Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты использования практических методов в развитии осязания детей старшего старшего дошкольного возраста">дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1. Понятие «практический метод» в общепедагогической и специальной педагогической литературе
1.2. Понятие «развитие осязания у детей с нарушениями зрения» в психолого-педагогической литературе
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
1.4. Специфика использования практических методов в развитии осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, представленная в литературных источниках.
Глава 2. Прикладные аспекты использования практических методов в развитии осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1. Организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования специфики использования практических методов в развитии осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования.
Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%. В Российской Федерации в последние годы отмечается резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц.
Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития — физического и умственного. Изучением таких детей занимается наука тифлопедагогика особое внимание при этом уделяется использованию осязания как при познании предметов окружающего мира, так и при оперировании ими (Л.И. Плаксина).
1.Основные понятия дефектологии: инвалидность, дети с особенностями ...
... условий.В эту группу входят дети со следующими нарушениями развития: с нарушениями зрения; с нарушением слуха; с интеллектуальной недостаточностью; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с нарушениями речи; с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата; ...
В словаре психологических терминов сенсорика (англ. — sensorica, нем. — Sensorika) определяется как система психических явлений, обеспечивающих определённый уровень познания субъектом окружающей действительности через ощущения. Различают сенсорику: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, термическую и тактильную.
Наиболее распространенными методами развития сенсорного восприятия у детей с нарушением зрительного восприятия выступают практические методы специальной педагогики, которые тесно связаны с практическими методами общей педагогики.
В общей педагогике методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения. Практический метод предполагает активную практическую деятельность учащихся. Различают следующие практические методы: упражнения (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве); лабораторные и практические работы, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин; дидактических игр — моделирования изучаемых процессов или явлений.
В специальной педагогике метод специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (И.М. Назарова).
К практическим методам относят упражнения, опыты. Практический метод же относится к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Исходя из этого возникает проблема: возможно ли с помощью практических методов обучения развивать у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения сенсорное восприятие, в частности — осязание.
Цель работы: Теоретическое обоснование и практическое изучение использования практических методов в развитии осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
· Изучить и проанализировать общепедагогическую и специальную педагогическую литературу по проблеме использования практических методов в обучении детей дошкольного возраста
· Изучить и проанализировать специальную педагогическую литературу по проблеме использования практических методов в развитии осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
· Выявить специфику использования практических методов в коррекционно-педагогической работе по развитию осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на базе определенного образовательного учреждения.
Глава 1. Теоретические аспекты использования практических методов в развитии осязания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
1.1. Понятие «практический метод» в общепедагогической и специальной педагогической литературе
Обучение детей с ОВЗ предполагает наличие коррекционно-развивающих технологий, при этом методы обучения, применяемые педагогами в обучении таких детей, вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.
В педагогическом словаре Г. М. Каджаспировой метод обучения понимается как: система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Метод обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного ...
... девиантного поведения детей-сирот Оценка любого поведения всегда ... рекомендации предупреждения противоправного поведения детей- сирот; Глава 1. Теоретические аспекты проблемы предупреждения противоправного поведения детей-сирот в социальной педагогике 1.1. Понятие и сущность ...
В общей педагогике существует множество различных классификаций методов обучения.
Традиционной из них является классификация Е.Я.Голанта, И.Т.Огородникова, C.И.Перовского, основанная на источнике передачи и характере восприятия информации она включает в себя словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).
Как упоминалось выше в работе с детьми с нарушенным зрением используются те же методы, что и в общей педагогике, но с учетом специфики первичного дефекта и вторичных нарушений.
Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ…) должны быть использованы только в сочетании с наглядными и практическими методами работы с детьми. При этом рассказ должен быть небольшим по объему, не больше 10 минут; доступным по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. педагогу необходимо предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, словарная работа).
При объяснении — акцентировать внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут. Качество беседы будет зависить от задаваемых вопросов учителя, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе. Обращать внимание на речь учащихся — исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.
Наглядные: показ, демонстрация, наблюдения, использование ИТК (презентации, анимации, фрагменты презентаций), картинного материала, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, памяти. Показ — обеспечить возможность зрительного восприятия (размер иллюстрации, качество, освещение).
Указывать, на что необходимо смотреть (указкой, словесно).
Отмечать детали изображение. После показа объект убирают. Демонстрация — показ предметов в движении. Наблюдение — целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении увеличивается дидактическая польза.
Под практическими методами в общей педагогике понимают методы обучения, основанные на практической деятельности учащегося. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, практические работы, выполнение учебно-трудовых заданий.
В работе с детьми с нарушенным зрением обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка. Для то го, чтобы выработать тот или иной навык у ребенка можно использовать такой вид практического метода как упражнение (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).
Программированные задания — графические или текстовые (выбор вариантов ответов).
Самостоятельная работа.
Проблемно-поисковый: создание учителем проблемных ситуаций; самостоятельная деятельность детей в малых группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.
Дифференциация методов обучения детей хореографии
... учеником. В связи с этим актуально исследование методов работы с детьми каждого возраста, особенно с детьми младшего школьного возраста. Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциация обучения, рассмотреть ... действий учащихся и учителя. [1, c 31] Если выделить наиболее общий признак методов, то методы обучения можно определить как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и ...
Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу.
Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок): устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
Эти методы важны для ……..
Литература:
1. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ярмоленко А. В. Осязание в процессе познания и труда.
2. Богданова Н.А., Чанова Е.Б. и др. методические рекомендации по созданию специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ часть 2 создание специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ в образовательных организациях. Новосибирск, 2013.
3. Бюрклен К. Психология слепых
4. Ермаков П. Якунин Г.А. основы тифлопедагогики рзвитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения.
5. Кузнецова Л. В.Специальная психология
6. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения
7. Назарова Н. М Специальная педагогика
8. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
9. Шипицыной Л.М.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф.
10. detskiy-sad/raznoe/2013/10/10/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov-s-narusheniyami
11. 131556/
12. FB.ru: article/4133/prakticheskie-metodyi-obucheniya