МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Образ семьи у детей младшего школьного возраста
Прокопьева Марина Сергеевна
г. Владивосток
г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста
.1Понятие семьи и типы семейных взаимоотношений
.2Роль семьи в воспитании личности ребенка
.3Связь образа семьи с особенностями самосознания у детей
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего школьного возраста
.1 Методологические основы эмпирического исследования
.2 Анализ результатов исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста
.3 Обобщение и интерпретация результатов эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Введение
Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития. Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка — его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям. Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно — нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие-то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.
Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей ...
... учреждений. Таким образом, данная курсовая работа является актуальной. Объект исследования: взаимодействие воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучение ...
Актуальность данной работы определяет сложная ситуация в современном обществе, которое отнюдь не идеально. В мире много жестокости, зла, безразличия людей к окружающим, а порой даже к своим родным и близким. Преступность растет с каждым днем. И все это, зачастую, результат неправильного воспитания, результат насилия в семье, результат проявления агрессии родителей по отношению к детям, или просто безразличие.
Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей, в семье, в семье с явно выраженной антипатией к ребенку, вырастает социально дезадаптированная личность. Часто такие дети замыкаются в себе, не могут преодолевать препятствия, возникающие на их жизненном пути, и даже становятся агрессивными. Такие дети могут отставать в развитии, у них могут появляться психические отклонения. А это мешает вести полноценный образ жизни. Задача любого «здорового» общества — не только предотвратить последствия такого воспитания, но и исключить причины его появления.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Объектом моего исследования является образ семьи.
Предмет исследования: образ семьи у детей младшего школьного возраста.
Цель данной работы — исследовать образ семьи у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
.Проанализировать теоритические основы исследований образа семьи.
.Определить методологию экспериментального исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста.
.Организовать и провести эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего школьного возраста.
Взаимоотношения детей и родителей в семье
... нашей школы с целью получения дополнительных сведений о взаимоотношениях в семье между родителями и детьми. Так же были опрошены учащиеся 5-ых, 8-ых, 10-ых ... для оказания помощи в преодолении непонимания между родителями и детьми; 5. способствовать внедрению в семьи навыков гармоничной жизни: поддержание в семье здорового психологического климата, атмосферы взаимоуважения, сохранения семейных ...
1.Теоретические основы исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста
1.1Понятие семьи и типы семейных взаимоотношений
Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. Традиционно главным институтом воспитания личности ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему в семье учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация в семье может сильно по влиять на формирование личности ребенка. Взаимоотношения в семье — психологические отношения субъектов, связанных родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Известно, что семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Однако, некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности. Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется
Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам ...
... (усыновление ребенка в отсутствие постоянного партнера, распад семьи вследствие эмиграции). В статье отражены результаты исследований неполной семьи и влияния воспитания в монородительской семье на личность, проведенных психологами, ... две части, причем каждая из них может состоять из родителя и ребенка, если детей в семье несколько. В соответствии с ведущими причинами возникновения выделяют основные ...
В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара — отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление — существенная общественно-воспитательная проблема. Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза. Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Надо помнить, что чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка.
Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. Гиперопека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи. На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Большое значение в становлении самооценки и личности ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустительский (либеральный).
Изучение взаимоотношений между детьми в семье
... третьим ребенком родители ведут себя уже более спокойно. Приоритетной задачей государственной молодежной политики в Российской федерации является создание благоприятных условий для молодых семей, направленных ... накопление богатства, предназначенного для ее членов. Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными ...
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль «согласия»; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку- стиль «подавления»; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными. М.И. Лисина проследила развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.
Роль семьи в жизни ребенка
... Точно также не составляет труда, пообщавшись с родителями, понять, какие в их семье дети. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты ... требования к человеку многообразны, то и видов развития существует несколько. Материальной основой жизни ребенка является организм. Поэтому одним из ведущих видов развития является общефизическое. Оно ...
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их способности, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних, что является очень болезненным для ребенка. Родители не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Они не уверены в силах своего чада. Дети чувствуют это и принимают как должное, это становится установкой их дальнейшей жизни. Что является преградой в общении с окружающими людьми (родителями, учителями и сверстниками) и в постановке и достижении каких-либо целей. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом практически невозможно избавиться.) Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).
Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление — здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те качества, которые больше всего заботят его родителей — поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует — школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушные вопросы родителей, например, «Что было сегодня в школе?», рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности и межличностных отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же высоки и оптимистичны. Но, когда такие дети сталкиваются с преградами и трудностями на своем пути, реакция их может быть непредсказуемой — от депрессии до нервного срыва. Такие дети часто переоценивают свои возможности и пытаются достичь недостижимого. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Они не уверенны в себе- это мешает их социализации и достижению поставленных целей. Такие дети часто замыкаются в себе, у них появляется множество комплексов, от которых им очень сложно избавляться, а самостоятельно, практически невозможно.
Критические периоды в жизни семьи.
... «первого шага» является отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращение отношений без процедуры развода. Критические периоды в жизни семьи. Существует несколько главных этапов, которые ... школьного мира, нового как для родителей так и для самого ребенка. Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый период. Пятый кризис – ребенок становиться взрослым и покидает дом ...
Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
· родители регулярно указывают детям, что им делать;
· ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
· ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
· решение часто принимает сам ребенок;
· ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается.
. Равнодушные и жестокие родители — еще более тяжелый случай. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ...
... ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс оживления. 17.Детская игра, в которой ребенок воспроизводит события реальной жизни людей, ... которая обуславливает изменение в психических процессах и личности ребенка; Признаком перехода от одной стадии психического развития ... и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте. ...
. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля — гипоопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
.2 Роль семьи в воспитании личности ребенка
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой. Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми. При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны — беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
Взаимосвязь самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте
... основы изучения проблемы самоотношения личности и межличностных отношений в зрелом возрасте. 1.1.Развитие представлений о самоотношении личности в контексте исследования самосознания в онтогенезе. В случае ... человеком своих особенностей, в структуре самосознания С. Л. Рубинштейн отмечает определенное самоотношение, которое выражается в эмоциональном отношении личности к себе, а также в е ...
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением. В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию. Но демократический стиль, в некоторых случаях, может превратиться в попустительский, что чаще всего негативно влияет на личность ребенка и его образ жизни.
Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи. На позицию ребенка влияет число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца — от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье — явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого-то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи. В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности. Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.
Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
В заключение данной главы можно подвести итог: в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.
Образ Я или картина Я — это представление индивида о самом себе, которое выражается набором описательных характеристик. Элементы обобщенного образа могут отражать, с одной стороны, устойчивые характеристики в поведении, а с другой стороны, избирательность его восприятия. Самооценка — аффективная оценка представления о самом себе. Источником оценочного смысла являются усвоенные нами в течение жизни общекультурные, групповые или индивидуальные ценностные представления, а также социальные реакции ближайшего окружения, например, семьи или школы на какие-то наши проявления и самонаблюдения. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивное отношение ко всему, что входит в сферу собственного Я. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, негативное отношение к своей личности. Конкретные поведенческие действия, которые вызваны образом Я и самооценкой.
Другим представителем уровневой концепции самосознания является И.И. Чеснокова. Она предлагает различать два уровня самосознания по критерию соотнесения знаний о себе. На первом уровне соотнесение знания о себе происходит благодаря тому, что некоторое качество воспринимается и понимается сначала в другом человеке, а затем оно переносится на себя и становится своей собственной характеристикой. Такое соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я» и «другого человека». Основными внутренними приемами такого самопознания являются процессы самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе осуществляется благодаря процессу аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я» и «Я». Человек пользуется готовыми знаниями о себе, которые были сформированны в разное время и в разных ситуациях, а сейчас они являются просто критериями оценки новых обстоятельств. Для обеспечения второго уровня соотнесения знаний о себе задействованы процессы самоанализа и самоосмысления. Самосознание достигнет своего высшего развития на втором уровне если человек формирует жизненные планы и цели, руководствуясь жизненной философией в целом, если он отталкивается от своей общественной ценности, от собственного достоинства и значения.
Уровневой концепции в изучении самосознания придерживается и В.В. Столин. В его работах делается акцент на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание. Согласно В.В. Столину самосознание обслуживает три уровня активности человека: уровень природного индивида, уровень социального индивида и уровень собственно личности. На каждом из этих уровней различные процессы самосознания выполняют роль «обратной связи» и показывают степень активности субъекта. Так на уровне организма активность субъекта направлена на выделение себя из среды и вызывается такими потребностями как потребность в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. Условием выделения себя из окружающей среды является построение «схемы собственного тела» — ощущения о положении тела и его органов в пространстве. Итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом, является самочувствие — биологический аналог самоотношения, эта та «обратная связь», которая показывает не дифференцированные переживания комфорта или дискомфорта. На уровне природного индивида говорить о самосознании можно лишь условно. Здесь можно найти лишь необходимые предпосылки формирования и развития самосознания. «Схема тела» и самочувствие — два исходных компонента самосознания. На уровне социального индивида активность направлена на вхождение человека в общество, на признание себя другими людьми. Активность этого уровня регулируется определенными социальными нормами, правилами, обычаями, которые присваивает индивид. В недрах этой активности формируется «обратная связь» в виде «Я-образа» — восприятие себя, за счет формирования половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой идентичностей и самооценки. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами общества, а через них себя с другими людьми. Сравнение себя с другими людьми предполагает децентрацию, выход из собственной точки зрения, из собственной позиции — это главное условие образования «Я-образа». Представление о себе в виде «Я-образа» не является неизменным, оно меняется, претерпевает изменения при жизни человека. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других — принятие другими или отвержение ими. Итак, «Я-образ» и социальные сравнения и оценки составляют основу самосознания индивида второго уровня.
На уровне личности активность субъекта направлена на самореализацию своих самых разных возможностей — в труде, любви, дружбе и т.д.. с учетом собственных способностей, возможностей. Поэтому «Я-образ» заменяется «Я-концепцией», где собственное «Я», собственные черты и качества осмысляются в отношении к мотивам самореализации. Выявление своего бытия, изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем характеризуют самосознание личности третьего уровня. Личностный уровень можно считать вышележащим по отношению к двум другим. На основании проведенного анализа В.В. Столин делает вывод о том, что если формы активности человека различны, то и различны формы самосознания, и следовательно, вполне вероятно, что самосознание рождается неоднократно.
Согласно мнению Т. Шибутани каждый человек обладает способностью к формированию многочисленных Я-образов, что позволяет быть гибким в самых различных жизненных ситуациях, и в тоже время человек интегрирует свою многоликость в устойчивое представление о себе, постоянство которого обеспечивается благодаря «Я-концепции». Ссылаясь на социальных психологов он указывает на пять основных измерений в «Я- концепции»: степень интеграции (возможность изменения собственного шаблона поведения), уровень осознания действий по отношению к себе, стабильность
(последовательность своего поведения), самооценка (оценивание самого себя) и степень адекватности представлений о себе.
А.А. Налчаджян предлагает свою точку зрения по поводу структуры личности и ее самосознания. Согласно его обобщенной схеме структура личности состоит из «Я», которое являясь итогом всего психического развития индивида, представляет собой центральную организующую и регулирующую инстанцию психики на сознательно-подсознательном уровне. «Я» вбирает в себя самосознание или «Я-концепцию», состоящую у взрослого зрелого человека из устойчивых Я-образов («актуальное Я», «реальное Я», «идеальное Я»).
Активность самосознания личности может выражаться в виде ситуативных (оперативных и динамичных) Я-образов, которые по своей природе в большей степени являются осознаваемыми частями «Я-концепции» и ее различных подструктур. Завершающий слой структуры составляют психические качества, свойства, комплексы и все остальное, что определяет такие свойства личности как характер, темперамент, способности человека (96).
Если попытаться выделить общее в представлении о самосознании разных авторов, то можно выделить несколько важных моментов. Так, во-первых, практически все авторы подчеркивают центральное место, которое занимает самосознание в структуре сознания. Во-вторых, несмотря на разные подходы все исследователи единодушны в признании разноуровневости самосознания и при этом в понимании взаимосвязи и взаимозависимости этих уровней между собой. В-третьих, большинство исследователей самосознания подчеркивают, что его характер изменяется в течение жизни человека.
Согласно первой, высказанной в частности В.М. Бехтеревым, простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Согласно другой точке зрения, которую в отечественной психологии аргументировали, в частности, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн, самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действования, т.е. когда ребенок выделяет себя в качестве субъекта собственной деятельности. Этот этап в развитии ребенка (2-3 года) получил название кризиса 3 лет.
Согласно третьей точке зрения, высказанной И.М. Сеченовым, самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием.
Несмотря на различные точки зрения по поводу возникновения самосознания у ребенка практически все авторы самых различных методологических и философских направлений, как отечественных, так и зарубежных, едины во мнении о том, что развитие самосознания человека связано с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей. Только овладев в той или иной мере человеческой культурой — ценностями, нормами, способами общения, эталонами и способами оценивания и самооценивания ребенок становится полноправным представителем человеческой общности. Это овладение, которое можно назвать и присвоением, и усвоением, и интериоризацией, и социализацией, касается способов и форм самосознания. Культура первоначально не выступает для ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в живой совместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремлений и ценностей, их отношений между собой и к ребенку; она (культура) существует также в фильмах, книгах, других формах. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в тоже время приобщается к культуре вообще. Однако, разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он одновременно и дифференцируется от других людей. Эти идеи лежали в основе культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
Таким образом, ребенок в процессе общения, социализации, сравнения формирует свою «Я-концепцию», но так же формируются многочисленные «Я-образы» которые меняются в течение повседневной жизни, что позволяет ребенку быть гибким в различных ситуациях.
2.Эмпирическое исследование образа семьи у детей младшего школьного возраста
2.1Методологические основы эмпирического исследования
Цель: исследовать образ семьи у детей младшего школьного возраста
Эмпирический объект: дети младшего школьного возраста
Задачи:
.Сформировать репрезентативную выборку.
.Определить методы и методики исследования.
.Организовать процедуру эмпирического исследования.
.Проанализировать и интерпретировать результаты.
Для проведения эмпирического исследования была взята группа младших школьников возраста 9-10 лет, учащиеся третьего класса начальной школы. Мальчики в количестве 7 человек и девочки 13 человек. 5 из 20 семей являлись не полными, с одним родителем, мамой.
Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с общим развитием «проективной психологии». В настоящий момент трудно определить «пионера» в использовании «Рисунка семьи» для изучения межличностных отношений. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В,В. Хьюлса И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями.
Проективная методика «Рисунок семьи» (как и «Кинетический рисунок семьи») является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»).
С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта — «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», — так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.
Методика проведения:
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты. Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке. Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др.
Целью выявление особенностей внутрисемейных отношений.
На основе выполнения изображения, ответов на вопросы необходимо оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Для исследования необходимы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После того, как ребенок выполнит задание, надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задают следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
. Где они находятся?
. Что они делают? Кто это придумал?
. Им весело или скучно? Почему?
. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что склонен делать не каждый ребенок. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:
чувства к отдельным членам семьи;
почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);
что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.) При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например:
Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?
Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?
Кого мама позовет идти с собой?
и т. п.
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест и т.д.
Обратите внимание, насколько важно проводить беседу с ребенком по его рисункам. Если не уточнять определенные детали, можно сделать неправильную интерпретацию. Например, взглянув на рисунок семьи, мы видим, что папа нарисован совсем крошечным в верхнем правом углу, а все остальные члены семьи находятся примерно на одной линии, все улыбаются. Плохих нет. Конечно, черного цвета больше в рисунке папы, но этот же цвет Лиза использует и в других персонажах, в том числе и при изображении себя.
Принимая во внимание и возрастной кризис Лизы (первый — около трех лет, второй — около пяти лет, третий — около семи лет), существуют определенные трудности во взаимоотношениях между ней и членами семьи. Себя Лиза ценит очень высоко. К папе у нее больше «претензий», чем к другим членам семьи. Но ничего страшного здесь нет. Главное — не упустить момент.
.2 Анализ результатов исследования образа семьи у детей младшего школьного возраста
образ семья школьный возраст
Кинетический рисунок семьи.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
. Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых;
. Эмоциональное напряжение и дистанция;
. Дискомфорт;
. Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка — сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка — улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Рисунок 1 — Результаты проведения теста Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи»
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д. Анализ рисунков показал, что из 20 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 5 семей (25%).
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка — улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 10 семей (50%).
В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С.. (см. приложение) Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот).
Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 5 семей (25%).
Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Проанализируем «Рисунок семьи» Антона К. На рисунке изображена белая крыса Кобра. Мама, папа и сам мальчик не нарисованы. Антон прокомментировал рисунок так: «Это — моя семья. Кобра — коварная, злобная, кусачая, с огромными зубами. Сама маленькая, а зубы большие. Нравится, когда злая. Рычит — как журчит. Хорошо от журчанья. Подруга моя. С ней весело. А всех других я не буду рисовать».
Со слов мамы, у нее с мужем хронически конфликтные отношения. Она даже советовалась с сыном, стоит ли им развестись. Антон против развода. Отсутствие родителей на рисунке говорит о наличии к ним бессознательных негативных чувств, которые мальчик воспринимает как запретные: «Я должен любить своих родителей, а они меня своими конфликтами раздражают, и это плохо, поэтому я не буду рисовать их вообще». Отсутствие самого Антона на рисунке свидетельствует о сложностях самовыражения в отношениях с близкими людьми: «Мне трудно найти здесь свое место». Выбор белой крысы в качестве единственного изображенного члена семьи указывает на ту значимость, которую для мальчика имеют ее природные характеристики, им перечисленные: «коварная, злобная, кусачая». По-видимому, на символическом уровне они отражают его скрытое напряжение и агрессию по отношению к обстановке в семье.
Рассмотрим рисунок Димы Б. (см. приложение).
Этот мальчик из неполной семьи, живет с мамой и бабушкой, но Дима изобразил себя и своего отца. Мама и бабушка на рисунке отсутствуют.
Ребенок рассказывает, что на рисунке он с папой едет в гости к Никите, играть в компьютер, на вопрос о маме, отвечает, что она на работе. Когда у Димы спросили, как он себя чувствует на рисунке с папой, он ответил «Нравится, я его люблю. Маму тоже, но..». Далее следует пауза и разговор обрывается.
Со слов матери, родители развелись больше года назад. Отца Дима видит не чаще, чем раз в месяц. Обычно отец забирает его на выходной день и везет к своим родителям или в гости. По мнению мамы, ее сына отличают «упрямство, негативизм, низкая мотивация к обучению, неуважительное отношение к маме и бабушке». Мама вынуждена постоянно следить за учебой сына, делать с ним уроки: «Последнюю четверть закончил без троек. Но чего мне это стоило!» Отец в учебе сына никакого участия не принимает. Сложности в отношениях с сыном послужили поводом для обращения к психологу. Отсутствие на рисунке мамы и бабушки указывает, что на бессознательном уровне Дима к ним относится отрицательно. Он тянется к отцу, с которым приятно проводит время, не занимаясь скучной учебой.
2.3Обобщение и интерпретация результатов эмпирического исследования
Анализ полученных результатов и их сравнение с особенностями детских рисунков позволило нам установить, что, согласно классической интерпретации методик «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», можно выделить наиболее серьезные семейные проблемы, имеющие влияние на успеваемость детей и наиболее «благополучные», которые, если и сказываются на обучении детей, то все равно позволяют детям держаться на высоком уровне. Помимо этого, важным фактором, который обеспечивает детям стабильную высокую успеваемость и устойчивость к семейным проблемам, является психологический возраст ребенка. Так если ребенок по своему психологическому возрасту относится к началу дошкольного периода развития, то он учится хорошо несмотря на присутствующие в семье проблемы. Это связано, как нам кажется, с тем, что дети этого возраста освоили или даже осваивают новый вид деятельности — игру. Для них открывается то, что человек может быть носителем роли, и они всячески пытаются примерить на себя разные образы, именно поэтому происходящие в семье конфликты, коалиции и даже отсутствие связей между членами семьи не воспринимаются ими как проблемы и не ведут к появлению психологических травм. Для детей старшего дошкольного возраста, наиболее острой является проблема, когда ребенок не видит связей между членами семьи. Именно это, согласно полученным результатам, сказывается на развитии ребенка, в частности на его успеваемости. Есть основания считать, что этот факт ведет также к «застреванию» в более младшем периоде развития. Дети, которые являются по психологическому возрасту младшими школьниками легко и хорошо учатся, если они воспринимают свою семью (по рисункам) как благополучную. Это может свидетельствовать о том, что и достижение определенного психологического возраста, и успешность в обучении целиком и полностью связана с особенностями семейного воспитания.
Анализ полученных результатов с помощью теста «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи» позволил нам установить, что они, особенно в классической интерпретации, оказываются малосвязанными, как с реальными отношениями в семье ребенка, так и с его психическим и личностным развитием. Поиск причин этого позволил нам попытаться взглянуть на классическую методику рисунка семьи с позиций возрастной психологии. В возрастной психологии накоплены убедительные данные о том, что детский рисунок отражает особенности развития психики и личности ребенка. Именно на этом основании существует множество рисуночных тестов, с помощью которых можно определить интеллектуальное, психологическую готовность к школьному обучении, уровень развития креативности и др.
Помимо этого, есть некоторые особенности психического развития детей, которые могут оказывать существенное влияние на то, что изображает ребенок в своем рисунке семьи. Так, например, хорошо известно, что до определенного возраста ребенок не может взглянуть на себя со стороны. В этом случае он вряд ли сможет изобразить на рисунке семьи себя даже тогда, когда, по его мнению, в семье существуют вполне благополучные отношения. В то же время согласно классической интерпретации теста «Рисунок семьи» отсутствие фигуры ребенка означает, что он чувствует себя в семье лишним.
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей позволило нам прийти к заключению, что имеющаяся традиционная интерпретация теста «Рисунок семьи» не всегда оказывается адекватной особенностям выборки современных российских детей. Так, дети разных психологических возрастов по-разному подходят к выполнению задания. Некоторые из них считают, что должны обязательно изобразить общую ситуацию, в которой принимают участие все члены семьи, другие рисуют что-то очень важное для семьи — например, дом или машину, третьи дают групповой статичный портрет-перечисление людей, с которыми они живут. У одних детей главными героями рисунка являются люди, члены их семьи, а фоном для изображения могут служить интерьер или пейзаж. У других, напротив, «главным героем» становится, скажем, автомобиль, а изображения членов семьи его дополняют.
Заключение
В настоящее время очень остро стоит проблема влияния семьи на развитие детей. Замкнутость, частые депрессивные состояния у детей, малообщительность и неуверенность в себе — все это зачастую результат нарушения семейных взаимоотношений. Детям не хватает ласки, любви, внимания и просто общения с родителями.
Сейчас есть Интернет, различные компьютерные игры, и родители считают, что детям этого достаточно. Мамы и папы занимаются своими делами и на общение с ребенком, после трудного рабочего дня, у них не остается ни сил, ни времени, ни желания. А ребенку необходимо общение! Он должен чувствовать, что его любят, ценят, уважают, ребенок должен видеть, что в нем нуждаются, что с ним хотят общаться. Каким станет ребенок, чего он добьется и как устроит свою жизнь, зависит от его семьи и от того, какую модель поведения ему дадут его родители.
Ребёнку, испытывающему постоянный эмоциональный дискомфорт и напряжение, необходима помощь. Чем раньше родители поймут, что отношения в семье складываются неблагополучно и наносят ребёнку подчас непоправимый вред, тем больше возможность для коррекции. Но для этого нужна помощь специалистов, в том числе педагогов и психологов. Если же родители отказываются от попытки изменить ситуацию, не хотят видеть возникающие в семье проблемы, вероятность благополучного исхода приближается к нулю.
Атмосфера семейных отношений является решающим фактором становления личности ребёнка. Также, подтвердилось то, что от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей во многом зависит дальнейшее развитие ребенка, его отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям.
Цель работы, изучение образа семьи у детей младшего школьного возраста, достигнута в соответствии с обозначенными задачами.
Для детей младшего школьного возраста из неполных (разведенных) семей характерны склонность к депрессивному состоянию, чувство печали и одиночества, низкая самооценка, ощущение нехватки внимания со стороны своей семьи, неудовлетворенность в общении, чувство малозначимости и малоценности.
У большинства детей из неполных семей отсутствует образ будущего. Если же образ будущего есть он более реалистичен, более «заземлен», так же им свойственно искаженное представление о будущей семье. Как правило, на рисунке семья состоит из двух фигур — себя и ребенка, а также больше сформирован образ родителя, а не себя в роли мужа (жены).
Особенности образа семьи в младшем школьном возрасте состоит в том, что в этом возрасте появляется два образа семьи: один, идеальный или нормативный, а другой образ собственной семьи. Эти образы оказываются малосвязанными друг с другом. Собственная семья детьми этого возраста воспринимается как некоторый вариант идеальной семьи несмотря на то, что в ней реально могут быть какие-то проблемы (неполная семья, папа приходит пьяный и т.п.).
Это связано с ярко выраженной направленностью детей этого возраста на социальные нормы, которые опосредствуют как его представления о собственной семье, так и нормативный образ семьи. У детей из полных семей, как правило, более позитивное представление о себе, они воспринимают семью как целое, где наиболее значимые члены семьи — родители. Картинка будущего представляется в радужных тонах, дети из полных семей более склонны к фантазированию, что может говорить об их инфантильности. Формула семьи у детей выглядит как «я + муж (жена) + ребенок», что говорит о целостном восприятии семьи и семейных отношений.
Мальчики больше чем девочки склонны к негативному самоотношению, они тревожнее и больше нуждаются в общении и заботе, склоны к депрессивному состоянию, чувствам печали и одиночества. Девочки склонны представлять свое будущее в позитивных красках.
В данной работе определены основные понятия, необходимые для исследования, изучены типы семейных взаимоотношений и их влияние на формирование личности детей младшего школьного возраста, рассмотрены методики по этой теме и проведено экспериментальное исследование. Из которых стоит сделать вывод, что на такие мелочи, как рисунки, стоит уделять большее внимание. Дети изображают семью, так как видят они, в своих цветах и красках, располагают членов семьи по ролевым признакам и обязательно у ребенка спрашивать почему он так нарисовал, расположил и почему выбрал именно этот цвет. Ребенок на эти вопросы даст свой ответ, исходя из которого, можно сделать вывод и принять какие-то решения.
Семейные взаимоотношения играют прямую в роль в становлении личности ребенка, что отражается в рисунках детей. Полученные результаты еще раз подчеркивают актуальность данной темы.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001. С.31
. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. — М., АСТ-ПРЕСС, 1999. С. 61-62
. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. — М., 1989. С. 25
. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988. с. 126
. Детская психология: типы семейных отношений [Электронный ресурс] — режим доступа: #»justify»>. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. — М., 1993.
. Зинченко, Мещериков // Психологический словарь. -М., 1999.
. Земская М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986. С. 196
. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 96-97
. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы психологии.
. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Психология образования.
. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. — М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
. Овчарова Р.В. Практическая психология — М.,Т.Ц. «Сфера», 1996. С.111
. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика — Москва-Воронеж., 2000. С. 256
. Психология младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990. С 89