Этнические предубеждения россиян в отношении мигрантов конфликтология.doc

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Основные понятия этнических предубеждений………………….5

1.1. Предубеждение, установка, стереотип……………………………..5

1.1. Происхождение этнических предубеждений……………………11

2. Этнические стереотипы и их представления……………………21

2.1. Представления Россиян о национальностях………………………21

2.2. Этнические стереотипы мигрантов в представлениях Россиян…22

2.3. Негативное восприятие многонациональности в России………..25

Заключение………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………….29

Введение

По утверждениям конфликтологов, этнические различия, этничность сама по себе не может являться причиной противостояния. Истинные причины – в интересах элит, которые прикрываются этническими признаками.

В науке (к сожалению, и на практике) известны разные формы межэтнического противостояния – этнотерриториальные конфликты, этнорасовые погромы и столкновения, акции насилия со стороны неонацистских и экстремистских организаций, случаи этнорасизма по отношению к этническим мигрантам и многие другие разновидности межэтнического несогласия.

Межэтнические конфликты обычно происходят с участием двух или более фигурантов, которыми могут быть как отдельные индивиды, так и группы и целые страны. Это, например, вооруженное противостояние с этнической или конфессиональной подоплекой (или с обеими вместе) в бывшей Югославии, в Северной Ирландии, затяжной конфликт между Израилем и Палестиной, конфликт между Грузией и Абхазией, Молдовой и Приднестровьем, «чеченские войны» в нашей стране и т.д.

В последние десятилетия в политических и социально-экономических трансформациях, в борьбе за ресурсы влияния (власть, территории, сырьевые запасы и т.п.) все большая роль отводится этнической составляющей.

Однако конфликтологи во всем мире настойчиво утверждают, что в основе противостояния различных групп лежат не этнические или религиозные различия, не этничность сама по себе, а именно социальные, политические, экономические интересы элит, интересы, которые прикрываются и маскируются для массового сознания этническими или религиозными признаками.

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей, отвлекают их внимание от коренных социальных проблем и тем самым помогают господствующим классам удерживать свою власть над людьми.

Какова же природа этнических предубеждений? Коренятся они в особенностях индивидуальной психологии или же в структуре общественного сознания? Каким образом передаются они из поколения в поколение? Каковы пути и условия их преодоления?

16 стр., 7769 слов

Социологический анализ этнорелигиозных конфликтов

... определений этого феномена, рассматриваемого как часть конфликта вообще. Можно сказать, что и этнический конфликт, как разновидность конфликта, отнюдь не является прецедентом современным. Он ... Сикевич в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ...

В нашей работе мы решили исследовать эту область. Актуальность темы вызвана интересом исследователей к вопросам взаимодействия культуры и психологии Россиян.

Цель работы – исследовать этнические предубеждения Россиян в отношении мигрантов.

Исходя из цели, нам необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать понятие «этническое предубеждение»;

2) проанализировать процессы формирования и усвоения этнических стереотипов;

3) изучить проблему истинности этнического стереотипа;

Для достижения цели работы и для выполнения поставленных задач, мы использовали следующие методы исследования: общелогические (анализ, синтез, дедукция, абстрагирование, обобщение), методы теоретического познания (систематизация, моделирование, аналогия), выведение обобщений из совокупности данных и т.д.

Теоретической базой для нашей работы послужили труды Н.М. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, А.К. Байбурина, Г.У. Кцоева, Д. Оруэлла, Д. Микеш, А.В. Павловской и других.

1.Основные понятия этнических предубеждений

1.1.Предубеждение, установка, стереотип

Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта — не изолированный акт, а часть сложного процесса. Оно зависит, прежде всего, от той системы, в которой предмет рассматривается, а также от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книгопродавцем и человеком, коллекционирующим переплеты.

Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют «установкой», что означает — определенное направление личности, состояние готовности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека. В отличие от мотива, то есть сознательного побуждения, установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и самый способ его восприятия. Человек, коллекционирующий переплеты, видит в книгах, прежде всего этот их аспект и лишь потом все остальное. Читатель, обрадованный встречей с любимым автором, может вообще не обратить внимания на оформление книги. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.

Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону.

Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, — «подтверждает правило». Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом. Иначе говоря, стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ, характеризующие (правильно или ложно) класс таких явлений. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов — толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».

15 стр., 7053 слов

Особенности психологических проблем пожилых людей

... плохом характере старых людей. Проблема стереотипов тесно связана с тем, как в обществе называют пожилых людей, т.е. какими эпитетами ... отношение к старикам. Теперь посмотрим, что думают пожилые россияне о молодежи. По данным мониторинга общественного мнения, ... собственной старости. В нашей работе мы бы хотели рассмотреть особенности психологических проблем пожилых людей. Также в практической ...

Стереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип, являясь некой упорядоченной, детерминированной национальной культурой «картинкой мира», экономит усилия человека при восприятии сложных социальных объектов. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные…………….

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать выводы, что данная тема является актуальной в наши дни, поскольку очень важным является то, как предубеждения могут повлиять на межкультурную коммуникацию.

Актуальность исследования определяется насущной потребностью в диагностике и прогнозировании особенностей формирования этнических предубеждений и тех ролей которые они играют при межкультурном взаимодействии.

Значительная часть россиян, имея определенный опыт межнационального общения, причем, как позитивный, так и негативный, исходя из него, наряду с распространенными в массовом сознании этническими предубеждениями, формирует и свои собственные представления и установки по отношению к людям других национальностей, проживающим в настоящее время в России.

В этнических представлениях россиян и в стереотипизировании ими инокультурных мигрантов в стране заметна сильная, яркая, выраженная степень интоллерантной эмоциональности. Формирование этнических стереотипов инокультурных мигрантов, и в первую очередь кавказцев, основано у большей части наших респондентов на таких негативных эмоциях как страх, возмущение, настороженность, обида, несогласие, неаргументированное отрицание их в целом.

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

... даже вредна. Те же, кто находится на стороне научного познания, понимают психологию иначе — как науку о психическом отражении мира, о психических функциях и процессах, об особом ... основных русла понимания. Те, кто испытывает настороженность и недоверие к науке как типу познавательной деятельности, понимают психологию прежде всего в первоначальном значении как слово о душе ...

В заключение проделанной работы хочется сказать, что в некоторых случаях этнические предубеждения могут стать серьезной помехой при межкультурных контактах. И процесс преодоления стереотипов очень долгий и непростой, а порой, он даже не возможен. Поэтому для успешного ведения дел на мировой арене, будущим специалистам необходимы подробные знания и работа в плане преодоления стереотипов (в большей мере негативных) как при восприятии «своей», так и «чужой» культуры.

Список литературы

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Лыбедь, 1989.

2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. М.: Наука, 2009.

3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Мысль, 2009.

4. Байбурин А.К. Этнические стереотипы поведения. Л.: Просвещение, 1985.

5. Болотоков В.Х. Этнопсихологические теории в России. Нальчик: Эльбрус, 2007.

6. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Аспект Пресс, 2001.

7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Аспект Пресс, 1997.

8. Вунд В. Проблемы психологии народов. СПб.: Питер, 2001.

9. Гумилев Л. Психологическое несходство этносов//Психология национальной нетерпимости. Минск: Алгоритм, 2008.

10. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Спб.: Профессионал, 2001.

11. Кабакчи В.В. Практика англоязычной межкультурной коммуникации. СПб.: Питер, 2001.

12. Коваленко Г.М. Этнопсихологический стереотип// Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Наука, 1990.

13. Кон И. Психология предрассудка//Психология национальной нетерпимости. Минск: 2008.

14. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Просвещение, 1970.

15. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов. М.. 2006.

16. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: Наука, 1993.

17. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Наука, 1999.

18. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Просвещение, 2007.

19. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001.

20. Мельникова В.А., Петрухин В.Я. Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М.: Наука, 1990.

21. Оганджанян Р.С. Некоторые вопросы формирования этнических стереотипов в моноэтнической среде. Психологический журнал № 4, 2009.

22. Павленко В.Н., Таглин С.А. Введение в этническую психологию. Харьков: Фолио, 1992.

23. Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации. М.: Просвещение, 2008.

24. Платонов Ю.П., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. Спб.: Питер, 1993.

25. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Просвещение, 2003.

26. Поршнев Б.Ф. Принципы социально-этнической психологии. М.: Просвещение, 2004

27. Потебня А.А. Язык и народность. О национализме//Мысль и язык. Харьков. 1993.

8 стр., 3585 слов

Тема 1.1. Предмет, задачи,значение науки психологии

... Огромное количество ученых и в России и за рубежом разрабатывают науку психологию. Например, Г.Айзенк – создает «Тест по определению темперамента». Р.Кеттел ... эры до XVI века нашей эры. Началась наука психология с трактата Аристотеля «О душе», поэтому в переводе ... из развития и проявления. 2. Краткая история развития психологии Психология – наука с одной стороны очень старая, а с другой ...

28. Рогов Е. И. Психология общения. М.: Наука, 2001.

29. Рыжова С.В. Установки этнического самосознания русских//Конфликтная этничность и этнические конфликты. М.: Аспект Пресс, 1994.

30. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. М.: Альфа-М, 2006.

31. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Наука, 2008.

32. Сорокин Ю.А., Марковина И.Ю. Этнопсихолингвистика. М.: Просвещение, 1988.

33. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М.: Наука, 2006.

34. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: Наука, 2009.

35. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Интеллект-Центр, 2000.

36. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этническая психология. М.: Академия, 1984.

37. Филиппова М.М. Парадоксы и стереотипы межкультурного общения. М.: Вестник МГУ, 2002.

38. Широканов Д.И., Алексеева Е.А. Стереотипы и динамика мышления. Минск. 2003.

39. Шихирев П. Современная социальная психология. М.: Мысль, 1999.