Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Теоретические аспекты подготовки детей к школе. . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Изучение и анализ исследований зарубежных и отечественных
ученых по подготовке ребёнка к школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Психологическая характеристика детей, поступающих в школу. . . . . . 9
1.3. Особенности психологической готовности к школе
старших дошкольников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Выводы по I главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Глава II. Эмпирическое исследование по готовности детей
к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.1. Процедура и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.2. Результаты исследования и их интерпретация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Выводы по II главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
1. Иллюстрации к тесту «Сравни картинки». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
2. Иллюстрации к тесту «Что неправильно?». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
3. Образец к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….49
5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Введение.
Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды ...
... участие в школьном обучении. 2. Компоненты психологической готовности к школе. -личностная готовность; - волевая готовность; -интеллектуальная готовность; -социальная. Личностная готовность подразумевает: 1.Определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения. ...
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.
По мнению Л.С. Выготского «Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой — то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой — то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой.» [6,с 98]
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует этого.
Это противоречие распространяется и на другие сферы личности.
В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней.
Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения, а также в процессе освоения грамоты. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. [2,с 77]
Исходя из вышесказанного, становится понятным, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. Успехи шестилетнего ребенка в школе будут во многом определяться его готовностью к ней.
Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Связаны они, как показывают исследования советских психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Актуальность темы вызвана тем, что в связи с введением ФГОС нового поколения в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Поэтому важнейшей задачей является всестороннее развитие личности ребёнка, подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения приводят к поискам новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма ребёнка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, этим и обусловлен выбор темы курсового исследования.
Исследование проблем совершенствования социально-психологического ...
... Тема: «Исследование проблем совершенствования социально-психологического климата в коллективе». Цель исследования: исследовать проблемы совершенствования социально-психологического климата в коллективе. Объект исследования: ООО «Курортный магазин». Предмет исследования: совершенствование социально-психологического климата в ...
Цель курсовой работы: исследовать проблему психологической готовности к школе в контексте возрастной психологии.
Для достижения заявленной цели в работе решаются задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
2. Познакомиться с общей психологической характеристикой детей, поступающих в школу.
3. Разобрать компоненты психологической готовности ребёнка к школе.
4. Исследовать уровень подготовленности детей к школе.
5. Кратко обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследования психологической готовности к школе заключается в том, что необходимый уровень развития ребенка формируется к старшему дошкольному возрасту и определяется следующими показателями: психомоторным (функциональным), интеллектуальным, эмоционально-волевым, мотивационным, личностным и социально-психологическим. Для того чтобы ребенок был готов к школьному обучению, необходимо, чтобы каждый из названных компонентов был достаточно развит.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста, посещающие детский сад.
Предмет исследования — уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, беседы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада, математическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования. Обобщены концепции о психологической готовности к школе, в исследовании последовательно применён системный подход, позволивший выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе».
Практическая значимость. Работа опирается на широкий круг источников, охватывая, – как труды классиков, так и научные статьи из современной периодики и ее материалы, выводы могут быть использованы для повышения знаний педагогов дошкольных образовательных учреждений, родителей.
………….
Список литературы
1. Бабаева Т.И. У школьного порога /Дошкольное воспитание. –2006. – № 6. – С. 13 – 15
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.
3. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1999. — 158 с.
5. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. М.: 2003.- 121 стр.
6. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избр. психологические исследования. М., 1956.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. / 4-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Питер, 2004. – 208 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
8. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб.: Дельта, Санкт-Петербург, 1998. — 224 с.
Краткое введение в психологию, как науку («Основы психологической ...
... психологии — бихевиоризм, где результаты исследований психики животных прямо переносились на человека), либо к игнорированию специфичности психических явлений у человека и животных. В настоящее время в психологической ... человека. Помимо этого, некогда единая психология разделилась на большое число отдельных отраслей психологического знания. Целостная по сути психология человека дробится тем самым на ...
9. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. /Уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005. – 382 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. /Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
11. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. /Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
13. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. /Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
15. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? /Начальная школа: До и После. – 2010. – № 4. – С. 25–27.
16. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера, —2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.
17. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
18. Мухортова Е.А., Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: В. Секачев; ТОО «ТП», 1998. 128 с.
19. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., МГУ, 2000. – 126 с.
20. Тарновская Т.А., Сидорова И.Н. Комплексная диагностика развития организма детей в предшкольный период. /Воспитатель ДОУ. 2011. – № 9. – С. 62 – 66.
21. Урунтаева, Г.А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений /Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
22. Урунтаева, Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1995, 291 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., МГУ, 2006. – 128 с.