Государственная помощь детям с нарушениями интеллекта в РФ

Государственная помощь детям с нарушениями интеллекта в РФ

Оглавление.

Введение. 2

Глава 1. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий. 5

1.1. Квалификационный состав ПМПК 5

1.2. Проблемы информирования 6

1.3. Медико-психологическая и методическая работа 11

Глава 2. Специальные коррекционные учреждения и роль родителей в системе помощи детям с нарушениями интеллекта. 14

2.1. Работа специальных (коррекционных) учреждений 14

2.2. Мнение родителей о работе ПМПК и специальных (коррекционных) учреждений 17

Глава 3. Институциональная организация в области защиты детей с нарушениями интеллекта в Российской Федерации. 21

Заключение. 26

Литература. 28

Введение.

По статистическим данным, приведенным в медицинской, педагогической, психологической литературе, с каждым годом отмечается неуклонный рост количества детей с нарушением интеллекта . Воспитание и обучение таких детей могут осуществляться в полной мере только в условиях специального учреждения, где существует система коррекционной работы.

Существующая система коррекционной работы в данных учреждениях в итоге практически обеспечивает достаточно положительные результаты. Однако, она все же не может быть признана полноценной, т.к. рассматривая организацию помощи детям с нарушением интеллекта, следует отметить, что ее успешная реализация требует более тесного взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и школы. Это предполагает создание единой системы служб данных учреждений: педагогической, психологической, медицинской.

Работа с детьми с нарушениями интеллекта предполагает тесное взаимодействие трех заинтересованных субъектов — родителей, психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и воспитательно-образовательных (коррекционных) учреждений. В рамках этого взаимодействия родители выступают как собственно заинтересованные лица, а ПМПК и воспитательные (коррекционные) учреждения — как компетентные органы, наделенные государством конкретными социальными функциями.

3 стр., 1051 слов

Образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта

... Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3. – С. 66-77. ... Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М. ,2003. 2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. ...

Результатом взаимодействия трех упомянутых субъектов должно стать максимальное число профессионально и социально адаптированных детей, прошедших лечение, воспитание (коррекцию) и обучение в специальных (коррекционных) учреждениях. Этот результат не всегда зависит от усилий родителей, воспитателей или членов ПМПК. Бывают виды нарушений интеллекта, трудно поддающиеся полному излечению. Однако реабилитация детей достижима, как свидетельствует мировая практика, до уровня не менее 80-85%, если она построена функционально дифференцированно и базируется на индивидуальном подходе к ребенку . Чтобы достичь подобного эффекта, наряду с тесным взаимодействием родителей, воспитателей и членов ПМПК, необходимы:

— современная материально-техническая база диагностических центров и воспитательных (коррекционных) учреждений;

— применение современных, компьютеризированных методик с использованием эффективных тестов, дающих максимально достоверную информацию об интеллектуальном состоянии ребенка;

— наличие систематизированной стандартной базы медицинских и психологических параметров, позволяющих отслеживать динамику медико-психологического состояния ребенка;

— применение современных методик лечения и коррекции, социальной адаптации (воспитания) детей, обеспеченность учреждений эффективными лекарствами;

— применение современных методов тестирования профессиональной пригодности, профессиональной ориентации, осуществления профессиональной подготовки детей;

— обеспеченность ПМПК и специальных (коррекционных) учреждений специалистами имеющими высокий профессиональный уровень и обладающими природными задатками широкой толерантности;

— всестороннее взаимодействие ПМПК и специальных (коррекционных) учреждений с родителями, осуществление их медицинского и методического консультирования, оказание должной моральной и психологической поддержки;

— наличие широкой поддержки специальных (коррекционных) учреждений со стороны органов власти, общественных и религиозных организаций, средств массовой информации, благотворительных фондов;

— осуществление массовых мероприятий по формированию благоприятного общественного климата в отношении детей с нарушениями интеллекта, сочувственного участия населения в их судьбе;

— серьезная материальная поддержка специалистов ПМПК и специальных (коррекционных) учреждений, работающих с детьми с нарушениями интеллекта.

Цель курсовой работы: рассмотреть систему государственной помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.

Задачи курсовой работы:

1) рассмотреть деятельность психолого-медико-педагогических комиссий;

2) изучить роль специальных (коррекционных) учреждений;

3) рассмотреть институциональную организацию в сфере государственной помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ;

4) сделать выводы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

Глава 1. Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий.

1.1. Квалификационный состав ПМПК

Деятельность ПМПК в определении судьбы детей с нарушениями интеллекта является ключевой на начальной стадии, когда дается медико-психологическое заключение о состоянии ребенка. Любая погрешность в диагностике — это ущерб судьбе нескольких человек: и ребенка, и его родителей. Результат диагноза зависит не только от уровня профессиональной подготовки эксперта ПМПК, но и от его практического опыта……………

18 стр., 8718 слов

Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении

... учитывать специфику особых потребностей глухих и слабослышащих детей. Этим и обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении». Объект исследования: процесс воспитания в школе. ...

Заключение.

В заключение работы можно сделать следующие общие выводы:

1. Согласно экспертным оценкам, в России доля детей с легкими нарушениями центральной нервной системы и задержкой интеллектуального развития столь велика, что это становится крупной социальной проблемой.

2. Родители психологически не готовы, и не желают ранней диагностики детей, в результате чего дети до возраста 6-7, а порой и до 9 лет, лишаются возможности лечиться.

3. Отсутствие единой системы профилактической диспансеризации детей до 6 летнего возраста приводит к тому, что даже после выявления основной массы детей с нарушениями интеллекта, примерно пятая часть из них остается не выявленной.

4. Психолого-медико-педагогические комиссии в своей работе опираются на старую методическую базу, однако работают хорошо. Погрешности диагностики бывают — 3-4 случая на 100 диагнозов. Это свидетельствует о том, что методическая база психолого-медико-педагогических комиссий нуждается в технической и концептуальной модернизации. Требуется укрепление психолого-медико-педагогических комиссий психологами.

5. Деятельность детских специальных (коррекционных) учреждений в целом благоприятная, однако, слабой является их методическое обеспечение.

6. В специальных учреждениях недостаточно практикуются активные формы занятий с детьми, для этого нет соответствующей технической базы.

7. Взаимоотношение специальных (коррекционных) учреждений с родителями находящихся на лечении (коррекции) и обучении детей формальные, нет тесного взаимодействия.

8. Требует полного обновления и совершенствования профессиональная подготовка детей, находящихся в специальных (коррекционных) учреждениях.

9. Следует значительно расширить просвещение родителей в целях раннего выявления заболевания детей.

10. Нужна активизация помощи специальным учреждениям со стороны общественных и религиозных организаций.

Литература.

1. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. — №5 – с.30

2. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. — №1 – с.11

3. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. / Под ред. Н. П. Долгобородовой – Ленинград, 1969. – 184 с.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

5. Гурович И. Я., Голланд В. Б., Зайченко Н. М. Динамика показателей деятельности психиатрической службы России (1994 –1999 гг.).

– М., 2000. –508 с.

6. Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова – Москва, Новая школа, 1996г.

16 стр., 7503 слов

Система специального коррекционного обучения в РФ

... а также обучение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образовательных учреждениях общего типа. Образовательное учреждение интегрированного обучения не вправе отказать детям с ограниченными ... лечебного учреждения осуществляет обучение детей в различных формах. В современных условиях интенсивного развития системы специальной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями ...

7. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. — №6 – с.25

8. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – 111 с.

9. Забрамная С. Д., Шостак Б. И., Пикулин С. Д., Безрукова Е. А. Отбор детей во вспомогательные школы. – М., 1971. – 96 с.

10. Книга для учителя вспомогательной школы. / Под ред. Г. М. Дульнева. – М., 1959. – 448 с.

11. Коррекционная учебно – воспитательная работа во вспомогательной школе. / под ред. А. С. Белкина. – Свердловск, 1979. – 99 с.

12. Литвак О. Я. Право на полноценную жизнь: Международное и Российское законодательство о правах особого ребёнка. — Иваново, 2003. – 216 с.

13. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. — №3 – с.28.

14. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 // № 1. – с. 3 — 10

15. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 // №1. — с. 11- 31

16. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами. // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000 // №1.- с. 31-36

17. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

18. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. — №4 – с.43.

19. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985. – 339с.

20. Шевченко С. Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно –педагогические аспекты. – М., 2001. –136 с.