающий мир. Социальный работник должен быть способен отступать, если необходимо, от стандартов в работе и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность.

ь Социальный работник должен придерживаться профессиональной объективности. Клиент, прежде чем войти в контакт с профессиональным помощником, пытается либо сам решить свои проблемы, либо обращается за помощью в семью, к друзьям или к другим людям. Но часто такие контакты носят эмоциональный характер, что мешает ясному пониманию сути проблем и их разрешению. В противоположность помощнику из бытового окружения профессионал вносит новое измерение и в отношении с клиентами, и в выяснение их трудностей, придерживаясь при этом эмоционального нейтралитета.

Сохранять нейтралитет, не проявляя при этом безразличия и незаинтересованности, может только достаточно искусно балансирующий социальный работник. Другая крайность состоит в недостаточной заинтересованности в делах клиента, и это проявляется в неумении (нежелании) пробудить его энергию, в худшем случае у клиента пропадает желание проявлять эмоциональную энергию, необходимую для изменения или разрешения своих сложных житейских ситуаций. Кроме того, профессиональная объективность важна для сохранения психического здоровья социального работника. Эмоциональная беспристрастность необходима для поддержания собственной независимости и способности эффективно решать профессиональные задачи.

8 стр., 3576 слов

Социальный работник и клиент

... по оказанию помощи отдельным людям, группам и/или локальным сообществам в целях усиления или восстановления их способности к социальному функционированию. Клиенты социальных работников Клиентами социальных работников могут быть ...

ь Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть. Деятельность социального работника ориентирована на людей из всех слоев общества, представляющих различные национальные и этнические образования, культуры, имеющих какие-либо физические или умственные недостатки, на людей разных полов, сексуальных предпочтений и возрастов. Он должен это помнить и уважать особенности своих клиентов. То, что иногда может показаться социальному работнику отклонением от нормы, в действительности, скорее всего, является нормальным поведением клиента, соответствующим каким-то иным установкам, социальному опыту. Учет этих многообразных восприятий жизни, терпимость по отношению к ним обусловливают эффективность практической социальной работы.

ь Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Процесс оказания помощи людям, связанный с изменяющейся средой, требует, чтобы социальный работник находился в гармонии с миром. Невозможно быть чутким к клиенту и творческим работником, взаимодействовать с широким кругом клиентов, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития и в качестве личности, и в качестве профессионала.

ь Социальный работник должен осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Социальный работник должен постоянно спрашивать себя, какие конкретные знания применимы в данной ситуации. Знания, почерпнутые из самой жизни, в результате практических экспериментов и полученных впечатлений являются ценными, тем не менее, следует тщательно искать и осваивать наиболее прогрессивные теоретические новинки, апробированные и доступные для анализа. Социальный работник должен осознавать, что вера клиента является могучим стимулом к действию. Социальный работник обязан воспринимать клиента как неповторимую личность. Полного знания о клиенте не может быть никогда, это невозможно. Вместе с тем, следует стремиться к тому, чтобы получить знания, необходимые для оказания помощи. При этом главным источником информации служит сам клиент.

Социальный работник должен заниматься целостной личностью. Большинство профессий сосредотачиваются только на одном измерении человеческой личности. Социальная работа является уникальной среди профессий, поскольку направлена на человека целостного — его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние.

ь Социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение проблем. Успех оказания профессиональной помощи во многом зависит от современного понимания разных подходов к имеющимся проблемам. Индивид или группа должны быть уверены в том, что их совершенствование возможно, если в трудный процесс изменения будут привнесены новые модели поведения. Раскрывая новые перспективы, предлагая поддержку и методы изменения конкретных ситуаций, социальный работник в то же время должен быть честным относительно их пределов. Клиентам не помогут нереалистические обещания. Сдержанный прогноз способен пробудить энергию клиента или их групп, чтобы действовать в интересах достижения желаемых социальных результатов.

ь Социальный работник должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом. Воспринять клиента таким, каков он есть, не означает одобрить все его поступки. Однако каждый из них обязательно должен встретить достойный прием. Коммуникативная связь предполагает, что социальный работник будет избегать установления вины или невиновности клиентов. Это состояние неосуждаемости со стороны профессионального помощника помогает клиентам сосредоточиться на своих достоинствах, сводя к минимуму страх быть воспринятыми негативно или неточно. Обслуживание клиентов с достоинством помогает социальным работникам избежать навязывания своих пристрастий или стандартов.

ь Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация социального работника формируется на основе изучения различных специфических потребностей человека: физических, психологических и социальных. Но для определения этих потребностей необходимо знать, в какой мере он способен противостоять воздействиям окружающей среды. Социальный работник обязан составить реалистическую картину возможностей своих клиентов, помочь им раскрыть и эффективно использовать свои силы.

ь Социальный работник должен привлекать клиента к максимальному решению своих проблем. Социальный работник должен работать с клиентом, а не за или вместо него. Мало пользы принесет установление усложненного диагноза ситуации клиента, если он не понимает или не принимает его. Эффективно изменить ситуацию возможно тогда, когда те, кто должен измениться, сами ясно поймут такую необходимость, и у них появится желание и возможность действовать. Социальный работник выступает в разных ролях. Он может рассматривать себя как сотрудника и как помощника. Социальный работник должен действовать в интересах клиентов, которые не желают или не способны принимать участие в процессе изменения, но следует всегда стремиться максимально стимулировать их вовлеченность в этот процесс.

ь Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента. Социальный работник должен руководить процессом оказания помощи, а не клиентом; он помогает клиентам исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей. Принцип самоопределения допускает, что клиент способен принять решения в отношении себя или других людей. Иногда это предположение не является обоснованным, обо не все клиенты представляют себе последствия своих поступков. Поэтому они могут избрать действия, вредные для них самих или для других людей. В таких ситуациях социальный работник должен взять на себя принятие решения. При этом он использует метод убеждения, принуждения, обращения к властным структурам, закону. Ответственность за принятие решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость как можно скорее возвратить эту возможность клиенту.

ь Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями. Процесс оказания помощи людям состоит в том, чтобы они научились в настоящем и будущем помогать себе сами. Качественные изменения, которых клиенты достигают с помощью профессионального работника, к сожалению, имеют свойство через некоторое время затухать, ибо люди морально и физически не подготовлены поддерживать их в течение длительного времени. Главным выводом этого принципа является: делайте для клиента то, что он может сделать для себя сам.

ь Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Личность и семьи, ищущие помощи у социального работника, часто раскрывают сугубо личные аспекты их жизни. Иногда используемая в социальной сфере информация об отдельных людях, организациях имеет статус секретной, носит конфиденциальный характер. Все социальные работники должны иметь представление о степени конфиденциальной информации и условиях работы с ней. Степень конфиденциальности, которая может быть обещана клиенту, зависит от характера агентства, государственных и федеральных законов и инструкций, которыми руководствуются социальные работники в своей деятельности.

ь Социальный работник должен защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег, соблюдая деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения своих коллег. Всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения.

ь Социальный работник должен содействовать развитию благосостояния общества, посредством:

• расширения личностных возможностей людей, семей;

• активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;

• инициативы, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости.

Этические дилеммы

Нравственные парадигмы и ценностные ориентиры — жизнь, достоинство человека, гуманность, добро, социальная справедливость — являются теми основами, на которых строится социальная работа. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами и дилеммами вследствие их обязательств по отношению к клиентам, коллегам, собственной профессии и обществу в целом. Большинство затруднений для социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми обязанностями и обязательствами.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса НАСР является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, — в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу. Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией — работодателем.

Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.

1.2 Профессиограмма социального работника

Социальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия, направленная на решение проблем в отношениях между людьми и способствующая социальным переменам в обществе.

Содержание деятельности социального работника

ь оказание помощи индивидуумам, семьям, группам и сообществам (социальная поддержка, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная профилактика);

ь содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ь изучение социальных и психосоциальных проблем;

ь разработка и реализация социальных программ по решению проблем социально уязвимых групп населения, и оценка эффективности данных программ.

Социальный работник должен обладать знаниями:

ь об основных принципах социальной политики в РФ, государственных социальных программах и направлениях в области социальной политики;

ь о социальной работе как профессиональной деятельности;

ь о профессионально-этических нормах и ценностях социальной работы;

ь о современных теоретических моделях социальной работы и исследованиях в этой области;

ь о различных методах решения социальных проблем, проведения оценки, интервенций, социальной реабилитации и профилактики;

ь о человеческом поведении и развитии, о развитии общественной среды, о взаимодействии биологических, психологических, социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании человеческого развития и поведения;

ь о возрастных, психосоциальных и этнокультурных особенностях функционирования различных групп населения;

ь о влиянии традиций, культуры, религии, а также личных убеждений и установок на развитие и поведение человека, с учетом позитивных и негативных сторон такого влияния;

ь о международно-правовых и национально-государственных нормах социальной защиты населения (нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав детей, людей с особыми потребностями, основы уголовного, административного, гражданского и семейного права);

ь о порядке и организации опеки, попечительства, усыновления/удочерения, размещения в патронатные семьи, оформления льгот и пособий, трудоустройства, устройства в медицинские и образовательные учреждения и т. д.

Профессиональные умения и навыки социального работника

Социальный работник должен уметь:

ь следовать профессионально-этическим нормам в своей профессиональной практической деятельности;

ь уметь работать с индивидуумами, семьями, группами и сообществами;

ь знать особенности и уметь оказать помощь различным группам населения (детям, молодым людям, женщинам, пожилым людям, людям с инвалидностью и т. д.);

ь владеть навыками общения (навыки межличностного общения с клиентами, детьми, коллегами и другими специалистами, навыки вербального и невербального общения);

ь владеть навыками оценки и планирования (сбор и анализ информации для полной оценки, разработка ясных планов и соглашений на основе оценки ситуации клиента, регулярный анализ и оценка достигнутых результатов);

ь владеть навыками проведения интервенций (прямая работа с клиентами, сотрудничество с коллегами и другими специалистами, анализ и изменение планов по необходимости);

ь владеть навыками ведения рабочих записей (ведение записей по делам, написание отчетов и писем, ведение ясной и точной записи, соответствующей требованиям, установленным в организации);

ь владеть навыками самоуправления (организация собственной работы и времени, знание своих сильных и слабых сторон);

ь быть способным работать под супервизией руководителя или более опытного коллеги и быть готовым обучаться;

ь быть способным применять теорию на практике (знать и понимать теорию социальной работы, уметь выбрать и применить подходящую теорию для практической деятельности);

ь обладать навыками проведения исследований, применяя количественные и качественные методы сбора и анализа данных;

ь применять практику, основанную на доказательствах, с использованием данных современных исследований;

ь использовать организационно-правовой механизм обеспечения социальной защиты населения;

ь уметь работать в команде с коллегами и другими специалистами (развитие и поддержание эффективных рабочих отношений, способность делиться идеями и информацией);

ь понимать и представлять интересы своей организации (знание и понимание политики организации, ее процедур, целей и задач, умение представлять организацию);

ь способствовать повышению своей профессиональной компетентности.

Профессионально-личностные качества, необходимые социальным работникам

Социальный работник должен обладать следующими профессионально-личностными качествами, их развивать и демонстрировать:

ь безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;

ь толерантность;

ь развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;

ь эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);

ь рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);

ь умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;

ь чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;

ь настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;

ь оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;

ь умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;

ь навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.

Этические обязательства социальных работников

Социальные работники обязаны:

ь защищать права и содействовать интересам клиентов социальной работы;

ь стремиться к установлению и сохранению доверия у клиентов и соблюдать правило конфиденциальности;

ь содействовать развитию самоопределения и независимости у клиентов, пользующихся услугами;

ь защищать клиентов от опасности и причинения им вреда, насколько это возможно;

ь учитывать в практике культурные, этнические, возрастные, гендерные различия между людьми;

ь знать и уважать права клиентов, быть уверенным, что поведение социального работника и использующиеся в работе подходы не повредят клиентам;

ь поддерживать общественное доверие к социальным службам;

ь быть ответственными за качество своей работы и за сохранение и улучшение своих знаний и навыков;

ь отвергать и препятствовать проявлению любых форм дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических особенностях, привилегиях, персональных характеристиках и другие.

Профессиональные обязательства социального работника

Социальный работник обязан:

ь выявлять семьи, детей и отдельные лица, нуждающиеся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

ь изучать условия жизни социально уязвимых семей, детей и взрослых людей и организовывать их правовую и социальную защиту;

ь выявлять потребности клиентов и при необходимости перенаправлять в другие организации за получением дополнительных услуг: оказывать содействие в устройстве в медицинские и образовательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

ь устанавливать причины возникающих у клиентов трудностей, конфликтных ситуаций, оказывать им содействие в разрешении этих трудностей, конфликтов и социальную защиту;

ь проводить прямую работу с клиентом/клиентами по решению их проблем, применяя современные теории и модели социальной работы, делая акцент на сильных сторонах клиента и поиск ресурсов в его окружении;

ь организовать и координировать работу по обустройству детей, оставшихся без родительского попечения (например, усыновление или обустройство ребенка в приемную семью и т. д.);

ь организовать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации клиентов (например, выпускников институциональных учреждений, лиц, вернувшихся из мест заключения и т. д.);

ь обучать клиентов жизненным навыкам, которые необходимы им для благополучной интеграции в общество и для самостоятельного решения возникающих жизненных трудностей;

ь консультировать клиентов по развитию родительских навыков, по вопросам потребностей и возрастного развития детей, жестокого и небрежного обращения с детьми и т. д. для улучшения благополучия ребенка и семьи;

ь консультировать клиентов по вопросам изменения нежелательного поведения и приобретения социально приемлемого поведения;

ь организовывать и оказывать помощь в обучении семей правилам и навыкам ухода за детьми, больными и пожилыми людьми и т. д.;

ь повышать осведомленность общества через СМИ и образовательные программы с целью снижения существующих стереотипов в отношении уязвимых групп людей и пропаганды профессиональной социальной работы.

социальный работник профессиональный этический

Глава 2. Особенности организации работы социального работника на примере ГУ МО ДЦСО «Родник»

2.1 Общая информация о ГУ МО ДЦСО «Родник»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Дубненский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» создан в 2004 году на базе медико-социального отдела Управления социальной защиты населения.

Деятельность центра «Родник» направлена на создание эффективной системы за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Используемая система ухода позволяет оказывать максимум услуг обслуживаемым в привычной домашней обстановке. Социальные работники, врач-гериатр, медицинские сестры, младшие медицинские сестры, психолог, юрисконсульт готовы оказывать высококвалифицированную помощь жителям города, утратившим способность к самообслуживанию, улучшить качество их жизни, проявляя к каждому из них глубокое уважение и сострадание, заботу, любовь и участие.

Предметом деятельности Учреждения является оказание социальных услуг в сфере социального обслуживания пожилых людей (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов.

Целями деятельности Учреждения являются оказание гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Для достижения целей, осуществляется следующие основные виды деятельности:

— разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации;

— выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными и религиозными организациями и объединениями;

— дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании;

— определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

— оказание социальных, бытовых, медицинских, юридических, психологических, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с Перечнем гарантированных государством социальных услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи;

— внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке;

— привлечение государственных, муниципальных и негосударственных структур, а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении;

— организация реабилитации, отдыха и досуга для граждан пожилого возраста и инвалидов;

— отслеживание научных разработок в области социальной геронтологии и гериатрии, использование в практике работы инновационных технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

— определение возможностей развития дополнительных видов социальных услуг;

— оценка эффективности и качества предоставляемого Учреждением социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидам;

— осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников.

Структура центра

Отделения социального обслуживания на дому созданы для оказания социально-бытовых, консультативных и иных услуг пожилым гражданам и инвалидам в зависимости от степени и характера нуждаемости. Деятельность отделений направлена на поддержание социальной активности, психологического и физического статуса обслуживаемых граждан.

Специализированное отделение оказывает помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями и утратившим способность к самообслуживанию. Специалисты отделения предоставляют социально-медицинские, социально-бытовые и санитарно-гигиенические услуги на дому. Основой работы отделения является систематическое наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых, проведение реабилитационных мероприятий.

Отделение «Хоспис на дому» представляет собой инновационную форму социально-гериатрической помощи гражданам, страдающим тяжелой неизлечимой болезнью. Работа специалиста отделения направлена на удовлетворение социальных, медицинских, психологических и духовных потребностей обслуживаемых и членов их семей. Услуги оказываются врачом-гериатром, медицинской сестрой, социальным работником и младшей медицинской сестрой.

Отделение срочного социального обслуживания предназначено для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. В отделении работают специалисты по социальной работе, психолог и юрисконсульт. Они предоставляют необходимую информацию и проводят консультации по вопросам социальной помощи.

2.2 Должностная инструкция социального работника

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Социальный работник относится к категории служащих.

1.2. На должность социального работника I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности социального работника во II квалификационной категории не менее 1 года, общее среднее образование и стаж работы в должности социального работника во II квалификационной категории не менее 2 лет.

1.3. На должность социального работника II квалификационной категории назначается лицо, имеющее среднее специальное образование и стаж работы в должности социального работника без категории 1 год или общее среднее образование и стаж работы в должности социального работника без категории 2 года.

1.4. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее специальное или общее среднее образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Социальный работник принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения социальной защиты

1.6. Социальный работник подчиняется непосредственно руководителя учреждения социальной защиты

1.7. В своей деятельности социальный работник руководствуется:

1.7.1. нормативными правовыми актами в области социального обслуживания семьи и различных категорий граждан, в том числе нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

1.7.2. уставом учреждения социальной защиты;

1.7.3. правилами внутреннего трудового распорядка;

1.7.4. уставами и положениями о дисциплине;

1.7.5. приказами и распоряжениями непосредственного руководителя;

1.7.6. настоящей должностной инструкцией.

1.8. Социальный работник должен знать:

1.8.1. нормативные правовые акты в области социального обслуживания семьи и различных категорий граждан, в том числе нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты РФ;

1.8.2. социально-психологические аспекты помощи лицам пенсионного возраста и инвалидам;

1.8.3. формы социального обслуживания, приемы оказания неотложной доврачебной помощи, санитарно-гигиенические требования по уходу за инвалидами и престарелыми в домашних условиях;

1.8.4. основы трудового законодательства;

1.8.5. правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

2. ФУНКЦИИ

На социального работника возлагаются следующие функции:

2.1. выявление одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан и информирование их об оказываемых учреждением социальной защиты услугах;

2.2. осуществление социального патронажа.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

На социального работника возлагаются следующие обязанности:

3.1. выявлять одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке, информировать их об оказываемых учреждениями социальной защиты услугах;

3.2. оказывать содействие в получении консультативно-информационных услуг;

3.3. осуществлять социальный патронаж обслуживаемой категории населения, в том числе: доставлять на дом продукты питания, обеды, медикаменты, промышленные и другие необходимые товары, производить оплату коммунальных услуг, оказывать содействие в уборке помещений, сдавать вещи в ремонт, химчистку, прачечную;

3.4. организовывать ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка, обеспечивать топливом, оказывать ритуальные услуги;

3.5. оказывать доврачебную помощь;

3.6. вести необходимую документацию.

4. ПРАВА

Социальный работник имеет право:

4.1. знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности;

4.2. вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;

4.3. в пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех недостатках, выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению;

4.4. требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Социальный работник несет ответственность:

5.1. за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;

5.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

5.3. за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ;

5.4. за недобросовестное использование имущества учреждения социальной защиты в личных интересах или интересах, противоположных интересам собственника, — в пределах, определенных гражданским, уголовным, административным законодательством РФ.

Заключение

Таким образом, делая вывод, следует отметить, что особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости толерантности.

Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.

Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленные знания ещё не создают богатый духовный мир личности.

Флоренский писал, что самое страшное для человека — бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности, по его мнению, стоит человек. Григорьев С. И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. — М, 2005, — стр. 101

В соответствии с основными функциями профессии социальный работник должен быть профессионально подготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решение в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.

В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни — это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов — социальных работников.

Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.

Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

Список литературы

1. Галагузова М.А. Профессиональная подготовка социальных работников. — М, 2006

2. Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. — М, 2005

3. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности. — М.: ИНФРА — М, 2004

4. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007

5. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работы в России. — М.: Знания, 2005

6. Мысин Н.В. Теория социального управления. — СПб.,

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector