Содержание
Основные данные о работе. 1
Содержание. 2
Введение. 3
Основная часть. 4
1 Сознание и психика. 4
2 Уровни сознания. 22
Заключение. 25
Глоссарий. 28
Список использованных источников. 29
Приложения. 30
Введение
Актуальность. Проблему сознания философия ставит в центр своего внимания. Пожалуй, нет более сложного вопроса, чем вопрос о том, что такое сознание, разум, какова их природа и сущность. Проблема сознания, при выработке исходных мировоззренческих и методологических установок, всегда привлекала пристальное внимание философов.
Этот феномен так сложен, что его исследует целый ряд наук: психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика, информатика и др.
В современных условиях разработка философских вопросов сознания диктуется развитием информатики и компьютеризацией человеческой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей.
Но, даже современная философия не может дать абсолютно достоверный ответ: что такое сознание, его механизм возникновения, а также внутренней сущности, влияния на материю и т.д.
Философия исследует данную проблему, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, так и не дан. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что сознание существует и что оно имеет особую, идеальную сущность.
Следовательно, данная тема и сегодня остается особо актуальной.
Целью работы является изучение феномена сознания; дать краткую характеристику основных сфер и уровней сознания.
Основная часть
1 Сознание и психика.
1.1. Определение категории сознания в философии
Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа»(1).
Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание приобретает идеальную форму и выступает как знание. Сознание ориентировано на аксиологические нормы социума, которые признаются и субъектом. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими».
Сознание человека и компьютера
... сознании человека и компьютера; что такое сознание человека? что такое сознание компьютера? В данной работе, я постараюсь ответить на поставленные вопросы. 1. СОЗНАНИЕ В ФИЛОСОФИИ .1 Каковы сущностные черты сознания? ... этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества. . ...
Для философии характерно решение вопроса о соотношении сознания и бытия, где сознание выступает основой субъективной реальности. Иначе говоря, с помощью сознания у каждого субъекта вырабатывается специфическая картина объективной реальности.
В гносеологическом аспекте сознание рассматривается не только в оппозиционном отношении идеального и материального, но и в единстве с ним.
В сфере социологии характерно рассмотрение сознания как компонента, отражающего материальное, объективное бытие общества, интересы различных социальных групп.
В сфере психологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из окружающего мира и отражать действительность в виде психических образов, которые служат в дальнейшем основанием для целенаправленной деятельности.
При анализе различных подходов к феномену сознания философы обычно выделяют идеалистический (где считается, что сознание развивается само по себе и может быть из самого себя понято) и материалистический подход, который не допускает рассмотрение и анализ этого феномена вне жизни социума.
Сознание как философская категория имеет свою специфику. Сознание явлено как непрерывный «поток» сменяющих друг друга событий и переживаний. Как пишет Гуссерль «Жизнь сознания находится в состоянии постоянного потока, и всякое cogito является текучим, поэтому здесь нельзя зафиксировать последние элементы и отношения». Так же, наряду с непрерывностью, эта последовательность обладает и дискретным качеством. Это объясняется тем, что мысль возникает зачастую беспричинно. Нельзя заставить себя мыслить волевым актом.
Сознание — это внутренний, духовный мир человека, выстроенный из идеальных феноменов. Оно дает ему возможность понимать окружающий мир, процессы и явления, происходящие в нем, свои мысли и действия, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Сознание позволяет ему рационально организовать свою жизнь, со знанием дела осуществлять поведение и деятельность. В знания.
1.2. Проблема сознания в истории философии.
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания.
Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные
мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им. Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание «думающих» машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей. Таинственность и загадочность сознания вызывала удивление у древних людей. Их поражало то, что в нем возникают предметы и явления, которых мы в данный момент не наблюдаем. Во сне человек видит то, что никогда не встречал в реальной жизни. Сознание способно создавать необычные образы, например кентавров, русалок и т.п. Подобные способности сознания вызывали у древних людей представления о душе и духах, которые живут своей автономной жизнью и влияют на судьбу человека. В дальнейшем эти представления люди перенесли на окружающую природу – предметы, явления, животных, наделив их душами и духами. Душа рассматривалась первыми философами материалистически – она отождествлялась с воздухом, огнём, атомами. Впервые в античной философии понятие «идеального» выделил Платон («мир идей»).
Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...
... Значимыми стали исследования в области души человека в философии Нового времени. В частности, эта ... 1986. 11. Мозговой А.С. Доказательство существования души и нематериальности сознания. articles/imho/okazatelstvo_suschestvovanija_dushi_i_nematerialnosti_soznanija /2006.05.10. 12. НЕРВНЫЕ КЛЕТКИ ... дано лишь прикоснуться к самой поверхности явления, составить представление о предмете в самых ...
Он противопоставил его материальному, вещественному, протяжённому. Сознание отдельного человека, по Платону, определяется характером его души, которая является бессмертной и способна переселяться в различные тела – растительные, животные, человеческие. До своего первого воплощения в тело человека, согласно Платону, душа живет в мире вечных идей, созерцая и познавая их. Психические явления Платон разделил на мир чувств (ощущения, восприятия) и интеллект (ум, рассудок).
Ум оперирует чистыми идеями, а рассудок – формальными приёмами мышления (математика).
Ученик Платона Аристотель выступил против тех, кто пытается наделить душой все явления неорганического мира (Гераклит, Демокрит и др.).
Он утверждал, что душа присуща лишь живым существам – растениям, животным, человеку. Растительная душа отвечает за процессы питания и размножения потомства; у животных преобладает чувственная душа, с помощью которой они ощущают мир. Жизнь, по мнению Аристотеля, объясняется активностью души – она придаёт ей смысл и направленность. Душа есть причина и начало живого тела. Она источник движения и его цель. Если растительная и животная душа, согласно Аристотелю, органически связаны с телом и умирают вместе с ним, то разумная душа, которая познает и думает, присуща только человеку. Она обладает бессмертием. В средние века сознание рассматривается как надмировое начало – Бог. Оно существует до природы и создаёт её из ничего. Разум рассматривается как неотъемлемое свойство Бога. Душа человека представляется как крохотная частичка божественного разума. В эпоху Возрождения сознание рассматривалось как свойство всей природы (Д. Бруно, Н. Кузанский и др.).
И. Кант. Учение о человеке и его бытие
... мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и ... по которой следует идти индивиду. Культура – последняя цель природы, человек призван создать её. Можно ли при этом, рассчитывать на ... на три раздела в соответствии с тремя способностями души: познанием, “чувством удовольствия и неудовольствия ” и способностью ...
Дальнейшее развитие присущего материи свойства отражения происходило под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения материи к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она способствовала формированию абстрактного мышления и возникновению высших, сугубо человеческих форм отражения.
Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия. Сознание — это специфически человеческое неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной форме.
Идеальное — это свойство сознания, обусловленное социальной природой существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах. Идеальное есть характеристика сознания как противоположности морали. В этом плане она предстает как субъективная реальность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространственности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответствующего предмета. Иными словами, сознание двухполюсно. С одной стороны оно опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично.В философии Нового времени сознание трактовалось как непротяженная субстанция, открытая для созерцающего её субъекта. Все осознаваемые явления психики Декарт рассматривал как мышление. Он впервые отождествил сознание с мышлением. Позицию Р Декарта разделял известный английский философ XVII века Д. Локк, который считал, что сознание – это восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Следовательно, в понимании сознания важнейшая роль, с точки зрения названных мыслителей, отводится самосознанию. Отождествив сознание с мышлением, Декарт полагал, что оно представляет самостоятельную субстанцию, не связанную с материей. Дуалистическая позиция Декарта оказала влияние на формирование различных философских подходов к пониманию природы сознания. Если Спиноза, а вслед за ним английский философ XVII века Гоббс, французские материалисты XVIII века Д. Дидро, Гельвеций, Гольбах и другие стремились связать сознание с материей, утверждая, что оно является её продуктом, то представители субъективного и объективного идеализма полагали, что сознание представляет нечто первичное, а материальное, физическое является производным от него. С Декарта начинается период активного постижения природы сознания. Значительный вклад в решение этой задачи внёс И. Кант, который дал критику познавательных способностей человека. Показав активную роль субъекта в процессе познания, он, вместе с тем, подверг критике три основные способности познания – чувственность, рассудок, разум. По его мнению, они не могут дать истину, ибо в результате взаимодействия человека с миром вещей можно познать только явления, а не сами вещи («вещи в себе»).
Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»
... сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие ... развивает гуссерлевский метод внутреннего анализа сознания для исследования индивидуального реального человеческого опыта бытия в мире. Сознание ими понимается как действенное пространство ...
В процессе познания человек выявляет их особенности с помощью созерцания, рассудка и разума, которые не способны выйти за пределы опыта. Поэтому приобретаемая человеком картина мира соответствует человеческому опыту и его логике. Между тем, сущность «вещей в себе» находится за пределами человеческого опыта, «по ту сторону» рассудка и разума. Философия Канта была направлена на исследование внутренней структуры человеческого сознания, уяснение его места и роли в процессе познания, выявление возможностей тождества мышления и бытия.
Дальнейшую попытку более глубокого изучения природы сознания предпринял Г. Гегель. Он обосновал историзм сознания, показал его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания. В философии Гегеля сознание рассматривается как первоначало («абсолютная идея»), которое, стремясь к самосознанию, творит мир из самого себя благодаря своей активности и деятельности. Результатом этой активности выступают различные формы существования сознания – субъективный, объективный и абсолютный дух.
Значительный вклад в изучение природы сознания внесла материалистическая философия, которая, как правило, была связана с развитием естествознания и включала в себя как достижения, так и заблуждения науки определенной эпохи
Однако материалистическая традиция рассмотрения сознания позволила сделать ряд
принципиальных выводов, которые сыграли важную роль в формировании современных представлений о сущности и природе сознания.
Философы-материалисты исходят из того, что материя первична, она существовала всегда. На определённой ступени своего развития она породила условия и возможности для формирования сознания. Материалисты утверждают, что сознание – это продукт высоким образом организованной материи – человеческого мозга. Последний способен порождать мыслящий дух только в обществе и только тогда, когда он получает информацию извне.
Серьезное значение материалисты придают проблеме природы сознания. Не случайно Ф. Энгельс назвал немецких врачей середины XIX века Бюхнера, Фогта, Молешотта вульгарными материалистами за их попытку представить сознание как разновидность материального процесса. Утверждение Фогта о том, что «мозг выделяет сознание как печень – желчь», ничем не отличается от представлений Демокрита, Гераклита, Анаксимена, пытавшихся представить сознание либо как совокупность атомов, круглых и подвижных, либо как разновидность огня или воздуха.
Тема 1. Возраст в сознании человека
... Хейманс (Нидерланды, Утрехт), рассматривая понятие ''задачи развития человека'' как приобретение жизненно значимой компетенции, выделяет в нем ... Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ...
Глава 2. Сферы и уровни сознания
2.1. Философское понимание сознания
Сознание изучается рядом наук: биологией, анатомией, кибернетикой, психологией, литературой, но естественные, гуманитарные науки изучают проявления сознания, философа же интересуют способы данности сознания, то есть его структуру, функции. Философы изучают само сознание, т.е. как сознание изучается сознанием.
Немногие философские категории обладают столь сложной и противоречивой судьбой, какой отличается понятие «сознание», природа которого вобрала много значений. История понятия сложна, и в ней обнаруживается ряд основных характеристик:[1]
– Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь
обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом и передавать его от одного поколения к другому.
– Сознание интегрирует творческие возможности человека, реализуемые во всех видах его жизнедеятельности — поиск способов существования и свободного развития личности, производство новых знаний, создание произведений искусства, вся культуротворческая работа, прогнозирование будущего, принятие решений и др.
– Свойства сознательного, рационального поведения человека определяют отличие его образа жизни от образа жизни остальных живых существ.
Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует по крайней мере два подхода, объясняющих природу сознания.[2]
Первый предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, содержащий в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления.
Декартово «я мыслю, следовательно, существую», подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования. Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т.е. исследование механизмов мозга. Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире. Здесь предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект.
То есть, «бытие определяет сознание, а сознание — субъективный образ объективного мира, сознание это отражение бытия, сознание это коллективно получаемое знание», что подтверждается зависимостью сознания от внешнего бытия и подтверждает его общественную природу.
Сознание здесь предстает как универсальный процесс всего человеческого рода.Дальнейшее проникновение в суть феномена сознания требует объединения этих двух подходов.
Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных, предметно-практических отношений.Таким образом, по способу своего бытия сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания. По содержанию сознание представляет собой отражение объективной реальности, информацию о внешнем мире и о себе, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов. По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, общественно-предметная деятельность человека есть условие исторического становления сознания.По функциональному назначению сознание — фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное, оценочно-целенаправленное отражение и конструктивно-творческое преобразование действительности, условие становления форм логического мышления. Следовательно, сознание — это сложное системное образование, совокупность весьма разнородных идеальных процессов: мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, которое достигается за счет таких качеств, как его связность и согласованность.[3]
Основные функции деятельности классного руководителя и способы ...
... будут тем обоснованнее, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями Воспитательная работа школы ... в совместную с детьми деятельность; 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; 5) взаимодействие с общественными организациями Еще одна функция работы школы и классного ...
Эти значения сознания выражают структурные отношения его внутреннего мира, позволяют изучать каждый тип структур и процессов в отдельности и взаимодействии.
Многообразие состояний сознания образует еще одну группу его значений, которые проявляются в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, подавленности, вины, радости, возбуждения, желания и многих других.
Подобные состояния сознания часто обнаруживают смысловые оттенки, порождаемые бессознательными, неосознаваемыми или телесными факторами.
Вот почему широко распространены значения направленности сознания — «сознание на… (на что-то, на кого-то)», «сознание о… (о чем-нибудь, о ком-либо)». Эти признаки направленности сознания указывают на его предметы, цели, содержание, средства, формы, условия и т.п.
Другими словами, сознание всегда есть осознание бытия в любых его проявлениях.
При этом следует различать направленность сознания «вовне» и «вовнутрь». Сознание может быть ориентировано как на внешний мир бытия человека, так и на его внутренний мир. В последнем случае направленность сознания фиксируется в актах интроспекции (самонаблюдения): самосознания, самоанализа, саморефлексии, самооценки, саморегуляции и т. п.
Итак, выделяются три вида значений сознания:[4]
1) когнитивные (познавательные) значения сознания, раскрывающие его инструментально-функциональные возможности в человеческой жизни. Сознание рассматривается, как средство добывания знаний, осуществления практических действий, регуляции и оценки, общения и передачи опыта;
2) феноменологические значения сознания, выражающие специфику строения его внутреннего мира — идеальных явлений (феноменов), актов и состояний, структур и процессов;
3) значения направленности сознания, характеризующие его «силовые» ресурсы, которые позволяют человеку адресоваться вовне
— к внешнему миру его бытия, и вовнутрь
— к внутреннему миру сознания.
Таким образом, сознание оказывается всеобщим и необходимым способом организации и выражения отношений человека к миру, к другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями.
2.2. Структура сознания
Структура сознания — это единство элементов целого и их связей.
Для структурного анализа сознания, поэтому необходимо выявить все его элементы,
их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.
В структуру сознания входят элементы[5] , из которых каждый отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление, память. На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта: противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» — «не Я»: самосознание, самопознание, самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру: чувства, эмоции, переживания.
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира: память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего.
6. Формирование целей деятельности: исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение.
Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств.
На схеме эти функции сознания показаны в виде относительно самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков (рис.1):
Рисунок 1 – Структура сознания1- блок познавательных процессов; 2 – блок различия субъекта и объекта; 3 – блок эмоций и чувств; 4 – блок креативный; 5 – блок формирования временной картины мира; 6 – блок целеполагания)
Итак, в первую очередь, сознание — это совокупность знаний о мире. Оно тесно связано с познанием.
Если познание есть сознание в его активной направленности вовне на объект, то само сознание в свою очередь результат познания.
Здесь мы обнаруживаем диалектику: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот — чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. 2.3.Сферы и уровни сознания.…………………………………………………………… C помощью своего сознания человек решает различные задачи, т.е. сознание имеет несколько функций. Выделяют основные функции сознания:1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире;2) ценностно-ориентационную функцию, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним;3) управленческую функцию, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением.Функция познания: верного, адекватного отражения действительности — первейшая функция сознания, выражающая саму его сущность. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального — на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенность человеческого отражения — его осознанность, т.е. познание неразрывно связано с осознанием того, что собой представляет та или иная вещь, в каких отношениях она находится с другими вещами, какое значение она имеет для познающего субъекта. Осознание присуще только человеку.
Благодаря единству познания, осознания, самосознания выполняется функция оценки получаемой информации.
Человек оценивает степень адекватности и полноты получаемых данных о внешнем мире, оценивает с точки зрения своих потребностей и интересов саму действительность.
Сознание выполняет также аккумулятивную функцию (функцию накопления знаний).
В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками.
Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий. Однако их реализация возможна лишь благодаря тому, что сознание выполняет такую функцию, как постановка цели. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего», определяет пути его достижения: ставит цель, планирует свои действия.
Высшие возможности сознания проявляются в функции конструктивно-творческой, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового.
Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов.
Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.
Но деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.
Функция прогностическая — человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Можно назвать также систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.
Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание — это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы вывили,что все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются.
Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.Деление на эти сферы однако условно, так как они не могут существовать друг без друга. 1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:
– мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;
– памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;– внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость; – восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.
Внимание — важный элемент сознания, это способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Здесь следует назвать и память — способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.
Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций.
Уровень интеллекта зависит не только от развития способностей, но и от эрудиции,
компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы.
Сильный интеллект – не просто природный дар, а результат овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление.
Оно не только пронизывает все его составляющие, но и выступает ведущим фактором (при нормальном состоянии психики) поведения людей, их конструктивной практической деятельности.
В свою очередь эмоции способны порождать новые потребности и мотивы, а воля
ведет к достижению нового знания, выступает связующим звеном знаний, эмоций и практической деятельности людей. 2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье).
К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства – это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:– нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;– эстетические: чувство прекрасного, юмора;– интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом. Настроения, стрессы, аффекты – эмоциональные состояния, различающиеся по своему характеру и длительности. Аффекты – это бурные кратковременные эмоциональные вспышки (ярость, отчаяние, восторг).
Настроение – это общий эмоциональный фон, на котором протекает деятельность сознания. Стрессы – это особые кризисные состояния, сходные по характеру с аффектами, а по длительности – с настроением. Они вызываются эмоциональным напряжением, которое возникает при серьезных трудностях и опасностях (действительных или воображаемых).
У одних людей стресс вызывает повышение активности (стресс льва), у других – падение активности (стресс кролика).
Переживания являются субъективной формой протекания эмоциональных процессов. Интенсивность переживаний особенно велика при стрессах. Все эмоции помогают человеку выделить предметы, отвечающие его потребностям, стимулируют одни действия и сдерживают другие.
Ориентирующая и стимулирующая роль эмоций сказывается в других сферах сознания. 3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления – мотивы. Мотивация (совокупность мотивов) может быть сильной и слабой (игра воображения, не реализованная в практических действиях, – «маниловщина»), устойчивой и неустойчивой (человек «разбрасывается», увлекаясь и не доводя дело конца).
От мотивации надо отличать мотивировку – даваемое индивидом объяснение своих действий. Мотивировка часто не совпадает с действительной мотивизацией, маскируя ее. Центральный момент мотивации – выбор цели, целеполагание. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Принятие и исполнение решения требует специфически психического напряжения – усилия воли. Человек с сильной волей способен к сознательному регулированию своего поведения. Волевое самоуправление предполагает осознание человеком своей свободы и ответственности за свои поступки. В воле воплощается важнейшая черта сознания – его относительная самостоятельность, благодаря которой сознание развивается не просто как пассивная копия действительности, а как активное самостоятельное, самодеятельное начало. Волевое управление поведением опирается на знания, стимулируется эмоциями, направляется мотивацией, то есть включает работу всех сфер сознания.
Наконец, важнейшей составляющей сознания является самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем.
Наблюдая за собой, легко убедиться, что в сознательном состоянии мы не теряем чувство собственного Я, то есть сознание обязательно предполагает и включает самосознание — особую сферу, отражающую собственное Я — сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.
Самосознание – не просто часть сознания; являясь его ядром, оно способно охватить все сознание в целом. В таком работающем сознании область самосознания постоянно пульсирует: то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда индивид поглощен мыслями о себе), то сжимается до мерцающей где-то в глубине сознания точки (когда чем-то увлеченный индивид забывает о самом себе).
Но самосознание никогда не исчезает полностью, присутствует в любом акте сознания, то есть сознание всегда лично.
Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания:
к концу первого года жизни ребенок отличает свое тело от остального мира, в 2-3 года осваивает понятие «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе. В подростковом и юношеском возрасте в результате процессов самопознания, самоотношения и саморегуляции постепенно формируется устойчивая, целостная система представлений о себе – Я-концепция – продукт самосознания, складывающегося из:
1) самопознания путем сравнения себя с другими, усвоения оценок других о себе, приписывания себе определенных качеств;
2) самоотношения (эмоциональная сторона самосознания), которое активно защищается индивидом с помощью механизмов вытеснения, рационализации, проекции, идентификации и других;
3) саморегуляции – стремления повысить самооценку, завоевать уважение, самоконтроль, самовоспитание.
В Я-концепции сочетаются несколько различных «образов Я»:
– «реальное Я» – представление о том, каков я есть на самом деле, сейчас;
– «динамическое Я» – образ, которому человек намерен соответствовать и уже становится;
– «идеальное Я» – каким я должен быть, ориентируясь на моральные нормы и идеалы общества;
– «фантастическое Я» — представление о том, каким хотел бы стать, если бы это было возможно;
– «ожидаемое Я» – предполагаемое мнение о себе со стороны окружающих;
– «представляемое Я» – желание выглядеть определенным образом перед другими.
Эти и другие образы Я различаются по своему характеру и роли, которые они играют в жизни человека.
Значение динамического и фантастического Я велико, когда человек строит планы на будущее.
При оценке этих образов Я важно не подменить «фантастическим Я» правильного понимания личностью своего положения в жизни, ведь если воображаемое и
действительное не совпадают постоянно, человек теряет чувство реальности.
Иногда в сознании человека незаметно для него самого совмещается «ожидаемое Я» и «представляемое Я» – он начинает воображать, что все вокруг видят его именно таким, каким он хотел бы выглядеть в их глазах. Часто это порождает досадные ошибки и комичные ситуации. У сильной, волевой личности «идеальное Я» управляет другими образами Я, проверяя, контролируя «реальное Я» и «представляемое Я»: таков ли ты и на самом деле, каким ты должен быть, или «изображаешь» себя окружающим.
Не следует забывать, что все «Я-образы», из которых складывается и «Я-концепция» – лишь субъективное представление человека о самом себе. То, каким он должен быть, хотел бы быть, каким он представляет себя окружающим и каким видит себя в данный момент – все это может совпадать, а может и не совпадать с тем, он есть на самом деле. Поэтому важнейшая задача для человека – осуществить правильную самооценку, соотнося ее с оценкой окружающих.
2 Уровни сознания.
В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное. В сферу осознаваемого входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий. Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, автоматизмов поведения и т.д. В этой сфере таятся некоторые угрозы человеческому Я со стороны телесных вожделений, страстей и болезненных воспоминаний. В содержание бессознательного входят совокупность телесных ощущений и влечений, инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы. Бессознательное имеет три основных уровня. К первому относится неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного — это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека. Многие привычные действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы. К сфере сверхсознания относят объективно-сверхвременные предметные содержания и акты сознания в виде: а) категориальных структур различного уровня, которые обеспечивают возможность порождения и понимания любых смыслов, а также рефлексии над основаниями человеческой деятельности; б) содержательного объективного знания в виде математических истин, логических правил, законов природы, всеобщих нравственных, эстетических и социальных ценностей; в) творческих озарений и инсайтов; г) базовых черт характера и чувства творческого призвания. Сверхсознательное подразумевает целевую детерминацию, связанную с духовными императивами существования в виде движущих идеалов деятельности и творческих озарений. Акты сверхсознания возвышают человеческое Я, давая ему возможность пережить сверхвременную радость творчества. Язык сверхсознания — эмоции: красота, юмор, совесть. Сверхсознание лежит в основе творчества. В динамике самосознания так же можно выделить уровни: первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем; второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе; третий уровень развития самосознания самый высокий — возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредотачивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. Итак, сознание как сложно организованная структура характеризуется такими функциями, как: во-первых, направленность речемыслительных, чувственно-эмоциональных и регулятивно-волевых процессов на прием и идентификацию когнитивной информации;во-вторых, подключение к актам переработки информации внутренних ресурсов сознания (эмоций, памяти, воли, воображения и т. д.).
Заключение
Понятие “сознание” — далеко неоднозначно. В данном смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.
В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества. Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Бессознательное |
совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания |
2. |
Гносеология |
философская дисциплина, изучающая возможности познания, исследующая источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности |
3. |
Мотивация |
(лат. motivatio) — система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. |
4. |
Мировоззрение |
система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей |
5. |
Самоотношение |
Самоотношение – это некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе |
6. |
Саморегуляция |
это процесс воздействия на собственное физиологическое и нервно-психологическое состояние; саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами и переживаниями, и как следствие – поведением. |
7. |
Самосознание |
осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения |
8. |
Сверх- Я (супер -Эго) |
понятие, охватывающее один из компонентов модели организации психической жизни личности; др. компонентами выступают, согласно Фрейду, Оно (Ид) и Я (Эго). |
9. |
Сознание |
состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и внутреннего мира самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и проч.) |
10. |
Цель |
предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия |
11. |
Рефлексия |
размышление, полное сомнений, противоречий; принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок |
12. |
Познание |
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире |
13. |
«Я» |
духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой |
14. |
Материя |
философская категория, отражающая свойства материальных явлений: существовать, независимо от сознания, быть вне сознания, познаваться посредством активной работы сознания. |
Список использованных источников
1. |
Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — .: Сов. Энциклопедия, 1983. |
2. |
Всемирная энциклопедия: Философия XX век/ Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. – М.; 2002. |
3. |
Основы современной философии / Под ред М.Н.Росенко, В.Т.Пуляева, В.П.Сальникова, Ю.Н.Солонина. — СПб.: Издательство «Лань», 2003.. |
4. |
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 1999. |
5. |
Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 |
6. |
Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций / Т.Г.Лешкевич. — М.: ИНФРА-М, 2000 |
7. |
Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В.Якушев. — М.: Приор-издат, 2004. |
8. |
Михайлов, А. И. Современное философское мышление и проблема сознания.//Философские науки. – 2003. — №3. |
9. |
Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание.- М., 1997. |
10. |
Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М., 1999. |
11. |
П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 608 с. |
Приложения
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
[1] Основы современной философии / Под ред М.Н.Росенко, В.Т.Пуляева, В.П.Сальникова, Ю.Н.Солонина. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. – С.63.
[2] Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С.83.
[3] Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций / Т.Г.Лешкевич. — М.: ИНФРА-М, 2000. – С.48.
[4] Основы современной философии / Под ред М.Н.Росенко, В.Т.Пуляева, В.П.Сальникова, Ю.Н.Солонина. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. – С.67.
[5] Якушев А.В.Философия (конспект лекций) / А.В.Якушев. — М.: Приор-издат, 2004. – С.64.