Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками

Размещено на http://www.

Размещено на http://www.

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет психологии

Кафедра психологии и дефектологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

Межличностные отношения старших дошкольников со сверстниками

Орехово-Зуево

2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Исследования межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе

1.1 Основные психологические подходы к определению межличностных отношений, методики

1.2 Особенности межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками

Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

2.1 Изучение отношений детей в группе сверстников

2.2 Описание поведения детей в экспериментальной ситуации

Заключение

Список литературы

Введение

Дошкольный возраст — это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с окружающим, освоения культурных и нравственных ценностей. Дошкольник в это время учится ориентироваться в отношениях между людьми, действовать в соответствии с общепринятыми нормами, накапливать опыт самостоятельных поступков и решений. Иными словами, социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичных социально-ценностных ориентаций, которые осознаются как необходимые и социально одобряемые.

В социальном развитии дошкольников первостепенное значение имеют взаимоотношения со сверстниками. Ребенок чувствует себя более свободно, нежели в отношениях со взрослым, учится отстаивать свою точку зрения и учитывать позицию партнера. Кроме того, в группе сверстников у детей активно развиваются самостоятельность общения, основы саморегуляции и самоорганизации.

Гармоничные отношения со сверстниками являются необходимым условием для эмоционального и психологического развития ребенка. Однако зачастую дети испытывают сложности во взаимодействии с другими детьми, и дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования готовности к разрешению противоречий. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его социального и личностного развития, а значит и его дальнейшая судьба.

17 стр., 8072 слов

Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

... процессы межличностных отношений дошкольников. Целостная же характеристика отношений между сверстниками в дошкольной группе составляется на основе комплексного анализа данных, полученных во всех видах исследований. Выявление особенностей отношения ребенка ...

Проблема межличностных отношений дошкольников рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях многих ученых (Л.И. Божович, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина и др.).

Психологи особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми.

Согласно исследованиям, в старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается конкретный тип отношений со сверстниками, который либо обеспечивает нормальные, гармоничные межличностные отношения, сотрудничество, партнерство, либо ведет к возникновению конфликтов с окружающими.Все это определяет актуальность исследования и побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей в дошкольном детстве.

Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: межличностные отношения детей.

Цель исследования: выявить и описать особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу на предмет выявления подходов и методик в области межличностных отношений;

2. Определить особенности взаимодействия старших дошкольников со сверстниками;

3. Посмотреть, как развиваются межличностные отношения между детьми в конкретной группе путем проведения эксперимента.

Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 15 «Малютка» г. Павловский Посад.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Исследования межличностных отношений дошкольников в психолого-педагогической литературе

1.1 Основные психологические подходы к определению межличностных отношений, методики

11 стр., 5436 слов

Психологические особенности межличностного общения

... коммуникация - одно из средств репрезентации личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, формирует образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, ... видов и функций общения; - дать характеристику межличностного общения; - рассмотреть пространство, зоны и территорию общения; - описать критерии и уровни успешности общения. Методом исследования будет являться - ...

Процессы общения и взаимодействия всегда привлекали внимание исследователей педагогики и психологии. Ведущим теоретиком в вопросе общения и, следовательно, отношений личности выступает ученый В.Н. Мясищев. Именно отношение, по мнению психолога, является интегратором психологических характеристик человека, что и обеспечивает целостность, устойчивость, глубину и последовательность поведения личности. Психолог так определяет отношение личности: «Активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности» (В.А. Аверин,1999, 15).

Межличностные отношения — те, при которых объектом выступает другой человек, а отношение характеризуется взаимонаправленностью. В психологии под межличностными отношениями понимают «субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» (В.Н. Куницына, 2001, 22).

Необходимо отметить, что природа межличностных отношений существенно отличается от общественных: межличностное взаимодействие основывается на эмоциях. Иными словами, межличностные отношения возникают на основе чувств, которые рождаются у людей по отношению друг к другу.

Необходимость налаживания контактов с окружающими людьми признается абсолютным числом ученых. И это неслучайно, поскольку только через отношение к другим человек способен сам стать частью общества, реализовать себя. Особую важность эти процессы приобретают в дошкольном возрасте, на стадии формирования личности. Л.С. Выготский в своих работах говорил о том, что отношения ребенка с другими людьми выступают как всеобщий объяснительный принцип, как средство освоения мира. Важность общения в вопросе межличностных отношений подчеркивала М.И. Лисина. Согласно работам психолога, взаимоотношения между людьми могут сформироваться только посредством общения. «Отношения являются результатом общения, его предпосылкой, побудителем, вызывающим какой-либо вид взаимодействия» (М.И. Лисина, 1978, 21).

Поэтому данная категория является одним из важнейших условий гармоничного развития ребенка. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. В отношении человека к окружающим, во-первых, выступают особенности его личности и, во-вторых, в отношении к другому выражаются ожидания и представления человека. Он осознает себя в мире и формирует свое отношение к другим.

18 стр., 8605 слов

Рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности

... желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. Способность детей к совместной деятельности изучается в контексте взаимодействия детей в ... другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем ...

Психологами были разработаны методы, позволяющие определить особенности взаимоотношений дошкольников. Их условно можно разделить на объективные и субъективные. Так объективные методы позволяют выявить внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Такая картина отражает характер их взаимоотношений. С помощью объективных методов также можно определить особенности каждого ребенка в отдельности, его предпочтений и желаний. Субъективные методы помогают выявить внутренние потребности ребенка в отношении к сверстникам, которые связаны с его личностью, самосознанием.

Рассмотрим подробнее объективные методы. Одним из самых востребованных является социометрический метод, разработанный американским ученым Дж. Морено. Метод социометрии позволяет изучить типологию социального поведения людей (в данном случае дошкольников старшего возраста) в процессе групповой деятельности. Целью такого изучения может стать определение лидеров и отвергнутых группы по признакам симпатии и антипатии. Так в группе детей с течением времени выделяется авторитет и его антипод. М.Н. Емельянова в своих исследованиях определила качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников. Если ребенок имеет авторитетную значимость, то он, как правило, обладает следующими качествами: умеет успешно осуществлять совместную деятельность, социально активен (инициативность и исполнительность), обладает многими игровыми умениями, испытывает потребность в общении, физически и нравственно развит, успешен в трудовой и познавательной деятельности и т.д. Дошкольники с низким статусом, наоборот, социально пассивны, замкнуты, эгоистичны, капризны, ограничены в интересах, часто нарушают правила поведения, жалуются на сверстников. По мнению исследователя, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами, чтобы завоевать расположение сверстников; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной — двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются отношения дошкольника в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. Отношения между сверстниками при социометрическом подходе рассматриваются и оцениваются по критерию устойчивости выбора, его обоснованности. Однако при таком подходе не учитываются особенности и субъективный образ других членов группы.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... заставлять ребенка заниматься незнакомыми видами деятельности, вначале дать ему возможность просто посмотреть, как это делают его сверстники; ... 5. использовать в работе с тревожными детьми ... 1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в ...

К группе объективных методов относится метод наблюдения. Он дает возможность описать конкретную картину взаимодействия детей. Необходимо обращать внимание на поведение дошкольников. Если ребенок выступает инициатором в игровой или какой-либо другой деятельности, то он положительно расположен к сверстнику, старается привлечь его внимание и настроен на совместную деятельность. Если дошкольник проявляет чувствительность к воздействиям сверстника, то это означает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Так ребенок принимает настрой сверстника, подстраивается под него, согласует свои действия с действием партнера.

В процессе наблюдения важно определить эмоциональный фон дошкольника. Он может быть позитивным, нейтральным или негативным. Если ребенок раздражен, агрессивен (преобладающий негативный эмоциональный фон), то необходимо уделять ему особое внимание, поскольку гармоничного взаимодействия со сверстниками не происходит. В том случае, когда положительные и отрицательные эмоции сбалансированы или наблюдается тенденция к формированию положительного фона, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику. Однако наблюдение не должно ограничиваться только указанными параметрами. Задача психолога — отмечать конкретные жесты, поступки, высказывания, которые помогут воссоздать объективную картину взаимодействия дошкольников.

В группу объективных методов психологи относят и метод проблемных ситуаций. Суть его заключается в том, что необходимо создавать для ребенка такие ситуации, в которых он должен будет решить социальную проблему (например, разрешить конфликт и т.д.).

Для этого лучше организовать совместную деятельность, в ходе которой у детей появится возможность заинтересоваться сверстником, оказать ему поддержку и оценить его действия. О совместной деятельности говорил А.В. Петровский в рамках концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений. Ребенок, работая в группе сверстников, накапливает опыт общения, формирует навыки, необходимые для вхождения в социум. Таким образом, меняется не только организация коллектива, но и сами межличностные отношения. Они становятся более прочными, улучшается и эмоционально-психологический фон. Д.Б. Эльконин в контексте реализации межличностных отношений рассматривал совместную деятельность на примере ролевой игры. Так в процессе игровой деятельности между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу (Е.О. Смирнова, 2005).

13 стр., 6132 слов

Правила и нормы общения старших дошкольников со сверстниками как часть детской субкультуры

... -деловая форма общения детей со сверстниками (6-7 лет). Рассмотрим вторую и третью формы общения. В ситуативно-деловой форме контактируя со сверстниками, дошкольники стремятся наладить ... зависимости от условий и характера общения. Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Можно выделить три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг ...

Т.А. Репина также отмечала значимость совместной деятельности и общения со сверстниками для ребенка. Поэтому так высоко ценятся у дошкольников качества, обеспечивающие успешность совместной деятельности. Дети дошкольного возраста стараются заслужить положительное отношение сверстников своим поведением. Именно в этом возрасте интенсивно формирующееся самосознание ребенка приводит к возникновению у него потребности в идентификации себя с образцом, более близким и доступным для сравнения и подражания, чем взрослый. Сверстник удовлетворяет требованиям этого образца. Сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях, и в эмоциональной поддержке со стороны равных. Как отмечает Репина Т.А., для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей (Т.А. Репнина, 1988).

Отношение ребенка к другой личности всегда связано с особенностями самосознания. При межличностном взаимодействии человек не является объектом отстраненного наблюдения. Для каждого ребенка особенно важно, как к нему относится другой, как он реагирует на поведение. Все это отражает связь людей междудруг другом. Поэтому в межличностных отношениях всегда отражается собственное «Я» человека. Так подходы, выявляющие внутренние, субъективные аспекты отношения к сверстнику, основаны на методе проецирования. Иными словами, ребенок переносит свои представления и ожидания на окружающих.Дошкольнику предлагают рассмотреть какой-либо конфликт, но в отличие от метода проблемных ситуаций он представлен в проективной форме, например, в виде рассказа или истории. Во всех этих случаях ребенок должен предложить свой вариант решения социальной проблемы. Таким образом, дошкольник имеет возможность поставить себя на место героя и спроектировать свое поведение в предложенные обстоятельства.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Ученый Е.О. Смирнова в своих исследованиях основывалась на понятии диалогического сознания, выдвинутого филологами и философами (М.М. Бахтин, С.Л. Франк и др.).

Так в психологической науке появился подход о диалогичности сознания. Основное положение данного подхода — другие люди не есть внешняя среда, предметно воспринимаемая человеком. Другой живет в сознании человека, и при встрече осуществляется перенос мысленного «другого» на конкретную личность.

Отношения людей складываются из двух противоречивых начал: предметного и личностного. В первом случае другой человек определяется через совокупность своих качеств. Они становятся предметом оценки и познания. Во втором случае человек становится исключительно субъектом общения, целостной личностью, а не совокупностью определенных характеристик. В действительности оба начала тесно переплетаются друг с другом, поскольку люди постоянно познают и оценивают других. Но одновременно человек оценивает и свои качества, определяет свое внутреннее «Я». И собственное осознание происходит через другого человека. Сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует «другой». С течением времени этот «другой» меняется. Сначала им является взрослый, а в период среднего и особенно старшего дошкольного детства им становится сверстник.

В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.

1.2 Особенности межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками

Межличностные отношения формируются и наиболее активно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первого взаимодействия со взрослыми и сверстниками является залогом дальнейшего гармоничного развития личности ребенка.Общение с людьми в дошкольный период определяет особенности самосознания ребенка, его представления о самом себе, поведение и отношение к окружающему. Самооценка формируется в процессе общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, будет зависеть степень благополучия отношений ребенка не только к себе, но и к другим. Адекватная самооценка является залогом успешного развития межличностных отношений со сверстниками. Когда дошкольник чувствует уверенность в себе и своих силах, у него не возникает необходимости самоутверждаться за счет других, доказывать окружающим свою ценность.

Группа сверстников оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, поскольку именно в таком окружении дошкольник впервые учится применять на практике нормы поведения. В обществе детей постоянно возникают такие ситуации, в которых необходимо проявлять доброжелательность в отношении к партнеру, уметь уступать, согласовывать свои действия с другими. От стиля общения и положения среди детей зависит внутреннее психическое состояние ребенка: уверенность, удовлетворенность, спокойствие, эмоционально-психологический фон.

Взаимодействие между сверстниками старшего дошкольного возраста специфично. Оно характеризуется нестандартностью, богатством и разнообразием коммуникативных действий, эмоциональной насыщенностью. По замечанию В.С. Мухиной, «общение со сверстниками — жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения» (В.С. Мухина,1985, 98).

Общение между сверстниками в дошкольном возрасте проходит через определенные стадии. Так на первом этапе (младший дошкольный возраст) проблемные ситуации не настолько остры, чтобы приводить к конфликтам. Дети отдают свои вещи другому, уступают в игре. Сверстник для дошкольника младшего возраста еще не играет какой-либо существенной роли, однако ребенок начинает ему подражать. Таким образом, дети являются партнерами исключительно по эмоционально-практическому взаимодействию. Дошкольники младшего возраста испытывают потребность в соучастии сверстника. Второй этап (средний дошкольный возраст) характеризуется потребностью ребенка в ситуативно-деловом сотрудничестве с другими. Взаимодействие возникает в ходе совместной деятельности, когда учитываются не только свои действия, но и роль партнера.Дается оценка деятельности другого ребенка. Число конфликтов возрастает, поскольку ребенок может радоваться неудачи другого и огорчаться, если кто-то успешнее выполнил задание. Человек начинает сравнивать себя и другого, выделять в себе определенные качества и умения.

На третьей стадии (старший дошкольный возраст) начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения детей. Каждый предпочтительнее относится к тому человеку, который наиболее полно и адекватно удовлетворяет его потребности в общении. Чем доброжелательнее и уважительнее дети относятся друг к другу, тем прочнее будет их взаимодействие.В этом возрасте у дошкольника возникает совершенно бескорыстное желание помочь сверстнику, он учится сопереживать. Конкурентные отношения заменяются сотрудничеством и партнерством. Личность другого человека становится интересной и важной. Ребенок чувствует желания и настроение сверстника. Дошкольник не только рассказывают о себе, но и интересуются личностью другого человека, задавая вопросы. Первые дружеские отношения возникают в период старшего дошкольного возраста. Дети, у которых есть друзья, чувствуют себя увереннее в обществе. Их связывают общие интересы, тайны. И сверстник становится более предпочтительным партнером по общению, чем взрослый.

Однако общение между детьми старшего дошкольного возраста не всегда следуют обозначенной схеме. Многое зависит от отношений в семье, от отношения других детей к ребенку, от его индивидуальных особенностей. Дошкольник может испытывать эмоциональный дискомфорт, а это может привести к следующим типам поведения.

К первому типу относятся дети быстро возбудимые и неуравновешенные. Вследствие быстрой смены настроения деятельность ребенка очень сложно организовать. При конфликтной ситуации дошкольник может заплакать или гневно кричать. Вывести из равновесия такого ребенка может любой незначительный факт. Однако бурные эмоции также быстро угасают. Негативное отношение к партнерам возникает только в частных случаях. В целом же ребенок положительно относится к сверстникам. Как отмечает А.Д. Кошелева, эмоциональное неблагополучие этих детей ситуативно и не приводит к образованию устойчивой негативной позиции.

Ко второму типу относятся дети с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, неприязнь надолго остаются в памяти дошкольников с таким типом поведения. Однако они более сдержанны в выражении своих эмоций, нежели дети первого типа.Ребенок избегает общения, старается не принимать активного участия в играх или какой-либо другой деятельности. За безразличной позицией скрывается неуверенный в себе человек. Такие дети из-за эмоционального дискомфорта не испытывает желания ходить в детский сад. Ребенок часто проявляет сопротивление чужой инициативе.

Дети с третьим типом поведения испытывают страх вследствие неустойчивости из внутреннего мира. Каждому ребенку свойственно чего-то бояться. Это может быть страх темноты, высоты, определенных предметов. Но если ребенок крайне мнителен, боязливо относится ко всему, то необходимо усиленно работать над его эмоциональным развитием. Страх становится существенной преградой на пути к нормальному межличностному взаимодействию (А.Д. Кошелева,1985).

Трудности межличностного общения связаны также с характером дошкольника. Застенчивый ребенок, с одной стороны, стремится к взаимодействию со сверстниками, но, с другой, не решается заговорить, обходит стороной. Если ребенок часто обижается, то можно сделать вывод, что он не чувствует со стороны других признание его личностных качеств, ощущает себя ущемленным и незамеченным. Часто такие дети не идут на контакт, опасаясь, что их будут игнорировать или, наоборот, дразнить. Некоторые дошкольники старшего возраста ведут себя чересчур демонстративно. Вследствие такого поведения происходят сбои в процессе межличностного общения, потому что ребенок увлечен только своей личностью, собеседник не вызывает у него должного интереса. Такие дети нацелены на привлечение внимания к себе и на положительную оценку их действий. Если в ходе взаимодействия ребенку не удается добиться своих целей, он меняет тактику поведения: проявляет агрессию, жалуется. Следующий тип — агрессивный ребенок. У него часто заниженная самооценка, поскольку он не смог реализовать себя в группе сверстников. Вследствие чувства недооцененности дошкольник видит в своих товарищах враждебность и пренебрежение, ждет от них подвоха. Ребенок часто испытывает чувство тревоги, переживает. Все это может приобрести форму глубокой психологической травмы. И первостепенная задача психологов и педагогов — помочь ребенку преодолеть все трудности межличностного общения.

В том случае, если собственная оценка ребенка совпадает с оценкой других, то это свидетельствует о том, что дошкольник уверен в любви окружающих, чувствует себя защищенным. Он не будет проявлять демонстративный или агрессивный тип поведения, пытаясь самоутвердиться. Такой ребенок не будет замкнутым и обидчивым.

Исследователи отмечают, что отдельные эмоциональные проявления приобретают устойчивый характер, в дальнейшем они способствуют возникновению определенных форм поведения. Так Л.И. Божовичубеждена, что такие устойчивые формы поведения составляют «основу формирования характера» (Л.И. Божович, 2008).

Например, чувство радости, которое закрепляется при конкретных ситуациях и затем превращается в черту характера — жизнерадостность. При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния и развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Как отмечают психологи, зачастую к закреплению отрицательных эмоциональных состояний приводит разрушение социальных связей ребенка с окружающими людьми или приобретение этими связями искаженных форм.

Такие негативные эмоциональные состояния отрицательным образом сказываются на психической деятельности и поведении дошкольника. Так ребенок недружелюбно относится к сверстникам в группе, отрицает совместную деятельность, становится равнодушным и подозрительным. В более позднем возрасте это может привести к задержке общего психического развития ребенка. Вследствие этого человек не сможет гармонично развиваться.

Дошкольный возраст — тот период, когда формируются ключевые качества личности и характера ребенка, поэтому особое внимание необходимо уделять процессу воспитания доброжелательных, гуманных отношений между детьми. Безусловно, гармоничное социальное развитие может осуществляться только при эмоциональном контакте со взрослыми. Если ребенок хорошо чувствует себя в окружении близких, то это положительно скажется и на взаимоотношениях со сверстниками (А.Д. Кошелева, 2003).

Усваивать моральные нормы и правила поведения помогают детям сказки, рассказы. Дошкольники учатся оценивать поступки героя, разводят понятия «хорошо» и «плохо». Однако в реальной жизни дети зачастую не разграничивают эти понятия.

Соревновательное начало не должно быть определяющим в игре или какой-либо другой деятельности, поскольку ребенок заостряет внимание на своих достоинствах, его поведение зачастую становится демонстративным, а иногда и агрессивным. Вследствие этого происходит разобщение среди детей, прерывается процесс взаимодействия. Поэтому для развития доброжелательного отношения между сверстниками необходимо исключить элементы конкуренции из любого рода деятельности.

Другой способ воспитания гуманного отношения дошкольника к сверстникам — организация совместной деятельности дошкольников. Как было сказано ранее, совместная деятельность является важнейшим условием развития всех детей и каждой конкретной личности в частности. Однако не всегда занятия проходят по намеченному плану: часто дети в процессе игры ссорятся, выражают свое недовольство. Психологи отмечают, что это происходит тогда, когда ребенку не хватает внимания. А ведь совершенно очевидно, что гуманное отношение к другим основано на способности к сочувствию, к сопереживанию. Поэтому ключевой задачей родителей, воспитателей, психологов является воспитание не только навыков общения, но и нравственных чувств.

Необходимо отметить, что межличностные отношения сверстников старшего дошкольного возраста зависят от многих факторов, таких как взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Важен эмоциональный климат в группе, который создает либо доброжелательные, либо отрицательные отношения между сверстниками. Все это влияет на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Группа сверстников для ребенка — источник многих положительных эмоций. В ней дети проходят специальную тренировку во взаимодействии друг с другом. Группа помогает формированию взглядов и поведения ребенка. В дошкольной группе корректируется самооценка. Именно сверстники помогают дошкольнику адекватно оценить собственное поведение как через сравнение его с поведением других детей, так и с помощью оценок, которые дают ему сверстники. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура и индивидуальные нравственные качества.

Глава 2. Экспериментальное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста

2.1 Изучение отношений детей в группе сверстников

Исследование межличностных отношений связано с рядом трудностей, поскольку отношение, в отличие от общения, нельзя непосредственным образом наблюдать. Вербальные методы в отношении детей дошкольного возраста имеют диагностические ограничения. Зачастую то, что говорят дети, не соответствует их действительному отношению к окружающему. Вопросы, которые требуют вербального ответа, отражают более или менее осознанные установки и представления ребенка. Но в большинстве случаев существует разрыв между осознанными представлениями и реальными отношениями детей. То, что заложено в сознании, в большинстве случаев скрыто не только от наблюдателя, но и от самого ребенка. В своем исследовании мы опирались на три методики, чтобы выявить более или менее объективные стороны отношений дошкольников.

Эксперимент проводился на базе дошкольного образовательного учреждения № 15 «Малютка» г. Павловский Посад. Состав группы — 18 человек. Возраст детей — 6-7 лет. На момент эксперимента в группе находилось 13 детей. Для диагностики межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста мы решили применить три методики. Одна из них — беседа с ребенком. В ходе диалога мы смогли выявить представления ребенка о своих переживаниях и состоянии сверстника. Необходимо создать доброжелательную атмосферу перед началом разговора, чтобы ребенок был искренним, не зажатым в общении. Мы задали ребенку следующие вопросы:

— Хочется ли тебе ходить в детский сад? Расскажи, почему.

— Нравится ли тебе ребята в группе? Испытываешь ли ты радость при встрече с ними?

— Есть кто-то из ребят, кто тебе не нравится? Объясни, почему.

— Представь ситуацию: ты дал другу свою самую любимую игрушку и решил сразу ее забрать. Как думаешь, какое будет настроение у друга? Расстроится ли он?

— А смог бы ты подарить свою самую любимую игрушку другу? Как думаешь, он обрадовался бы?

— Расскажи, как ты себя чувствуешь, когда в детском саду тебя хвалят? А как ты думаешь, какое будет настроение у твоего друга, если похвалят его?

— А если твоего друга станут ругать, что он будет чувствовать? А если будут ругать тебя?

— Представь ситуацию: вы играете с другом в какую-нибудь игру, и у него что-то не получается. Как думаешь, он расстроится? Ты поможешь ему справиться?

— Родители пообещали сводить тебя в зоопарк на выходных, но не смогли из-за домашних дел. Скажи, какое у тебя настроение было бы? Ты бы расстроился?

Данные вопросы можно условно разделить на три группы:

1. Вопросы, которые выявляют общее оценочное отношение ребенка к детям в группе. Например, вопросы о предпочтениях дошкольника (Нравится ли тебе ребята в группе?Есть кто-то из ребят, кто тебе не нравится?).

Если ребенок положительно относится ко всем детям, то это означает, что ребенок во-первых, чувствует себя уверенно среди сверстников, во-вторых, занимает гуманную позицию к окружающим. Если преобладает отрицательная оценка по отношению к сверстникам, значит ребенок испытывает внутреннюю неудовлетворенность окружающим, а также поверхностно относится к сверстникам.

2. Вопросы, с помощью которых можно выявить степень сформированности представлений дошкольника о своих внутренних переживаниях и чувствах. Например, это вопросы о несостоявшемся походе в зоопарк, о том, что ребенка похвалят и т.д.

3. Вопросы, которые определяют уровень сформированности представлений дошкольника о состоянии сверстника. Например, это вопросы о том, что будет чувствовать друг, когда его похвалят или поругают и т.д. Такие вопросы позволяют определить, насколько хорошо ребенок понимает и чувствует субъективное состояние сверстника: его чувства, эмоции, настроение.

При обработке ответов на вопросы первой группы необходимо зафиксировать ответы, в которых дается положительная и отрицательная оценка сверстникам, а также варианты отсутствия ответов. При обработке вопросов второй и третьей групп необходимо зафиксировать адекватность оценки и варианты отсутствия ответов.

Для облегчения обработки ответов введем трехбалльную шкалу. Слабовыраженная инициативность оценивается в 1 балл. Средний уровень — 2 балла. Высокий уровень — 3 балла.

Следующая методика — создание проблемной ситуации.

В деятельности задействовано двое детей. Одному из них предлагается соединить части картинки. Другой должен наблюдать за действиями сверстника. Необходимо зафиксировать, насколько ребенок заинтересован в действиях другого, насколько вовлечен в эксперимент и с какой интенсивностью наблюдает за происходящим. Задача воспитателя во время выполнения задания сначала порицать действия первого ребенка, а потом поощрить его. Необходимо отметить, как отреагировал второй ребенок на оценку воспитателя. После того как картинка собрана, аналогичное задание предлагается наблюдателю.

Следующее задание для детей — одновременно собрать цветочки красного цвета. У одного ребенка на столе достаточное количество деталей красного цвета, у другого таких деталей меньше. Второй ребенок в ходе игры начинает понимать, что у него не получается цветок. Необходимо зафиксировать дальнейшие действия ребенка: будет ли он просить помощи у сверстника или же с обидой уйдет. Далее детям предлагается собрать цветочки желтого цвета. На этот раз у первого ребенка не хватает желтого. Наблюдаем, как поведут себя дети в такой ситуации.

Если ребенок помогает другому, отдает детали, которые нужны самому, значит стоит говорить о сопереживании и нормальных межличностных отношениях между сверстниками.

Показатели поведения оцениваются по следующим параметрам:

— Эмоциональная вовлеченность ребенка в действия сверстника:

0 — абсолютное отсутствие интереса к деятельности сверстника, а именно часто отвлекается, смотрит в стороны, занимается своим делом;

1 — заинтересованность, но часто отвлекается;

2 — периодически останавливает внимание на действиях сверстника, комментирует;

3 — полная вовлеченность и активное вмешательство в деятельность сверстника. межличностный дошкольник общение сверстник

— Эмоциональная оценка действий сверстника (положительное отношение, одобрение; насмешка, агрессия или демонстративное поведение, то есть сравнение с собой).

0 — отсутствие какой-либо оценки;

1 — негативная реакция;

2 — демонстративное поведение;

3 — положительная реакция.

— Эмоциональная реакция на успех или неудачу сверстника, на оценку воспитателем деятельности сверстника.

0 — безразличие, индифферентная позиция;

1 — порицание педагога одобряется, похвала, соответственно, вызывает протест;

2 — согласие с похвалой и порицанием, стремление к адекватности оценки деятельности сверстника;

3 — принятие положительной оценки и протест против порицания, выражение способности к сопереживанию.

— Поведение ребенка в ситуации, когда необходимо отдать свои детали для успешного выполнения задания сверстником.

0 — отказ;

1 — неохотно, под давлением со стороны уступает детали;

2 — дает детали, но только после того, как самостоятельно выполнят задание;

3 — без уговоров отдает нужные детали сверстнику, иногда предлагает помощь самостоятельно. Исключается конкурентное начало. В такой ситуации дети выступают партнерами.

Следующий метод — социометрический. Положение детей в группе (степень их популярности или отверженности) в психологии выявляется методами социометрии, которые позволяют выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей. В этих методиках ребенок в воображаемых ситуациях осуществляет выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Для этого эксперимента мы выбрали игру «Капитан корабля». Для привлечения внимания ребенка необходимо подготовить материал: нарисованный или игрушечный кораблик. С каждым ребенком проводится индивидуальная беседа.

— Представь, что ты капитан корабля и тебя ждет удивительное путешествие в дальние страны. Кого бы ты взял с собой из своей группы?

— А кто бы был гостем на твоем корабле?

— А кого бы ты никогда не взял с собой в путешествие?

— Кто бы еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

В следующей главе приведем и обобщим результаты, полученные в ходе применения данных методик.

2.2 Описание поведения детей в экспериментальной ситуации

В экспериментальном исследовании принимали участие 13 детей подготовительной группы:

1. Маша Ф.

2. Арсений А.

3. Маша К.

4. Дарина М.

5. Леша Р.

6. Фрося Ш.

7. Миша П.

8. Дима Д.

9. Сева К.

10. Настя Л.

11. Женя Р.

12. Наташа Ф.

13. Егор Ф.

Для первого эксперимента «Беседа» мы выбрали 5 детей. Ниже представлены ответы дошкольников на поставленные вопросы. Перед началом беседы мы попытались расположить детей к себе.

1. Хочется ли тебе ходить в детский сад? Расскажи, почему.

Фрося Ш. — Да. У меня здесь друзья.

Женя Р. — Да.

Арсений А. — Да. Мне интересно в садике.

Маша Ф. — Да. Мне нравится детский сад, здесь много игрушек.

Сева К. — Нет. Я хочу играть дома.

2. Нравится ли тебе ребята в группе? Испытываешь ли ты радость при встрече с ними?

Фрося Ш. — Да. У меня было день рождения, и Наташа подарила мне красивую куклу. А Настя розовые духи. Они мои друзья.

Женя Р. — Я радуюсь, когда иду в детский садик.

Арсений А. — Да.

Маша Ф. -Мне нравятся девочки и мальчики тоже. Мы все очень дружим.

Сева К. — Да.

3. Есть кто-то из ребят, кто тебе не нравится? Объясни, почему.

Фрося Ш. — Мальчики меня обижают. И не нравится мне Дима.

Женя Р. — Все нравятся.

Арсений А. — Мне не нравится Миша. Он хочет отобрать мой мотоцикл.

Маша Ф. — Я со всеми дружу.

Сева К. затруднился ответить.

4. Представь ситуацию: ты дал другу свою самую любимую игрушку и решил сразу ее забрать. Как думаешь, какое будет настроение у друга? Расстроится ли он?

Фрося Ш. — Я даю девочкам своиигрушки и не отнимаю их. Настя один раз плакала, когда у нее Маша забрала куклу. Я так не делаю. Я знаю, что она будет плакать. Очень плохо, если девочка плачет.

Женя Р. — Расстроится.

Арсений А. — Да. Он же хотел поиграть в нее. Нельзя так сразу отнимать. Пусть поиграет. Я же играю. И он пусть.

Маша Ф. — Очень расстроится. Нельзя так делать. Лучше дать поиграть в игрушку.

Сева К. — Да.

5. А смог бы ты подарить свою самую любимую игрушку другу? Как думаешь, он обрадовался бы?

Фрося Ш. — Нет. Я люблю свои игрушки. Я не подарю, но дам поиграть.

Женя Р. — Я дам поиграть на время.

Арсений А. — Если друг даст мне свою. Тогда я буду радоваться. И он будет радоваться.

Маша Ф. — У меня много любимых игрушек. Я могу отдать Насте свою куклу. Настя очень хорошая. Она очень обрадуется.

Сева К. — Нет. Я не отдам свои игрушки.

6. Расскажи, как ты себя чувствуешь, когда в детском саду тебя хвалят? А как ты думаешь, какое будет настроение у твоего друга, если похвалят его?

Фрося Ш. — Я очень радуюсь. И ребята будут тоже радоваться.

Женя Р. — Я буду рад. И друзья тоже.

Арсений А. — Это хорошо. Мне очень нравятся, когда Алла Борисовна меня хвалит. Другим ребятам тоже должно нравиться.

Маша Ф. — Я радуюсь. И другие ребята радуются, когда их хвалят.

Сева К. — Хорошо.

7. А если твоего друга станут ругать, что он будет чувствовать? А если будут ругать тебя?

Фрося Ш. — Я расстроюсь, когда поругают меня. И ребята тоже расстроятся.

Женя Р. — Я не хочу, чтобы меня ругали. Мне не нравится, когда меня ругают. И жалко друзей, если на них ругаются.

Арсений А. — Им плохо. Потому что когда ругаются — это плохо.

Маша Ф. — Друзья расстраиваются, если ругают. И я расстраиваюсь очень сильно.

Сева К. затруднился ответить.

8. Представь ситуацию: вы играете с другом в какую-нибудь игру, и у него что-то не получается. Как думаешь, он расстроится? Ты поможешь ему справиться?

Фрося Ш. — Я помогу своим подругам.

Женя Р. — Не знаю.

Арсений А. — Я помогу, потому что он расстроится.

Маша Ф. — Я буду помогать. Я всегда помогаю, когда у ребят не получается нарисовать дерево.

Сева К. — Расстроится.

9. Родители пообещали сводить тебя в зоопарк на выходных, но не смогли из-за домашних дел. Скажи, какое у тебя настроение было бы? Ты бы расстроился?

Фрося Ш. — Расстроюсь. Я очень люблю животных.

Женя Р. — Я очень хочу в зоопарк.

Арсений А. — Расстроюсь.

Маша Ф. — Я люблю ходить в зоопарк. Будет очень жалко, что мы не сходим.

Сева К. -Расстроился.

Подведем итог. Все ребята положительно относятся к своим сверстникам, за исключением нескольких случаев. Предпочтение девочками девочек объясняется особенностями гендерного развития. Большинство детей в таком возрасте выбирают себе друзей по половому признаку. И, безусловно, присутствует конкурентное начало (один мальчик у другого отбирает мотоцикл).

Это также характерно для данного возрастного периода. Агрессии среди детей не наблюдалось. Доброжелательное отношение преобладает.

Все дети осознают свои внутренние чувства. Они совершенно естественно расстраиваются, когда их ругают, и радуются, когда хвалят. Также практически все ребята хорошо понимают чувства сверстника. Это хороший показатель, потому что ребенок умеет переживать задругого, разделять его успехи и поражения. Можно с уверенностью сделать вывод, что межличностное общение среди этих детей проходит гармонично и успешно.

Теперь оценим уровень инициативности детей. Результаты приведены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Фрося Ш.

Женя Р.

Арсений А.

Маша Ф.

Сева К.

1. Хочется ли тебе ходить в детский сад? Расскажи, почему.

3

1

3

3

2

2. Нравится ли тебе ребята в группе? Испытываешь ли ты радость при встрече с ними?

3

3

1

3

1

3. Есть кто-то из ребят, кто тебе не нравится? Объясни, почему.

3

2

3

2

4. Представь ситуацию: ты дал другу свою самую любимую игрушку и решил сразу ее забрать. Как думаешь, какое будет настроение у друга? Расстроится ли он?

3

1

3

3

1

5. А смог бы ты подарить свою самую любимую игрушку другу? Как думаешь, он обрадовался бы?

3

2

3

3

2

6. Расскажи, как ты себя чувствуешь, когда в детском саду тебя хвалят? А как ты думаешь, какое будет настроение у твоего друга, если похвалят его?

3

3

3

3

1

7. А если твоего друга станут ругать, что он будет чувствовать? А если будут ругать тебя?

3

3

3

3

8. Представь ситуацию: вы играете с другом в какую-нибудь игру, и у него что-то не получается. Как думаешь, он расстроится? Ты поможешь ему справиться?

3

1

3

3

1

9. Родители пообещали сводить тебя в зоопарк на выходных, но не смогли из-за домашних дел. Скажи, какое у тебя настроение было бы? Ты бы расстроился?

3

2

1

3

1

В целом дети расположены к общению. Девочки очень инициативны, развернуто отвечают на вопросы, демонстрируют положительное отношение к другим и внимательны к чувствам сверстников. Это говорит о нормальном уровне развития потребности в общении. То же можно сказать и об Арсении и Жене. Сева более зажат в общении, не смотрит в глаза, часто отвлекается. Его поведение не было активным, на ряд вопросов мальчик затруднялся ответить.

Мы поговорили с педагогом и психологом по поводу поведения Севы. Мальчик действительно несколько скован, не так общителен. Отношения в семье хорошие. Наверное, дело просто в характере, потому что Сева изначально отличался скромностью и неуверенностью. Кроме того, его невнимательность, несобранность связана с тем, что его друг заболел и не пришел в садик. Ребенок переживает за друга и чувствует свое одиночество. Мы говорили о том, что первая дружба зарождается на этапе старшего дошкольного детства. Это действительно так. Можно также отметить, что у Севы есть потребность в общении, он способен переживать. Педагогам необходимо раскрепостить этого ребенка, чтобы он не замыкался в себе в случае подобной ситуации.

Перед началом эксперимента дети были вовлечены в игровую деятельность. Мы некоторое время наблюдали за ними и пришли к выводу, что большинство детей уступчивы, внимательны к партнеру. Каждый, даже не очень инициативный ребенок, старался помочь. Безусловно, несколько детей вели себя отчужденно или застенчиво. Но для группы дошкольников такое разделение является естественным. Ребята, занимающиеся совместной деятельностью, показали высокий уровень эмоционального развития. Это очень важно для такого возраста.

Для следующего эксперимента (создание проблемной ситуации) мы сформировали четыре пары детей.

Первая пара — Маша К. и Наташа Ф.

Вторая пара — Дарина М. и Леша Р.

Третья пара — Настя Л. и Егор Ф.

Четвертая пара — Дима Д. и Миша П.

Ход эксперимента мы отразили в Таблице № 2.

Таблица № 2.

Маша К.

Наташа Ф.

Дарина М.

Леша Р.

Настя Л.

Егор Ф.

Дима Д.

Миша П.

Эмоциональная вовлеченность ребенка в действия сверстника

2

3

2

2

2

2

1

2

Эмоциональная оценка действий сверстника (положительное отношение, одобрение; насмешка, агрессия или демонстративное поведение, то есть сравнение с собой)

3

2

3

3

3

3

2

3

Эмоциональная реакция на успех или неудачу сверстника, на оценку воспитателем деятельности сверстника

2

2

3

3

3

2

0

2

Поведение ребенка в ситуации, когда необходимо отдать свои детали для успешного выполнения задания сверстником

2

1

3

2

2

2

1

1

Подавляющее большинство детей проявляют интерес к сверстнику. Это говорит о том, что ребенок причастен к партнеру, чувствителен к его действиям. Также большее количество детей выражают положительные эмоции по отношению к деятельности сверстника. Это говорит о том, что другой ребенок воспринимается не в качестве конкурента, а в качестве партнера. Это крайне важно для налаживания межличностных отношений.

Два дошкольника ведут себя демонстративно. Такое поведение также характерно для детей данного возраста. Взаимоотношения между сверстниками не могут проходить всегда гладко, по намеченной схеме. Один ребенок не дал оценок. На наш взгляд, это объясняется тем, что мальчик отвлекся на что-то свое в процессе наблюдения за деятельностью сверстника. Практически все дети адекватно отнеслись к оценке сверстника воспитателем (с радостью приняли поощрение и негодовали при отрицательной оценке либо согласились и с тем, и с другим).

Высокие показатели свидетельствуют о том, что в детях хорошо развито чувство переживания и сочувствия.

Никто из детей не отказал другому в помощи: все отдали свои детали, однако кто- то под принуждением сверстника — три человека, кто-то с прагматической целью (сначала сделаю я, а потом он) — четыре человека, один человек безоговорочно помог сверстнику. В последнем случае ребенок оценивается как партнер. Это очень хороший показатель. Безусловно, без соревновательного начала в старшем дошкольном возрасте не обойтись. Это не значит, что межличностная коммуникация нарушена. Она затруднена, но это естественно для данного периода.

Оба эксперимента показали, что в целом межличностное общение между сверстниками проходит довольно гармонично и успешно за исключением частных случаев. Можно говорить о дружелюбной атмосфере в группе, о благоприятном эмоционально-психологическом фоне детей. С теми дошкольниками, кто не проявлял инициативы, терялся, необходимо проводить индивидуальные работы, выяснить причины их неуверенности и в ходе коррекционной работы устранить их.

В третьем эксперименте «Капитан корабля» принимали участие все дети группы. Мы предложили каждому ребенку посмотреть на кораблик и ответить на вопросы.

Представь, что ты капитан корабля и тебя ждет удивительное путешествие в дальние страны. Кого бы ты взял с собой из своей группы?

Маша Ф. — Я возьму с собой Настю и Свету (Света Б. болеет, поэтому на время эксперимента ее не было в группе).

А еще можно взять с собой Сеню. Потому что на корабле нужны мальчики.

Арсений А. — На корабле мне будет помогать Егор. А готовить еду — Маша (имеется в виду Маша Ф.).

Маша К. — На корабль я возьму Наташу и Настю.

Дарина М. — На корабль я приглашу Егора, Сеню и всех девочек.

Леша Р. — Я поеду в путешествие с Сеней.

Фрося Ш. — Настя и Наташа поедут со мной. И еще мы возьмем Егора, потому что он сильный.

Миша П. — Я поеду с Сеней на корабле.

Дима Д. — Я бы взял Лешу и Егора.

Сева К. — Я поеду с Сеней.

Настя Л. — Я возьму с собой Машу (имеется в виду Маша Ф.) и Егора.

Женя Р. — Леша и Егор поедут со мной.

Наташа Ф. — Машу (имеется в виду Маша Ф.) возьму, Дарину и Настю.

Егор Ф. — Если я буду капитаном, я возьму с собой на корабль Лешу и Сеню. Они будут мне помогать.

— А кто бы был гостем на твоем корабле?

Маша Ф. — Наташа и Фрося.

Арсений А. — Леша.

Маша К. — Фрося и Маша (имеется в виду Маша Ф).

Дарина М. — Леша и Максим (на данный момент Максима Е. не было в группе).

Леша Р. — Егор и Фрося.

Фрося Ш. — Маша (имеется в виду Маша Ф.) и Сеня. А еще я приглашу Дарину.

Миша П. — Леша и Максим.

Дима Д. — Сеня и Настя.

Сева К. — Максим.

Настя Л. — Фрося, Наташа и Сеня с Лешей.

Женя Р. — Сеня и Фрося.

Наташа Ф. — Леша и Егор.

Егор Ф. — Фрося и Маша (имеется в виду Маша Ф.).

— А кого бы ты никогда не взял с собой в путешествие?

Маша Ф. — Диму и Машу (имеется в виду Маша К.).

Арсений А. — Я бы не стал брать с собой Диму и Мишу. Они всегда отбирают мои игрушки.

Маша К. — Мишу.

Дарина М. — Диму и Машу (имеется в виду Маша К.).

Леша Р. — Диму не возьму.

Фрося Ш. — Машу (имеется в виду Маша К.).

Миша П. — Диму и Севу.

Дима Д. — Мне не нравится Маша (имеется в виду Маша К.).

Я не приглашу ее.

Сева К. — Мишу я точно не возьму с собой.

Настя Л. — Диму.

Женя Р. — Я бы не взял на корабль Диму.

Наташа Ф. — Мишу и Машу (имеется в виду Маша К.).

Егор Ф. — Диму. Он все время обижается и плачет. Такие помощники на корабле не нужны.

— Кто бы еще остался на берегу?

На этот вопрос одни ребята затруднялись ответить, другие говорили, что не знают. В целом, отношение детей уже определилось при трех вопросах. Поэтому на основании их и сделаем выводы. Результаты эксперимента приведены в Таблице № 3. Мы постарались определить лидеров и их антиподов.

Таблица № 3.

Ребенок

Положительная оценка (чел)

Отрицательная оценка (чел)

Маша Ф.

6

Арсений А.

10

Маша К.

5

Дарина М.

2

Леша Р.

8

Фрося Ш.

6

Миша П.

4

Дима Д.

8

Сева К.

1

Настя Л.

5

Женя Р.

Наташа Ф.

4

Егор Ф.

8

Дети, не принимавшие участие в эксперименте

Света Б.

1

Максим Е.

3

Исходя из данных таблицы, мы можем сделать вывод о том, что самыми популярными детьми являются Арсений А., Леша Р. и Егор Ф. Все три мальчика продемонстрировали высокие показатели при предыдущих экспериментах. Они успешны в общении, инициативны, не идут на конфликт. Совершенно естественно то, что они среди своих сверстников стали лидерами. Девочки (Маша Ф. и Фрося Ш.) также довольно популярны в группе. У них были выявлены хорошие показатели при предыдущих экспериментах. Большинство детей получило положительные отзывы. Это неплохой показатель в сфере формирования межличностных отношений.

Дима Д. получил наибольшее количество отрицательных отзывов. Он не проявлял инициативы, был не заинтересован в деятельности других. Не достигал успехов в совместной деятельности, избегал общения. Мальчик показался нам зажатым и скрытным. Необходимо проводить с ним и другими ребятами коррекционную работу по преодолению негативных проявлений характера.

Таким образом, в каждой общности детей существуют свои трудности при налаживании межличностного взаимодействия. И первостепенная задача педагогов, психологов — свести к минимуму сбои в отношениях между сверстниками, проводя индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Заключение

Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и противоречивы, представляют собой целостную систему с внутренней структурой и динамикой развития. Отношения достаточно трудно определить, они частично отражаются в поведении ребенка и требуют специальных методик для обнаружения.

Опыт взаимодействия со сверстниками, приобретенный в дошкольном возрасте, оказывают непосредственное влияние на дальнейшее развитие детских отношений. Ребенок либо стремится к общению, новым контактам, либо настороженно или пассивно относится к окружающим. Эти процессы отражаются и на дальнейшем развитии ребенка.

Дружелюбные, гуманные отношения оказывают благоприятное воздействие на межличностные отношения сверстников. Поэтому необходимо создавать условия для успешного взаимодействия детей, проводить коррекционную работу в целях преодоления трудностей межличностного общения. Вся эта работа является гарантом формирования эмоционально и психологически развитой личности.

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. — 89 с.

2. Алешина, И. Н. Диагностика особенностей личности и межличностных отношений дошкольника: учеб.-метод пособие / И.Н. Алешина ; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. — Тамбов : Изд-во ТГУ , 2003. — 56 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

4. Емельянова, М. Н. Воспитываем ребенка — лидера // Дошкольное воспитание, 2006. №5.

5. Зазульская, О.В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками: [конспект занятия с педагогами : мастер-кл. победителя конкурса «Воспитатель года -2005» О.В. Зазульской / О.В. Зазульская // РЕБЕНОК В ДЕТСКОМ САДУ : ил.метод. журн. для воспитателей дошкол. учреждений. — 2006. — № 1. — C. 2-8.

6. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред. Кошелевой А.Д. М.,1985. — 205 с.

7. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: «Академия», 2003. — 98 с.

8. Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.: ил.

9. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей//Принцип развития в психологии/Под ред. Л.Анцыферовой. — М.: Педагогика,1978.

10. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова; Под ред. Е. О. Смирновой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 240 с.

11. Мухина, В.С. Детская психология. 2 изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.

12. Репина, Т.А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.

13. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 307 с.

14. Рузская, А. Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. — 1988. — № 2. — С.44-49.

15. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил.

16. Смирнова, Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996. — №3. — 5-14 с.

Размещено на