Курсовая работа по психологии на тему: Формирование толерантности у современных детей

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Выполнила: студентка 2 курса

ФРФ и Д группы 2Б (320711) Андреева Дарья

Научный руководитель: Лисютина С.Е.

Тула, 2013

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности

§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности…………………….6

§1.2. Виды толерантности……………………………………………………..9

§1.3. Толерантность и интолерантность………………………………………13

§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности……………………..19

Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности

§2.1. Описание методов исследования…………………………………………21

§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования……………………………………………………………………..29

§2.3. Выводы по результатам исследования. Психолого-педагогические рекомендации………………………………..…………………………………..

Заключение………………………………………………………………………

Введение.

Актуальность проблемы: С понятием «толерантность» связаны: уважение прав другого человека, осознание важности сохранения возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

Организация объединенных наций по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год Международным годом толерантности.Целью этого явилось осознание политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением форм нетерпимости в современном мире. С момента окончания холодной войны непрестанно росло количество социальных, религиозных и культурных конфликтов. Всё это быстро переросло в полномасштабные вооруженные столкновения. Слишком большое число основных прав человека подверглись прямой угрозе, слишком много жизней было потеряно. В Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация Принципов Толерантности. Она определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Декларация подчеркивает, что государствам нужно разрабатывать новые законы для обеспечения равенства в общении для всех групп людей и отдельных членов общества.

26 стр., 12557 слов

Методика и описание хода исследования. 46 Анализ результатов ...

... оценки студентами корпоративной культуры РГСУ. 43 2.1. Методика и описание хода исследования. 43 2.2. Анализ результатов исследования. 48 Выводы. 59 Заключение. 61 Список литературы. 63 Приложение 66 ... Введение Деятельность индивида, организации в целом, равно как и отношение людей к организации ...

Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. Толерантность способствует внутренней устойчивости общества и создает условия для самораскрытия и саморазвития.

Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма (приверженность крайним взглядам и мерам) имеет для России особую актуальность.Толерантность — искусство жить рядом с непохожим, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса. В современных учебных заведениях учатся дети разных национальностей, из семей с разным достатком. Педагогам необходимо научить детей уважать не только себя, но и людей, не похожих на них самих, показать им, что главное — это личность, права человека.

Предмет исследования: отношение подростков к различным этническим группам и культурам.

Объект исследования: современные школьники.

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у школьников, формирование толерантного отношения школьников к различным культурам.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературы по проблеме исследования;
  2. Изучить возрастные особенности детей;
  3. Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
  4. Провести диагностики, позволяющие изучить реальный уровень толерантности школьников;
  5. Предложить психолого–педагогические рекомендации

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные педагогические и психологические исследования в области выявления факторов толерантности/интолерантности и направленного формирования толерантных установок (Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова,Г. Л. Бардиер, И. Б. Гришпун, И. М. Дзялошинский, Е. Ю. Клепцова, М. С. Мацковский, Н. В. Недорезова, А. В. Перцев, Л. Г. Почебут, С. Д. Лебедев, И. Пчелинцева, Г. Олпорт,Асташова Н.А.,Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Смирнова Е.О.,Тишков В.А., Перцев А. ).

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, опрос, методы обработки данных.

Используемые методики: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности

§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности.

9 стр., 4199 слов

Способности. Взаимодействие и взаимокомпенсация способностей. ...

... и др. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под ... будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Значительные трудности в определении понятия способности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся ...

В разных языках понятие толерантности трактуется по-разному:

— в английском языке это — «способность и готовность без протеста воспринимать личность или вещь»;

— в китайском — «допускать, позволять и проявлять великодушие в отношении других»;

— в арабском понятие толерантности объясняется как «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим»;

— во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

— в персидском — «терпение, терпимость, выносливость» .

Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как «терпимость» (от франц. Tolent – терпимый).

Это понятие присутствует практически во всех словарях русского языка. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Словарь Брокгауза и Ефрона говорит, что толерантность есть веротерпимость. В Словаре по конфликтологии Давлетчиной С. Б. толерантность понимается как «терпимость, снисходительность человека к кому-либо или к чему-либо: чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и так далее; способность длительное время переносить какие-либо неприятности».

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ — «терпимость», «устойчивость», «выносливость», «переносимость». Начав регулярно, систематически потреблять психоактивное вещество, человек вскоре начинает испытывать потребность в увеличении его дозы, поскольку прежняя уже не дает желаемого эффекта, то есть ожидаемых ощущений в связи с мобилизацией защитных систем. Через какое-то время и новая доза оказывается недостаточной, происходит возрастание толерантности». (С. В. Березин, К.С. Лисецхий, М. Е. Серебрякова «Словарь психологических терминов»).

Гордон Уиллард Олпорт — американский психолог ввёл в научный оборот само понятие «толерантность». Опираясь на исследования Т. Адорно и других психологов, он выделил целый ряд существенно значимых, с точки зрения понимания толерантности, факторов и следующие параметры: ориентация на себя; потребность в определенности; меньшая приверженность к порядку, способность к эмпатии, предпочтение свободы, демократии, осознание себя и критичность к себе, ответственность, защищенность, чувство юмора.

Анна Фрейд в своей работе «Теория и практика детского психоанализа: ключевые термины» даёт такое определение толерантности: « это отсутствие или ослабление реагирования на тот или иной неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию».

10 стр., 4960 слов

Психологические последствия воздействия на человека различных ...

... резко отличается от обычных житейских условий, привычных большинству людей. Общее и особенное в условиях ... присущи психоэмоциональным состояниям любого человека, каждого сотрудника органов внутренних дел. Однако служба в силовых структурах государственной власти вообще, а в различных подразделениях в особенности, ...

И.Б. Гриншпун рассматривает толерантность как какую –либо характеристику индивида по ряду параметров: объективная отнесенность, диапазон толерантности, фокус, устойчивость и динамичность толерантности.

М. С. Мацковский представляет толерантность как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д».

Н. В. Недорезова, как и Уолцер рассматривает толерантность как некоторую социальную установку, которая состоит из трех компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного.

Согласно определению В. Перцева, толерантность — это переходное состояние от конфликта, выливающегося в насилие, к взаимопониманию и сотрудничеству. Он рассматривает когнитивную и конативную сторону толерантности.

Г. У. Солдатова предлагает выделять четыре основных ракурса толерантности: как психологической устойчивости, как системы позитивных установок, как совокупности индивидуальных качеств, как системы личностных и групповых ценностей.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».

Подведём итог. Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность.

§1.2. Виды толерантности

В психологии можно выделить множество различных классификаций толерантности.

Сначала бы хотелось обратиться к классификации Г. Олпорта. Он выделял три вида толерантности:

  1. Толерантность как систему установок, связанных с этническими и расовыми различиями. Толерантный индивид, согласно Г. Олпорту, исходит из того, что «все люди равны», групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения.
  2. Конформную толерантность. Здесь речь идёт о проявлении конформности в контексте этнических проблем.
  3. Толерантность как черту характера. Это уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир».

Наиболее полно отражающей все аспекты педагогической деятельности является классификация Г. Л. Бардиер и разработанный на ее основе опросник ВИКТИ (Виды и компоненты толерантности).

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

... есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» (Леонтьев, ... общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в ...

Выделяется 10 видов толерантности: межличностная,межкультурная, межэтническая, профессиональная, управленческая,межпоколенческая, гендерная, социально-экономическая,межконфессиональная, политическая. Все перечисленные виды толерантности можно условно объединить в три социальных блока:

1) биологически – обусловленный: индивидные различия, в частности возрастные и половые особенности, социальные роли личности;

2) культурно-обусловленный: индивидуальные особенности человека как представителя того или иного этноса, национальной культуры, религии или религиозной конфессии;

3) социально-обусловленный: определяется статусными и позиционными различиями между людьми в их профессиональном, управленческом, социально-экономическом, политическом окружении.

Г.Л. Бардиер также выделяет десять компонентов толерантности. Такие как: аффективный,конативный, когнитивный,этико-нормативный, потребностно-мотивационный, деятельностно — стилевой, ценностно-ориентационный, идентификационно-групповой, идентификационно-личностный, личностно-смысловой.

Мацковский Михаил Семенович выделял 12 видов толерантности:

  • Политическую – отношение к деятельности различных партий и объединений, высказываниям их членов и т.д.
  • Межнациональную – отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на других людей.
  • Расовую – отсутствие предубеждений к представителям другой расы. В своем крайнем проявлении расовая интолерантность представляет собой расизм – дискриминацию людей по расовому принципу.
  • Религиозную – отношение к догматам различных конфессий, религиозности, особенностям литургии и т.д. со стороны верующих и неверующих, представителей различных конфессиональных групп.
  • Гендерную – непредвзятое отношение к представителям другого пола, недопустимость априорного приписывания человеку недостатков другого пола, отсутствие идей о превосходстве одного пола над другим
  • Возрастную – непредвзятость к априорным «недостаткам» человека, связанным с его возрастом (неспособность стариков понимать молодежь, отсутствие у молодежи опыта и знаний и т.д.).
  • Физиологическую – отношение к больным, инвалидам, физически неполноценным, лицам с внешними недостатками и т.д
  • Сексуально–ориентационную – непредвзятость по отношению к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
  • Образовательную – терпимое отношение к высказываниям и поведению людей с более низким образованием и наоборот.
  • Географическую – непредвзятость к жителям небольших или провинциальных городов, деревень и других регионов со стороны столичных жителей и наоборот.
  • Межклассовую – терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев – богатых к бедным, бедных к богатым.
  • Маргинальную – отношение к бомжам, нищим, наркоманам, алкоголикам, заключенным и т.д.

С.К. Бондырева выделяла толерантность при отсутствии оснований для негативной реакции – естественную толерантность, толерантность, несмотря на наличие оснований для нее – проблемную толерантность.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

В свою очередь, она рассматривала разновидности проблемной толерантности:

  • подчинения (иерархии) – человек терпит неприятного себе человека из – за того, что он занимает высший пост и имеет власть.
  • Выгоды – человек терпит неприятного человека ради получения от него какой-либо выгоды.

Две эти разновидности можно объединить в одну – вынужденную толерантность.

  • умысла – индивид до поры до времени терпит неприятное для него поведение того, кого он хочет ввести в заблуждение своей нарочитой терпимостью.
  • Воспитанности — проявление толерантности (в тех или иных ситуациях) становится для индивида одним из способов личностного самоутверждения, и подобный индивид считает «ниже своего достоинства» проявлять интолерантность.

В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о видах толерантности. В настоящее время они пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы.

§1.3. Толерантность и интолерантность

В настоящее время встречатся всё больше и больше людей, склонных к интолерантости. Интолерантность — несклонность к компромиссу; нетерпимость, агрессивность, деструктивность. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф).

Она основывается на убеждении человека в том, что его группа, его система взглядов, его образ жизни стоят выше остальных. Это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе. Проявление интолерантности находится в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей, экстремизма.

Проблема толерантности и интолерантности занимает весьма значительное место в истории. Нередко она имеет стимулирующий, конструктивный характер, иногда драматический, очень опасный. С ней связаны как времена подъема и расцвета, так и периоды социального и интеллектуального регресса, застоя, военных драм, геноцида. Многие войны, международные конфликты происходили по причине интолерантного отношения людей одной нации к другой и др.

В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995) говорится: «Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира».

В середине XX века Г. Оллпорт, как мы уже говорили, построил типологию личности в континууме толерантность–интолерантность. Опираясь на работу Т.Адорно и его коллег «Авторитарная личность», работы других психологов, а также на собственные исследования он дал обобщенные характеристики толерантных и интолерантных личностей по ряду параметров. Рассмотрим их подробнее. Итак, для толерантного человека характерно: (1) знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих); (2) защищенность (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться); (3) ответственность (развитое чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других); (4) потребность в oпределенности (толерантный человек не делит мир на черное и белое, а признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); (5) ориентация на себя (больше ориентирован на личностную независимость, меньше – на принадлежность внешним институтам и авторитетам); (6) меньшая приверженность к порядку (менее ориентирован на порядок вообще, в том числе и на социальный порядок, менее педантичен, вежлив); (7) способность к эмпатии (социально чувствителен и склонен давать более адекватные суждения о людях); (8) чувство юмора (способен посмеяться не только над другими, но и над собой); (9) предпочитает свободу, демократию (для него не имеет большого значения общественная иерархия).

4 стр., 1615 слов

Формирование толерантности в молодежной среде.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ...

... признанию, практическое признание и уважение убеждений и действий других людей. В социальном контексте толерантность - это готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при отсутствии ...

Конечно, деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия.

Толерантность–интолерантносгь – это всегда проблема отношения одной этнической группы к другой. Именно поэтому, толерантность ставится в ряд психологических характеристик, которые особенно важны при исследовании межгруппового взаимодействия и трансформаций этнической идентичности. Интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами другие этнические группы.

Чрезмерная же терпимость ведет к ее фактическому самоуничтожению, превращению в собственную противоположность. Будучи слишком толерантными, мы, не желая того, способствуем интолерантности.

Толерантность и интолерантность играют во многом определяющую роль в контексте некоторых основных тенденций современного мира. Таких тенденций, как эволюция духа и практики насилия и ненасилия, в том числе военных конфликтов, конфронтация демократических и тоталитарных систем, динамика интеграционных и дезинтеграционных процессов и др.

Насилие и агрессивность всегда были неотъемлемым элементом человеческих отношений. Традиционное общество и техногенная цивилизация во многом основаны на нетерпимости и насилии. Одна из идейных и практических доминант последней заключается в стремлении к «овладению», завоеванию господства над окружающим, будь то природа, территории, людские сообщества, государства и др.

Но и сейчас в ряде регионов высокого накала достигают деструктивные конфликты. Опасно выросли радикалистские тенденции, в основе которых лежит нетерпимость, неприятие «инаковости». Наиболее опасный пример – мусульманские фундаменталистские движения и государства, тяготеющие к созданию всемирной исламистской диктатуры, которая должна сочетать черты архаических средневековых тираний и современных тоталитарных диктатур.

Одновременно со всем этим, под шумным бурлением конфликтов не всегда просто заметить, как стали воплощаться в жизнь идеи ненасилия. Эти идеи и прежде занимали немалое место в истории, но чаще всего казались и оказывались безнадежно утопическими. Трудно переоценить значение некоторых религиозных традиций в становлении культуры ненасилия, хотя их роль далеко не однозначна. Велико значение концепций ненасилия последних двух веков (Г.Д.Торо, Л.Н.Толстой, М. Ганди, А.Швейцер, Н. и С. Рерихи, М.Л. Кинг и др.).

Что касается практической реализации идей ненасилия, то впервые она стала осуществляться совсем недавно, когда многие страны (Индия, Филиппины, Португалия, Испания, Чили, страны Восточной Европы и др.) ненасильственным путем освободились от колониальной зависимости или авторитарных режимов. Образовались зоны и механизмы, в которых эти идеи все в большей мере становятся преобладающими. Возникли и приобрели большое влияние международные органы по мирному разрешению конфликтов, антивоенные, антидискриминационные, антиядерные, правозащитные движения, другие формы ненасильственной борьбы.

Одним словом, только в настоящее время ненасилие перестало быть недостижимым идеалом, хотя, конечно, пока не приходится говорить об его универсализации. Давно обсуждается вопрос о возможности (и «желательности») устранения различных форм насилия из человеческой жизни.

Самая массовая форма нетерпимости и насилия – война. Войны сопровождали практически всю историю человечества, а ХХ век – эпоха беспрецедентных истребительных войн. Военные конфликты продолжают бушевать и в современном мире. И все же правомерно утверждать, что впервые появилась реальная возможность их минимизации, даже, может быть, устранения из жизни людей. Практически исчезла угроза мировых войн в обозримом будущем. Созданы и функционируют международные миротворческие органы и механизмы, в сущности, первые долговременные работающие организации такого рода, которые воплощают, несмотря на все свое несовершенство, целенаправленные, систематические коллективные усилия по созданию и расширению обстановки глобальной толерантности и согласия. Существенно расширились зоны мира.

Истоки формы нетерпимости, ксенофобии, неприятия чужих нравов, обычаев, идей, верований, поведенческих стереотипов и т.п. — в убежденности, что «собственное» — единственно «правильное», «естественное», всегда «лучшее». В пределе все это находит выражение в социальном и этническом нарциссизме, групповом самолюбовании и самовосхвалении, уверенности в собственной исключительности. Феномен социального и национального нарциссизма характерен, в частности, для радикалистских режимов, групп, движений, организаций, Это определяющий элемент их самосознания: они считают себя высшей общественной формой и любуются собой в этом качестве. Они убеждены в обладании «абсолютом», уникальным рецептом «спасения», обретения счастья и процветания для своей группы, народа или даже всего человечества.

Оборотная сторона нарциссизма – ненависть к «чужим», репрессивность и агрессия. Э. Фромм отмечает связь группового нарциссизма с межгрупповой неприязнью и агрессивностью, тенденцию к возвеличиванию образа собственной группы и принижения образа чужой. «Собственная группа выдается за защитника человеческого достоинства, морали, права и благосостояния. Другая же получает проклятия, ее обвиняют во всех грехах, от обмана и беспринципности до жестокости и бесчеловечности. Оскорбление символов группового нарциссизма… вызывает в народе реакцию столь бешенной агрессивности, что они готовы поддерживать даже милитаристскую политику своих лидеров. Групповой нарциссизм представляет собой один из главных источников человеческой агрессивности».

Репрессивность и агрессивность радикалистских движений и систем обусловлены, помимо прочего, «бессилием нетерпимости», реальной невозможностью сделать свой «абсолют» всеобщим.

В конце, хотелось бы противопоставить толерантного и интолерантного человека по нескольким критериям.

1. Знание самого себя. Толерантные люди относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках. Интолерантные люди замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность. Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы. Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека. Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора. Толерантный человек способен посмеяться над собой. Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм. Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности

Мы считаем, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями.

В настоящее время дети склонны проявлять агрессию уже в самом раннем возрасте. Часто она проявляется по отношению к животным, растениям, ну и, конечно же, к сверстникам. Поэтому формирование толерантности следует начинать еще в раннем детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории (доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, — далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка.

Школа, как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что в конечном счёте определяет индивидуальное и коллективное поведение людей. В школе продолжается формирование толерантности. Именно учитель должен так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели всё разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации. Оба эти процесса непрерывно связаны с идеями диалога и сотрудничества на основе сохранения личностного стержня и обогащения своим социальным опытом других. А это требует высокого уровня сформированности толерантности.

Толерантность нужно воспитывать с первых и до последних дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива.

Следовательно, формировать толерантность нужно на протяжении всей жизни.

Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности.

§2.1. Описание методов исследования.

Чтобы изучить реальный уровень толерантности школьников мы использовали Методику диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) и Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической — отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя).

Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами).

Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 — совсем неверно,

1 — верно в некоторой степени,

2 — верно в значительной степени,

3 — верно в высшей степени.

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека.

1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3. Шумные детские игры я переношу с трудом

4. Оригинальные, нестандартные, яркие люди действуют на меня отрицательно.

5. Человек, который не имеет недостатков, насторожил бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный человек.

7. Меня раздражают любители поговорить.

8. Меня затрудняет разговор с безразличным для меня попутчиком в поезде или самолете, начатый по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами случайного попутчика, который имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти общий язык с людьми, по интеллекту отличающимся от меня.

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей.

11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление своим бескультурьем либо жадностью.

13. Представители некоторых национальностей в моем окружении мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

15. Терпеть не могу людей с низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если человек мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные люди.

20. Обычно мне трудно удержаться от замечания озлобленному или нервному человеку, который толкается в транспорте.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

21. Я имею привычку поучать окружающих.

22. Невоспитанные люди возмущают меня.

23. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать других.

24. Я по привычке постоянно делаю кому-то замечания.

25. Я люблю командовать близкими.

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным».

26. Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

27. Жить в одной комнате с посторонним человеком для меня просто пытка.

28. Когда другой не соглашается в чем-то с моим правильным мнением, то обычно это раздражает меня.

29. Я проявляю нетерпение, когда со мной спорят.

30. Меня раздражает, если другой делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.

31. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

32. Меня часто упрекают в ворчливости.

33. Я долго помню обиды, нанесенные мне теми, кого я ценю или уважаю.

34. Нельзя прощать друзьям и знакомым бестактные шутки.

35. Если другой нечаянно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми.

36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

37. Внутренне я не одобряю своих знакомых, которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

38. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

40. Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

41. Как правило, мне трудно идти на уступки другим.

42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым людям по совместной работе.

44. Я стараюсь не поддерживать отношения с несколько странными людьми.

45. Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю что другой прав.

Обработка результатов. По каждой шкале подсчитывается общая сумма баллов. Максимальное число баллов по каждой шкале — 15, общее по всем шкалам — 135. Чем выше число набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра «Гратис» был разработан экспресс-опросник «Индекс толерантности». В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002).

Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).

Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции).

Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведёнными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок на против каждого утверждения.

Бланк:

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

I.

1.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

2.

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

3.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

4.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

5.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

6.

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

7.

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

II.

8.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

9.

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

10.

С неопрятными людьми неприятно общаться

11.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

14.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

15.

Любые религиозные течения имеют право на существование

III.

16.

Если друг предал, надо отомстить ему

17.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

18.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

19.

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

20.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

21.

Беспорядок меня очень раздражает

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов:

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

1 — полностью согласен

2 — согласен

3 — скорее согласен

4 — скорее не согласен

5 — не согласен

6 — абсолютно не согласен

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

I. Этническая толерантность

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

II. Социальная толерантность

Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам: До 22 баллов – низкий уровень

23 – 36 – средний уровень

37 и более баллов – высокий уровень

III. Толерантность как черта личности

Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

До 19 баллов– низкий уровень

20 – 31 – средний уровень

32 и более баллов – высокий уровень

§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования