Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций
Кафедра психологии и социальной педагогики
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке подготовки, оформления и защиты курсовых работ
по направлениям подготовки:
«44.03.01 – Педагогическое образование»,
«44.03.02 – Психолого-педагогическое образование»,
«44.03.05 – Педагогическое образование*»
Екатеринбург 2015
УДК 378.147.88
ББК Ч481.268
П 52
Утверждено На заседании кафедры психологии и социальной педагогики протокол № 6 от 15 января 2015 г. |
П52 Положение о порядке подготовки, оформления и защиты курсовых работ для студентов всех форм обучения по направлениям подготовки: «44.03.01 – Педагогическое образование», «44.03.02 – Психолого-педагогическое образование», «44.03.05 – Педагогическое образование*» / авт.-сост.: В.А.Дегтерев, М.А. Иваненко. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО УрГПУ, ИСОбр, 2015. – 24 с.
В Положении представлены рекомендации к написанию и требования к оформлению курсовых работ, выполняемых студентами, обучающимися по направлению: «44.03.01 – Педагогическое образование», «44.03.02 – Психолого-педагогическое образование», «44.03.05 – Педагогическое образование*», а также процедура их защиты.
Положение может быть полезно студентам всех форм обучения и преподавателям, осуществляющим руководство курсовыми работами.
УДК 378.147.88
ББК Ч481.268
П 52
© ИСОбр, 2015
© В.А.Дегтерев, М.А.Иваненко, 2015
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для студентов всех форм обучения по направлениям подготовки:
· «44.03.01 – Педагогическое образование. Профиль: Управление воспитательной работой»;
· «44.03.02 – Психолого-педагогическое образование. Профиль: Психология и социальная педагогика»;
· «44.03.05 – Педагогическое образование. Профиль: Управление воспитательной работой и правоведение»;
· «44.03.05 – Педагогическое образование. Профиль: Управление воспитательной работой и иностранный язык».
Курсовая работа является одним из важнейших видов учебной деятельности и выполняется студентом в соответствии с учебным планом.
Курсовая работа – индивидуальная работа научно-исследовательского характера, обязательная для всех студентов всех форм обучения.
Выполнение курсовой работы – это промежуточный этап обучения студентов в высшем учебном заведении, который определяет уровень овладения ими навыками научно-исследовательской работы, а именно:
· усвоение материала дисциплин, предусмотренных учебными планами специальностей;
· владение навыками, необходимыми для профессиональной деятельности специалиста;
· демонстрацию уровня самостоятельности и ответственности в написании научно-исследовательской работы.
Содержание курсовой работы должно быть посвящено исследованию определенной проблемы, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной науки.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством научного руководителя – квалифицированного специалиста из числа преподавателей кафедры социальной педагогики
Кафедра психологии и социальной педагогики осуществляет руководство по организации и выполнению студентом курсовой работы.
Научный руководитель курсовой работы:
· предлагает список примерных тем курсовых работ;
· формулирует совместно со студентом конкретную тему курсовой работы;
· дает рекомендации по организации работы над темой;
· проводит консультирование студента в процессе подготовки курсовой работы;
· осуществляет контроль готовности курсовой работы;
· проверяет и оценивает курсовую работу;
· присутствует в обязательном порядке на защите студентом курсовой работы.
По завершении работы, студент не позднее, чем за 2 недели до защиты, передает работу научному руководителю, который ее оценивает.
Для защиты курсовой работы заведующий кафедрой назначает комиссию, которая осуществляет соответствующую процедуру.
Студент не допускается до защиты курсовой работы, если:
1. Работа оформлена не в соответствии с требованиями настоящего Положения.
2. Содержание работы не соответствует требованиям.
3. Студент вовремя не прошел все «контрольные точки», обозначенные в контрольном листе.
4. Студент позднее обозначенного в контрольном листе срока сдает работу для оценивания руководителю.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ № 1 и № 2
Работа сдается на кафедру в печатном виде и на электронном носителе (в формате WORDE-2003)
№ П/П | ПАРАМЕТР | Курсовая работа № 1 | Курсовая работа № 2 | |||||||||||
1. | ХАРАКТЕР | Теоретическая | Теоретическая и эмпирическая части | |||||||||||
2. | ОБЪЕМ | 40-45 страниц до списка литературы | 50-55 страниц до списка литературы | |||||||||||
3. | СТРУКТУРА | Титульный лист Содержание Введение 1. 2. 3. и т.д. (по количеству параграфов) Заключение Список использованной литературы Приложения Минимальное количество параграфов – три. | Титульный лист Оглавление Введение Глава 1 1.1. 1.2. и т.д. Глава 2 2.1. 2.2. и т.д. Заключение Список использованной литературы Приложения Минимальное количество параграфов в каждой главе – два. | |||||||||||
3.1. | Введение | Актуальность темы исследования. Разработанность проблемы в науке. Тема исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Цель исследования. Задачи исследования. Методы исследования (теоретические – 2-3 метода).
Описание структуры курсовой работы. В работе не допустимо, чтобы объект, предмет или один из параграфов совпадал с темой исследования. Рекомендации по формулировке научного аппарата представлены в Приложении 4. |
Актуальность темы исследования. Разработанность проблемы в науке. Тема исследования. Объект исследования. Предмет исследования. Цель исследования. Задачи исследования. Методы исследования (теоретические – 2-3 метода, эмпирические 2-4 метода).
База исследования. Описание структуры курсовой работы. В работе не допустимо, чтобы объект, предмет или один из параграфов, а также название главы, совпадал с темой исследования Рекомендации по формулировке научного аппарата представлены в Приложении 4.. |
|||||||||||
3.2. | Основная часть | Состоит только из параграфов в соответствии с логикой изложения. Каждый параграф заканчивается выводом по изложенному материалу. Объём параграфа не может быть менее 7 и более 15 страниц. | Основная часть второй курсовой работы состоит из глав, каждая из которых включает в себя не менее двух параграфов. Объём параграфа не может быть менее 7 и более 15 страниц. Во второй курсовой работе студент не только рассматривает исследуемое явление или процесс с точки зрения теории, но и анализирует и обобщает опыт практической работы организации/учреждения. | |||||||||||
3.3. | Заключение | Взаключении должны быть четко сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования, намечены пути и цели дальнейшей работы над темой. Необходимо соотнести полученные выводы с целью и задачами, поставленными во введении, оценить успешность проделанной работы. В заключении не приводится новый фактический материал, а лишь подтверждаются теоретические положения и основные результаты работы. Объем заключения не должен превышать трех страниц. | Заключение не должно содержать пересказ содержания исследования и новые факты. Здесь подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, отражается степень достижения цели и задач, поставленных во введении, предлагаются обобщения и выводы по исследуемой теме, формулируются предложения и рекомендации. Объем заключения не должен превышать трех страниц. | |||||||||||
3.4. | Список литературы | Не менее 30 источников. Список литературы оформляется в алфавитном порядке. | Не менее 40 источников Список литературы оформляется в алфавитном порядке. | |||||||||||
3.5. | Приложения | Приложениями являются различного рода материалы, которые свидетельствуют, иллюстрируют и/или подтверждают сформированные и выдвинутые в ходе работы над курсовой работой тезисы (документы, графики и таблицы (более 1 страницы), выдержки из дневников наблюдений, анкеты, иллюстрации, артефакты, вырезки из периодических изданий, фотографии и др.) с условием того, что на каждое приложение имеется соответствующая ссылка в тексте. | ||||||||||||
4. | ОБЩЕЕ ОФОРМЛЕ-НИЕ РАБОТЫ | 1. Курсовая работа должна быть выполнена компьютерным способом (с применением печатающих устройств).
2. Текст должен быть напечатан без переносов. 3. Требования к формату: · размеры листа стандартные: 210 х 297 мм (формат А4); · ориентация книжная, текст размещается на одной стороне страницы; · поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2,5 см, листы бумаги рамками не ограничиваются; · гарнитура шрифта – Times New Roman; · шрифт – 14; · интервал – 1,5; · абзацный отступ – 1,25 (5 пт). Между абзацами дополнительный отступ не предусматривается; · выравнивание: основной текст – по ширине, заголовки – по центру; Номерстраницы печатается внизу по центру страницы. На первой странице номер не ставится. |
||||||||||||
4.1. | Оформление основных структурных частей | С новойстраницы начинаются: · Титул. · Содержание. · Введение. · Первый параграф. · Заключение. · Список использованной литературы. · Приложение. | С новойстраницы начинаются: · Титул. · Оглавление. · Введение. · Глава 1. · Глава 2. · Заключение. · Список использованной литературы. · Приложение. Параграфы начинаются сразу после названия главы, с учетом необходимых пробелов. В главедолжно быть не менее двух параграфов. | |||||||||||
4.1.1 | Титульный лист | На титульном листе последовательно сверху вниз, помещаются следующие реквизиты (см. Приложение 1): · полное наименование ведомства, в структуру которого входит УрГПУ; · полное название учебного заведения; · полное название института/факультета; · наименование кафедры; · тема курсовой работы (слово «тема» не пишется); · № курсовой работы; · сведения об исполнителе; · сведения о научном руководителе; · местонахождение вуза; · год написания работы. | ||||||||||||
4.1.2 | Основной текст | Содержание(см. Приложение 2): · Введение, список использованной литературы и заключение не нумеруются. · Знак параграфа не ставится. Параграфы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Цифры разделяются точкой (1, 2, 3 и т.д.).
Основной текст включает в себя параграфы. · Каждый новый параграф начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий. · Расстояние между названием параграфов и последующим текстом должно равняться 2*1,5(т.е. через одну строчку). · Такое же расстояние выдерживается между названиями структурных единиц и последующим текстом (см. Приложение 5). · Нумерация страниц начинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице («Содержание») проставляется цифра «2». Далее весь последующий текст курсовой работы, включая библиографический список и приложения, нумеруется по порядку до последней страницы. Ее порядковый номер печатается по центру внизу страницы. · Заголовки параграфов не должны повторять название работы. Заголовок параграфа не должен быть последней строкой на странице. Все заголовки пишутся строчными буквами, кроме первой прописной, по центру полужирным шрифтом. Не допускается подчеркивание заголовка. Точка в конце заголовка не ставится! Вся работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки. |
Оглавление(см. Приложение 3): · Введение, список использованной литературы и заключение не нумеруются. · Главы и параграфы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Цифры разделяются точкой. Главы последовательно нумеруются арабскими цифрами; после цифры ставится точка и делается один пробел перед текстом названия главы. · Знак параграфа не ставится. Параграфы внутри главы нумеруются двумя арабскими цифрами: первая цифра — номер главы; вторая — номер параграфа в главе 1.1., 1.2., 2.1., 2.2. и т.д.).
Основной текст включает в себя главы, параграфы. · Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). · Новый параграф внутри одной главы начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий. · Расстояние между названием глав и последующим текстом должно равняться 2*1,5(т.е. через одну строчку). · Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа и между параграфами (см. Приложение 5). · Нумерация страниц начинается с титульного листа, на котором цифра «1» не проставляется. На следующей странице («Содержание») проставляется цифра «2». Далее весь последующий текст курсовой работы, включая библиографический список и приложения, нумеруется по порядку до последней страницы. Ее порядковый номер печатается по центру внизу страницы. · Заголовки глав не должны повторять название работы, а заголовки параграфов — название глав. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Все заголовки пишутся строчными буквами, кроме первой прописной, по центру полужирным шрифтом. Не допускается подчеркивание заголовка. Точка в конце заголовка не ставится! Вся работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки. |
|||||||||||
4.2. | Оформление цитат и ссылок | Основной текст курсовой работы должен содержать ссылки на информацию, почерпнутую из различных научных источников. Общие требования к цитированию: · текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания; · цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора; · пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием в угловых скобках; · допускается непрямое цитирование; при этом следует быть предельно точным в изложении мысли автора и давать соответствующие ссылки на источник; · каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).
Ссылки на источник оформляются в конце цитаты, а также при каждом упоминании фамилий авторов, приведении статистических данных, описании чужих классификаций, подходов и т.д., в квадратных скобках. Точка в конце предложения ставится после ссылки на литературу (см. Приложение 7). В тексте работы необходимо сделать ссылки на источники, указанные в списке литературы. На одной странице текста работы должно быть не менее 2-3 ссылок на источники литературы. В тексте работы желательно сделать ссылки на все источники, указанные в списке литературы. Ссылки на приложения оформляются в круглых скобках. Например: «…текст..» (см. Приложение 1). |
||||||||||||
4.3. | Оформление формул, таблиц и рисунков | |||||||||||||
4.3.1 | Формулы | Размещаются симметрично тексту и нумеруются арабскими цифрами в пределах главы. Номера формул ставят в круглых скобках на правом краю страницы на уровне формулы. При написании формул соблюдают правила пунктуации. Пример: А=В+С, (2) где А – итоговый показатель, ед.изм.; В – 1 промежуточный показатель, ед.изм.; С – 2 промежуточный показатель, ед.изм. Нумерация«2»означает, что этовторая формула в курсовой работе. | ||||||||||||
4.3.2 | Таблицы | · Каждая таблица должна иметь порядковый номер – н-р, 3 (третья таблица курсовой работы).
· Нумерация таблиц по всему тексту – сквозная. · Точка после номера таблицы не ставится. · Каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы помещают по центру. На каждую таблицу в тексте должна быть ссылка «… в таблице 3». · Таблицы помещают после текста, в котором они упоминаются, при необходимости — в приложениях. · Если таблица не умещается на стандартном листе бумаги, ее можно давать с продолжением на следующей странице, где пишется «Продолжение таблицы 3». Название таблицы на новой странице не повторяется. ЛИБО – в формате – альбомный лист. · Если данные в таблице отсутствуют, то ставится тире. Заголовки пишутся в единственном числе, именительном падеже, с прописной буквы. Пример: Таблица 3 План мероприятий разных специалистов ДОУ по работе с семьей
Требования к формату оформления таблицы: · шрифт: гарнитура Times New Roman; · кегль – 12; · интервал – 1; · текст читабельный; · деловой стиль – цвет не должен мешать восприятию;
|
||||||||||||
4.3.3 | Рисунки | Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждый рисунок должен иметь название, которое помещают под иллюстрацией и по центру. Точка в конце названия рисунка не ставится. Все схемы, чертежи, графики, диаграммы, фотоснимки, рисунки именуются как «Рисунок». Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Рисунок имеет номер – н-р, 4. (четвертый рисунок курсовой работы).
Образцы оформления рисунков приведены в Приложении 6. |
||||||||||||
4.4. | Оформление списка использован-ной литературы | Оформление списка литературы осуществляется по правилам библиографического описания, представленным в ГОСТ Р 7.0.5.-2008 («Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления»).
Содержит все использованные литературные источники, представленные строгов алфавитном порядке по нарастающей нумерации, включая те, на которые автор делает ссылки в тексте (см. Приложение 7). Дата выпуска большей части источников литературы должна быть не старше 5-6 лет. Примеры библиографического описания разных источников: · Книга одного автора Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2006. 251 с. 13 · Книга двух или трех авторов Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб, пособие для студентов педвузов. М.: Астрель; Тверь: ACT, 2006. 319 с. · Книга, представляющая собой сборник (включающая работы нескольких авторов): Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.; сост. И.Г. Ясавеев. Казань, 2000. 224 с. · Авторефераты и диссертации Питькова О. А. Феномен виртуальной реальности в контексте бытия человека: опыт философского анализа: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Магнитогорск, 2005. 46 с. · Журнальная статья Кольцова Е.Ю. Производство новостей: скрытые механизмы контроля // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. №3. С.87-104. · Библиографические ссылки на электронные ресурсы 1. Дирина А.И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций // Военное право: сетевой журн. 2007. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.09.2007). 2. Лэтчфорд Е.У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А.В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007). 3. О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс]: постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 авг. 1933 г. (с изм. и доп., внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 нояб. 1934 г., от 24 июня 1938 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 4. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. М.: Кирилл и Мефодий: New media generation, 2006.1 электрон, опт. диск (DVD-ROM). · Библиографические ссылки на архивные документы 1. Полторацкий С.Д. Материалы для «Словаря русских писателей, исторических и общественных деятелей и других лиц» // ОР РГБ. Ф. 223 (С.Д. Полторацкий). Картон 14-29. 2. Полторацкий С.Д. Материалы к «Словарю русских псевдонимов» // ОР РГБ. Ф. 223 (С.Д. Полторацкий). Картон 79. Ед. хр. 122; Картон 80. Ед. хр. 1-24; Картон 81. Ед. хр. 1-7. |
||||||||||||
4.5. | Приложения | Приложения к курсовой работе выполняются на стандартных листах формата А4. Каждое приложение начинается с новой страницы, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», имеет тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами без знака №.. Например: Приложение 1 (точка после цифры не ставится).
Пример: Приложение 1 Модели корпоративной культуры ТЕКСТ данного приложения …………………………………………. |
||||||||||||
5. | ЗАЩИТНОЕ СЛОВО | Защитное слово (план) Уважаемый Председатель! Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается курсовая работа на тему: Дальше идет текст защитного слова на 5 минут (для ориентира: 2,5 страницы печатного текста – шрифт -14, интервал – 1,5 – это 5 минут выступления).
Доклад окончен. Спасибо за внимание! |
||||||||||||
6. | ПРЕЗЕНТА-ЦИЯ | Факультативный элемент | Обязательный элемент | |||||||||||
6.1. | Требования к презентации: | Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия предоставляемой информации аудиторией. Общие требования: · рекомендуемое количество слайдов – 5-8; · информация представлена в сжатом (обобщенном виде), короткими предложениями, просто и понятно; · шрифт – основной текст не менее 18пт.; заголовки – не менее 24 пт.; · информация на слайдах не дублирует текст выступления, а дополняет его; · отсутствие грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок и опечаток. В презентации показываются, но не читаются: · Презентация должна обязательно начинаться со слайда, на котором указаны: 1) тема КР; 2) Ф.И.О. исполнителя; 3) Ф.И.О. научного руководителя; и заканчиваться слайдом «Спасибо за внимание». · Объект и предмет исследования. · Цель (читается), задачи исследования. · Должна быть синхронность между текстом доклада и демонстрацией слайдов. · Не использовать анимационные эффекты, т.к. они значительно уменьшает объем презентации и увеличивает время их показа. Дальше то, что дополняет текст выступления, но не читается со слайдов! Это могут быть графики, диаграммы, фотографии… | ||||||||||||
7. | СТАТЬЯ | Научная статья ‑ законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретному вопросу, входящему в круг проблем (задач), решаемых студентом при выполнении курсового исследования. Научная статья раскрывает наиболее значимые результаты, требующие развернутого изложения и аргументации. Структура статьи: · актуальность темы, существующая проблема; · описание путей решения проблемы по результатам анализа научной литературы или реальной практики; · основные выводы, обозначение перспектив дальнейшего исследования темы. Объем статьи – 5-7 страниц печатного текста. | ||||||||||||
7.1. | Требования к оформлению статьи | 1. Текст должен быть напечатан без переносов. 2. Требования к формату: · размеры листа стандартные: 210 х 297 мм (формат А4); · ориентация книжная, текст размещается на одной стороне страницы; · поля: левое – 2 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, листы бумаги рамками не ограничиваются; · гарнитура шрифта – Times New Roman; · шрифт – 14; · интервал – 1,5; · абзацный отступ – 1,25 (5 пт).
Между абзацами дополнительный отступ не предусматривается; · выравнивание: основной текст – по ширине, заголовки – по центру. · Первый абзац статьи: по правому краю – Ф.И.О. автора · Второй абзац статьи: по правому краю – указание, студентом какого курса, какой специальности/направления подготовки и какого вуза является автор. · Третий абзац статьи: по правому краю – Ф.И.О. научного руководителя. · Четвертый абзац статьи: по правому краю – степень, звание, должность, название кафедры и вуза руководителя. · Пятый абзац – пробел. · Шестой абзац: по центру – полное название статьи. · Седьмой абзац – пробел. · Далее основной текст: по ширине; цитирование и оформление ссылок обязательно! · Обязательно вывод по статье в соответствии с ее названием. · Список использованной литературы (составляется из источников, процитированных в тексте статьи!) Пример оформления статьи (тезисов) – см. Приложение8. |
||||||||||||
Приложение 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций
Кафедра психологии и социальной педагогики
Рекомендации по формулировке научного аппарата
Темакурсовой работы должна быть сформулирована профессионально и грамотно. Это означает, что в названии должны быть представлены как объект исследования, так и его предмет. Сама же формулировка, по возможности, должна отражать его проблему и состоять не более чем из 7-9 слов.
Актуальность темы исследования — это ответ на вопрос о необходимости его проведения. Актуальность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае науки, разрабатывается современными учеными и т.п., и/или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где студент проводит прикладное исследование.
Основными аспектами актуальности социально-психологического или психолого-педагогического исследования могут быть:
· необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
· потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
· потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
· потребность в разработке методов (технологий), имеющих более широкие возможности (эффективности социально-психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);
· потребность в разработке социально-психологических или социально-педагогических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования социально-психологических и социально-педагогических знаний.
Объект исследования — это, как правило, область или сфера явлений, реальные социальные, психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.
Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?
Таким образом, для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
· при обосновании актуальности темы исследования: почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?
· при выборе темы исследования: отражена ли проблема исследования в его названии?
· при определении объекта исследования: что будет исследоваться?
· при определении предмета исследования: какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т.д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?
· при формулировке цели исследования: какой результат исследования вы намерены получить?
· при определении задач исследования: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели? Все поставленные задачи будут решены в ходе исследования? Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач.
· при отборе методов исследования: соответствуют выбранные теоретические и эмпирические методы теме исследования? Все ли методы нашли свое отражение в работе?
· при подборе диагностических методик, необходимых для эмпирического исследования: соответствуют диагностические методики возрасту испытуемых? Как соотносятся диагностические методики с темой исследования?
База исследования: обязательный элемент при написании курсовой работы № 2.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, три параграфа (для КР № 1) / две главы (для КР № 2), заключение, список использованной литературы, приложения.
Приложение 5
Образец оформления текста параграфов внутри главы