Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………….…3

Глава 1. Теоретические аспекты этапов и кризисов зрелости…….…..6

1.1. Возрастные периоды развития человека………………………….…..6

1.2. Акмеологический период развития. Этапы зрелости…………….….12

1.3. Кризисы и их роль в развитии личности……………………………..20

Заключение……………………………………………………………………26

Список используемой литературы……………………………………………27

Введение.

В своей работе я освещаю тему: «Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности». Актуальность данной темы весьма велика.

Проблема развития индивида, становление его как личности — кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Вместе с тем процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – все это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.

На сегодняшний день детство в психологии развития изучено лучше всего, юность неизмеримо слабее, а период зрелости остается белым пятном. Л. С. Выготский, не закончив свою теорию, предположил, однако, что кризисы развития взрослого человека имеют какие — то другие закономерности, нежели кризисы ребенка: «Трудно представить себе, чтобы развитие человека в начале зрелости (с 18 до 25 лет) могло быть подчинено закономерностям детского развития».

Большинство теорий развития относятся к детскому возрасту, и до сих пор единственной попыткой проследить закономерности развития на протяжении всего жизненного пути была попытка Э. Эриксона. Вслед за Э. Эриксоном этот период именуется зрелостью, а внутри периода выделяются следующие стадии:

— ранняя зрелость (молодость);

— нормальная зрелость (взрослость);

— поздняя зрелость (старость).

Э. Эриксон предлагает каждую стадию жизненного пути человека рассматривать как новую идентичность, которую тот осваивает. [3; 39]

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология зрелости – сравнительно новая отрасль возрастной психологии.

Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной стороны, она оттеснена подходами генетической психологии, для которой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально – психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредоточены истоки процессов старения. Тем не менее, данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за последнее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процесса старения, особенно в сфере интеллекта и личности современного человека, что привело к расширению диапазона зрелости – с точки зрения ее продолжительности и потенциала.

23 стр., 11172 слов

Развитие психики человека в онтогенезе

... активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе 1.1 Психическое развитие с позиции психоаналитической теории ... с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от ...

Период взрослости – основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого периода. [6; 285]

Объект исследования: этапы и кризисы зрелости.

Предмет исследования: период зрелости.

Целью работы является – изучение теоретических аспектов этапов и кризисов зрелости.

Задачи данной работы следующие:

1. Определить возрастные периоды развития человека.

2. Дать содержательную характеристику этапам зрелости.

3. Изучить кризисы зрелости и их роль в развитии личности.

В своей контрольной работе я постаралась наиболее четко и конкретно выразить все основные разделы, указанные в содержании и наиболее полно раскрыть данную проблему.

При подготовке работы применялись теоретические методы исследования, а именно: анализ проблемы и предмета исследования. В работе использовалась различная отечественная и зарубежная научная литература по проблеме исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты этапов и кризисов зрелости.

1.1. Возрастные периоды развития человека.

Психическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г. Ананьева, присущи два свойства – метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состояний, а также временную характеристику изменений в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрическое свойство измеряется временными интервалами (дни, месяцы, годы и т. п.) или показателями динамики изменений того или иного психического явления (темп, скорость, ускорение).

В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены временные закономерности, такие как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что отдельные психические функции и личностные качества человека имеют определенную траекторию изменений во времени, которая может иметь как простой, так и сложный, криволинейный характер. Иначе говоря, рост и старение психических функций происходит неравномерно, с разными темпами, что осложняет определение различных периодов возрастного развития человека. На неравномерность психического развития оказывает влияние историческое время. Одни и те же свойства функционируют с разными скоростями в зависимости от поколения, к которому принадлежит данный индивид. Так, одни и те же промежутки времени, объем знаний, и система интеллектуальных операций существенно изменяются с общим прогрессом образованности и культуры. В двадцатом столетии по сравнению с XIX в. изменяются темпы и сроки завершения созревания, наблюдаются явления ускорения, или акселерации, общесоматического и нервно психического развития и в то же время замедления процессов старения.

5 стр., 2073 слов

Тема 2: Процесс развития личности. Возрастная периодизация

... физиологические и психические качества называются возрастными особенностями. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление ... юношеская – обучение в школе, вузе); - трудовая (охватывает период зрелости человека); - послетрудовая (пожилой возраст). На дотрудовой стадии А.Петровский выделяет макрофазы социализации: ...

Другая временная закономерность выражена в гетерохронности возрастного развития. При сопоставлении между собой темпов изменчивости психических функций и свойств выявляется разновременность в прохождении ими фаз возрастного развития, роста, достижения зрелости и эволюции, что свидетельствует о сложности и противоречивости возрастного развития. Гетерохронность может быть внутрифункциональной, когда отдельные стороны психической функции развиваются разновременно, и межфункциональной, при которой различные функции проходят фазы своего развития в разное время. К внутрифункциональной гетерохронии относится разновременность старения различных видов цветовой чувствительности. С возрастом быстрее всего стареет чувствительность к синему и красному цветам и более стабильной с возрастом оказывается чувствительность к желтому, а также зеленому цветам (по Смиту).

К межфункциональной гетерохронии относится несовпадение во времени достижений оптимума сенсорных и интеллектуальных, творческих способностей и социального развития. Сенсорное развитие достигает фазы зрелости в 18–25 лет (по Лазареву), интеллектуальные, творческие способности могут достигать в среднем своего оптимума гораздо позже – в 35 лет (по Леману), а личностная зрелость – в 50–60 лет. Все это создает благоприятные возможности для возрастного индивидуального развития человека на протяжении всей его жизни. В период роста быстрее всего развиваются именно те функции, которые имеют первостепенное значение для становления других форм психики. Так, в раннем дошкольном детстве формируется ориентация в пространстве, а затем позже ребенок усваивает понятия о времени. В период старения гетерохрония обеспечивает сохранность и дальнейшее развитие одних функций за счет других, которые в это время ослабевают и ин…

**************************************************************