Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП

Курсовая

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП

Содержание

Введение 3

Глава 1. Сущность и особенности развития детей дошкольного

возраста с ДЦП

1.1. Понятие и формы ДЦП 5

1.2. Социально-психологические особенности развития дошкольников с ДЦП 14

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП

2.1. Организация и методы исследования 24

2.2 Анализ результатов исследования 28

2.3. Рекомендации к составлению обучающих программ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП 37

Заключение 42

Литература 44

Приложения 46

Введение

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича (ДЦП).

Во всестороннем развитии дошкольников, страдающих детскими церебральными параличами, важное место принадлежит их умственному развитию, сознательному усвоению знаний, формированию математических умений, совершенствованию способностей пользоваться ими для решения новых задач. Особенно актуальной эта проблема становится в связи с обучением детей с ДЦП имеющих сохранный интеллект. Это и составляет социальную значимость данного исследования.

Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Л.О. Бадалян, Л.И. Виноградова, М.В. Ипполитова., Э.С. Калижнюк, И.И. Кириченко, К.А. Семенова, Т.И.Серганова, О.В. Степанченко, Л.М. Шипицына и др.).

Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития математических представлений у детей с ДЦП в дошкольном возрасте. Однако отдельных, фундаментальных исследований данной проблемы в отечественной и зарубежной литературе существует мало, что и предопределяет научную значимость данного исследования.

Исследование особенностей развития математических представлений у дошкольников с ДЦП, а также разработка практических рекомендаций формирования и развития этих представлений позволит воспитателям, родителям, специалистам в области коррекционной педагогике в работе с дошкольниками с диагнозом «детский церебральный паралич». Это составляет практическую значимость нашей работы.

11 стр., 5121 слов

Роль семьи в формировании математических представлений детей ...

... развития ребенка. Это объясняет актуальность выбранной темы о роли семьи в формировании математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования – педагогический процесс, направленный на формирование математических представлений ... речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, ...

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему исследования.

На современном этапе развития дошкольной коррекционной педагогике, констатируется, что развитие математических представлений у дошкольников с ДЦП оказывает влияние и на общее физическое и психологическое развитие ребенка. Этот факт обусловлен общими законами психофизиологического развития и коррекции детей дошкольного возраста с ДЦП. В то же время на сегодняшний день существует дефицит экспериментальных и практических работ, рассматривающих особенности развития математических представлений у данной группы детей.

Цель исследования – изучение особенностей формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП.

Объект исследования — развитие личности дошкольников в возрасте 5-6 лет с детским церебральным параличом методы преподавания математики в начальной школе.

Предмет исследования — специфика развития математических способностей у детей с ДЦП.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и формы проявления заболеваний, классифицирующихся как детский церебральный паралич.

2. Дать социально-психологическую характеристику детям с ДЦП в возрасте 5-6 лет.

3. Экспериментально изучить особенности формирования математических представлений у детей названной целевой группы.

4. Разработать рекомендации к составлению программы обучения элементарных основ математики дошкольников с ДЦП.

Эксперимент проводился на базе ГОУ №1457 компенсирующего вида. В эксперименте приняли участие ученики дети с ДЦП в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек.

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Сущность и особенности развития детей дошкольного возраста с ДЦП

1.1. Понятие и формы ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц [25]…………….

Заключение

Тема нашей курсовой работы была посвящена рассмотрению проблемы формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП.

Теоретическая и экспериментальна части нашей работы позволили нам выделить следующие выводы:

Детский церебральный паралич — группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.

В настоящее время выделяют пять форм проявления ДЦП: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия), гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма (мозжечковая).

17 стр., 8391 слов

Нейропсихологический подход в диагностике и коррекции пространственных ...

... опорой представления детьми их грядущего и основой проектирования детской жизни. Таким образом, подготовленность к школьному обучению - новейший шаг психического развития малыша. ... исследования предыдущего ученого, выделяли особую подготовку детей к школьному обучению: положительное отношение к школе, учению, которые включают: интеллектуальные, волевые и эмоциональные элементы личности дошкольника. ...

Исследования различных авторов показывают, что при различной степени выраженности ДЦП познавательная сфера детей характеризуется недоразвитием внимания, памяти, мышления. Происходят и нарушения речевой сферы. Дети с ДЦП отличаются беспокойством, суетливостью, расторможенностью, склонностью к вспышкам. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна. Дошкольников отличает повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность.

Все эти особенности личности оказывают специфичное воздействие на процесс обучения и воспитания дошкольников с ДЦП.

В экспериментальной части нашего исследования для выявления уровня сформированности математических представлений у детей с ДЦП мы протестировали 25 человек, ребят в возрасте 5-6 лет с диагнозом ДЦП.

Нами были подобраны 5 групп заданий для исследования: особенностей количественных представлений, представлений о величине, представлений о форме, пространственных и временных представлений.

Исследование показало, что у большей части детей уровень математических представлений не сформирован. У этих дошкольников существуют проблемы как в проявлении невербальных (мелко моторных), так и в проявлении вербальных навыков.

При этом в процессе исследования четко прослеживалась взаимосвязь между уровнем развития речевой сферы и правильностью выполнения тестовых заданий. Осознанность выполнения тестовых заданий во многом влияет на успешность выполнения задания. На этот процесс влияют такие моменты как проговор хода выполнения и объяснения выбора того или иного действия. Особенное затруднение вызывали задания на выявление уровня сформированности представлений о форме и пространстве.

В целом около 70-80% человек по всем 5 шкалам показали низкий результат.

Для формирования математических представлений у дошкольников с ДЦП необходима организация целенаправленного обучения, которое позволит скорректировать процесс обучения математике и результатом которого будет развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук, речевых процессов, познавательной и психоэмоциональной сферы.

Литература

1. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами. Методические рекомендации. — М.,1977.

2. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург,1990.

3. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.

4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. — М.,1994.

5. Генденштейн Л.Э., Малышева Е.Л. Домашняя школа Монтессори. — М.,1993.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. — Минск, 1997.

7. Зайцев Р.В. Математика для детей дошкольного возраста. – М., 1999.

8. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М.,1993.

9. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... учебный год. В исследовании принимали участие 15 матерей и их дети, которые имеют сложные нарушения развития, обучение которых, осуществляется на дому Глава 1. Анализ общей и специальной ... литературы по проблеме исследования: психокоррекция негативного отношения родителей к своим детям с ...

10. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с нарушениями в развитии. – М.: БУК-МАСТЕР, 1993.

11. Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. — М.,1998.

12. Кузнецова Г.В. Рабочая диагностическая тетрадь педагога. – М., 1993.

13. Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте. — В сб. медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

14. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

15. Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом. — В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

16. Мальцева И.В. Штрихи и пунктиры. — М.,1999.

17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. — М.,1991.

18. Новикова В.П. Математика в детском саду: Книга для родителей и воспитателей. В 4 т. – М., 2000.

19. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

20. Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение).- В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. — М.,1991.

21. Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич. — СПб.,1995.

22. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей. – М., 2001.

23. Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. — М.,1994.

24. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое пособие. — СПб.,1999.

25. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.