Формирование ценностных ориентаций у учащихся старших классов в процессе воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

1.1. Характеристика понятия «воспитание»…………………………………..5

1.2. Цели и задачи воспитания……………………………………………………7

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ

2.1.Характеристика понятий «ценности», «ценностные ориентации»………11

2.2. Характеристика ценностных ориентаций учащихся старших классов….13

ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

3.1 Познавательная сфера………………………………………………………18

3.2 Особенности межличностных отношений…………………………………19

3.3 Открытие ценностей подростком………….…………………..……………22

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы…………………………..…………………………………28

Приложения……………………………………………………………………29

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Данная тема курсовой работы была выбрана, потому что считается её очень актуальной не только на сегодняшний день, но и вообще всё время, так как каждый год дети становятся старше, их ценности и приоритеты кардинально меняются и процесс данных изменений очень интересен и требует подробного изучения. Внимание к изучению ценностных ориентаций учащихся старшеклассников вообще, и в частности их ценностного отношения к образованию и воспитанию объясняется ещё и тем, что в разных, быстроразвивающихся условиях общества содержание, характер, направленность процесса формирования смысложизненных ориентиров не остаются неизменными. Они постоянно претерпевают новые изменения.

Также было замечено, что старшеклассник сегодня и старшеклассник двадцатилетней давности это совсем разные люди. Их ценностные ориентации в чём-то схожи, но их формирование происходило по-разному.

В ходе поиска и сбора материала для курсовой работы обнаружено, что мы отнюдь не первые, кто заметили эту особенность. Академик РАО Д. И. Фельдштейн, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований, полученных рядом научных учреждений страны, приходит к выводу, что «перед нами сейчас ребёнок 2014 года — младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов его развития (в онтогенезе), развития сознания, мышления и так далее не только разительно отличается от того «дитя», которого описывали Я. А. Коменский И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и Н. И. Пирогов, Заззо и Пиаже, Я. Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребёнка 90-х гг. XX в. При этом ребёнок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим»!

12 стр., 5534 слов

Глава 2.Характеристика и анализ потребительских свойств электроплит

... надежность в потребительских свойствах 4.Дать характеристику потребительских свойств электроплит 5.Провести анализ потребительских свойств электроплит Глава 1. Понятие потребительских свойств и ... зависит от ширины направляющей ленточки — геометрического параметра и механических характеристик материала сверла — структурных параметров.  Геометрические параметры продукции обеспечиваются, как ...

Цель исследования: Изучить процесс формирования ценностных ориентаций учащихся старших классов в процессе воспитания. Выделить наиболее важные из них.

Задачи исследования:

1. Изучить процесс воспитания учащихся и рассмотреть его цели и задачи;

2. Рассмотреть характеристику ценностных ориентаций учащихся и их виды;

3. Изучить психолого-педагогические особенности учащихся старших классов.

Объект исследования: процесс воспитания.

Предмет исследования: ценностные ориентации.

Контингент: учащиеся подросткового возраста.

I. ГЛАВА. ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

1.1. Характеристика понятия «воспитание»

Воспитание — целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. (Большой Энциклопедический Словарь).

Воспитание — в широком смысле — система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле — целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения. (В.М. Полонский)

Воспитание — особая отрасль человеческой деятельности, имеющая целью формирование «общей природы человека в таком направлении, чтобы последний приобрел искусство и опытность в определенной отрасли труда, стал обладателем развитой и при том специфической рабочей силы». Т. е., «воспитание есть процесс, посредством которого общество приспособляет будущие поколения к своим потребностям и условиям» (Луначарский).

(Большая медицинская энциклопедия).

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду (Современная энциклопедия).

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (Гавров С.Н.)

Виды воспитания. Существует большое разнообразие видов воспитания.

— воспитание валеологическое (ориентировано на ЗОЖ как неотъемлемую часть жизни);

24 стр., 11521 слов

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

... процессе формирования эстетических отношений средствами музыкального искусства , А.Н.Сохор соотношение музыкальной культуры общества и личности , Л.А.Хлебникова составляющие музыкальной культуры и др. Проблемы духовно-нравственного воспитания ... сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе ...

— воспитание гражданское (формирование гражданственности как интегративного качества личности);

— воспитание духовное (воспитание ценностного отношения к жизни);

— воспитание нравственное (формирование системы нравственных отношений);

— воспитание общечеловеческое, или глобальное;

— воспитание поликультурное (процесс, в ходе которого учитываются культурные и воспитательные интересы разных национальных и этнических меньшинств);

— воспитание политическое (формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами);

— воспитание половое (формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни);

— воспитание правовое (формирование правовой культуры и правового поведения);

— воспитание семейное (целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими с целью сформировать личность детей с учётом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества);

— воспитание трудовое (совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, готовности их к труду);

— воспитание умственное (формирование и развитие когнитивных способностей личности);

— воспитание физическое (процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям);

— воспитание художественное (формирование способности понимать, чувствовать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им);

— воспитание экологическое (развитие у подрастающего поколения экологической культуры, знаний о природе и гуманном отношении к ней);

— воспитание экономическое (формирование знаний, умений и навыков, потребностей и стиля мышления, соответствующих нормам рационального хозяйствования и организации производства);

— воспитание эстетическое (совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве).

Также некоторые источники выделяют авторитарное, естественное, миротворческое, патриотическое, религиозное, свободное, сенсорное, традиционное виды воспитания.

1.2. Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания есть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под в……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 2-е изд., 1997;

2. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике. — М.: Высшая школа, 2004;

3. Большая медицинская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия;

4. Современная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 2000;

5. Микляева Н.В. Воспитание как антропологический феномен. — М.: Форум, 2011;

7 стр., 3446 слов

Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе

... - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Формирование активного и пассивного словаря в онтогенезе Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова считают, что развитие ...

6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. — М.: ГАРДАРИКИ, 2005;

7. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.2003.

8. Адольф В. А., Валяева Е. В. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы.//Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. — 2012. — №10. — С. 9-23.

9. Дебесс М. Подросток. — 20-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — С.105-113.

10. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь. — 2-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 808с.

Интернет-источники:

11. < college/psihologiya/vospitanie.html>

12. < psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p22.php>

13. < 20201/Ценностные_ориентации>