ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Наблюдение как один из путей формирования знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДИКИ НАБЛЮДЕНИЙ 17
2.1 Диагностика уровня сформированности представлений о комнатных растениях у старших дошкольников 17
2.2 Методика организации наблюдений в процессе ознакомления воспитанников старшей группы №2 с комнатными растениями 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………..33
ВВЕДЕНИЕ
Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как на средство расширения возможностей развития личности, определили в нашей стране новое направление политики общественного дошкольного образования. Вместо адаптивно-инструктивной модели воспитания, когда приоритетной целью воспитательного процесса является формальное усвоение ребенком суммы знаний и умений, воспитательные учреждения ориентируются на поисково-деятельностную модель, при которой создаются условия для познания детьми картины мира посредством творческой деятельности.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у ребенка, желание узнать больше [17].
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ...
Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в Республике Беларусь, но и во всем мире. Это происходит, в том числе, и из-за того, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни [6].
Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.
Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение.
Задачи педагогов — привить детям навыки культурного поведения в природе научить охранять и беречь ее богатства. Уже в детском саду надо добиваться того, чтобы дети начали понимать природу и полюбили ее. Очень важно, чтобы они увидели большую роль человека в преобразовании природы и попробовали свои силы в регулировании условий, необходимых для роста и развития растений. Основные знания дети получают на занятиях по ознакомлению с природой, но развивать и закреплять интерес к природе, прививать им навыки самостоятельной работы, проверять свои силы в опытничестве и расширять представления о мире растений помогают мероприятия вне занятий [3].
Одним из самых интересных объектов является природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни.
Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественной природой. Причины могут самые разнообразные (например, удаленность объекта от дошкольного учреждения), так и сезонные (погонные неудобства).
Вместе с тем в каждом ДУ есть великолепные природные объекты, интересные со всех точек зрения — это комнатные растения. Превосходный, живой материал, который можно весьма успешно использовать для экологического образования и воспитания круглый год.
Комнатные растения в учебном процессе детского сада находят самое разнообразное применение. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы с ними в условиях детского сада. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытной работы в течение круглого года, быстрота получения результатов проводимых опытов, возможность демонстрации на занятиях живых растений.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые ... умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды - ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических ...
Правильно организованная работа с комнатными растениями прививает детям навыки по выращиванию и уходу за ними, развивает наблюдательность, способствует воспитанию творческого подхода к размножению и содержанию растений.
Исходным звеном воспитания осознанного правильного отношения дошкольников к природе, являются конкретные знания, отражающие ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменения роста и развития. Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста раскрыты такими психолого-педагогическими исследователями как П.Г. Саморукова, И.А. Федотова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядно-образного мышления. Возможность таких знаний обоснована работами детских психологов А.Е. Запорожца, Н.Н. Поддьякова.
В связи с актуальностью экологического воспитания в данный момент времени, нами сформулирована данная тема исследования.
Объект исследования — ознакомление детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями.
Предмет исследования — методика организации наблюдений в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями.
Цель исследования — изучить методику организации наблюдений в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности наблюдения как одного из путей формирования знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем исследовать методику наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с комнатными растениями.
Гипотеза: эффективно реализованная методика наблюдения способствует повышению уровня представлений старших дошкольников о комнатных растениях.
Методы исследования: анализ литературы; педагогический эксперимент; беседа; анализ результатов.
Экспериментальная база исследования: ГУО «Большевистский ясли-сад Минского района» , старшая группа №2. Выборка испытуемых: 25 детей в возрасте 5-6 лет, которые посещают старшую группу №2.
Общая характеристика работы: курсовая работа расположена на 32 листах машинописного текста и состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической), четырех параграфов, двух таблиц, двух рисунков, заключения, пяти приложений. Список литературы составил 24 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях у детей старшего дошкольного возраста
Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания — это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объекта и деятельности. Знания — результат познания, научные познания, научные сведенья; совокупность сведений в какой-нибудь области.
Изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста
... психологических особенностей страха у детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности проявления страха у детей 4-5 лет. В ... педагогическую литературу по данной проблеме. определить уровни и особенности страхов у детей дошкольного возраста. Были использованы следующие методы: анализ психолого- педагогической литературы по ...
Как показал ряд педагогических и психологических исследований, дошкольное детство нельзя рассматривать как период накопления лишь отдельных конкретных представлений о вещах. На протяжении этого периода наблюдаются существенные сдвиги в умственном развитии, формируются общие представления и понятия, складываются важные мыслительные операции — умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Знания рассматриваются как аспект умственного развития. Знания ребенок приобретает в процессе учебной деятельности.
Обучение — процесс целенаправленной передачи общественно- исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Обучение представляет собой общение между теми, кто обладает знаниями, определённым опытом, и теми, кто их усваивает [12, с.10].
Исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Возможность усвоения таких знаний детьми среднего дошкольного возраста доказана психолого-педагогическими исследованиями [6, с.11].
Ознакомление с природой занимает особое место в умственном воспитании детей. Большая часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду — это конкретные сведения и факты из области живой и неживой природы. В ходе обучения ребёнок овладевает знаниями постепенно, поэтапно. Условно можно выделить несколько таких этапов. Каждому этапу соответствует определённый уровень знаний и возможностей ребёнка в осмыслении природных явлений, а также определённая направленность педагогического руководства умственной деятельностью дошкольников.
Содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим. У детей формируют элементарные, но научно достоверные знания о явлениях природы, подчёркивающие их взаимозависимость и материальность мира, роль человека в природе.
Знания должны быть доступными всем дошкольникам; они усложняются от группы к группе, становятся более детализированными и в то же время более обобщёнными. Знания должны быть конкретными [16].
Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная с комнатными растениями работа расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тисе ягодный) [23].
Дошкольное воспитание №5, 1989
... сверстника как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной ... об этом см.: Михайленко Н. Я. Формирование предметно-игрового взаимодействия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...
При оформлении дошкольных детских учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.2-5.
2. Бобылева, Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.36-42.
3. Богданец, Т. Наблюдаем природу — готовимся к школе / Т. Богда-нец // Дошкольное воспитание. — 2003. — №7. — С.84-87.
4. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.12-20.
5. Букин, А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. — М.: Просвещение, 2004. — 213 с.
6. Варивода, В.С. Методика экологического воспитания дошкольников в схемах и таблицах: пособие для педагогов, учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.С. Варивода. — Мозырь: Белый Ветер, 2010. — 76 с.
7. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. — М.: Академия, 2002. — 115 с.
8. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / А.А. Вербицкий; под ред. И.С. Ладенко. — Новосибирск, 2006. — 145 с.
9. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. — 2004. — №7. — С.45-49.
10. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2003. — №7. — С.31-34.
11. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С.3-9.
12. Иванова, Г. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. — 2006. — №3. — С.10-12.
13. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов дошкольных учреждений / А.И. Иванова. — М.: Сфера, 2007. — 56 с.
14. Йозова, О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / О. Йозова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №5. — С.70-73.
15. Каменева, Л.М. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева [и др.]; под ред. Л.М. Маневцовой. — СПб.: Детство-пресс, 2003. — 319 с.
16. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. — М.: Сфера, 2004. — 144 с.
17. Левитман, М.Х. Экология — предмет: интересно или нет? / М.Х. Левитман. — СПб.: СОЮЗ, 2006. — 282 с.
18. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество / Р. Левина // Дошкольное воспитание. — 2004. — №8. — С.49-53.
19. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду / С.Н. Николаева. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 119 с.
определить особенности организации предметно-пространственной ...
... окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, ... будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью. Изучению развития трудолюбия у дошкольников посвящен ряд исследований И.В.Житко, Г.Н.Каменева, Р.Н.Кузьмина, А.А.Люблинская, Г.С.Малунова, Т.А.Маркова, ...
20. Настенный планшет «Календарь погоды» // Пралеска. — 2001. — №11. — С. 45-46.
21. Рыжова, Н. Наш дом — природа. Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 2003. — №5. — С.26-34.
22. Смирнова, В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова [и др.]. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2001. — 208 с.
23. Учебная программа дошкольного образования. М-во образования РБ. — Минск: Аверсэв, 2012. — 416 с.
24. Федосеева, П.Г. Организация деятельности уголка природы. Старшая группа / П.Г. Федосеева. — Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.