Оглавление
Введение
Глава 1. Девиантное поведение и его особенности
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
1.2 Формы проявления девиантного поведения
1.3 Классические теории девиантного поведения
Глава 2. Проблема девиантного поведения в современном обществе и пути ее решения
2.1 Делинкветное поведение как разновидность девиантного поведения
2.2 Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних
2.3 Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Действительно, сегодня эта проблема набирает все большие обороты и становится центром внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов.
Происходящие в стране процессы демократизации охватывают самые разнообразные социально-экономические и общественно-политические сферы и структуры нашего общества. В настоящее время, среди решаемых проблем социально-экономического оздоровления, важное место занимает создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения.
Среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Существует большой список литературы по отдельным видам девиации преступности, беспризорности, алкоголизму, наркомании токсикомании и так далее. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых: психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; теории аномии Э. Дюркгейма, Р. Мертона; культурологические теории А. Миллера; социальная теория А. Бандуры; конфликтологическая теория О. Тура; социально-психологический подход С. Линга, Р. Харре и др. В настоящее время преобладают социологические исследования по молодежной (прежде все, подростковой) девиации, вызванной неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, этой проблеме посвящены работы: В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой. Особое внимание уделяется «вредным привычкам», наркомании и алкоголизму в молодежной среде. В стадии становления находится новая научная дисциплина — психология девиантного поведения. Методологические основы изучения девиантного поведения представлены и в отечественных теориях: девиантологии B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского, Б.М. Левина, М.Е. Поздняковой; современной социологии права В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, а также в трудах В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, И.А. Невского, А.С. Харчева. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Теория социально-культурной деятельности как специальная отрасль знаний
Теория социально-культурной деятельности помогает ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих сфере культуры и досуга, владеть основными терминами в данной отрасли знания. Среди основных ... педагогика, психология, экономика, искусствоведение, право и др. В последнее время в теории социально-культурной деятельности мы наблюдаем переход от традиционных дефиниций к новой ...
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции, поэтому проблема изучения девиантного поведения отличается особой остротой.
Таким образом, поставлены следующие цели: выявить существенные черты и особенности девиантного поведения, его формы, рассмотреть существующую разновидность отклоняющегося поведения, проанализировать задачи и функции направленные на преодоление и профилактику девиантного поведения.
Исходя их цели работы, поставлены следующие задачи:
1. определить понятие отклоняющегося поведения и форм его проявления;
2. провести анализ основных теорий девиантного поведения;
3. рассмотреть делинкветное поведение как разновидность девиантного поведения;
4. изучить законодательную и нормативно-правовую базу по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних;
5. определить принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению;
6. определить пути разрешения данной проблемы в современной обществе.
Объект исследования — девиантное поведение.
Предмет исследования — психологические закономерности формирования, функционирования, проявления, оценки и коррекции девиантности и девиантного поведения субъектов социального взаимодействия.
В данной работе использовался теоретический метод познания, опирающийся на рациональный: анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета на части; синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и теории управления.
Структура курсовой работы определена характером исследуемых в ней проблем и состоит из введения, двух глав, включающих в себя три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Девиантное поведение и его особенности
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным. Девиантное поведение (лат. deviatio-отклонение) — это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества.[18, с.16] Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не означает, что оно всегда им соответствует.
Эмпирическое исследование предрасположенности подростков к девиантному поведению
... Теоретическое изучение девиантного поведения в психологии. 2. Характеристика подростков с девиантным поведением. 3. Исследовать предрасположенность к девиантному поведению подростков В данной курсовой работе: используются ... формируют его (К.К. Платонов). Выделяют следующие нормы: - правовые нормы - нравственные нормы - эстетические нормы Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают ...
Отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции); агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства).[21, c.59] Исследованию структуры мотивов правонарушений посвящены работы Н.А.Дремовой, Г.Л.Исуриной, в которых приведены весьма разнообразные формы девиантного поведения. [3, с.48-50]
Социальные отклонения можно классифицировать по ряду оснований:
— в зависимости от типа нарушений (право, мораль, этикет);
— по целевой направленности и мотивации (корыстные, агрессивные, с отрицанием цели и средств);
— по субъекту: индивиды, группы, социальные организации.[19, с. 89]
Асоциальность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм. Социальная запущенность означает устойчивое и полное игнорирование социальных норм или длительное и общее социальное пренебрежение. [17, с.301]
В отечественной литературе проблемами проявления девинтного поведения занимаются многие исследователи, такие как С.В.Дармодехин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение — понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями».[22, с.395] При этом в отечественной литературе выделяют непатологические и патологические формы девиантного поведения. Исследователь В.В.Ковалев подчеркивает, что непатологические девиации — это нарушение поведения у психически здорового человека и говорить о девиантном поведении как о самостоятельном и психологическом явлении можно лишь при отсутствии органической психической патологии.[14, с.19]
Девиантное поведение подразделяется на две группы.
1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых можно условно отнести к третьей группе характеров, т.е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.
2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Вот почему преступность как вид девиантного поведения в основном изучается юриспруденцией, а аморальное поведение социологией, психологией, психиатрией и другими науками. [5, с.78-83]
Девиантное поведение социальная проблема.
... 11. Гилинский Я.И. Социальная ситуация в России и девиантное поведение // Актуальные проблемы девиантного поведения: Ежегодник. – М., 1995. 12. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. – СПб, ... а с другой – детерминантой систем межличностного социального взаимодействия. По Парсонсу, общие ценности и нормы осваиваются индивидом в процессе общения со “значимыми ...
Психические расстройства проявляются в двух формах:
— акцентуированные характеры, т.е. крайние варианты нормы, когда отдельные черты характера очень усилены и человек уязвим для определенных психологических последствий. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб;
— психопатия-это явное или скрытое отклонение от нормы психических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном и невербальном общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.[9, с. 6]
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.
1.Часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные, что ведет к сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Особенно провоцирует проявление ранее скрытой акцентуации или патологии пубертатный период, т.е. период полового созревания. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.[32, с. 58]
2.Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.[32, с. 59]
3.Перестройка «Я — концепции» — процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. Они проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия. «Я — концепция» — это устойчивая неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.[32, с.70]
1.Биологические, социальные и психологические механизмы отклоняющегося ...
... токсических заболеваний и служит дополнительным криминальным фактором. Социальными предпосылками девиантного поведения могут быть следующие: патология социальных потребностей; алкоголизм и наркомания в семье; конфликтные ... причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, ...
Трудность в распознании психопатологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных людей, особенно это характерно для лиц с акцентуированным характером. В литературе описание акцентуаций выглядит просто: этот гипертип, поскольку повышенно активен; этот шизоид, т.к. замкнут и неразговорчив; этот конформист, т.к. зависит от настроения окружения и т.д. [32, с. 75]
Традиционные разделения в отечественной психиатрии форм девиантного поведения, несомненно, оправдано, так как позволяет дифференцировать и конкретизировать меры, направленные на профилактику и коррекцию выявленных нарушений девиантного поведения.
Причины девиантного поведения:
1. В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и особенно молодежи, в трудностях которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин.
2. Морально-этический фактор выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях экономической жизни общества, когда все покупается и продается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви».
3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты и приоритеты. [1, с.48-50]
Известный социолог Р.Мертон, автор теории «двойной неудачи», считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным к……..
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014))
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1998-1999гг.
Осужденные как объект социальной работы
... могут использоваться при чтении курсов «Технологии социальной работы с людьми девиантного поведения», «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях», «Опыт социальной работы с разными группами населения», «Опыт социальной работы в различных сферах жизнедеятельности» и др. Данная ...
4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
5. Указ Президента РФ от 5 июня 1994 №646
6. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896
«Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»
7. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
8. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.)
Периодические издания, статьи
9. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2.
10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. — 1998.-№9.
11. Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9
12. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №3 2005
13. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №8 2004
14. Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение» №11 июнь 2005
15. Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение» №10 май 2005
Литература
16. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 1988.
17. Гендерные аспекты социальной трансформации/Отв. Peд. M.А. Малышева. — М-. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 1996.
18. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. Пособие. СПб., 1993.
19. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекиция. М., 1992.
20. Менеджмент социальной работы: Учеб.пос. для студентов вузов/под ред. Е.И. Комаровой. — М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с
21. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Маркетинг», 2001. — 344 с
22. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд, — М.: ИНФРА-М, 2001. — 395 с.
23. Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 223 с.
24. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. Ред. — П.Д. Павленок. — М.: ГАСБУ, 1994.
25. Работа с детьми «группы риска». Методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Хананашвили. М., 1999.
26. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. В.С. Кукушкина. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 336 с.
27. Социальная работа/ под ред. проф. В.И. Курбатова. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999. — 576 с.
28. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. М. А. Новиковой. — М.: Изд. МГСУ «Союз», 1999.
29. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. — М.: Юристъ, 1999, — 334 с.
30. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М.,1994
31. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).
— М.: Академия, 2004.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВЫНУЖДЕННЫМИ МИГРАНТАМИ
... если содержание 0? 2. Основные характеристики реализации социальной работы с вынужденными мигрантами 2.1. Направления социальной работы с мигрантами Социальная работа как вид профессиональной деятельности состоит в оказании ... прибывших (выбывших) на постоянное место жительства – учебу; в длительную командировку (более 1,5 месяцев); на работу независимо от характера и продолжительности; все члены ...
32.Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения).
— М.: Академия, 2004.
33. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
34. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
35. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. — М.: Педаг. общ-во России, 2003. — с. 128.