Формирование двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Смоленская государственная академия

физической культуры спорта и туризма

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Формирование двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом

Смоленск 2014

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы изменения двигательных навыков
  • 1.1 Понятие о двигательных навыках человека
  • 1.2 Закономерности формирования двигательных навыков
  • Глава 2. Фитнес как часть физической культуры общества
  • 2.1 Роль и место фитнес-культуры в системе физкультурного воспитания
  • 2.2 Характеристика основных видов фитнеса
  • Глава 3 Специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом
  • 3.1 Общие физиологические особенности физической тренировки женщин
  • 3.2 Технология формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

В настоящее время все более актуальными становятся исследования, посвящённые гармоничному и здоровому образу жизни. В связи с этим важную роль играет изучение существующих методик и систем тренировок, и равным образом повышения интереса к занятиям фитнессом. Поскольку именно фитнесс-занятия с помощью разнообразных методических средств и приемов способствуют решению сразу нескольких задач — оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Общеизвестно, что качество жизни и благополучие зависит преимущественно от способности человека вести активный, полноценный, здоровый образ жизни, не ущемленный проблемами со здоровьем. Современные проблемы ухудшения здоровья людей, связанные с неправильным питание, плохой экологией, малоподвижным образом жизни и другими факторами, требуют скорейшего решения средствами физической культуры. Вследствие этого занятия фитнессом становятся все более популярными, поскольку носят общеукрепляющий и оздоровительный характер.

Вошедшее в лексикон российского человека в 90-х годах 20-го века слово «фитнесс» (от англ. «fitness» — соответствие, пригодность) является на в настоящее время одним из наиболее употребляемых для характеристики активной двигательной деятельности современного человека. Как показывают результаты всевозможных исследований систематические занятия фитнесом положительно влияют на работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, укрепляют иммунитет, повышают устойчивость организма к инфекционным заболеваниям, улучшают продуктивность умственного и физического труда.

2 стр., 907 слов

Доклад — Психология формирования двигательных навыков

Психология формирования  двигательных навыков (в применении к  инструментальному исполнительству) При формировании двигательного навыка можно выделить ряд этапов   (по Е. П. Ильину): Формирования понятия и представления о двигательном действии в целом. Основные каналы получения информации – зрительный (показ) и слуховой (объяснения). Представление имеет обобщенный характер и не ...

В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту № 198 от 03.04.2003 г. фитнес-аэробика признана новой спортивной дисциплиной и включена в вид спорта «Спортивная аэробика».

Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические работы таких исследователей в рассматриваемой области формирования двигательных навыков, как Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов, Е.П. Ильин, Б.М. Т.С. Лисицкой и других. Большую роль в изучении данной темы сыграли материалы всероссийских научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам развития фитнеса в России.

Целью нашего исследования является изучение процесса формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом. Исходя из цели работы, нами поставлены следующие задачи;

1. Проанализировать теоретические основы формирования двигательных навыков

2. Охарактеризовать фитнес как часть современной физической культуры общества;

3. Выявить специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом;

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что занятия аквааэробикой с женщинами зрелого возраста положительно воздействуют на их состояние здоровья, обеспечивая наиболее быстрое его восстановления по сравнению с другими видами оздоровительной физической культуры.

двигательный навык фитнес женщина

Глава 1. Теоретические основы изменения двигательных навыков

1.1 Понятие о двигательных навыках человека

В настоящее время в теории физического воспитания используются термины «умение» и «навык», при этом возникают острые споры по поводу уместности использования этих терминов. Особенно они актуальны для психологов и педагогов. Физиологи же (Н.А. Берштейн, В.С. Фарфель, Н.В. Зимкин и др.) пользуются только термином «навык». Представители общей психологии и педагогики чаще других используют термин «умения». Практические педагоги (в системе профессионального образования, физического воспитания и спорта) предпочитают применять термин «навык».

Первые считают, что «умение» формируется на базе отдельных навыков. Другие утверждают, что умение предшествует навыку, является его стадией. Не случайно они используют термин «умение высшего порядка», характеризуя высшую степень развития действия, выражающуюся в способности варьировать техникой выполнения действия для приспособления к изменившимся условиям [4, с.30].

11 стр., 5050 слов

Особенности двигательной активности в различных возрастных периодах

... образом, чтобы обеспечить развитие разнообразных дви­гательных умений и навыков, двигательных качеств, повысить адаптационные возможности организма школьника. При достаточном объеме ... на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту). «Все эти ...

Б.А. Ашмарин определяет двигательный навык как способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях [20, с.97].

В свою очередь Ж.К. Холодов считает, что двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения [24, с.65].

А.Ц. Пуни и Е.Н. Сурков по этому поводу писали: «В процессе изучения любого спортивного действия важно, чтобы все движения, все закономерные связи между ними были усвоены сознательно. Это главное условие совершенной саморегуляции, выполнения действия впоследствии. Но по мере овладения действием, по мере закрепления техники число неосознаваемых элементов уменьшается. Многие из них переходят на неосознаваемый уровень регулирования. В конце концов, когда действие заучено, навык сформирован, осознаваемыми остаются лишь так называемые опорные пункты [17, с. 194]».

Однако Е.П. Ильин особо подчеркивает, что автоматизация действий не является обязательным признаком навыка. Главное в навыке (умении), полагает он, — это качество исполнения действия, соответствующее заданному образцу. [7]

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических ф

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций   Б.Г. МЕЩЕРЯКОВ   Введение Данная статья, посвященная творчеству выдающегося психолога, имеет не дежурно-мемориальный и не историко-психологический, а вполне конструктивно-методологический характер. В ней представлены ...

Весьма интересно на наш взгляд определение, данное В.И. Гончаровом. С его точки зрения двигательный навык — стабильная, маловариативная, устойчивая к воздействию сбивающих факторов система двигательных действий, осуществляемая при ее сознательном управлении ее ведущими элементами [4, с.33].

Итак, при навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Так, занимающиеся сосредотачивают свое внимание во время бега в основном на контроле за скоростью, при передвижении на лыжах — на изменение рельефа местности, темпе прохождения дистанции и усилиях при отталкивании, т.е. на решающих компонентах в достижении высокой эффективности действия.

Характеризуя навык, специалисты, как правило, выделяют пять основных его отличительных особенностей: автоматизированный характер, высокая быстрота действия, стабильность, прочность и надежность.

Наиболее полно отличительные характеристики двигательного навыка раскрыл В.И. Лях [11, с.48]:

1. Автоматизированный характер выполнения, как отдельных операций, так и действия в целом не отрицает ведущую роль сознания, которое с контроля за деталями движения переключается на контроль за достижением основной двигательной задачи (цели) и условий, в которых данная задача решается.

2. Высокая быстрота действия обеспечивается совершенной нейромышечной и межмышечной координацией, основанной на слаженной деятельности фоновых уровней со стороны ЦНС.

3. Следующая характеристика навыка — Стабильность. Однако следует отличать стабильность результата действия и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.

4. Высокая прочность закрепления в практической деятельности. Закрепленный двигательный навык, особенно в детстве, не исчезает даже при длительных перерывах.

5. Высокая надежность против действия всевозможных сбивающих факторов. Данная характеристика напрямую связана со стабильностью двигательного навыка.

Помимо названных пяти основных особенностей навыка ряд авторов относит также к таковым и экономичность. Экономичности принадлежит ведущая роль в обеспечении надежности и стабильности (устойчивости) функционирования «живого движения» в различных условиях и при действии разных сбивающих факторов [14, с.17].

8 стр., 3795 слов

Методика занятия фитнесом в оздоровительной тренировке

Министерство культуры РФ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет информационных технологий Кафедра информационно-управляющих и мультимедиа систем Реферат по физической культуре на тему: «Методика занятия фитнесом в оздоровительной тренировке» Выполнил студент Кулишов ...

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

1.2 Закономерности формирования двигательных навыков

При рассмотрении соотношения понятий «двигательное действие», «двигательное умение», «двигательный навык» отечественные специалисты относительно едины в том, что термины «умение» и «навык» характеризуют степень (или уровень) владения изученным двигательным действием. При этом авторы условно выделяют три (иногда больше) уровня владения действием. Каждый из этих уровней имеет свои характеристики (педагогические и психофизиологические особенности), позволяющие достаточно точно сказать, на каком этапе обучения находится конкретный ученик.

Согласно наиболее распространенной позиции, первый уровень владения действием — элементарное умение, второй уровень — навык; третий — умение-мастерство (или умение высшего порядка).

Таким образом, формирование навыков начинается с некоторых частных умений, полученных на основе ранее приобретенных знаний и двигательного опыта, а затем, по мере становления навыка, учащиеся переходят к более широким, обобщенным умениям — умениям применять навык в разнообразных ситуациях [13, с.9].

Эту взаимосвязь умений и навыков отмечает и В.Д. Мазниченко, который схематично представил различия между умением и навыком и переход умения в навык (см. рис.1 в Приложении) [12, с.50].

9 стр., 4109 слов

Рабочая программа 17

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании МС протокол № ___ Председатель Директор МКОУ «Школа-интернат № 3» ____________ Н.А. Ивашинова __________________ Н.Н.Яркиева «______» ...

Следует отметить, что со центральной стороны нервной системы процесс формирования двигательных навыков протекает по трем фазам [3, с.189].

Первая фаза — возбуждения или генерализации — данный процесс возникает в рабочей зоне коры головного мозга двигательного анализатора, не встречает на пути своего распространения заслона в виде соответствующего по силе торможения и охватывает широкую зону прилежащих участков. Именно поэтому вовлеченными в работу, напряженными становятся не только те мышцы, которые непосредственно участвуют в движении, но и другие, затрудняя выполнение движения, в связи с чем движение становится неуклюжим и резким.

Во время второй фазы — концентрация возбуждения — происходит заметное усиление процессов внутреннего торможения, что помогает своевременно отключить от работы «лишние» мышечные группы и усилить возбудительный процесс строго в рабочей зоне коркового отдела двигательного анализатора.

И наконец, третья фаза — концентрация — характеризуется продолжением процессов концентрации возбуждения и усиления торможения в ЦНС. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Анализ научно — методической литературы показал, что формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов.Ж.К. Холодов выделяет следующие: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др. [24, с.69].

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

11 стр., 5379 слов

Рабочая программа дисциплины 32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Биологический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан биологического факультета ___________________________ «____»______________2012 г. Б.3.ДВ11 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Направление ...

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка.

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене [Там же, с.70].

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

В заключении отметим, что развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.

Глава 2. Фитнес как часть физической культуры общества

2.1 Роль и место фитнес-культуры в системе физкультурного воспитания

Понятие «фитнес» происходит от английского глагола «to be fit for» — быть в форме, быть бодрым, здоровым. Появившийся в США термин стремительно вошел в интернациональную спортивную лексику и стал широко использоваться в физической культуре России. На ранних этапах его использовали для оценки физической подготовленности занимающихся. В процессе эволюции значение слова «фитнес» изменилось. Его стали использовать в оценке пригодности к труду, качества жизни — как символ социальной успешности. Сегодня оно обозначает различные виды двигательной активности, сбалансированное питание, косметические процедуры и диагностику физического состояния [5, с.11].

В учебнике Эдварда Т. Хоули и Б. Дона Френкса «Оздоровительный Фитнес» («Health Fitness») можно прочитать следующее определение разных категорий фитнеса:

«Общий фитнес — это стремление к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты. Используют также термин «положительное здоровье»».

«Физический фитнес — стремление к оптимальному качеству жизни, которое включает достижение более высоких уровней подготовленности по состояниям тестирования, малый риск нарушений здоровья. Такое состояние известно также как хорошее физическое состояние, или физическая подготовленность» [25, с.7-8].

В русском языке слово фитнес приобрело несколько значений.

Во-первых, под этим термином подразумевается совокупность мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, улучшение и формирование его здоровья. Как правило, это:

· тренировки с отягощениями, направленные на развитие силовых способностей и увеличение мышечной массы,

· аэробные тренировки, направленные на развитие аэробных способностей,

· тренировка гибкости,

· формирование культуры питания и здорового образа жизни [8, с.3].

Наиболее близким к этому понятию «фитнес» в русском языке будет понятие «физическая культура», или «физкультура».

Во-вторых, существует фитнес как вид спорта, появившийся относительно недавно в рамках соревновательного бодибилдинга.

Фитнес-технологии, на наш взгляд, можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного, осознанного и мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий, современного инвентаря и оборудования [1, с.17].

М.Ф. Рогожин связывает специальный оздоровительный эффект фитнес-тренировки со следующими особенностями [18, с.51]:

С повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности.

Фитнес-тренировки благоприятно влияют и на дыхательную систему человека, поскольку в процессе тренировок увеличивается число альвеол, участвующих в работе, возрастает жизненная емкость легких. Дыхательный аппарат, развитый таким образом, позволяет лучше усваивать кислород, обеспечивающий полноценную жизнедеятельность клеток, и тем самым повышает работоспособность организма.

Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость. Движение оказывает существенное влияние на развитие и форму костей, к которым прикрепляются мышцы. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.

Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, фитнес является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных сфер общественной жизни [16, с.338]. Это способствует его интеграции во все виды культуры, в частности, в физкультурное образование людей любого возраста.

Современные фитнес-технологий имеют исторические корни возникновения, и отражают преемственность средств, методов и организации фузкультурно-массовой деятельности общества советской формации. Задачи фитнеса полностью совпадают с задачами базовой физической культуры [1, с.257].

Содержание инновационных фитнес-технологий — это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы фи-зических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, хореография, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование общей и спортивной культуры.

2.2 Характеристика основных видов фитнеса

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению существующих видов фитнесса, дадим определение понятию «Фитнес-программа. По определению В.И. Григорьева, фитнес-программа представляет собой специально организованную форму двигательной активности преимущественно оздоровительной или спортивной направленности [5, с.52]. Оздоровительная направленность фитнес-программы связана с решением задач по снижению риска развития заболевания, достижение и поддержание должного уровня физического состояния. Спортивно — ориентированные программы нацелены на достижение максимальных результатов.

Большое многообразие разработанных направлений фитнес-программ и используемых в работе с населением позволяет осуществить классификацию по признакам: направленности воздействия используемых упражнений (циклические упражнения, танцевальной направленности, заимствование из видов спорта, ЛФК, спортивной медицины и т.д.), использования технических средств (тренажёров, амортизаторов, отягощений и т.п.), преимущественного использования на занятиях с группами занимающихся сформированных по возрастно-половому признаку, а также по решению педагогических задач [1, с.26].

По возрастному критерию и уровню подготовленности и состоянию клиента, выделяют фитнес-программы, ориентированные на специальные группы населения: а) для детей; б) для пожилых людей; в) для женщин в до — и послеродовом периоде; г) для лиц с высоким риском заболеваний или имеющих заболевания; д) программы коррекции массы тела (Лисицкая Т.С.; Сиднева Л.; Эдвард Т. Хоули; Френкс Б.) [23, с.10].

В соответствии с перечнем Общероссийского классификатора продукции и услуг (ОКДП), фитнес-технологии и программы дифференцированы по следующим направлениям:

аэробные программы;

силовые программы;

программы смешанного формата;

программы «Body & Mind» (разумное тело);

танцевальные программы;

программы с использованием восточных единоборств [15].

Наибольшее распространение получила аэробика — это совокупность фитнес-программ, основанных на использовании видов двигательной активности аэробной направленности. В настоящее время понятие «аэробика» полностью заменило существующие до этого термины «ритмическая гимнастика», «аэробные танцы», «танцевальные упражнения». Аэробика способствует развитию выносливости, повышению функциональных возможностей кардиореспираторной системы, снижению веса и улучшению антропометрических данных.

Силовые тренировки — это комплекс спортивных упражнений с постоянным увеличением весовой нагрузки, направленный на укрепление скелетно-мышечной системы. Регулярные силовые тренировки увеличивают размер и силу мышечных волокон. Они также укрепляют сухожилия, связки и кости. Все эти изменения положительно влияют на физическое состояние, внешний вид и метаболизм, одновременно снижая риск заболеваний суставов и мышечных болей (Баровая Д.Ю.; Платонов В.Н.; Рыкова М.П.).

Широкое распространение получила также Yoga (йога) — комплекс состоит из асан (специально разработанные статические позы).

С точки зрения психологии йога повышает концентрацию внимания, успокаивает мозг и дает ощущение равновесия, спокойствия и удовлетворения. С точки зрения физиологической направленности она нормализует психофизическое состояние и способствует развитию гибкости всех групп мышц.

Так же существуют фитнес — программы, объединяющие в себе различные специализированные занятия. К ним относятся [1, с.184]:

боевые искусства, такие как карате, айкидо, дзюдо, бокс и конечно, популярные сейчас уроки тай-бо, где сочетаются энергичная музыка и различные техники боевых искусств.

уроки йоги.

Любой фитнес — клуб предлагает использование тренажерного зала.

Если фитнес — клуб оборудован бассейном, то существует программы аква — фитнеса. К ним относятся: аква — аэробика на мелкой и на глубокой воде, аква — джоггинг (спортивная ходьба в воде), занятия скуба — дайвингом и многое другое. Наиболее популярным является, конечно, аква — аэробика.

Данное разнообразие фитнес-программ ориентировано на стремление удовлетворить многообразные оздоровительные и физкультурно-спортивные интересы широких слоев населения. Принимая во внимание, что содержание понятия фитнес включает в себя многофакторные компоненты (физическая подготовленность, гигиена тела, планирование жизненной карьеры, профилактика заболеваний, рациональное питание, психоэмоциональная регуляция, включая борьбу со стрессами, социальная активность и другие аспекты здорового образа жизни), количество появляющихся новых фитнес-программ в действительности не ограничено.

Разнообразие фитнес-программ совершенно не означает необоснованность их построения — основные принципы физического воспитания должны лежать в основе использования многообразных видов двигательной активности.

Глава 3 Специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом

3.1 Общие физиологические особенности физической тренировки женщин

Отличия умственной и физической работоспособности женщин определяются особенностями строения и функционирования их организма. По сравнению с мужчинами женщины в общебиологическом аспекте характеризуются лучшей приспособляемостью к изменениям внешней среды (температурные кровопотери, сдвиги, голод, некоторые болезни), большей продолжительностью жизни и меньшей детской смертностью [9, с.106].

Прежде всего женский организм отличает некоторые особенности деятельности мозга. В отличии от мужчин преобладающая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. В связи с этим женщины отличаются высокой способностью к быстрой переработке речевой информации, а также словесно-аналитической стратегией решений и высокой степенью вербальной регуляции движений. В процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на метод рассказа [19, с.513]. Неоднократно замечено, что устное объяснение, словесный анализ движений, доведение до сознания отдельных их элементов, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков. При запоминании слов женщины превосходят мужчин как по кратковременной, так и по долговременной вербальной памяти.

В психологическом плане у женщин наблюдается более высокий уровень мотивации. В совокупности с общими лучшими показателями женской обучаемости он определяет достижение ими значительных успехов. Следует помнить, что женщинам свойственна эмоциональная неустойчивость, более высокая эмоциональная возбудимость и тревожность по сравнению с мужчинами. Они весьма чувствительны к поощрениям и замечаниям, что необходимо учитывать при педагогических воздействиях, особенно при работе с девочками-подростками.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышечного чувства способствую развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координации движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическим и динамическим равновесием, формирования сложных двигательных навыков.

Слуховая система характеризуется большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным. Музыкальный слух у женщин в 6 раз лучше, чем у мужчин, что облегчает их движения под музыку [13, с.122].

Размеры, состав и форма тела влияют на функциональные возможности женщин, при этом именно разница в размерах тела предопределяет различную работоспособность мужчин и женщин [9, с.100]. У женщин меньше, чем у мужчин, длина тела — в среднем на 10 см, и его масса — на 10 кг. Меньшим размерам тела соответствуют и меньшие размеры внутренних органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у женщин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обусловливают более низкое общее положение центра масс, что способствует лучшему сохранению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне и т.п. В тоже самое время, большая ширина таза снижает эффективность движений при локомоциях. Хорошая подвижность позвоночника и эластичность связочного аппарата способствуют достижению значительной амплитуды движений и большой гибкости. Поэтому женщины сравнительно легче выполняют поперечный шпагат. У женщин мы гораздо чаще можем встретить высокий свод стопы и лишь изредка плоскостопие, что способствует красоте и эффективности движений. Наряду с этим женский организма характеризуется некоторыми особенностями проявления и более ранним развитием физических качеств в процессе онтогенеза (индивидуального развития).

Невзирая на значительно меньшие показатели абсолютной силы мышц относительная сила у женщин, благодаря меньшей массе тела, почти достигает мужских показателей, а для мышц бедра даже превосходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц руки, плечевого пояса и туловища составляет у женщин 40-70% от показателей у мужчин, более сильных мышц ног — 70-80%.

Физическая работоспособность зависит от перестроек функций организма женщины в различные фазы ОМЦ: в I, III, V фазы ухудшается функциональное состояние и снижается работоспособность, а во II и IV фазы ОМЦ работоспособность повышается. При построении учебно-тренировочных занятий необходимо учитывать протекание специфического биологического цикла женского организма. Особую осторожность необходимо соблюдать при проведении тренировочных занятий в I, III, и V фазы ОМЦ (менструальную, овуляторную и предменструальную) [22, с.9].

По сравнению с мужчинами женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты. Это связано с тем, что они затрачивают больше времени на обработку поступающей в организм информации. Вследствие этого у них больше продолжительность зрительно-двигательной реакции.

Женщины обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера [19, с.516]. Другими словами, они имеют высокую общую выносливость. Однако при меньших размерах тела женщины имеют и меньшие размеры сердца и легких. Соответственно, более низкими являются аэробные возможности. Вместе с тем, большие запасы жира и способность его использования в качестве источника энергии определяют приспособленность женщин к циклической работе большой и умеренной мощности.

3.2 Технология формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом

Процесс обучения двигательным действиям в фитнесе строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков и опирается на общедидактические принципы сознательности, активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.

Существование двух сторон двигательной функции — навыков и качеств — приводит к выделению в процессе физического воспитания двух направлений: обучения движениям и воспитания физических качеств [6, с.21]. В фитнесе задачи обучения двигательным действиям практически реализуются в единстве с воспитанием физических качеств.

Процесс обучения тесно связан с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение и мышление. Только технически правильное и точное выполнение движений положительно влияет на организм в целом, улучшает состояние здоровья, позволяет избежать травм и перегрузок [2, с.51]. Высокий уровень мотивации и обучаемости женщин обусловливают достижение ими значительных успехов в процессе обучения. Однако при обучении движениям в фитнесе существуют свои сложности.

Основным критерием эффективности процесса обучения (от неумения выполнять движения до умения в соответствии с требованиями к качеству) являются продолжительность обучения и качество техники исполнения упражнений (Ю.В. Верхошанский, 1985, В.А. Солодянников, 1996 и др.).

При занятиях фитнесом мы сталкиваемся с дефицитом времени. Стремление занимающихся при трехразовых занятиях в неделю как можно быстрее достичь значимых для себя результатов — похудеть, улучшить фигуру, поправить здоровье, получить удовольствие, повышает требования как к качеству техники выполнения упражнений, так и срокам. Исходя из этого, первой характерной чертой обучения в предлагаемой нами технологии является минимизация средств обучения.

Способность к разучиванию и запоминанию физических упражнений, а, следовательно, и выработка двигательных навыков зависит не столько от возраста занимающихся, сколько от уровня их физической подготовленности и запаса разнообразных двигательных действий, приобретенных ранее [21, с.43].

Если структура изучаемых движений сходна в основном звене со структурой ранее изученных движений, то тогда осуществляется положительный перенос двигательного навыка, который значительно облегчает и ускоряет весь процесс обучения. На этом законе и построена технология обучения.

Минимизация средств достигается за счет выделения из всего многообразия движений базовых. Структура этих движений схожа со структурой «знакомых», хорошо освоенных двигательных актов, таких как ходьба, бег, приставные шаги и их разновидности, движения ног при плавании. Поэтому базовые движения разучиваются целостным методом. Более сложные по координации движения разучиваются расчлененным методом: сначала движения ногами, затем руками, потом вместе; либо наоборот — руки, ноги, вместе.

На начальном этапе осуществляется обучение правильной технике выполнения этих движений (элементов).

Элементы повторяются многократно. Путем многократного повторения достигается правильной формирование двигательных навыков, совершенствование техники, воспитание физических качеств, повышение функциональных возможностей организма занимающихся, то есть реализуется метод сопряженности при обучении двигательным действиям.

Далее осуществляется модифицирование элементов, образование связок (соединений модифицированных элементов) и построение комбинаций.

Таким образом, достигается не только прочный автоматизированный навык выполнения основных движений, но и расширяется арсенал приобретенных двигательных умений и навыков, увеличивается нагрузка, совершенствуются физические качества, что в целом способствует более эффективному процессу оздоровления.

Т.С. Лисицкая и Л.В. Сиднева [10, с.171] выделяют следующие разновидности модификаций элементов в фитнесе:

· перемещение общего центра тяжести тела в различных направлениях (вертикальном, горизонтальном);

· изменение плоскостей выполнения движений (фронтальная, горизонтальная, сагиттальная);

· изменение осей вращения (вертикальная, поперечная, сагиттальная);

· изменение исходных положений (сидя, стоя, лежа, в упоре);

· изменение положений ног и рук по отношению к туловищу, с указанием движений в основных суставах (например: согнуть правую назад, руки перед собой, ноги врозь, руки вправо и т.д.);

· выбор длины рычага (длинный, короткий);

· изменение условий опоры (неподвижная, подвижная, без опоры);

· изменение условий локализации опоры (опора телом; опора на руки, на ноги: на две, на одну, на одноименные и разноименные руки и ноги);

· выбор направления отдельного движения (в одну сторону, в две, в четыре);

· выбор общего направления движения (вперед, назад, в сторону — боком, по диагонали);

· изменение динамичности и расстояния передвижения (на месте; поперек, вдоль, по дуге, кругу, восьмерке, их комбинациям);

· изменения скорости передвижения и темпа выполнения упражнений;

· изменение ритма (как системы чередования упражнений);

· изменение амплитуды выполнения движений;

· выполнение движений только за счет рук, или ног;

· применение специального оборудования.

Второй характерной чертой обучения технологии занятий фитнесом является универсальность средств обучения. Она состоит в том, что базовые движения и их модификации можно использовать в различных упражнениях, что позволяет одновременно достигать необходимой нагрузки у занимающихся с разным уровнем физической подготовленности.

В связи со спецификой проведения упражнений фитнесом и дефицитом времени в занятии обучение проходит «на ходу», на основе принципа поточности упражнений [Там же, с.112]. Из этого вытекает третья характерная черта обучения — это повышенные требования к тренеру. Он должен лаконично и четко, образно давать указания, объяснять технику, уметь вести прямой и обратный подсчет, быстро замечать ошибки и вовремя исправлять их. Для осмысленного выполнения упражнений занимающимися необходимо объяснять им направленность их воздействия, рассказывать и показывать правильную технику выполнения, пояснять, почему необходимо делать именно так, а не иначе. Понимание сущности выполняемых упражнений, умение осознавать ошибки, помогает занимающимся не только устранять эти ошибки, но и контролировать самостоятельно весь ход выполнения упражнений, что особенно важно в условиях водной среды. Воспитанию активности занимающихся также способствует систематическая оценка достигаемых ими успехов и поощрения со стороны педагога.

Исправлять ошибки, давать оценку и делать поощрения можно как по ходу урока, так и после него. У женщин в связи со специфичностью психологии часто встречается заниженная самооценка, они более мягкие, нерешительные, обладают определенной спецификой восприятия окружающих их людей, вследствие этого они весьма чувствительны к поощрениям и замечаниям [19, с.510] Поэтому замечания нужно делать в тактичной и доходчивой форме. Индивидуально адресуемые коррекционные замечания можно делать как по ходу выполнения упражнения, так и в конце занятия в процессе беседы с занимающимся.

При работе с женщинами следует учитывать изменение их функционального состояния, работоспособности, физических качеств в различные фазы овариально-менструального цикла (ОМЦ) [Там же, с.535]. Об этом нужно предупредить занимающихся, чтобы в процессе занятий они могли самостоятельно корректировать нагрузку в соответствии со своим состоянием.

В занятиях фитнесом широко используется показ техники как целостных двигательных действий так и их элементов. Эффективность показа во многом определяется положением тренера по отношению к группе. Во-первых, для обеспечения контроля и управления обучением тренер должен видеть каждого занимающегося. Во-вторых, показ упражнения должен осуществляться в плоскости, отражающей специфику движения — его форму, характер, амплитуду. Применяется зеркальный показ и показ и спиной к занимающимся.

Если упражнение выполняется в сагиттальной плоскости используется показ боком к занимающимся. Для показа упражнений в горизонтальном, либо вертикальном безопорном положении желательно наличие высокого стула либо возвышения. При невозможности правильного показа из-за особенностей выполнения упражнения его технику можно объяснить до начала или в ходе урока, используя словесные методы обучения и жестикуляцию. Негативный показ «как не надо делать» допускается при условии, если занимающиеся способны анализировать свои ошибки и относиться к ним критически, то есть у них не должно создаваться впечатления, будто их передразнивают.

В связи с обилием и разнообразием форм движений в фитнесе необходимо обращать особое внимание на взаимодействие навыков. Ранее приобретенные навыки могут по механизму так называемого переноса облегать (положительный перенос) или затруднять (отрицательный перенос) формирование новых двигательных навыков. Поэтому занятия надо планировать так, чтобы максимально использовать положительный перенос навыков и по возможности избежать отрицательного влияния переноса. При этом необходимо знать, что по мере освоения движений характер взаимодействия навыков меняется. Чем прочнее становятся двигательные навыки, тем в меньшей мере они подвержены влиянию отрицательного переноса. Сходные элементы, быстрее осваиваются гимнастами при последовательном прохождении. Не следует одновременно изучать элементы сходные в деталях, но различающиеся по всей технической основе, или же сходные по технике упражнения, имеющие различия в деталях.

Немаловажным фактором при обучении является и хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Музыка играет роль звуколидера [13, с.123]. Ее характер должен соответствовать характеру выполняемых упражнений.

Темп музыки желателен от умеренного до среднего, хотя возможен и высокий темп, но в таком случае движения выполняются на большее количество акцентов (например: если движение выполняется под средний темп на 4 акцента, под быстрый оно будет выполняться на 8 акцентов музыкального сопровождения).

Соблюдение всех вышеперечисленных условий позволяет быстро, качественно и технически правильно сформировать двигательные навыки, освоить различные движения и их комбинации, параллельно повысив физическую и двигательную подготовленность занимающихся, что в свою очередь способствует эффективности процесса оздоровления женщин.

Заключение

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Двигательный навык — это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано. Характеризуя двигательные навыки, выделено пять основных его отличительных особенностей: автоматизированный характер, высокая быстрота действия, стабильность, прочность и надежность. Помимо названных пяти основных особенностей навыка ряд авторов относит также к таковым и экономичность. Определено, что в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым (начальным) уровнем овладения действием является двигательное умение, вторым — двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача — научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

В результате исследования основы изменения двигательных навыков, сделан вывод, что развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.

Во второй главе раскрыто значение фитнеса как части физической культуры общества. В результате данного вопроса можно подытожить, что под фитнесом подразумевается совокупность мероприятий, обеспечивающих разностороннее физическое развитие человека, улучшение и формирование его здоровья. Фитнес-технологии и программы дифференцированы по следующим направлениям: аэробные программы; силовые программы; программы смешанного формата; программы «Body & Mind» (разумное тело); танцевальные программы; программы с использованием восточных единоборств.

Таким образом, разнообразие фитнес-программ совершенно не означает необоснованность их построения — основные принципы физического воспитания должны лежать в основе использования многообразных видов двигательной активности.

В заключительной третьей главе выявлены специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом, которые позволили сделать вывод относительно физиологических особенностей физической тренировки женщин: по сравнению с мужчинами женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты. Женщины обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера. Однако при меньших размерах тела женщины имеют и меньшие размеры сердца и легких. Соответственно, более низкими являются аэробные возможности. Вместе с тем, большие запасы жира и способность его использования в качестве источника энергии определяют приспособленность женщин к циклической работе большой и умеренной мощности.

Изучение технологий формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом позволило выявить характерные черты обучения в предлагаемой технологии: минимизация средств обучения, универсальность средств обучения и повышенные требования к тренеру.

Определено, что в занятиях фитнесом широко используется показ техники как целостных двигательных действий так и их элементов В связи с обилием и разнообразием форм движений в фитнесе необходимо обращать особое внимание на взаимодействие навыков.

Таким образом, поставленная цель курсовой работы достигнута и задачи — решены.

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2009. — 260 с.

2. Буркова О.В. «Пилатес» — фитнес высшего класса [Текст] / О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая — М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2005. — 208 с.

3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.

4. Гончаров В.И. Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык» // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2008, №3 (37) — С.30-33

5. Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Малинина С.В. Фитнес-культура студентов: теория и практика: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. — 228 с.

6. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. — [3-е изд.]. — М.: Сов. спорт, 2009. — 199 с.: ил. — (Спорт без границ).

7. Ильин Е.П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры: [сайт]. URL: http://lib. sportedu.ru/press/tpfk/2001n5/p45-49. htm

8. Калашников Д.Г. Теория и методика фитнес-тренировки. Учебник персонального тренера. — М.: ООО «Франтэра», 2003. — с.175

9. Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 200 с.

10. Лисицкая, Т.С. Аэробика [Текст]. В 2 т. Т.1. Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. — М.: Федерация аэробики России, 2002. — 232 с.

11. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. — М.: ТВТ «Дивизион», 2006. — 290 с.

12. Мостовая Т.Н. Влияние музыки на эффективность занятий фитнес-аэробикой и спортивными танцами/ Т.Н. Мостовая.] // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума, г. Орел, 24 — 25 апреля 2014/Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. — Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», Т.1. — 2014. — с.121-124.

13. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре [Электронный ресурс]: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева, В.Ф. Воробьев, Н.И. Сапожников, С.Е. Шивринская; под общ. ред.С.И. Изаак. — 3-е изд., испр. и доп. — М: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 130 с.

14. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) принят постановлением Госстандарта Российской Федерации № 17 от 6.08.93. — М.: Приор, 1997.

15. Панфилов О.П. Фитнес — технологии в контексте социокультурного физического воспитания / О.П. Панфилов [и др.] // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума, г. Орел, 24 — 25 апреля 2014/Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. — Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК», Т.1. — 2014. — с.335-339 (338)

16. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. — М: ФиС, 1984, с. 194

17. Рогожин М.Ф. Фитнес, идеальное здоровье. — М.: РИПОЛ классик, 1999. — 340с

18. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. — 520 с.

19. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец.03.03 «Физ. культура»/Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов,

20. 3.Н. Вяткина и др.; Под ред Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287

21. Успешная работа фитнесс-центров. Новейшая методика [Текст]: обзор, одобренный Американской коллегией спортивной медицины (АКСМ).

— М.: [б. и.], 2001. — 132 с.

22. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики: Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 40 с.

23. Фитнес-аэробика-2012: материалы научной конференции профессорско — преподавательского состава кафедры теории и методики гимнастики (17-31 декабря 2012 года).

— М.: РГУФКСМиТ. — 97 с.

24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Академия, 2000. — 480 с.

25. Хоули Эдвард Т., Дон Френке Б. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. — Киев: Олимпийская литература, 2004. — с.362

Приложение

Рис. 1. Характерные особенности двигательных умений и навыков и переход умения в навык (В.Д. Мазниченко, 1976)

Размещено на