Невербальные средства общения и их роль в усилении социально-психологического взаимодействия

Федеральное агенство по образованию

ГОУ ВПО

Тульский государственный педагогический университет

имени Л.Н. Толстого

кафедра психологии образования

Курсовая работа на тему:

«Невербальные средства общения и их роль в усилении социально-психологического взаимодействия»

Выполнила:

студентка ЕНФ

курса, группы В Говорова Е.Н.

Проверила: Туревская Е.И.

Тула 2003

Содержание

Введение

1. Кинесико-проксемическое поведение субъектов во взаимодействии

2. Визуальная психосемиотика как основа невербальной коммуникации

3. Врожденные и приобретенные сигналы

4. Влияние социального статуса и возраста на интерпретацию сигналов

5. Характеристики невербального поведения

5.1 Визуальный контакт

5.2 Поза, экспрессия лица, проксемика и характер социально-психологического взаимодействия

5.3 Жесты и прикосновения в структуре невербального общения

5.4 Мимика и особенности эмоционального состояния человека

6. Исследования выразительных мимических проявлений

6.1 Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений

6.2 Распознавание мимических выражений при помощи схем-эталонов

7. Частные методики

7.1 Анкета-тест, выявляющая уровень понимания невербальных сигналов

7.2 Опросник «Невербальные характеристики общения»

Заключение

Список литературы

Введение

В структуре общения выделяют два главных канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный).

Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависти не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, и их интонации, но и в значительной степени от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Таким образом в общении наряду с речевой составляющей (язык, звуковые явления, выразительные качества голоса) немаловажную роль играет невербальный язык, который имеет свои выразительные шаблоны, употребляемые в определенных условиях, имеющие конкретное значение, закрепленное длительным временем эволюции. Учеными уже установлено, какой из каналов коммуникации занимает преимущественное положение. Альберт Мейерабиан установил, что в общении 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); 38% информации передается за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% несут невербальные средства информации. К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному — отношение к партнеру по общению. Слова древнегреческого философа Публиция лишь еще раз подтверждают выводы современных ученых: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом. «

4 стр., 1586 слов

общение как форма социального взаимодействия.Историко-теоретические ...

... феномен, а так же изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми. Первостепенное значение для анализа общения имеет философия, дающая возможность методологического и ... использовать их. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, что выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально ...

Успех любого социально-психологического взаимодействия, в особенности делового общения, зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что человек говорит, сколько от того, как он себя держит. Понимание невербальных средств в общении, или «языка тела» позволяет более точно определить позицию собеседника в общении, ведь, читая жесты, мы осуществляем обратную связь.

Невербальный язык общения имеет ряд преимуществ, так как он позволяет:

выразить свои чувства и понять чувства другого;

передать информацию, когда другие способы невозможны;

понять искренность и подлинность действий и высказываний человека.

1. Кинесико-проксемическое поведение субъектов во взаимодействии

Многие авторы считают, что истинные отношения людей проявляются в их экспрессивном поведении. Так как экспрессия трудно поддается контролю и осознанию, она непосредственно передает различные движения души человека. Элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются уровнем осознанности и целенаправленности. Поэтому для психологии важно изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу. Отношения, как и состояния, в момент их переживания (до и после непосредственного общения) слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Именно в связи с этим возникает необходимость в развитии личности как субъекта невербального общения, в создании программ, актуализирующих экспрессивный репертуар.

Для понимания социально-психологического взаимодействия важным является вопрос о том, какие виды отношений передаются с помощью невербального поведения, экспрессии личности. Исследования доказывают, что невербальные интеракции выступают индикатором всех видов взаимоотношений. Особенно наглядно в них проявляются враждебные, доминантные отношения, неискренность, стремление выделиться. В целом особенности экспрессивного невербального поведения более значимы в ситуации распознания взаимоотношений партнеров, чем их речевое поведение.

Ведущими критериями классификации отношений в отечественной психологии остаются направленность — объективность отношений, степень осознанности, уровень актуальности — реалистичности, знак отношений и их модальность. Но проблема заключается в том, что одни и те же отношения обозначаются различными терминами, что приводит к псевдоразличиям в классификациях видов взаимоотношений. Так, например, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая в структуру отношения симпатии в качестве компонента уважение. В.В. Столиным эмпирически выделены три биполярные шкалы отношений: симпатия — антипатия, уважение — неуважение, близость — отдаленность. А. Кроник и Е. Кроник для обозначения этих же биполярных шкал используют понятия «валентность», «позиция» и «дистанция», также выделяя позитивные — негативные отношения, отношения снизу — отношения сверху, близкие — далекие отношения. Пристальный анализ каждой из этих классификаций отношений указывает на то, что несмотря на различия в обозначениях осей координат, измерений отношений, они близки по содержанию. Так, виды отношений, входящих в измерение «дистанция», сходны по своему психологическому значению с отношениями, составляющими ось «включенность в социальный контекст — выключенность из социального контекста», «зависимость — независимость», «привязанность — автономность». Измерение «позиция» включает те же отношения, что и ось «контроль — подчинение», «доминирование — подчинение», «уважение — неуважение». Измерение «валентность» состоит из отношений, близких по своему психологическому содержанию к отношениям оси «эмоциональная близость — эмоциональная холодность», «симпатия — антипатия», доброжелательность — враждебность».

7 стр., 3175 слов

Реферат на тему «Психология невербального общения»

... лицу,научиться читать человеческие эмоции?Ответить на эти вопросы,а также передать сущность психологии невербального общения,и призван данный реферат. Психология лжи Пол Экман Известно, что прототипом главного героя, Кэла Лайтмана, ... свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам ...

Первый непосредственный опыт невербального экспрессивного взаимодействия формируется у человека в результате его общения с близкими родственниками. Всем известный «комплекс оживления» есть не что иное, как один из первых кинесико-проксемических паттернов общения. Проблем экспрессивного взаимодействия как фактора, обеспечивающего позитивные результаты, касаются исследователи психотерапевтического общения.

Различные направления исследований невербальной интеракции объединяет то, что она рассматривается как показатель отношений и взаимоотношений, имеющих определенный знак, модальность и интенсивность выражения, сочетание которых указывает на вид отношений. Общим для многих исследований является также и то, что в них наряду с рисунком невербальной интеракции и модальностью соответствующих ей отношений рассматривается вопрос об их роли в организации общения, в создании ситуаций затрудненного и незатрудненного взаимодействия.

2. Визуальная психосемиотика как основа невербальной коммуникации

Анализ идеи семиотичности компонентов внешнего облика в рамках общепсихологического исследования показывает, что изучение проблемы складывалось в русле различных направлений и связано с поиском внешних знаков-индикаторов личности. Индикативные возможности габитуса рассматривались в рамках конституциональной психологии (И. Галант, Э. Кречмер, У. Шелдон, В. Рошаховский, В.М. Русалов, Г.И. Акинщикова, Н.Н. Обозов, В.И. Куликов), габитуса и невербального поведения — в типологических подходах к личности и характеру человека (З. Фрейд, В. Райх, А. Лоуэн, К. Леонгард, А.Е. Личко).

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... деятельности. Здесь возникает основная для современных исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, т.е. неинтенциональных* и интенциональных* ... коммуникационную тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника. Фонационные невербальные средства Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во ...

Мимика как индикация эмоциональных состояний исследовалась в психологии выразительных движений (Ч. Дарвин, С. Вудвортс, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, П.М. Якобсон, В.А. Лабунская, А.М. Щетинина), изучение биологических аналогов невербальной коммуникации и сигнализации животных проводилось в сравнительной психологии (К.Э. Фабри, Г.Н. Симкин), экспрессивные движения как индикаторы внутренних (душевных) движений оказались в центре внимания в «психологии проявления» (К. Карус, Г. Штреле).

Компоненты внешнего облика исследовались как знаки-индикаторы психологических особенностей человека. Исследования проводились в естественно-научной традиции и вне контекста общения. В русле общепсихологического направления исследования изучались физиогномические и экспрессивные знаки внешнего облика. Знаки социального оформления не становились предметом естественнонаучного исследования.

Развитие идеи знаковости внешнего проявления человека в социальной психологии происходило в русле проблем социальной перцепции, интеракции и коммуникации. Проблема формирования человеческих отношений в процессе взаимодействия людей и роль символов (знаков) стала центральной в символическом интеракционизме (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гофман) в теории презентации личности в повседневной жизни, исследовались «невербальные маски» общения и «паттерны невербального поведения» в самоподаче личности, роль невербального «языка» регуляции межличностных отношений людей, соответствия выбранному социальному статусу и целям общения.

В русле психологии невербального общения ставится проблема его кодирования — декодирования, обосновывается необходимость индикативной и коммуникативной стратегий исследования.

Развитие социально-перцептивного подхода позволило понять невербальную коммуникацию как процесс, построенный по модели когнитивного процесса приема и переработки социальной информации, психологические закономерности процесса создания образа партнера по общению на основе лица, внешности и выразительного поведения наблюдаемого.

В психологии социального познания исследуется опосредованность невербальной коммуникации механизмами межгруппового восприятия: физиономической редукции, стереотипизации, ингруппового фаворитизма, казуальной атрибуции, социальными представлениями.

Приведенный перечень психологических подходов, так или иначе воплощающих идею знаковости компонентов внешнего облика человека в русле общепсихологического и социально-психологического исследования в отечественной и зарубежной науке (естественнонаучный, биолого-эволюционный, паралингвистический, этнокультурный, социально-перцептивный, коммуникативный подход, социально-групповой, личностно-динамический).

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... жест - свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей ... или стул - ощущение неполноты контакта с партнером; - руки с ... неискренность; - улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза. Типичные ... жесты, позы и т.д.), среднюю (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения ...

3. Врожденные и приобретенные сигналы

В процессе технического изучения невербальных паттернов самую важную роль сыграла первая книга, посвященная этому аопросу. Ею стал труд Чарльза Дарвина «Выражение эмоций человеком и животными», опубликований в 1872 году. Он дал толчок к изучению выражения лица, жестов, поз и других элементов языка тела. Многие идеи Дарвина нашли подтверждение в работах современных исследователей. Со времен Дарвина и до наших дней ученые классифицировали и описали около миллиона невербальных реплик и сигналов.

Немало копий было сломано в процессе обсуждения, являются ли невербальные сигналы врожденными, приобретенными, генетически передаваемыми или обусловленными культурной средой. Разрешить эту проблему помогли наблюдения над слепыми и/или глухими людьми, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих или визуально, исследование жестов, существующих в различных странах мира, а также изучение поведения человекообразных обезьян и мартышек.

Полученные результаты показывают, что различные жесты относятся к разным категориям. К примеру, большинство детенышей обезьян рождаются с врожденной способностью сосать. Следовательно, этот жест является врожденным или генетически передаваемым (А. Пиз).

Немецкий ученый Айбл — Айбесфельдт обнаружил, что улыбка глухого или слепого младенца возникает совершенно спонтанно, она не может быть ни приобретенной ни скопированной, а значит, она тоже является врожденной. Экман, Фризен и Соренсон согласились с утверждением Дарвина относительно врожденных жестов, когда изучили выражения лиц людей, принадлежащих к пяти самым различным культурам. Они обнаружили, что все эти культуры использовали совершенно идентичные выражения лиц для демонстрации эмоций. Из этих исследований ученые сделали вывод, что такие жесты являются врожденными.

Но в отношении некоторых жестов все еще идут оживленные дебаты. Ученые не могут определить, являются ли они приобретенными или все же генетически передаваемыми. Например, большинство мужчин надевает пальто с правой руки, большинство женщин — с левой.

Однако большая часть нашего невербального поведения является приобретенной. Значения многих жестов и движений обусловлены культурой, внутри которой мы живем.

4. Влияние социального статуса и возраста на интерпретацию сигналов

Исследования в области лингвистики показали наличие прямой связи между социальным статусом, властью, положением человека и его словарным запасом. Другими словами, чем выше человек стоит на социальной или профессиональной лестнице, тем легче ему общаться вербально. Исследования невербальных сигналов вскрыло взаимосвязь между словами и жестами, используемыми для передачи сообщения. Это означает, что социальный и профессиональный статус определяет также количество жестов движений. Человек, стоящий на самом верху социальной лестницы, использует гораздо большее количество слов, чем менее образованный и квалифицированный.

Из ряда исследований невербальной интеракции можно сделать вывод о том, что количество поз, принимаемых человеком в общении, коррелирует с его статусом и стремлением к доминированию. Лица более высокого статуса чаще меняют свои позы, чем лица низкого статуса, и совершают больше движений головой, туловищем, руками, ногами. Партнер с высоким статусом демонстрирует больше свободы в выборе и смене определенного невербального репертуара, он чаще поворачивает туловище в сторону от собеседника, использует положение «руки в боки», беседуя с человеком более низкого статуса. В то же время низкостатусный партнер держит ладони рук открытыми, использует открытую позицию ног и т.д. Из экспериментальных данных следует, что пары, различающиеся по статусу, разговаривают обычно, отклонившись друг от друга назад, тогда как пары с одинаковым статусом держаться прямо.

14 стр., 6781 слов

Психология общения 18

... одинаково. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.   Смотри приложение №1, 2, 3.   Ø Оптическая (зрительное восприятие) Ø ...       В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основные вида социального взаимодействия: Ø ...

А.К. Байбурин и А.Л. Топорков отмечают, что многие жесты, позы «восходят к глубоко архаичным представлениям о том, как должны вести себя люди с высоким и низким статусом… Универсальными чертами поведения человека с высоким статусом представлялись такие, как замедленность движений (вплоть до полной неподвижности, статичности), тихий голос, сдержанность в проявлении эмоций, прямой, неподвижный взгляд, сведенная к минимуму жестикуляция». Если человек, занимающий высокое положение в обществе, группе, демонстрирует иное невербальное поведение, то это резко изменяет отношение к нему, вызывает подозрение у окружающих его людей, формирует недоверие и т.д. Интересен исторический факт, касающийся поведения Лжедмитрия. На фоне достаточно статичного поведения лиц с высоким социальным статусом Лжедмитрий выглядел суетливым. Его поведение не вписывалось в картину движений знатного человека. Наблюдая невербальное поведение Лжедмитрия, многие высокопоставленные лица того времени сомневались в его царском происхождении. Быстрые, резкие движения, семенящая походка, громкий голос или смех, бурное проявление эмоций, бегающий взгляд связываются с низкой престижностью человека. По мнению авторов книги » У истоков этикета», «существовало два типа поведения: одно, условно говоря, царское или божественное, характеризовалось сдержанной пластикой движений, торжественностью поз и полустертой мимикой, медленным, величавым передвижением, смиренностью, статичностью; другой тип — бесовское поведение, характерными признаками которого считались смех, дерганье, кривлянье, сквернословие и т.п.» Не трудно заметить, что между этими двумя паттернами невербального поведения располагается все разнообразие невербальных интеракций, свидетельствующих о статусных отношениях и о доминировании в общении.

Быстрота и очевидность некоторых жестов сильно зависят от возраста человека. Если, к примеру, пятилетний ребенок пытается обмануть родителей, он наверняка сразу же прикроет рот одной или обеими руками. Этот жест должен насторожить родителей. Но тот же самый жест по-прежнему будет использоваться человеком на протяжении всей его жизни, изменится только скорость его исполнения. Говорящий неправду подросток тоже поднесет руку ко рту, как и пятилетний малыш, но вместо того, чтобы демонстративно зажать рот ладонями, подросток будет слегка потирать губы пальцами.

Тот же самый жест, только слегка видоизмененный, мы наблюдаем и у взрослых людей. Когда взрослый человек лжет, его мозг бессознательно отдает команду руке прикрыть рот в попытке блокировать лживые слова. В этом взрослый ничем не отличается от пятилетнего ребенка или подростка. Но в последний момент рука взрослого дрогнет и коснется скорее носа, чем рта. Этот жест — всего лишь более изощренная форма прикрывания рта руками, которым человек пользовался в детстве.

11 стр., 5379 слов

Невербальные средства общения

... именно установление психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания, то есть общения. Отсутствие или ... его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в ... миру другого, увидеть окружающее его глазами, быть услышанным и понятым другими ... оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда. Взрослые ...

5. Характеристики невербального поведения

Невербальное поведение, широко известное как «язык тела» или «язык жестов», включает в себя такие формы самовыражения, которые опираются не на слова и другие речевые символы, а на поведение человека, которое он выражает своей мимикой, жестами и т.п. во время общения.

К невербальным средствам общения относятся:

А) экспрессивно выразительные движения

мимика;

походка;

Б) визуальный контакт

взгляд;

частота контакта;

направление;

В) межличностная дистанция (проксемика).

5.1 Визуальный контакт

Вместе с изменением угла ориентации, расположения партнеров в пространстве общения изменяется направление взгляда вплоть до полного исчезновения контакта глаз, если люди стоят рядом или спиной друг к другу. Эти естественные «проксемические препятствия» контакта глаз представляют интерес для исследователей тогда, когда они применяются преднамеренно, с целью демонстрации отношения, создании затруднений в общении (повернулся спиной; сел за спиной собеседников, за пределами круга общения и т.п.).

Обычно под контактом глаз понимается обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. На то, как будет развиваться контакт глаз, влияет огромное количество факторов (степень знакомства партнеров, их пол, возраст, личностные особенности, система отношений между ними).

Контакт глаз — это наиболее тонкий показатель отношений и взаимоотношений, складывающихся между людьми.

Как известно, обмен взглядами указывает на то, что партнеры включены в систему социального взаимодействия, а прерывание таких интеракций говорит о том, что происходит «выталкивание» из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства, следовательно, наблюдается изменение отношений. Поэтому в качестве критериев анализа контакта глаз в диаде, группе рассматриваются: временные параметры смотрения друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направление движения глаз: смотреть в глаза, смотреть в сторону, смотреть вверх — вниз, вправо — влево), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, бросить взгляд, скользнуть взглядом).

Более всего изучен контакт глаз в связи сразличными видами бесед. В ряде работ установлено, что говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий — на говорящего, осуществляя таким образом информационный поиск или сообщая собеседнику о том, что он готов слушать. Исчезновение контакта глаз или, наоборот, его возобновление в те моменты, когда собеседники должны смотреть друг на друга, толкуется как стремление скрывать или выставлять свое «Я». Установление и поддержание позитивных взаимоотношений, стабильного уровня психологической близости осуществляется с помощью быстрых, коротких, повторяющихся взглядов. Считается, что исчезновение или возобновление контакта глаз происходит тогда, когда человек пытается получить дополнительную информацию, высказывает важные для него мысли. В таком случае говорящий смотрит на слушающего. Стремление избежать взгляда партнера — один из признаков затрудненного общения, также как и пристальный нединамичный взгляд.

8 стр., 3866 слов

Позы для фотосессии

... И помните, что нужно фокусироваться на глазах модели! 9. Очень милая поза. Хорошо работает в различных условиях: модель, ... фокусное расстояние – примечание переводчика). Фокус на глаза. 10. Простая и великолепная поза для сидящей модели. 11. Еще одна ... может помочь достижению естественной и расслабленной позы. 5. Небольшое изменение предыдущей позы. Можно придерживать одежду через плечо, большой ...

невербальная коммуникация врожденных сигнал

Направление взгляда в общении зависит от содержания общения, индивидуальных различий, характера взаимоотношений и предшествовавшего их развития.А. А. Леонтьев обращает внимание на значимость для понимания отношений между партнерами не столько самих по себе параметров контакта глаз, сколько их изменения в определенные моменты общения: менее важно, часто ли смотрит собеседник в глаза другому, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени их общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят.

Контакт глаз нарастает и с увеличением дистанции между общающимися. Исследования, выполненные в этом направлении, показали, что на взаимосвязь временных параметров контакта глаз и дистанции общения влияют возраст и пол партнеров. У мужчин контакт глаз увеличивается в соответствии с увеличением дистанции, а у женщин данная взаимосвязь носит непрямолинейный характер: самый интенсивный контакт глаз наблюдается, если партнеры находятся на расстоянии 1.5 м, средний — 60 см, наименьший — 3 м. ряд авторов считают, что большое расстояние между партнерами блокирует необходимый для женщин уровень влияния и поэтому они просто уходят от взаимодействия.

По некоторым данным длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров имеет более высокий статус, то партнер с более низким статусом смотрит дальше и чаще. Если взгляды участников интеракции обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Учитывая эти данные, предлагается ряд рекомендаций, связанных с организацией зрительного контакта и, следовательно, с выражением отношений. Во-первых, эти рекомендации касаются длительности контакта глаз: как говорящий, так и слушающий должны смотреть в глаза друг другу не более 20 сек., используя такую длительность контакта глаз перед началом разговора или после того, как произнесены первые фразы. Во-вторых, эти советы имеют отношение к динамике времени контакта глаз: время от времени партнерам необходимо стремиться к тому, чтобы их глаза встретились. Но длительность такого контакта должна быть меньше, чем в моменты, когда каждый из партнеров смотрит отдельно. В-третьих, имеющиеся рекомендации охватывают те ситуации общения, в которых передается субъективно значимая информация: не рекомендуется смотреть в глаза человеку, когда он излагает неприятные, но эмоционально значимые для него факты. В таком случае отказ от прямого визуального контакта воспринимается как выражение понимания эмоционального состояния собеседника. В целом рекомендации сводятся к распределению контакта глаз между периодами говорения и слушания партера.

5 стр., 2038 слов

Общение как средство взаимодействия с людьми

... как наиболее эффективно общаться с людьми. Эффективное общение требует вдумчивого отношения, повышенного внимания. навыка и ... вы получаете, смотря на лицо и позу человека, влияет на вашу интерпретацию его сообщения. ... человеке, его культуре. Например, В некоторых странах прямой взгляд в глаза является признаком уважения, в других - угрозы.   Если вы получаете сообщение путем невербалыюго общения, ...

Динамика направленности взглядов во время беседы указывает также на степень интеллектуального напряжения и значимость для собеседника услышанного вопроса.

О роли различных видов отношений, представленных в особенностях визуального контакта, в формировании стратегии взаимодействия с окружающими людьми, пишет Э. Мор. Выступая в роли психотерапевта, она обратила внимание на то, что глаза другого выражают отношение к нам: любовь или ненависть; восхищение или презрение; интерес или его отсутствие. Зная об этом, З. Фрейд, например, и вслед за ним многие продолжатели его подхода в психотерапии предпочитали обходиться в своих беседах с клиентами без контакта глаз, чтобы минимизировать его влияние на пациента. Они считали себя также более свободными (были самими собой), когда пациенты не моги смотреть на них.

Э. Мор занималась изучением роли зрительного контакта в детско-родительских отношениях и пыталась раскрыть феномен материнско-детской привязанности или ее отсутствия. Как известно, в течение первых месяцев жизни мать и ребенок проводят много времени, зрительно контактируя друг с другом. Ребенок начинает сосредотачиваться на материнском взгляде в 5 — 7 недель и активно требует зрительного контакта, если мать не смотрит на него. Ребенок может смотреть на свою мать так долго, как долго она будет смотреть на него. Что видит ребенок, когда он смотрит на лицо матери, в ее глаза? Ребенок видит самого себя, что делает мать реальной для него.Э. Мор подчеркивает, что если лицо матери, отражая ее собственные чувства, становиться жестким, возможно формирование патологических отношений между ней и ребенком. При нормальном развитии контакта глаз не только создается позитивный образ матери, но и отношение к ней становится автономным. Другими словами, если ребенок злится на мать, его позитивные чувства к ней смешиваются с негативными, но ее образ остается постоянно любимым.

Эти фундаментальные функции контакта глаз, общения лицом к лицу на первых этапах развития человека, его взаимоотношений с близкими людьми играют большую роль в выстраивании отношений с другими партнерами по общению.

Таким образом, особенности развития контакта глаз в детско-материнских отношениях, дефицит частоты и позитивных модальностей становятся источником различных переживаний, могут формировать агрессивную направленность общения, приводить к феномену «отчуждения от индивидуальности». Если взгляд матери постоянно выражает злость и агрессию, это может препятствовать нормальному развитию визуальных контактов ребенка с другими людьми. Многие психотерапевты и ведущие тренинговых групп сталкиваются с тем, что их участники не могут смотреть в глаза друг друга, избегают контакта глаз. Одна из причин заключается в том, что человек боится, что другой «прочитает» в его глазах истинные намерения, возможно агрессивные, поэтому он запрещает себе смотреть в глаза другому.

Независимо от того, в чем проявляется дефицит определенных зрительных контактов в детско-родительских отношениях, снятие их влияния возможно только посредством специальной невербальной интеракции, общения лицом к лицу. Эти невербальные интеракции не только будут давать информацию практикующему психологу по поводу переживаний клиента, но и способствовать осмыслению обоими участниками общения своей представленности как другому, так и себе, т.е. удовлетворению потребности в подтверждении, а значит, в любви, принятии, интересе, уважении и т.д.

Современные этнографы говорят, что все культуры можно разделить на две части в зависимости от направленности взгляда: у одних при разговоре взгляд направлен в глаза собеседника, у других — в сторону, так как считается невежливым смотреть прямо в глаза. Кроме норм зрительного контакта, определенных культурными и этническими традициями, существуют «неписанные» законы невербального общения. Они распространяются на сферы интимного, доверительного, личностного общения. В том случае, когда эти законы нарушаются, появляются эффекты затрудненного общения: сбои в коммуникации, снижение или повышение сенситивности к состояниям другого человека, непонимание, ощущение одиночества, отчужденности, отношение недоверия, неприятия и т.д.

Психологическая суть контакта глаз как важного элемента невербальной интеракции может изменяться под влиянием многих переменных, но незыблемым остается то, что контакт глаз указывает на виды определенных отношений:

. «Дистанция», позитивный полюс — «включенность» (отношения привязанности, заинтересованности, принятия).

Ему соответствует частый, интенсивный визуальный контакт, подчиняющийся правилам в соответствии с ролью коммуникатора и реципиента. Негативный полюс — «выключенность» (отстраненные, автономные, отчужденные отношения).

Ему соответствует нечастый, неинтенсивный или полностью отсутствующий контакт глаз.

. «Позиция», один полюс которой состоит из отношений «контроля» (доминирование, власть, подавление).

Этим отношениям соответствуют такие параметры, как интенсивность и продолжительность смотрения на партнера, особенно в момент активного коммуницирования или в тот момент, когда собеседник излагает негативные, но эмоционально значимые для него факты. «Позиция» представлена также полюсом «подчинение». Для отношений, образующих данный полюс, характерен «свернутый» контакт глаз, частое и быстрое поглядывание на партнера, а также достаточно настойчивый поиск взгляда партнера (заглядывание в глаза при нежелании другого фиксировать визуальный контакт).

. «Валентность». На ее позитивном полюсе находятся отношения «эмоциональной близости» (доброжелательность, симпатия, дружба, расположение), а на негативном — отношения «эмоциональной холодности» (враждебность, негативизм, подозрительность, неприязнь).

Отношения группы «валентность» передаются посредством интенсивности, частоты, длительности контакта глаз, но главным образом об этих отношениях свидетельствуют модальность взгляда и его психофизиологические характеристики. Враждебность передается не только через пристальный взгляд, но и посредством таких его показателей, как холодность, жесткость и т.д., а дружелюбие выражается с помощью теплых, ласковых глаз.

5.2 Поза, экспрессия лица, проксемика и характер социально-психологического взаимодействия

В самом общем плане позы, входящие в невербальный паттерн отношений и взаимоотношений, можно разделить на две большие группы в зависимости от того, сидит человек или стоит. Эти положения тела (позы) значимы для понимания их психологического смысла как сами по себе, так и в связи с тем, сидит или стоит другой человек. Одновременное сидение обоих партнеров или предоставление кому-либо из них возможности сидеть рассматривается многими народами как позитивная тенденция во взаимоотношениях. Неравенство положений (поз) интерпретируется как нарушение отношений, стремление к доминированию, желание самоутвердиться и т.д.

Исследователи давно обращают внимание на связь между позами членов группы во время совместной деятельности и ее микроклиматом. Так как микроклимат создается в системе отношений между участниками общения, то позы интерпретируются с позиций видов отношений между членами группы.

Главный метод анализа поз в невербальной интеракции — это метод «кадр за кадром». Данный метод отличается от других способов фиксации невербальной интеракции тем, что он основывается на применении видео — и кинотехники, скрытых камер. Он позволяет запечатлеть непосредственные, спонтанные интеракции и затем рассмотреть их «кадр за кадром». В начале 1980-х гг.П. Булл подвел итоги изучения поз участников взаимодействия как показателей их взаимоотношений. Он попытался ответить на вопрос, какой должна быть динамика поз, их рисунок, чтобы между участниками взаимодействия возникали определенные отношения. Поставленная цель была им достигнута. Данные и выводы ряда исследований подтверждают существование феномена интеракционной синхронности (I. S.).

суть его заключается в том, что в процессе общения, направленного к взаимопониманию, появляется все больше и больше элементов невербального поведения, которые одинаковы у обоих партнеров.

В отличие от подхода к изучению проблемы синхронности невербального поведения участников взаимодействия как показателя их позитивных — негативных отношений А. Шефлен предложил рассматривать в качестве индикатора модальности взаимоотношений между партнерами степень согласованности их поз. По его мнению, одинаковые позы партнеров свидетельствуют о сходстве их взглядов на обсуждаемый вопрос, а несогласованные позы указывают на значительные расхождения в оценке одного и того же явления, на различные отношения к предмету общения и на несоответствие статусов участников коммуникации. Продолжая исследование Шефлена, Чарни разделил все позы на согласованные и несогласованные. Среди согласованных поз он выделил те. Которые являются «зеркально-согласованными позами» (MISP), и те, которые соответствуют «идентичным позам» (IP).

Под идентичными позами понимаются такие позы участников интеракции, когда правая или левая сторона одного соответствует по конфигурации позы левой или правой стороне другого. Вид «интеракционной синхронности» изменяется в соответствии с содержанием разговора и степенью согласованности отношения к нему партнеров.

В последующих работах было установлено, что поза и пространство общения позволяют проанализировать три главных вида отношений:

) аффилиацию (притяжение, любовь — отталкивание, ненависть);

) статус (доминирование — подчинение);

) степень включенности, значимости происходящего для партнеров. Для выражения пяти различных уровней аффилиации (сильная антипатия; умеренная антипатия; нейтральное отношение; умеренная симпатия; сильная симпатия) используется различное сочетание таких параметров позы, кА степень расслабленности, открытость, ориентация тела, положение рук, наклон головы (вверх — вниз; вправо — влево).

Особый интерес представляют исследования, в которых ставилась задача определить вес таких компонентов взаимодействия, как поза и выражение лица. В оригинальном эксперименте Валдрон, используя позы, зафиксированные в других работах, совместил их с определенными выражениями лица и сделал фотографии, передающие три аффилиативные тенденции — симпатию, антипатию, нейтральное отношение. Фотоизображения он предъявил группе испытуемых и получил данные, свидетельствующие о том. Что поза человека может повлиять на оценку выражения его лица. Из результатов Валдрона следует, что позитивное выражение лица и позитивная поза оцениваются наблюдателями как передающие больше симпатии, чем позитивное выражение лица и негативная поза. Поза, включающая наклон вперед (элемент позитивной позы), но сочетающаяся с нейтральным выражением лица, воспринимается как выражение агрессии, антипатии.

Невербальные паттерны поведения отличаются у лиц с различными аффилиативными тенденциями. Так, для тех лиц, которые ждут позитивной поддержки от других и сами стремятся к ее выражению, характерно следующее экспрессивное невербальное поведение: контакт глаз, приятное выражение лица, умеренная жестикуляция, открытая поза, ориентация на партнера, небольшой наклон туловища вперед. Лица с повышенной чувствительностью к отвержению, не ждущие от других поддержки, демонстрируют закрытые позы, у них также отсутствуют повороты туловища в сторону партнера. В целом их позы являются «напряженными». Высокий уровень чувствительности к отвержению, неприятие другого актуализируют соответствующий паттерн невербального поведения, что приводит к возникновению чувства антипатии у партнера и к перестройке его собственного поведения. Позитивные ожидания человека вызывают, как правило, изменения в невербальном поведении собеседника, приводят к снятию напряжения, усилению чувства симпатии и, соответственно, к изменению картины невербальной интеракции.

Важным для понимания особенностей невербальной интеракции являются исследования, в которых ставится задача определить, какие движения тела действительно сообщают информацию о доминировании, конфликтном поведении, о стремлении прекратить агрессию со стороны партнера. По данным Камрасс, успешному разрешению конфликта способствует рисунок позы, который назван «сделай себя меньше». Если «сделать себя меньше», то можно избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. «Сделать себя меньше» — это значит продемонстрировать определенный паттерн невербального поведения: втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным. Такой способ поведения имеет место в иерархизированных группах, в которых подчиненные и люди более низкого статуса при встрече с начальником опускают голову, округляют спину, как бы кланяясь. Данный элемент невербальной интеракции особенно ярко представлен в Японии, Китае, где подчиненный буквально касается лбом земли, кланяясь при встрече с лицом высокого статуса.

На основе этих и многих других исследований можно сделать общие выводы о том, что кинесико-проксемические паттерны несут информацию об интерперсональных отношениях, как для самих участников взаимодействия, так и для наблюдателя. Субъект восприятия диады. Группы лиц рассматривает невербальное поведение как нечто целое, свидетельствующее о различных характеристиках общения. Гармоничность. Синхронность. Идентичность отдельных элементов невербального поведения партнеров, в том числе и поз, продолжительность соответствия — несоответствия поз, их напряжение — расслабленность, направленность являются показателями отношений «позиция», «валентность», «дистанция».

Итак, для практической деятельности важно уметь анализировать кинесико-проксемические формы взаимодействия в группе, рассматривать все проксемические характеристики общения: дистанцию между партнерами, направление движения их тел, (вперед — назад; вправо — влево; встать — сесть), место расположения в группе (в центре, напротив определенных лиц, по диагонали, на периферии относительно лидера группы), синхронность появления определенных движений тела (их идентичность, гармоничность), динамичность смены паттернов невербального поведения или их устойчивость в ситуации диадного, группового взаимодействия, степень расслабленности — напряженности позы, ее открытость — закрытость, » уменьшение себя» — «распространение себя». Важным показателем взаимоотношений в диаде или в группе является показатель «зеркально согласованных поз» и других движений.

5.3 Жесты и прикосновения в структуре невербального общения

Невербальная интеракция осуществляется на базе жестов вступления в контакт, поддержания, усиления контакта и его завершения.

Специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений и исследованием физических контактов людей, называется такесикой. Известно, что тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человеке, чем зрение. Однако в определенных ситуациях общения, особенно там, где имеется сенсорная депривация, эта система отражения формирует представления о положении тела в пространстве, несет информацию о наличии объектов, в том числе и другого человека, способствует созданию схемы тела как определенной структуры.

Таким образом, такильно-кинестезическое отражение дает представление о такесической структуре невербального поведения и входящих в него элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве.

Как и многие области психологии невербального общения, такессика привлекла внимание исследователей как фактор развития личности, способ регуляции отношений, средство культурно-нормативного и социально-психологического управления общением. Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия личности с окружающим миром. С помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека. Психологи во всем мире рассматривают прикосновения как фактор формирования первого опыта общения ребенка, предполагая, что благодаря прикосновениям складывается картина мира, имеющая определенную эмоциональную модальность. Иными словами, такесическому контакту, который предшествует визуальному, отводится роль фундаментального средства, определяющего на долгие годы жизни человека его отношение к миру.

В определенные периоды жизни, например в подростковом возрасте, избегание прикосновений взрослых, близких людей становится показателем отчуждения ребенка, стремления демонстрировать независимую позицию и т.д. Как правило, родители, близкие люди переживают нарушение такесического поведения между ними и подростком. В отдельных случаях наблюдается наращивание прикосновений к подростку со стороны родителей, что приводит к возникновению еще больших нарушений в общении, вплоть до конфликтных ситуаций.

Невербальные интеракции, в основе которых лежит такесика, изменяются (разрушаются, возобновляются. Продолжаются) под влиянием огромного количества факторов, центральное место среди которых занимает система отношений друг к другу. Нет более четкого и ясного индикатора затрудненного общения, изменения отношений между людьми, чем такесика. Еще сохраняется визуальный контакт, еще улыбка появляется на лице при встрече партнера но исчезли прикосновения (рукопожатия, объятия, поцелуи и т.д.) — это верный признак, что чувства, отношения изменились. Различные виды прикосновений являются показателями эмоциональной поддержки или отвержения партнера, одобрения или наказания (например, пощечина).

Они помогают справиться с эмоциональным напряжением. Так, замечено, что дети, слушая страшную историю, чаще, чем обычно, дотрагиваются друг до друга, обнимаются, берутся за руки. Взрослые также часто прикасаются к себе (аутоприкосновения) и к своему партнеру в экстремальных ситуациях.

По существу, такесика в общении выполняет роль индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Поэтому неадекватное использование прикосновений приводит к многочисленным конфликтам в общении.

В связи с эмоциональной силой такесики, обусловленной тем, что она обязательно сопровождается нарушением неприкосновенности физического тела человека, в культуре с незапамятных времен существуют различные запреты, коммуникативные табу. Невыполнение запретов на прикосновение в рамках культурной традиции приводит к формированию затрудненных форм общения.

Психологическое и социально-психологическое значение прикосновений, их смысл для партнеров и наблюдателей будет определяться следующим:

кто из участников первым протянул руку, обнял, поцеловал;

усиливается или сокращается такесический репертуар в смешанных по возрасту и полу парах;

появляются одни и те же элементы такесического поведения в отношении всех присутствующих или репертуар физических контактов меняется в соответствии с отношениями участников взаимодействия;

каковы техника исполнения прикосновений, их эмоциональная схема, физическая активность. По данному параметру рукопожатие может быть охарактеризовано как властное, дружеское, участливое, теплое, холодное, быстрое, короткое, крепкое, вялое, сильное, слабое и т.д.

5.4 Мимика и особенности эмоционального состояния человека

Исследование непосредственного взаимодействия людей, важную роль в котором играет обмен эмоциональными состояниями, необходимо предполагает изучение средств эмоциональной связи, к числу которых в первую очередь относится мимика.

В истории изучения восприятия эмоций по мимике можно выделить четыре периода. Первый из них связан с работами Аристотеля, Ч. Белла, Дюшена, пытавшихся описать некоторые эмпирически наблюдаемые связи между мимическими выражениями и теми или другими эмоциональными состояниями.

Второй период в изучении восприятия эмоционально-выразительных мимических проявлений связан с именем Ч. Дарвина, охарактеризовавшего ряд мимических выражений и объяснившего их происхождение с эволюционно-биологической точки зрения. Сформулированный им принцип первоначальной биологической целесообразности выразительных движений сохраняет свое значение до наших дней. Дарвину принадлежит также первое межкультурное исследование распознания мимических проявлений. Его работы могут рассматриваться как первая попытка объективного изучения экспрессии.

Третий период характеризуется интенсивным экспериментальным изучением восприятия человеком различных мимических выражений. Однако до 60-х годов ХХ в. вопрос о возможностях восприятия эмоций человека по его мимике не имел более или менее однозначного решения. Ряд исследователей сходились на том, что эти возможности ограничены узким кругом эмоциональных состояний, однако каждый включал в него различные эмоции. Так, А. Фелеки пришла к выводу о возможности восприятия по мимике по крайней мере трех эмоций — горя, радости и удивления. По мнению Н. Ракмик более успешно опознаются «первичные» эмоции (любовь, ненависть, радость, печаль), менее успешно — «вторичные» 9 отталкивание — отвергание, удивление, сомнение, пренебрежение).К. Лендис установил, что единственной эмоцией, в оценке которой испытуемые обнаруживают высокую степень согласованности, является радость. Другие авторы считали, что по мимике человека возможно опознание широкого спектра эмоций. Однако согласованность оценок испытуемых в их опытах была невысокой.

Такая разноречивость данных в немалой степени была связана с тем, что фотографии мимических выражений, использовавшиеся в этих эмоциях в качестве стимульного материала, не были стандартизированы, что приводило к несопоставимости полученных результатов. Например, К. Лендис, который пришел к выводу о невозможности опознания эмоций по мимике, в качестве стимульного материала использовал фотографические снимки мимических реакций испытуемых в ответ на различные эмоциогенные стимулы. Однако в условиях эксперимента, целью которого было формирование определенных эмоциональных реакций, у испытуемых могли возникать эмоции, не соответствовавшие ожиданиям экспериментатора. Уже сама ситуация предварительного трехчасового пребывания испытуемых в экспериментальной камере, предусматривавшая крайнее ограничение двигательной активности, могла вызвать у них различные переживания, начиная от страха и кончая гневом. Кроме того, в ряде случаев К. Лендис использовал сложные стимулы, такие как музыкальные произведения, картины и пр., воздействие которых не могло быть однозначным.

Наиболее убедительные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека были получены П. Экманом с соавторами и К. Изардом, с именами которых связан четвертый этап разработки проблемы восприятия экспрессии человека. Усилия этих исследователей были направлены на выявление мимических паттернов, характерных для так называемых основных эмоций. По мнению П. Экмана, таких эмоций шесть: радость, горе, отвращение — презрение, удивление, страх и гнев; по мнению К. Изарда, — девять: интерес, удовольствие — радость, удивление, горе — страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение. Описав мимические паттерны в терминах сокращения или растяжения определенных групп лицевых мышц, П. Экман и К. Изард независимо друг от друга сконструировали фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Кросскультурные исследования показали, что данные эталоны опознаются с высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий.

6. Исследования выразительных мимических проявлений

6.1 Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений

При определении правильности ответа в расчет принималась только последняя оценка. При этом допускались некоторые вариации в подборе слов, например при распознавании выражения гнева одинаково правильными считались такие определения, как «гнев», «злость», «злоба», «зол», «озлоблен», «разозлился», «сердитый» и др. Высказывания фиксировались с помощью магнитофона. В эксперименте приняли участие 27 испытуемых (19 мужчин и 8 женщин).

Результаты исследования приведены в таблице.

Таблица 1.

Количество испытуемых, правильно идентифицировавших мимические выражения (%)

Отображаемое эмоциональное состояниеПо фотографииОтображаемое эмоциональное состояние По фотографиимужчины женщинымужчины женщиныСтрах Отвращение Радость Горе Гнев Удивление Презрение (выраженное поднятием левого угла рта) 60 50 70 58 — — 1285 81 80 50 74 96 -Сомнение (комбинация отвращения и удивления) Страх — гнев Горе — радость Горе — отвращение 12 15 27 -15 — — 18

Примечание. Прочерк означает, что фотоэталон соответствующего типа не предъявлялся.

Согласно полученным данным, все предъявлявшиеся мимические выражения по успешно их распознавания можно разделить на две группы:

) хорошо идентифицируемые (к ним относятся проявления шести основных эмоций) и 2) плохо идентифицируемые (в эту группу входят выражения, составленные путем комбинирования мимических проявлений различных эмоций).

Мимические выражения первой группы правильно опознавали от 50 до 96 % испытуемых, а выражения второй группы — от 12 до 27 %. Из сравнения результатов, полученных при оценке выражений мужского и женского лица (см. табл.1), следует, что по мимике эмоции распознаются более точно у женщин.

Для определения возможности вербализации признаков мимических выражений была проведена специальная серия экспериментов, в которой испытуемых просили не только определить эмоциональное состояние человека, изображенного на фотоснимке, но и как можно подробнее описать его мимические проявления. Предъявлялись следующие фотоэталоны: презрение (выраженное на лице мужчины поднятием левого угла рта), страх (мужское лицо), радость (женское лицо), сомнение (выраженное посредством сочетания элементов удивления и отвращения, мужское лицо) и смешанное выражение — брови, характерные для эмоции гнева, в сочетании со спокойным выражением остальных частей лица (фотографии мужского и женского лица).

В эксперименте приняло участие 25 человек.

Исследование показало, что при описании мимических выражений страха, радости и сомнения испытуемые указывают лишь на часть признаков. Так, характеризуя мимику страха, признак «брови подняты и сведены» отметили лишь семь испытуемых, а признак «морщины в центре лба» в ответах 20 испытуемых был редуцирован до упоминания о морщинах на лбу. Полное описание изменений в области глаз не было дано ни одним испытуемым; изменения в нижней части лица более ил менее адекватно охарактеризовали только 16 испытуемых (из них 13 — как оскал рта»).

Полный перечень признаков выражения страха, радости и сомнения не был дан ни одним испытуемым.

Полученные данные позволяют заключить, что частные мимические проявления воспринимаются, не изолировано, а в системе, где каждое отдельное проявление связано со всеми остальными.

6.2 Распознавание мимических выражений при помощи схем-эталонов

В опытах этой серии испытуемым предлагалось идентифицировать тест-объект со стандартным изображением мимических проявлений соответствующей эмоции, которые были изготовлены на четырех карточках.

На первой карточке были представлены схемы мимических выражений, отражавшие изменения только в области бровей и лба; остальные части схем соответствовали спокойному выражению лица. На второй были представлены схемы, отображавшие соответствующие изменения только в области глаз, на третьей — только в нижней части лица, на четвертой карточке были представлены полные графические схемы исследуемых мимических выражений.

Опыт проходил следующим образом. Испытуемому предлагалось выбрать на каждой из карточек схематическое выражение лица, сходное с предъявляемым на фотографии, и записать его номер. Если он полагал, что данной фотографии соответствует несколько схематических выражений, то мог указать несколько вариантов схем. В том случае, если испытуемый не находил сходства, он должен был вписать в соответствующую графу на бланке ответов ноль. Каждая из фотографий находилась перед испытуемым в течение всего времени выбора схем.

По способу работы с карточками было выделено две группы испытуемых: группа «синтетиков», в которую вошли те, кто воспринимал мимические выражения как целое (25 человек), и группа «аналитиков», строивших свои оценки на выделении отдельных частей лица (6 человек).

Общее количество выборов, сделанных по каждой из карточек, было различным. Наибольшее число выборов пришлось на карточку интегрального типа. Здесь процент «нулевых» оценок был незначительным и только в одном случае (при идентификации выражения горя) достиг 19. идентификация мимических выражений посредством карточек, на которых были представлены изменения только в области бровей и лба, вызвала наибольшие затруднения: при идентификации пяти из одиннадцати исследованных выражений количество «нулевых» ответов превышало 60%. Схематические выражения на двух остальных карточках активно использовались большей частью испытуемых.

Результаты идентификации мимических выражений посредством карточки интегрального типа отражены в табл.2.

Таблица 2

Количество испытуемых, правильно выбравших схему (%).

Отображаемое эмоциональное состояние%Удивление Страх Отвращение Гнев Горе Радость Спокойное состояние Гнев — спокойное состояние Гнев — страх Сомнение (удивление — отвращение) Горе — радость74 10 74 45 52 64 84 55 22 22 52

Ошибки в идентификации имели свои закономерности. Так, при идентификации выражения страха 64% испытуемых выбрали схему, соответствовавшую удивлению. Это согласуется с данными К. Изарда и П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. Комбинация элементов гнева и страха большей частью испытуемых идентифицировалась как гнев (52%), а комбинация элементов удивления и отвращения — как отвращение (61%).

Сравнение результатов исследования распознавания различных мимических выражений, полученных путем вербальной идентификации и идентификации посредством схем-эталонов, выявило как сходство, так и различие этих методов. Идентификация различных выражений лица при помощи стандартизированных схем мимических выражений оказалась более эффективной: согласованность оценок и точность опознания возросли, особенно при идентификации комбинированных мимических выражений. Однако и в этом случае имели место неадекватные оценки. Так, мимическое выражение, являющееся комбинацией мимических признаков удивления м отвращения, часто идентифицировалось с выражением отвращения; а мимическое выражение, составленное из признаков гнева и страха, — с выражением гнева. По-видимому, возможность таких оценок определялась самим стимульным материалом, так как одно и то же выражение объективно содержало признаки различных эмоциональных состояний человека. Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображенной фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Опираясь на результаты проведенных исследований, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

) Различные эмоции воспринимаются по-разному. наиболее успешно идентифицируются так называемые основные эмоции (страх, удивление, радость, горе, отвращение, гнев); менее успешно — «составные» (например сочетание отвращения и удивления, гнева и страха).

Степень успешности идентификации связана с типом лица (мужское или женское).

) Мимические проявления воспринимаются не изолировано, а как система признаков или особенностей элементов и зон человеческого лица.

) Указанные особенности инвариантны относительно методики исследования. Вместе с тем сравнительная оценка методик позволяет отдать предпочтение той, которая основана на использовании схем-эталонов, так как она:

) содержит фиксированные (заданных) критерии оценки эмоционального выражения лица;

) дает наиболее высокую согласованность и точность восприятия мимических выражений;

) позволяет проводить более детальные исследования восприятия экспрессии, особенно в тех случаях, когда вербализация мимических проявлений затруднена или невозможна;

) проста в обращении и может быть использована при проведении массовых исследований.

7. Частные методики

7.1 Анкета-тест, выявляющая уровень понимания невербальных сигналов

1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего сознания.

. Считаете ли вы, что у лиц женского пола мимика и жесты более выразительны, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?

а) радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) приветствуете их сдержанным движением руки;

г) целуете друг друга в щеку.

. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же?

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

. какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна по вашему мнению?

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют тем «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите?

а) словам;

б)»сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

а) смотрите совершенно спокойно;

б) закрываете глаза при особо страшных сценах.

. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а)»подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

. Многие люди утверждают, что правая и левая сторона лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

После статистической обработки результатов анкеты, можно судить, насколько верно участники коллектива воспринимают невербальные «сигналы» своих товарищей.

7.2 Опросник «Невербальные характеристики общения»

Опросник включает список неречевых характеристик поведения в общении. Задача респондентов заключается в том, чтобы выбрать из предлагаемого списка характеристик поведения те, которые, как они считают, соответствуют определенным нормам общения с друзьями, учителями, родственниками.

Задание выполняется следующим образом: на специальном опросном листе, который содержит таблицу с тремя колонками (их названия: «друг», «учитель», «родственник») нужно выбрать из списка характеристик общения, которые соответствуют каждому из перечисленных индивидов (другу, учителю, родственнику) в соответствии с нормами общения.

. Список характеристик невербального поведения:

) брать за руки;

) обнимать;

) целовать;

) смотреть в глаза;

) смотреть в лицо;

) смотреть пристально;

) отводить глаза в сторону при встрече с глазами другого человека;

) скользить взглядом по другому человеку;

) сидеть, скрестив руки на груди, забросив одну ногу на другую;

) сидеть, слегка наклонившись вперед;

) сидеть, откинувшись на спинку стула;

) сидеть прямо, положив руки на колени, ноги вместе;

) сидеть, положив руки перед собой;

) напряженная поза;

) расслабленная поза;

) наклонить голову в сторону;

) приподнять голову вверх;

) опустить голову вниз;

) втянуть голову в плечи;

) сжимать руки перед собой;

) сжимать руки позади себя;

) держать руки в карманах;

) прикрывать рот рукой;

) скрещивать руки на груди;

) интенсивно жестикулировать;

) использовать жесты для того, чтобы подчеркнуть, усилить сказанное;

) использовать жесты для описания предметов;

) использовать жесты для выражения отношения к другому;

) брать под руки;

) выражать радость;

) выражать гнев;

) выражать удивление;

) выражать страдание;

) выражать отвращение;

) выражать восхищение;

) выражать презрение;

) выражать страх;

) говорить быстро;

) говорить медленно;

) громко разговаривать;

) смеяться;

) плакать.

. Определить оптимальное и наиболее комфортное расстояние между людьми, если общаются друзья (вы и ваш друг), учитель и ученик, родственники (вы и ваш родственник) и написать длину дистанции в соответствующих колонках («друг», «учитель», «ученик»).

Заключение

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются определенным уровнем целенаправленности. Поэтому в психологии важно изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу. В данной работе представлен основной репертуар невербального поведения, т.е. были рассмотрены и проанализированы составляющие неречевой коммуникации: визуальный контакт, жесты, позы, проксемика и т.д. их роль в установлении социально-психологического взаимодействия также была изучена: невербальные средства общения — это основные элементы, с помощью которых человек передает не только свои мысли, но и свое эмоциональное состояние, что является одним из главных критериев отличия homo sapiens sapiens от остальных млекопитающих. Таким образом человек, выступая как субъект невербального общения, может показывать свое отношение (как положительное, так и отрицательное) к собеседникам, что характеризует его как участника затрудненного либо незатрудненного общения.

Также было рассмотрено, что невербальные средства общения могут преломляться сквозь призму межнациональных различий и также могут оставаться неизменными (характерными для всех рас и народов), например, улыбка применяется для демонстрации симпатии у всех жителей планеты. Неречевые сигналы также имеют разное проявление у людей различного возраста и социального статуса. Так, бедность невербальных характеристик общения человека говорит о том, что он чувствует свое высокое положение в обществе.

Представленные в данной работе исследования выразительных мимических проявлений показывают тот объем информации, который человек может передать посредством мышц лица, а также, как воспринимают эту информацию окружающие люди. Поэтому мимике принадлежит одно из первых мест по воздействию на чувства человека с целью усиления социально-психологического взаимодействия с данным индивидом.

Объективные результаты были получены при использовании опросника «Невербальные характеристики общения» в подростковой среде (13 — 15 лет).

Исследование подтвердило тот факт, что в подростковом возрасте на первый план выходит стратегия выстраивания отношений со своими сверстниками (наибольшее количество невербальных характеристик общения было выбрано относительно варианта «друг»).

Также было установлено, что девочки обладают большим арсеналом невербальных средств общения, а, значит, они более открыто выражают свои эмоции. Полученные данные показывают, что опросник имеют хорошо разработанную методическую базу и обладает высокими показателями надежности.

Список литературы

1) Андреева Г.М. «Социальная психология», мю: Издательство Московского университета, 1980, — 416 с.

) Бодалев А.А. «Психология межличностного познания» — М.: Педагогика, 1981 — 223с.

) Лабунская В.А. и др. «Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 — 288 с.

) Леонтьев А. А, «Психология общения» — М.: Смысл, 1999 — 365 с.

) Петрова Е. А.» Знаки общения» — м.: Издательство ГНОМ и Д., 2001 — 256 с.

) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология: словарь.» — М.: Политиздат, 1990 — 494 с.

) Сенько Т.В. «Психология взаимодействия» ч.1 «Базисная структура межличностного взаимодействия»: учеб. пособие — Мн.: Карандашев, 1990 — 120 с.

) Смирнова Е.Е. «Психология общения» — СПб.: КАРО, 2005 — 336 с. (Материалы для специалиста образовательного учреждения)

) Соловьева О.В. «Обратная связь в межличностном общении» — М.: издательство Московского университета, 1992 — 110 с.

) Таранов П.С. «Приемы влияния на людей» — М.: Фаир-Пресс, 2002 — 608 с.

) Уайсайд Р. «О чем говорят лица» — СПб.: Питер, 1997 — 160 с.