Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы условий формирования творческих способностей у учащихся СПО
.1 Понятие творчество, его виды и характеристики
.2 Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте
.3 Развитие творческих способностей на уроках информатики
Вывод по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа творческого саморазвития учащихся «Миасский машиностроительный колледж» на уроках информатики в образовательном процессе СПО
.1 Цель, задачи экспериментального исследования
.2 Разработка заданий по дисциплине «Информатика», направленных на развитие творческих способностей
.3 Практические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей
Вывод по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время возрастают требования к уровню подготовки творческих способностей квалифицированного специалиста, к его умению самостоятельно решать разнообразные задачи, возникающие в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Сегодня только творчески относящийся к своей работе человек может справиться со всем комплексом практических и теоретических задач, которые ставит перед ним быстро развивающиеся экономические преобразования и научно-технический процесс.
При развитии творческого потенциала студентов особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к учению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет студентам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии — практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания — творческое действие.
Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Недостатки в управлении вниманием отрицательно влияют на процесс мышления. Многие ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего сознания, нашего мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость. Это проявление зависит от личностных качеств человека: силы воли, мотивов, привычек и т.д. внимание можно тренировать и совершенствовать. Только творческая личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел и принимать ответственность за выполняемую деятельность. В современных условиях личностный рост, престижная работа, карьера во многом определяются уровнем интеллектуальных способностей, умением применять полученные знания в решении повседневных и стратегических проблем.
Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ ...
... исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника. Предмет исследования: программа организации внеурочной работы в школе в системе, нацеленная на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей будет ...
Цель данной курсовой работы — изучение и анализ формирования творческих умений у студентов в процессе изучения предмета в учреждениях УСПО.
Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач:
1. Определить социально-психологические факторы, влияющие на проявление творческих умений у студентов.
2. Проанализировать сущность творческого потенциала студента как основу профессиональной самостоятельности
. Выявить содержание педагогического творчества как условие развития творческой деятельности подростков в процессе обучения.
. Выявить наличие творческих умений у студентов учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №49».
. Внедрить новую программу по формирование творческих умений у студентов СПО «Миасский машиностроительный колледж».
. Проанализировать степень сформированности творческих умений у студентов на формирующем эксперименте.
Объектом исследования — творческие умения у студентов СПО «Миасский машиностроительный колледж» .
Предмет исследования выступает работа педагогов — психологов по формирование творческих умений у студентов СПО «Миасский машиностроительный колледж»
Теоретической и методологической основой работы послужили теории психологии, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области работу по формирование творческих умений у студентов в образовательном процессе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, формирующий эксперимент, тестирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа позволит оптимизировать процессы по формирование творческих умений у студентов в условиях процесса УСПО, и будет способствовать формированию творческого отношения к деятельности.
База исследования. Исследование проводилось в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский машиностроительный колледж».
Глава 1. Теоретические основы условий формирования творческих способностей у учащихся СПО
.1 Понятие творчество, его виды и характеристики
Анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов
... над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления и профессионализма. Выполнение ... в списке рекомендованной литературы. Теоретический анализ позволяет студенту представить современное состояние изучаемой проблемы, ... психологии напрямую связана с умением студентов спланировать, организовать и провести исследование. Рекомендуется соблюдать определё ...
Творчество — психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с расширением задач, с творческим преобразованием действительности. [3, с. 36]
Творчество — обобщение и опосредованное отражение существенных закономерностей и свойств реальности, процесс постановки и решения проблем.
Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Творчество — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом творчества может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. [5, с. 22]
Ощущение и восприятие отражает отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Творчество соотносит данные ощущений и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений творчество раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, творчество глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Творчество — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому творчество опосредствованно, основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований, и обобщенное познание объективной реальности. [11, с. 157]
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны творчества. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это мыслительное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. [11, с. 160]
Анализ бывает практическим (когда творческий процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим).
Если анализ оторван от других операций, он становится порочным, механистическим. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития творчества, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
Место творчества в процессах человеческой деятельности
... Творчество и личность Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. ... наконец, наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ...
Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. [11, с. 160]
Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.
Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. [11, с. 165]
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом творчества. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, ширины, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложное обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий. [11, с. 170]
Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого творчества, возможность творческого преобразования действительности. Творчество человека не только включает в себя различные операции, но и протекают на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видах творчества. [3, с. 69-78]
Теоретическое понятийное творчество — это такое творчество, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи сначала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное творчество характерно для научных теоретических исследований. [5, с. 23-25]
Психолого-педагогические аспекты развития исследовательских способностей ...
... с. 9. Егорова, Т.А. Развитие исследовательских способностей старших дошкольников: автореферат. – М., 2006. – 23 с. 10. Иванникова, С.В. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества / С.В. Иванникова // ... / В.И. Андреев. – М.: Высш. школа, 1981. – 240с. 2. Архарова, Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования / Н.В. Архарова. – М., 2006. ...
Теоретическое образное творчество отличается от понятийного тем, что материалом, которым здесь использует человек для решения задачи, является не понятия, суждения или умозаключения, а образы. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи. Таким творчеством пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. [5, с. 27]
Отличительная особенность следующего вида творчества — наглядно-образного — состоит в том, что творческий процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без него совершаться не может.
Данная форма творчества наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид творчества достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Последнее из обозначенных на схеме видов творчества — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс творчества представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид творчества широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. [11, с. 171]
Заметим, что перечисленные виды творчества выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое творчество считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Разница между теоретическим и практическим видами творчества, по мнению Матюшкина А.М, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического творчества в основном направлена на решение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического творчества направлена в основном на нахождение общих закономерностей». [22, c. 45]
Следует отметить, что все виды творчества тесно взаимосвязаны между собой. Приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть. Отдельные виды творчества постоянно переходят друг в друга. Так, практически невозможно разделить наглядно-образное и словесно-логическое творчество, когда содержанием задачи являются схемы и графики. Практически действенное творчество может быть одновременно и интуитивным и творческим. Поэтому, пытаясь определить вид творчества, следует помнить, что этот процесс всегда относительный и условный. Обычно у человека задействованы все возможные компоненты и следует говорить об относительном преобладании того или иного вида творчества. Только развитие всех видов творчества в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком. [22, с. 52]
Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творчества, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида творчества. С самого начала отметим, что творчество не всегда связано только с одним из видов творчества, скажем, словесно-логического, оно вполне может быть и практическим и образным.
Психология творчества начала складываться на рубеже 19-20 вв. «Творчество — в прямом смысле — есть созидание нового».[12, с. 30] В общепринятом смысле творчество — условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности».
До середины 20 века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ — tests — тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляция между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое — креативностью — не было. [13, с. 104]
Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и интеллектуальных способностей:
1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творчества играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но не достаточные условия творческой активности личности.
2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психологической активности нет.
. Творческая способность — креативность — является независимым от интеллекта фактором. [11, с. 125]
Кроме того, было доказано, что творчество в искусстве и науке имеет общие признаки, что позволяет перенести творческие способности с одного материала на другой.
.2 Социально-психологические факторы, влияющие на проявление творчества в подростковом возрасте
творческий саморазвитие подростковый колледж
На современном этапе развития психологии нельзя считать устоявшимся единое определение понятия креативность. При этом практически во всех подходах подчеркивается такая важная отличительная черта креативности, как способность выйти за рамки заданной ситуации. Установлено, что для развития креативности требуется определенный уровень развития интеллектуальных способностей. Нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Оптимальным вариантом является их сочетание. Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. [23, с. 159]
Данные качества характеризуют подростков с точки зрения их способности к самостоятельным мыслям и поступкам, стремления к достижению определенного статуса, наличия честолюбия, воли и активности, проявления настойчивости, инициативности, склонности к лидерству, обладания развитыми вербальными способностями. Иначе говоря, чем более развиты вышеперечисленные качества, тем более креативным должен быть подросток.
В основе творчества лежит потребность в переживании положительных эмоций, потребность в созидании. А. Роу, исследуя биографии великих творцов, нашла единственное общее в их биографиях — приобщение к радости творческого открытия в подростковом возрасте. Поэтому развитие творческих способностей начинается с формирования потребности в познании. [23]
Социальные факторы могут тормозить, блокировать творческое начало, а могут способствовать его проявлению. Ограниченность сенсорного опыта является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам. Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности, нерегламентированностью и потенциальной многовариантностью (богатством возможностей).
Среда, благоприятная для развития креативности, должна подкреплять креативное поведение. Для того чтобы подросток развивался как творческая личность, необходим позитивный образец творческого поведения, необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы подросток себя идентифицировал. Тяга к творчеству, новаторству возникает там, где появляется группа людей — потенциальных или действительных единомышленников. Как это ни парадоксально, новаторство требует коллективности, сближений и даже признания, хотя бы в небольшом кружке людей.
Главным фактором, определяющим развитие креативности, является содержание взаимоотношений подростка с взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к нему. Взрослые обычно создают себе некоторый образ ученика, который они хотели бы сформировать, хотят видеть у детей такие черты, как послушание, выполнение поручений и т.п. [25, с. 147]
Креативность предполагает способность идти на разумный риск, преодолевать препятствия, готовность противостоять мнению окружающих. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения. Во-первых, в отличие от других видов деятельности, учебный процесс не имеет для подростка индивидуальной значимости и ясной конечной цели. Во-вторых, часто креативы испытывают дискриминацию в школе из-за ориентации обучения на «средние оценки», унификации программ, преобладания жесткой регламентации поведения, отношения учителей. Учителя, как правило, оценивают креативов как «выскочек», демонстративных, упрямых и т.д. Сопротивление креативов репродуктивным работам, их большая чувствительность к монотонии расценивается как лень, упрямство, глупость.
Творческость — это реализация человеком своей индивидуальности. [25, с. 154] Но для того чтобы индивидуальность могла быть предъявлена, она должна быть в той или иной форме осознана человеком как таковая. Все, что делает или не делает человек, в большой степени обусловлено его концепцией самого себя. И от того, насколько он знает и понимает сильные и слабые стороны своей личности, свой внутренний потенциал, зависит возможность раскрытия творческих возможностей. Успехи в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Подростковый возраст является возрастом открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания. У подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним — интерес к своему внутреннему миру и средствам его выражения.
Одной из главных составляющих Я-концепции подростков является представление о своем физическом облике. Переживания подростка, обусловленные изменениями образа его тела, являются «провокатором» страха. Последствия страхов многообразны, но главное из них — это возрастающая неуверенность. Страх — самый опасный враг творчества. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Уровень самооценки значимо коррелирует со степенью удовлетворенности подростков различными характеристиками своего внешнего облика (Рис. 1).
Подростки, недовольные своей внешностью, негативно оценивают и другие стороны своего Я.
Рис. 1. Корреляционный анализ взаимосвязи физического Я и общей самооценки подростков[42, с. 3]
Исследования психологов показывают, что уровень самооценки коррелирует с характером творческой деятельности подростков. С общей самооценкой подростков коррелирует уровень выраженности различных составляющих креативности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше показатели креативности, тем выше уровень самооценки. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску, беглость, сложность. Для подростков, не проявляющих креативность, более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высококреативных подростков высокую самооценку имеют 84,6% (Рисунок 2), то в группе, проявляющей низкую креативность, такую самооценку имеют в 2 раза меньше подростков — 41,7% (Рисунок 3).
Соответственно, низкую самооценку в группе высококреативных имеют только 7%, а в группе, не проявляющих креативность, — 25%.[42, с. 5]
Рисунок 2. — Уровень самооценки в группе креативных подростков[42, с. 5-9]
Рисунок 3 Уровень самооценки в низкокреативной группе подростков
Получена положительная корреляция (0,38) между общим показателем теста самооценки творческих характеристик и общим результатом теста дивергентного мышления. Эти данные позволяют сделать предположение, что подростки способны адекватно оценивать свои творческие возможности. Такая взаимосвязь характерна для таких составляющих креативности как склонность к риску и воображение. Это явление известно в психологии под названием «самореализующееся пророчество». [42, с. 10]
Оно срабатывает и в случае позитивной установки на себя: в результате подтверждения ее данных формируется благоприятная Я-концепция. Чем выше и адекватнее самооценка, тем меньше тревожность и больше уверенность в себе и в своих возможностях. Эта вера в себя делает подростков восприимчивыми к новым идеям. Они меньше заняты своими внутренними проблемами.
Сочетание самооценки и креативности предрасполагает к выбору разных сфер социальной активности. В том случае, когда высокая самооценка сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим. Наоборот, при сочетании креативности с невысокой самооценкой, человек чаще всего невротичен, тревожен, плохо адаптирован к требованиям социального окружения.
Таблица 1. Сочетание самооценки и креативности
Самооценка |
Низкая креативность |
Высокая креативность |
адекватная |
внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением, общительны |
уверены в своих способностях, обладают внутренней свободой, проявляют интерес ко всему новому и необычному, очень инициативны, при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий |
низкая |
Стремятся к успеху, тяжело воспринимают неудачу, преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей, избегают риска, скрытны, страдают без внешней адекватной оценки |
С трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют необычные хобби, занимаются в кружках, где в свободной обстановке могут проявить свою креативность, очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности» |
Изучая себя, подростки представляют, что и другие постоянно оценивают их. Когда образ Я поддерживается, человек испытывает интерес и радость, когда он подвергается агрессии — страх. Обнаружена положительная корреляция (0,47) между самооценкой творческих характеристик и родительской оценкой творческого начала ребенка. Это позволяет сделать предположение о том, что позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку, является важным фактором, определяющим развитие креативности. Творческий потенциал является переменной функцией. Еще в отроческие годы, начав думать, что круг возможностей ограничен, в дальнейшем человек произносит хорошо известные слова: «Я этого не могу» или «Это не для меня». В большинстве случаев это следствие пережитых разочарований. По данным психологов неодобрительных замечаний, которые дети слышат в свой адрес, за день набирается в шесть раз больше, чем поощрений и похвал. Порой число замечаний достигает несколько сотен в день. Это убивает творчество, креативность на корню. [43, с. 14]
Таким образом, модернизация образования может решить эту задачу за счет включения в систему изучаемых дисциплин предметов, ориентированных на интеграцию знаний учащихся о человеке, на развитие самосознания и коммуникации. Большую роль в подготовке учащихся к самостоятельной взрослой жизни способны оказать психологические занятия в рамках спецкурсов, помогающие подросткам лучше понять себя и других. На основе полученных психологических знаний учащиеся осознают свои возможности и способности, свои взаимоотношения с окружающими, учатся искать пути преодоления препятствий. [41, с. 27]
.3 Развитие творческих способностей на уроках информатики
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, заключается лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов». Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
— открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
— соответствие условия выбранным методам творчества;
— возможность разных способов решения;
— учет актуального уровня развития;
— учет возрастных особенностей учащихся.
Определить показатели развития творческих способностей:
— владение большим объемом информации;
— самостоятельный перенос усвоенного на новый материал;
— установление причинно-следственных связей;
— обнаружение скрытых зависимостей и связей;
— умение делать выводы;
— интегрировать и синтезировать информацию;
— по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи.
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. К сожалению, по различным — как объективным, так и субъективным — причинам в настоящее время в нашем учебном заведении нет возможности применить существующие учебно-методические комплексы, в связи с чем мною составлена рабочая программа. Рабочая программа разрабатывается таким образом, что в каждом классе учащийся должен выполнить проект (программа-приложение, мультимедийная презентация, графическая работа и т. д) и представить его. Чем чаще метод проектного обучения применяется учителем на уроке, тем активнее развиваются воображение ученика, творческое мышление, внимательность, наблюдательность, критичность, потребность к самовыражению и самореализации. Сначала оценивается каждый проект на уроке, затем устраиваются просмотры, выставки, конкурсы во внеурочное время. Учащиеся всех возрастов с интересом смотрят работы других и учатся оценивать их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта и определяются претенденты на участие в подобных конкурсах городского уровня. Среди таковых ежегодно проводятся конкурсы: «Лучший компьютерный художник», «Фотодизайн», «Конкурс презентаций», «Конкурс веб-сайтов», в которых учащиеся становятся призерами и их работы отмечают в разных номинациях.
Творческое развитие личности ярко проявляется в процессе обучения на элективном курсе «Компьютерная графика». После изучения каждого раздела учащиеся создают работу на определенную тему, в конце курса разрабатывают и представляют проект, в котором используют все изученные возможности и инструменты графической программы. По завершении курса мы оформляем выставку работ и устраиваем просмотр.
Одним из способов творческой активности учащихся являются задания, которые требуют выполнения исследовательской работы. Для организации самостоятельной исследовательской работы учащихся эффективно использовать лабораторные работы, в ходе которых возможно оказывать индивидуальную помощь, разъяснять принципиальные моменты. Преимущества такой формы работы заключаются и в том, что учащиеся самостоятельно работают на компьютере, выполняя определенные задания. Учащиеся учатся выявлять главное и конспектировать необходимые сведения, что и помогает заложить фундамент дальнейшей самостоятельной деятельности.
Важно при выполнении творческих заданий такое качество личности, как самоорганизация. В старших классах по темам «Количество информации», «Алгоритмизация и программирование» задаю домашнее задание в виде массива задач. Стимулирую желание решить как можно больше задач контрольной работой, в которую включаю задачи из объявленного массива. При изучении основных алгоритмических конструкций предлагаю учащимся список задач, которые разбиты на три группы по сложности. Определяется количество задач для решения и количество баллов на определенную отметку. Каждая правильно решенная задача оценивается 3, 4, 5 баллами соответственно уровню. Оценку выставляю по сумме баллов, которая предполагает, что на отметку «5» должны быть решены задачи из второго и третьего блока, на отметку «3» достаточно решенных задач из первого и одной задачи из второго блока. При таком подходе происходит самосогласование ребенка по отношению к уровню задач. Выбирая, учащийся читает все задания, расширяет кругозор и учится оценивать сложность предложенной работы. При таком подходе легко отследить, кто из учащихся не обладает приемами самоорганизации. Этим учащимся целесообразнее давать задания с элементами творчества.
В своей работе я столкнулась с проблемой оценивания творческих работ. Во-первых, можно негативно повлиять на самооценку ученика, так как ничто так не ранит человека, как неоценённый творческий труд. Во-вторых, не все дети способны к самовыражению в творчестве. Поэтому творческие задания предлагаю в самостоятельной работе дополнительно к обязательной части или домашним заданием, которое выполняется на добровольных началах, и поощряю хорошей оценкой.
Учащиеся придумывают и оформляют
частушки, загадки, стихи, «вредные» и «полезные» советы,
ребусы, кроссворды, чайнворды,
учебные комиксы,
способы кодирования информации.
Работы принимаются на бумажном или электронном носителе и используются для оформления газет, в проведении внеклассных мероприятий. При оценивании творческого задания вместе с детьми определяем критерии, например:
— актуальность,
— соответствие теме урока,
— личную заинтересованность,
— источники информации,
— оформление работы,
— использование технических средств и др.
На уроках на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или закрепления изученного материала использую такие приемы:
— опрос в виде «перестрелки». Вопросы учащиеся придумывают дома или во время урока. Вместе выбираем три лучших вопроса, которые оцениваются.
— опрос в виде игры «Верю — не верю». Положительный ответ отмечаем одним знаком, отрицательный другим. В результате получается цепочка символов, которую легко и быстро можно проверить.
— решение кроссвордов, что позволяет учащемуся оценить собственные знания, а у учителя имеется возможность оценить каждого ученика.
В старших классах при изучении программирования в интегрированной среде Delphi, электронных таблицах Excel (логические функции и автоформатирование) учащимся предлагаю разработать проект, который позволяет, например, оценить правильность решения кроссворда или декодировать сообщение и автоматически выставить оценку. Таким образом, мною накоплен банк дидактических материалов по разным темам. Учащиеся, которые работают с этими материалами, видят двух авторов — разработчика содержания и разработчика приложения. Для многих это является стимулом для более ответственного и творческого подхода к выполнению проектов и домашних заданий. Очень важно то, что такие проекты востребованы и неоднократно могут быть использованы на уроках. Подобным образом разрабатываем тесты и проверочные работы для учащихся начальных классов.
Нестандартные приемы, активные методы, творческие задания — все это в целом благотворно влияет на воспитание ученика, на мотивацию к обучению.
Вывод по главе 1
Таким образом, творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Развитие творческих способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитие субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности. Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа творческого саморазвития учащихся «Миасский машиностроительный колледж» на уроках информатики в образовательном процессе СПО
.1 Цель, задачи экспериментального исследования
В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям и навыкам (некоторые из них могут оказаться вообще невостребованными в дальнейшем), а личность учащегося как будущего активного деятеля, его личные качества и таланты, способствующие адаптации в условиях рыночных отношений.
Современные экономические условия предъявляют повышенные требования к специалисту, который поступает на рынок труда. На первый план выходят такие качественные показатели, как:
— Целеустремленность и уверенность в своих силах;
— Инициативность и самодисциплина;
— Владение навыками самообразования;
— Предприимчивость и деловитость;
— Способность к самоанализу и принятию нестандартных решений;
— Достоинство и личная ответственность;
— Способность к риску и защите своих прав и свобод;
— Эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.
Возможно, кто-то и продолжит этот перечень характеристик конкурентноспособной личности, т.к. на сегодняшний день это понятие еще не имеет окончательного своего определения, но вот вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что без творческого подхода к своему профессиональному становлению вряд ли можно достичь всего вышеперечисленного. Именно поэтому творческое развитие личности является актуальным с самого момента ее рождения. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить и развить свои дарования, нужно правильное руководство.
Итак, что же такое творчество, которое определяет творческую личность ребенка? Существуют различные подходы, определяющие творчество, вот некоторые из них:
— «Творчество-это процесс создания новых ценностей». (В.А. Болотин)
— «…именно творчество подразумевает оригинальность мышления, способность давать ответы и находить решения далеко отклоняющиеся от обычных». (Г.Я. Буш)
Однозначным здесь является только одно — если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Не поддержав развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности, связанные с отсутствием опыта активизации внутренних стимулов саморазвития.
Цель исследования — анализ творческого саморазвития студентов СПО «Миасский машиностроительный колледж» на уроках информатики.
Задачи:
. Приобщить учащихся к творческой работе;
2. Прививать интерес к творчеству, поиску;
. Развивать навыки созидания, самореализации.
Проводимые исследования творческого потенциала учащихся позволяют выделить следующие качества творческой личности (оценка проводилась психологами школы по 10-бальной системе Рихтера).
Рисунок 2. — Результаты оценки качества творческой личности
Таким образом, даже, по мнению детей на первый план выходят такие качества, как: конкурентноспособный ЛИДЕР, обладающий широкими практическими возможностями и знаниями.
С целью повышения уровня творческих умений у студентов СПО «Миасский машиностроительный колледж» нами представлена система по формированию творческих умений у студентов СПО «Миасский машиностроительный колледж».
.2 Разработка заданий по дисциплине «Информатика», направленных на развитие творческих способностей
В условиях информатизации общества в целом и образования в частности, важную роль в формировании качеств конкурентноспособного специалиста играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование самостоятельного умения работать с информацией, понимать вопросы адекватного выбора средств и методов обработки информации, а также применение полученных знаний, умений и навыков в своей дальнейшей деятельности. Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде — процесс, состоящий из нескольких этапов, которые выделяются в зависимости от уровня владения компьютером. Они и позволяют правильно определить и построить деятельность учителя и ученика, а также выбрать форму урока, где могли бы в полной мере раскрыться необходимые качества личности для правильной адаптации в современном мире конкуренции, рыночных отношений, мире информации и компьютеров.
1этап. Учащемуся первый раз приходится работать за компьютером.
Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом присутствует страх. Задача учителя в этом случае дать школьникам основные, самые первые навыки работы на компьютере.
Урок информатики по теме: «Компьютер моей мечты» (Приложение 2)
2 этап. Учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, им интересно выполнять какие-либо задания, демонстрируя всем: он что-то умеет. На этом этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть очень много возможностей, еще не изученных ими.
Деловая игра: «Современный менеджер»
этап. Учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы компьютерной грамотности. На этом этапе необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.
Урок-исследование: «Сложные функции в Excel» (Приложение 3)
4 этап. Знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям и навыкам на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.
Урок-дискуссия: «Вирусология в компьютерной технике»
Для активизация познавательной деятельности учащегося на уроке информатики необходимо прежде всего, представить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать — это понятно. Но важнее всего — один раз сделать! Тогда помимо знаний появляется еще и умение! Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся, активизировать которую можно с помощью следующих приемов. (Приложение 4)
Процессы обучения и воспитания только тогда развивают личность, если они пропускаются через призму сознания ученика и воплощаются в деятельностных формах. Поэтому на своих уроках я стремлюсь использовать различные виды самостоятельной деятельности.
Хотелось бы добавить, что идеальным средством для решения первоначальной задачи развития творческих способностей личности является метод проектов. На уроках информатики результатом каждого урока является маленький проект, самостоятельно созданный ребенком.
Творческие работы учащихся
В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику наиболее полно раскрыть свои способности. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Подтверждением того являются слова известного экономического революционера Б.Фрэнса: «Поисковая активность, способность к созданию нечто нового повышает адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных ситуаций — это очень важно для человека, чтобы выступать на рынке труда как конкурентноспособный специалист». (Приложение 5)
Презентация к статье
.3 Практические рекомендации, направленные на развитие творческих способностей
Предложенные нами задания по дисциплине «Информатика», направленных на развитие творческих способностей, а также наблюдения и беседы позволили существенным образом изменить уровень творческих умений в сторону увеличения.
Для реализации предлагаемой программы были выявлены дидактические условия формирования творческих умений у студентов. Мы пришли к выводу, что успешное формирование творческих умений происходит, если:
— учащиеся участвуют в конкурсах профессионального мастерства: разрабатывают эскизы; анализируют результаты конкурсов, самостоятельно оценивают конкурсные модели и т. д.;
— в качестве учебного материала используются материалы медиатеки, видеотеки, тематические сайты глобальной сети INTERNET, содержащие видеоролики конкурсов профессионального мастерства;
— преподаватель организует процесс формирования творческих умений, разрабатывает индивидуальные задания, направленные на формирования творческих умений, а студенты выполняют эти задания в процессе подготовки и во время конкурсов профессионального мастерства.
В процессе работы разработаны требования определяющие участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, в соответствии с которыми за время обучения в Профессиональном училище №49, каждому студенту необходимо принять участие не менее чем в трех конкурсах профессионального мастерства, а к моменту завершения обучения — создать личный портфолио.
Вывод по главе 2
Таким образом, в результате проведенной работы:
уточнены сущностные представления о творческих умениях студентов;
определены состав творческих умений у студентов, выявлены критерии и описаны уровни сформированности творческих умений у студентов творческого профиля средних специальных учебных заведений;
выявлены дидактические условия формирования творческих умений у студентов, определены место и роль конкурсов профессионального мастерства в процессе становления творческих умений; выявлено место информационных технологий в процессе формирования творческих способностей;
предложена программа по развитию творческих умений у студентов творческого профиля в Профессиональном училище №49, реализуемая в условиях проведения конкурсов профессионального мастерства.
Рост творческих качеств личности показывает на эффективность социальных отношений между учащимися и взрослыми. Дает возможность говорить, что социальная ситуация развития была создана эффективными методами и формами взаимодействия, позволившими развивать творчество в старшем подростковом возрасте.
Таким образом, психологическое обследование учащихся экспериментальной группе позволяет сделать выводы об эффективности использованных в эксперименте методов и средств для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей и творческих качеств учащихся.
Заключение
В результате анализа результатов обучающего эксперимента можно сделать следующие выводы, соответствующие ранее сформулированным задачам данной квалификационной работе:
Для анализа формирования творческих способностей подростков, в частности учащихся СПО «Миасский машиностроительный колледж» мы использовали комплекс психолого-педагогических диагностических методик и разработали программу по развитию творчества.
Творчество, существенной характеристикой которого является стремление индивида к оригинальности, гибкости, нестеретипности в реализации целей деятельности связанной с выбранной профессией, на этапе обучения в техникуме, обеспечивает студенту выход на новый уровень самодетерминации в осмысления действительности, связанный с более широким социальным контекстом жизни, расширением внутреннего мира, и одновременно открывает вариативный потенциал для личностного означивания внешней и внутренней действительности в процессе профессионального становления.
Креативно-смысловые задачи, предлагаемые в настоящем исследовании рассматриваются как «задачи на поиск смысла», так как они могут иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых как в конкретной, так и в гипотетической, или абстрагированной ситуации. Одна и та же задача существенно изменяет смысловую структуру обучаемого: каждый из них может ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, и основное, различных оценок и смыслов, которыми наделяют данную ситуацию другие и, соответственно, выбрать наиболее приемлемый вариант решения.
Творческие программы позволяют выйти за рамки традиционных границ обучения по поиску подходящего способа комбинирования заданных условий и перейти на уровень анализа содержательно-смысловых компонентов учебного процесса самим обучаемым. Преподаватель при этом созидает содержание, синтезирующее разнохарактерные ценности, в сложной взаимозависимости между собой и в еще более сложных потенциальных связях с совокупным субъектным опытом студентов, учитывая особенности их профессионального становления.
В данной квалификационная работа поставленные задачи решены, а именно:
. Определены социально-психологические факторы, влияющие на проявление творческих способностей у учащихся.
.Проанализирована сущность творческого потенциала учащего как основу профессиональной самостоятельности.
.Выявлено содержание педагогического творчества как условие развития творческой деятельности подростков в процессе обучения.
.Выявлено наличие творческих способностей у учащихся учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №49».
.Внедрена новая программа по формирование творческих способностей у учащихся СПО «Миасский машиностроительный колледж».
Цель данной работы — изучение и анализ формирования творческих способностей у учащихся в процессе изучения предмета в учреждениях УСПО достигнута.
Список используемой литературы
1. Алексеева, Н.А. Исследование развития коммуникативной креативности в условиях специальной психологической подготовки студентов [Текст] / А.Н. Алексеева // Вестник университета, 2006. — №8 (24).
— М.: Государственный университет управления, 2006.- С. 8-13.
. Алдер Г. CQ или мускулы творческого интеллекта. — М.: Изд-во Гранд, 2004. — 487 с.
. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — М.: Академия, 2002.- 455 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Лев Выготский; под ред. В.В. Давыдова.- М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005.- 671 с.
5. Гальперин П.Я. К вопросу о формировании творческого мышления // Школьный психолог, 1999. — № 8. — с.22 — 30
7. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. — СПб.: Нева, 2003. — 230 с.
. Голубова В.М. Смыслообразование в контексте метасистемного подхода [Текст] // Российский психологический журнал, Т. 5, № 2, — М., 2008. — С. 34-37 (0,2 п.л.)
. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие. — М.:Школьная библиотека, 2007 г. — С.18 — 30.
. Доронина В.П. Система упражнений по ТРИЗ как средство развития творческого мышления младшего школьника. Материалы конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ. IX международная научно-практическая конференция Челябинск, 26-28 июня 2006 г.
. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2002. — 359 с.
12. Зимин Н.И. Образование через всю жизнь/Н.И. Зимин//Социальная работа. — 2011. — №6. — С.26 — 27.
13. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. — М., 2006. — 275 с.
. Извеков В.Ю., Климова Е.Е., Работкина В.В. Механизм живого интереса // Директор школы, 2011. — № 2. — С. 38.
. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. — М., 2010. — 123 с.
. Исследования влияния креативности на успешность обучения будущих экономистов [Текст] // Психоанализ и практическая психология. — Москва, 2011. — 122 с.
17. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. — М.: Дело, 2006. — 320 с.
18. Креативный менеджмент: синергетический подход
19. Белгород. — ЛитКараВан. — 2007. — 344 с.
. Креативность в структуре целостной личности [Текст] // Вестник ИДНК. — вып.2. — Ставрополь, 2010. — 258 с.
. Кучеренко У.Н., Шальнева Н.Л. Взаимодействие личности и коллектива в студенческих группах. / Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 372с.
22. Курбатов В.И. Социальная работа: Учеб. Пособие/ В.И. Курбатов.-М.: «Дашков и К°», 2007. — 480 с.
23. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 411 с.
24. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. — М., 2001. — 211 с.
. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. — М.: Педагогика, 2011. — 156 с.
. Ретроспектива взглядов на проблемы креативности в психологической науке [Текст] //Сборник материалов аспирантов и соискателей. — М.: Академия, 2010. — 211 с.
27. Рыбакова Н.А. К вопросу о профессиональном воспитании: путеводитель профессионального становления социального работника/ Н.А. Рыбакова// Российский журнал социальной работы, 2008. — №1. — С.117 -123.
28. Палехина В.Ю., Шальнева Н.Л. Проблема межличностных отношений в студенческих группах / Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 372с.
. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 379 с.
30. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, -3-е изд., — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с.
. Тертель А.Л. Т 35 Психология. Курс лекций: учеб. пособие. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 248 с.
32. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. — М.: Чистые пруды, 2006. — 221 с.
33. Туник Е.Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.2004. — 48 с.
34. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. — Спб.: Иматон, 2000. — 544 с.
35. В.С. Чуйкина. Оценка эффективности занятий по развитию речи с элементами ТРИЗ по сравнению с контрольными группами. В сб. «Учителям о ТРИЗ». Выпуск 4.// Составитель Крячко В.Б. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач в школе. 2001. с 170-182.
36. Широкова Т.С. Исследование критичности мышления младших школьников. В сб. «Учителям о ТРИЗ». Выпуск 5.// Составитель Крячко В.Б. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач в школе, 2011. — 366 с.
37. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии, 2011. — № 6. — С.103.
38. Шальнева Н.Л. Условия, определяющие формирования креативности при создании специальных видов деятельности. / Ставрополь: Изд-во СГУ,2006. — 372с.
. Шальнева Н.Л. Специфика процесса взаимодействия личности и коллектива в совместной деятельности // Проблемы коонтогенеза личности в образовательном пространстве — Ставрополь СГУ, 2011. — 56 с.
. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика, 2011. — № 11. — С. 3-20.
Приложение 1. Организационная структура геологоразведочного колледжа
Приложение 2
Задание№1
Используя Приложение «Картинки ПК»,
собери свой компьютер «МЕЧТА» и подпиши все его составляющие.
Задание выполняется в WORD.
Пример выполненного задания:
Приложение 3
Задание выполнил: Майок Николай
№ |
Фамилия |
Однодневный заработок |
Кол-во отраб. дней |
Начислено |
Налоги |
Премии |
К выдаче |
||||
|
Подоход. |
Социал. |
Профс |
Пенсион. |
Воскр. |
Ночь. |
|||||
1 |
Вронский |
785р. |
23 |
18 055р. |
2 347р. |
361р. |
361р. |
2 708р. |
3 611р. |
7 222р. |
23 110р. |
2 |
Карелина |
22 |
10 032р. |
1 304р. |
201р. |
201р. |
1 505р. |
2 006р. |
4 013р. |
12 841р. |
|
3 |
Ленский |
789р. |
22 |
17 358р. |
2 257р. |
347р. |
347р. |
2 604р. |
3 472р. |
6 943р. |
22 218р. |
4 |
Онегин |
1 236р. |
12 |
14 832р. |
1 928р. |
297р. |
297р. |
2 225р. |
2 966р. |
5 933р. |
18 985р. |
5 |
Ларина |
1 457р. |
14 |
20 398р. |
2 652р. |
408р. |
408р. |
3 060р. |
4 080р. |
8 159р. |
26 109р. |
6 |
Печорин |
456р. |
22 |
10 032р. |
1 304р. |
201р. |
201р. |
1 505р. |
2 006р. |
4 013р. |
12 841р. |
7 |
Казбич |
852р. |
22 |
18 744р. |
2 437р. |
375р. |
375р. |
2 812р. |
3 749р. |
7 498р. |
23 992р. |
8 |
963р. |
22 |
21 186р. |
2 754р. |
424р. |
424р. |
3 178р. |
4 237р. |
8 474р. |
27 118р. |
|
9 |
Мышкин |
2 563р. |
23 |
58 949р. |
7 663р. |
1 179р. |
1 179р. |
8 842р. |
11 790р. |
23 580р. |
75 455р. |
10 |
Карамазов |
1 452р. |
23 |
33 396р. |
4 341р. |
668р. |
668р. |
5 009р. |
6 679р. |
13 358р. |
42 747р. |
Приложение 4
Приложение 5. Активизация познавательной деятельности и творчества