изучение эмоционально-волевой подготовки спортсменов.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Состояние проблемы эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе 6

1.1. Понятие эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе 6

1.2. Особенности спортивной деятельности пловца 13

1.3. Эмоционально волевая подготовка пловцов и ее психические особенности 21

Выводы по 1 главе 25

Глава 2. Экспериментальное исследование эмоционально-волевой подготовки пловцов 26

2.1. Методы исследования 26

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования эмоционально-волевой подготовки пловцов 27

Выводы по 2 главе 29

Заключение 31

Литература 33

Введение

В современных работах по спортивной педагогике и психологии в специальной литературе по методике знаний различными видами спорта со спортсменами значительное внимание отводится вопросам взаимосвязи воспитания и самовоспитания.

Проблема воспитания и самовоспитания чаще всего связывалась с эмоциональным и волевым воспитанием.

И действительно, немаловажное значение для спортсменов имеет методика волевой и эмоциональной подготовки, так как среди выдающихся спортсменов трудно найти слабовольных и эмоционально неустойчивых.

В работе со спортсменами тренеры обучают их методам и приемам эмоциональной и волевой подготовки. Это самоприказ — четкая команда самому себе, которая является стимулом для выполнения какого-либо действия или проявления волевого усилия. Самовнушение — метод, основанный на воздействии словом, самопроговаривании целевой установки, преодолении робости, недомоганий. Самовнушение в сочетании с расслаблением, контрастным душем, самомассажем снимает усталость, восстанавливает силы, помогает мобилизоваться. Самопринуждение — метод, когда выполняется действие, так сказать, «через не хочу». Это особенно важно в работе с юными спортсменами. Самоодобрение — как метод самовоспитания юных спортсменов просто необходим. Он позволяет осмыслить проделанное, похвалить, поощрить себя, хотя этого никто и не слышит. Самоуспокоение — метод основанный на анализе своих ошибок и неудач, что неизбежно в спорте. Это приучает к объективности, учит умению настроиться на дальнейшую работу над собой, избежать отрицательного влияния эмоций досады, обиды, зависти и злости.

28 стр., 13959 слов

Исследование эмоционального компонента психической готовности ...

... волевых черт личности; 2. Рефлексивный – показатели самоконтроля и саморегуляции; 3. Эмоциональный – характеристики эмоционального состояния и его стабильности; 4. Сенсомоторный – показатели сенсомоторики и внимания. Важнейшим психологическим компонентом деятельности спортсмена ... комплекса психологических мероприятий по улучшению подготовки спортсменов, в частности, внедрения эффективной системы психологического ...

Арсенал методов и приемов эмоциональной и волевой подготовки очень большой.

Анализ отечественной литературы по данной проблеме показывает, что изучение эмоциональной и волевой подготовки спортсменов ведется в различных направлениях и во взаимосвязи с различными психическими свойствами. Однако в большинстве работ проявление эмоций и воли изучается во взаимосвязи, с каким-то одним свойством: особенностями личности, свойствами нервной системы, мотивами и др. Использование различных подходов (филогенетического, функционального, волевого усилия и преодоления препятствий, мотивационного) при решении проблемы воли значительно обогатило теорию воли, продвинуло решение проблемы воли вперед, но не решило ее в полной мере.

Поэтому в последние годы наметилась тенденция выделения новых подходов в решении этой проблемы. Так, В.А. Иванников (1988) выделяет подход свободного выбора, в рамках которого воля наделяется функцией выбора мотивов, целей и действий, и регулятивный подход, представленный как проблема саморегуляции.

По мере накопления новых фактов предпринимаются попытки решения этой проблемы при рассмотрении системы понятий, характеризующей эмоционально-волевую схему. Так, один из исследователей эмоций и воли Е.П. Щербаков (1990) рассматривает их как производную мотивов — целей, состояния, оценки (самооценки) и действий. По его мнению, воля формируется на основе природных свойств, социальных факторов и успешности деятельности.

Значение эмоционально-волевых качеств в физической подготовке – актуальная проблема воспитания спортсменов.

Целью данной работы является изучение эмоционально-волевой подготовки спортсменов.

Вопросами эмоций и воли, а так же структуры волевого акта в спортивной психологии занимались А.Б.Алексеев, Н.К.Волков, Г.Д.Горбунов, О.В.Дашкевич, А.В.Родионов, О.А.Сиротин, Б.И.Якубчик. Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М.Ванека, Э.Василевски, Ф.Генова, Е.Геновой, Е.Гошака, П.Куната, Б.Д.Кретти. Р.Мартенса, Р.Сингера, Г.Шиллинг, М.Эпуран, М.Яффи.

Актуальность изучения проблемы обозначена тем, что достижение высоких спортивных результатов невозможно без проявления высоких эмоционально-волевых усилий.

Задачи:

определить понятие эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе;

изучить особенности спортивной деятельности пловца;

подобрать методики исследования эмоционально-волевых качеств спортсмена;

проанализировать результаты, полученные в ходе исследования и сделать вывод.

Глава 1. Состояние проблемы эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие эмоционально-волевой подготовки в психолого-педагогической литературе

Внутренняя психологическая готовность к соревновательным действиям — это результат индивидуальной интеллектуально-психологической деятельности спортсмена-личности. На этот результат, правда, влияют также и внешние воздействия, носящие, как правило, временный или разовый характер.

Внутренняя психологическая неготовность — это неверие в свои силы, боязнь соперников (конечно, своих соперников, так как у каждого спортсмена они свои — соответствующие уровню его мастерства и результатов).

7 стр., 3107 слов

Философские проблемы свобода воли

... стремится скорее от него освободиться. Исключительно важным волевым качеством человека является последователь­ность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки ... Свобода Воли. Ни одна философская проблема, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Особенно остро эта проблема ...

Спортсмен понимает, что при соперничестве относительно равных все могут решить одна — две ошибки. Постоянное ощущение своих текущих возможностей должно способствовать формированию психологической уверенности в способности реализовать именно эти свои возможности. Творческая эмоциональность плюс холодная рассудительность могут дать максимально возможный надежный результат.

Правильное ощущение текущего уровня мастерства, то есть настоящих возможностей, а так же грани между эмоциональными и рассудительными действиями обеспечит нужный психологический настрой и соответственно сформирует оптимальное внутреннее психологическое состояние для надежного выступления. Правильная постановка реально достижимых целей — решающий момент подготовки.

При неправильном ощущении своего состояния спортсмен, завышая либо занижая его, неумолимо создает основания для дальнейших дерганий в сторону то обесценивания своих возможностей, то выражении излишнего самомнения, в результате чего перед стартом у спортсмена может возникнуть либо стартовая лихорадка, либо апатия.

Спортсмену необходимо регулировать свои эмоции, так как от этого зависит результат на соревнованиях. Чем более психологически устойчив спортсмен, тем меньше он сделает ошибок на дистанции.

Благотворное влияние на эмоции оказывает выполнение привычных технико-тактических упражнений перед соревнованиями. Эти упражнения должны быть достаточно сложными, требовать много внимания и тем самым отвлекать от неблагоприятных мыслей.

Большое значение имеет иногда специальная психологическая “настройка” на предстоящее действие — соревнование, тренировку или отдельное упражнение. Четкая постановка целей, достаточная информация и разработанный план действий снижают тревожность.

В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения — мысленное представление своих действий во время соревнований. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит тренироваться в выполнении идеомоторных упражнениях на тренировках……..

Литература

1. Абельская Р.С. Внутренняя речь в формировании произвольных действий спортсмена. — В сб.- Проблемы психологии спорта. ФиС. 1960.

2. Алексеев А.В. Себя преодолеть — М.: ФиС, 1982. — 192с.

3. Баканов Б.Н. Стадии развития волевых процессов. // Вестник Моск. ун-та. Психология. – 1977 — № 4. — С. 12-22.

4. Белорусова В. В. Воспитание в спорте. — М., ФиС, 1974.

5. Белорусова В. В. Моральные основы волевой подготовки спортсменов. // Вопросы психологии спорта. ФиС. 1962. вып. 2.

6. Богословский В.В. Воля и волевые свойства личности. Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов. Изд.З — М.: Просвещение,1981. — С.315-332.

7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М.: ФиС, 1978.

8. Егоров А.С. О преодолении трудностей в условиях соревнования. // Вопросы психологии. — 1960. С. 128-134.

9. Ермолаева М.В. Разработка методов исследования эмоциональных аспектов функциональных состояний в спортивной деятельности. // Проблемы психофизиологии. — М., 1983. — С.123-125.

19 стр., 9345 слов

Конспект лекций по психологии спорта для студентов 4 курса, заочн. ...

... три основные этапа: - этап зарождения; - этап становления; - этап современного развития. Психология деятельности спортсмена Спорт – это специфический вид деятельности и в то же время – социальное явление, ... первую в нашей стране докторскую диссертацию на тему «Проблемы психологии спорта». За рубежом среди основателей психологии спорта чаще всего называют имена Коулмана Гриффита и Джона Лоутера. ...

10. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. — М.: Фис, 1976.

11. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Издательство “Питер”, 2000.

12. Ильина М.Н. Об общих и специфических факторах выносливости. Психофизиологические особенности спортивной деятельности. — Л,1975. — C.121-126.

13. Калин В.К. Классификация волевых качеств. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. — Симферополь,1983. -C.175-181.

14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М: Наука. — 374с.

15. Мальцев Ю. П. Развитие волевых качеств — целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания в процессе спортивной тренировки борца. — Л., 1967.

16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985.

17. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М.: ФиС, 1983.

18. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П.Волкова. — СПб.: Питер, 2002.

19. Пуни А. Ц. О самовоспитании воли спортсмена. — В сб.: Проблемы психологии спорта. ФиС. 1962. вып. 2.

20. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. — Л., 1977.

21. Пуни А.Ц. Волевая подготовка спортсменов. — М., ФиС, 1970.

22. Пуни А.Ц. К вопросу об интеллектуальных основах волевой подготовки спортсмена. — В сб.: «Проблемы психологии спорта». — М., ФпС, 1962, вып. 2.

23. Пуни А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте. — В сб.: «Психология и современный спорт». — М., ФиС, 1973.

24. Пуни А.Ц. Некоторые итоги изучения вопросов волевой подготовки спортсмена. — В сб.: «Психологическая подготовка спортсмена». — М., ФиС. 1965.

25. Пуни А.Ц. О самовоспитании воли спортсмена. — В сб.: «Проблемы психологии спорта». — М., ФпС, 1962, вып. 2.

26. Пуни А.Ц. О структуре волевых качеств спортсмена и планирование их развития в процессе тренировки. — «Теория и практика физической культуры», 1964.

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.

28. Рудик П. А. Психологические основы морально волевой подготовки спортсмена. — В кн.: «Проблемы психологии спорта». — М„ ФиС, 1962.

29. Рудик П.А. Психология. М.: Физкультура и спорт, 1974.-512с.

30. Селиванов В.И. Проблема воли в советской психологии. // Вопросы психологии. — 1964.

31. Смирнов Б.Н. Практические занятия по психологии. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — C.107-112.

32. Смирнов Б.Н. Психологические аспекты воспитания волевых качеств. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ИФК. Под ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. — М.; Физкультура и спорт,1979. — С.66-82.

33. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия по психологии. СПб: Питер, 2002.

5 стр., 2352 слов

Задание по психологии детского спорта

... юного спортсмена. 30. Решение задачи – предупреждать уход детей из спорта. Основная литература: Ильин, Е.П. Психология спорта: Учеб.пособие/ Е.П. Ильин. – СПб., 2009. Серова, Л.К. Психология спорта: Учеб.пособие/ Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2008. ...

34. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. — М.: ФиС, 1980.

35. Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. — Л.:ЛГУ, 1963.-96с.