«Технологии подготовки и организации концертно-зрелищной программы «Посвящение в юные музыканты» для детей младшего школьного возраста»

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕХНОЛОГИИ СКД

«Технологии подготовки и организации концертно-зрелищной программы «Посвящение в юные музыканты» для детей младшего школьного возраста»

Выполнила

Студентка 412 группы

Минск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2

1. 1 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 2

1. 2 Сущность, содержание и классификация концертно-зрелищных программ 2

ГЛАВА 2. СЦЕНАРНО-ПОСТАНОВОЧНАЯ РАЗРАБОТКА КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ «ПОСВЯЩЕНИЕ В ЮНЫЕ МУЗЫКАНТЫ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛДАШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2

2. 1 Диагностика досуговых интересов и предпочтений детей младшего школьного возраста в области музыки 2

2.2 Разработка сценария концертно-зрелищной программы “Посвящение в юные музыканты” для детей младшего школьного возраста 2

2. 3 Режиссерско-постановочный план концертно-зрелищной программы “Посвящение в юные музыканты” для детей младшего школьного возраста и методические рекомендации по режиссёрской постановке 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ А 2

?

ВВЕДЕНИЕ

Современные социально-культурные условия требуют создания новых форм программ для удовлетворения духовных и культурных потребностей населения. Все чаще приходиться слышать о том, что публика (зритель) начинает равнодушно относиться ко многим проявлениям досуговой деятельности: эстрадным концертам, вечерам отдыха, общенародным праздникам и т.д.

В последние годы стало традиционным проведение массовых зрелищ – это и шествия, парады, аэро-шоу, праздники пива, гуляния, праздники популярных средств массовой информации, спортивные представления и т.п.

В процесс организации концертно-зрелищных программ в Беларуси включены филармонии и концертные агентства, театрально-зрелищные предприятия и промоутерские фирмы, праздничные агентства и продюсерские центры, ночные клубы и молодежные развлекательные центры, концертные залы и студии звукозаписи, музыкальные и театральные коллективы, средства массовой информации, специалисты в области музыкальной индустрии и др.

23 стр., 11019 слов

Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Кафедра практической психологии и педагогики Курсовая работа на тему: Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте агрессивность психология младший школьный Тула – 2009 Содержание Введение 1. ...

Исследования показывают, что в Беларуси отмечается рост аудитории концертно-зрелищных мероприятий, что вызвано различными причинами, среди которых значительную роль играют объемы деятельности и принципы организации работы, перестройка механизмов управления концертными организациями, обновление принципов менеджмента, применение новых технологий продвижения концертной продукции, использование ярких проектных идей.

Концертно-зрелищные программы – неотъемлемый компонент в деятельности всех культурно-досуговых учреждений: дворцов и домов культуры, центров досуга и домов народного творчества, молодежных клубов и парков культуры отдыха, при которых функционируют любительские художественные коллективы разных жанров и направлений творческой деятельности.

Игровые программы, веселые концерты, инсценированные сказки, подвижные сюжетные игры, театрализованные программы наиболее близки детям младшего школьного возраста.

Досуг младших школьников, протекает в свободно избранных условиях, формах и направлениях, всегда связан с яркими, положительными переживаниями, среди которых доминирующими являются чувства удовольствия и наслаждения, что дает объективное основание для целенаправленного использования досуговых занятий в качестве средства коррекции эмоционального развития младших школьников, не нарушая при этом естественной логики их развития.

Исследования особенностей развития младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова и других [2, 7].

К теоретическим основам и анализу практического опыта концертно-зрелищных программ обращались следующие авторы: И.М. Туманов, И.Г. Шароев, А.Д. Жарков, С.С. Клитин, С.К. Борисов, Д.М. Генкин, Б.Н. Глан и т.д. [4]. Белорусские ученые также обращаются к осмыслению данной формы культурно-досуговых программ: С.Б. Мойсейчук, Т.П. Бирюкова, П.А. Гуд, Ю.М.Черняк и др. [1, 9].

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

Младший школьный возраст называют вершиной дет­ства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легко­мыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он при­обретает не только новые знания и умения, но и опреде­ленный социальный статус. ...

При разработке концертно-зрелищной программы, мы опирались на работы отечественных исследователей социально-культурной деятельности (Т.П. Бирюкова, Н.И. Гуд, Л.И. Козловская, О.В. Рогачева, В.Ф. Савина, Н. В. Самерсова, и др.[1, 3, 6, 10, 14, 17])

Однако все вышеперечисленные авторы обращались лишь к отдельным аспектам изучения данной темы. Поэтому мы считаем данное исследование актуальным, хотя и не претендуем на полноту раскрытия обозначенной проблематики. Актуальность данного исследования заключается в необходимости научно-теоретического осмысления важности и значимости концептуально-образного решения концертно-зрелищных программ.

Объект исследования:организация досуга младших школьников.

Предмет исследования:процесс подготовки и организации концертно-зрелищной программы “Посвящение в юные музыканты” для детеймладшего школьного возраста.

Цель: теоретически обосновать и разработать сценарий концертно-зрелищной программы “Посвящение в юные музыканты” и предложить режиссерскую разработку.

Задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

2. Рассмотреть сущность, содержание и классификацию концертно-зрелищных программ;

3. Изучить досуговые интересы и предпочтения детей младшего школьного возраста в области музыки;

4. Разработать сценарий концертно-зрелищной программы “Посвящение в юные музыканты” для детей младшего школьного возраста;

5. Предложить методические рекомендации по режиссерской постановке программы.

Методы исследования:

• Теоретические (анализ научных и методических источников, анализ практического опыта);

• Эмпирические (наблюдение, анкетирование);

• Математические (метод математической обработки данных).

?

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТНО-ЗРЕЛИЩНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Согласно современным научным теориям, воспитание и развитие детей должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве художественной среды, но и создающие такую среду.

27 стр., 13292 слов

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Введение Актуальность темы исследования: Познавательная активность - является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность - основной вид деятельности детей. Она имеет большое значения для интеллектуального развития ребёнка, для уточнения его знаний об окружающем мире. Познавательная активность , как никакая другая деятельность , в ...

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.

«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношению ко многому из того, с чем они сталкиваются» – так характеризует этот возраст Н. С. Лейтес [7, с.10].

В шестилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые отношения. Младший школьник – еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.

С началом обучения в школе психологи связывают проявление симптомов возрастного кризиса 7 лет. Среди симптомов кризиса – манерничанье и кривляние. Возраст семи лет – это возраст потери «непосредственности». Поведение ребенка перестает быть непосредственным, естественным. Причина этого – обобщение переживаний – особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях. К 7 годам, как утверждал Л. С. Выготский, возникает ряд сложных новообразований – самолюбие, самооценка [2]…

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к досуговой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Для достижения этой цели необходимо правильно и целенаправленно организовывать творческую деятельность учащихся в начальной школе.

Досуговая деятельность младшего школьника является пространством для удовлетворения его обширных когнитивных, коммуникативных, художественно-творческих устремлений. Являясь сферой свободного выбора ребенка, она предполагает произвольность установления правил, возможность самостоятельно изменять те формы деятельности, которые перестали его удовлетворять, обеспечивает преобладание у детей эмоциональной значимости процесса деятельности над ее конечным результатом и в целом создает общую мотивацию радости, что способствует формированию позитивного эмоционального опыта ребенка.

7 стр., 3074 слов

Роль деятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Кафедра «Психология» Контрольная работа по дисциплине возрастная психология Тема: Роль деятельности в психическом развитии ребенка в теории А.Н. Леонтьева. Выполнила: Проверила: Содержание Введение……………………………………………………………………..…….3 Развитие психики ребенка………………………………………………………..5 ...

Концертно-зрелищные программы являются одним из наиболее востребованных популярных видов досугового развлечения в современном мире, поскольку они удовлетворяют потребность человека в отдыхе, развлечении, созерцании зрелищ, в восприятии эстетически грамотно оформленных форм культуры.

В целях изучения интересов и предпочтений младших школьников в области музыкального искусства, нами была разработана анкета. Данное исследование помогло нам в подготовке и проведении концертно-зрелищной программы “Посвящение в юные музыканты”. В исследовании принимали участие младшие школьники в возрасте от 7 до 10 лет. Среди респондентов было 6 девушек и 5 парней.

Проанализировав все полученные данные, можно сказать, что среди опрошенных большинство любят слушать музыку в различных её проявлениях, играть на различных инструментах и хотели бы принять участие в каком-либо музыкальном концерте либо конкурсе. Ребята любят, как петь, так и играть на различных инструментах. Многие из респондентов уже выступали на сцене, но также были и те, которые не выступали ни разу, возможно, это связано с тем, что ребята еще бояться публичных выступлений. Большинство ребят умеют играть на музыкальных инструментах(гитара, фортепиано, баян, цимбалы, труба и кларнет).

Далее нами был разработан сценарий концертно-зрелищной программы «Посвящение в юные музыканты» для детей младшего школьного возраста.

Данный сценарий может быть использован в учреждениях культуры, внешкольного и дополнительного образования с дополнениями и изменениями.

?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1. Бирюкова, Т. П. Особенности сценария культурно-досуговых программ / Т. П. Бирюкова. — Социально-педагогическая работа, 2008. — № 3. — С. 35-39.

2. Выготский, Л. С. Кризис семи лет / Л. С. Выготский. – М. : 1984. – Т. 1. – 376 с.

7 стр., 3476 слов

Функция управления в концертной деятельности

Содержание: Введение Глава 1: КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ. Сущность и виды концертной деятельности. Хореография как вид искусства. Концертная деятельность в хореографическом коллективе. Глава 2: Функция управления в концертной деятельности. 2.1 Функция управленческой деятельности. 2.2 Этапы управленческой деятельности. Заключение Список литературы Приложение Введение ...

3. Гуд, Н. И. Праздник как социально-культурный феномен. Педагогика ненасилия в социокультурной деятельности / Н. И. Гуд. — Минск: Четыре четверти, 2009. — 107 с.

4. Жарков, В.М. Культурно-досуговая деятельность : учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. — М. : МГУК. — 1998. — 288 с

5. Клитин, С. С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики /

С. С. Клитин. – JI. : Искусство, 1987. – 192 с.

6. Козловская, Л. И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л. И. Козловская. — Социальная работа, 2002. — № 3. — С. 15-18.

7. Лейтес, Н. С. Способности, труд, талант / Н. С. Лейтес. — М. : Знание, 1961. — 10 с.

8. Макарова, Е. А. Организация концертно-зрелищной деятельности: методическое пособие для работников культуры / Е. А. Макарова, С. Б. Мойсейчук, И. Л. Смаргович. – Минск : ГУК «Минский областной центр народного творчества», 2015. – 170 с.

9. Мойсейчук, С. Б. Режиссура культурно-досуговых программ: учеб.-метод. пособие / С. Б. Мойсейчук. – Минск : БГУКИ, 2011. – 99 с.

10. Наумчик, В. Н. Социокультурная деятельность как средство воспитания личности: Пособие для соц. педагогов и рук.учреждений образования /

В. Н. Наумчик, Я. Д. Григорович, Н. В. Самерсова и др.; Под общ. ред. В. Н. Наумчика. — Мн.: Выш. шк., 2004. — С.122-127

11. Немцова, А. М. Специфика организации постановки театрально-зрелищных форм досуга для населения / А. М. Немцова // Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : speczifika-organizaczii-postanovkiteatralno-zrelishhnyix-form-dosuga-dlya-naseleniya . – Дата доступа : 15.01.2017.

12. Никитенко, Г. Ю. Формирование экологической культуры школьников / Г. Ю. Никитенко. — Мн., 1999. — 217с.

13. О культуре в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 4 июня 1991 г., № 832-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.

14. Рогачева, О. В. Характеристика компонентов досуговой деятельности младшего школьника / О. В. Рогачева // ВеснікБеларускагадзяржаўнагауніверсітэта культуры і мастацтваў. – 2006. – № 6. – С. 94-98

15. Сайфеева, Н.В. Концертно-зрелищные мероприятия в организации семейного досуга / Н.В. Сайфеева, O.K. Черепанова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 39-2. — С.32 -35.

12 стр., 5630 слов

Предмет, цели и задачи деятельности учреждения

УСТАВ Государственного учреждения образования «Усяжская средняя школа»     СТАТУТ Дзяржаўнай установы адукацыі “Усяжская сярэдняя школа”   п. Усяж 2011 год Настоящий устав является новой редакцией устава Государственное учреждение образования «Усяжская средняя общеобразовательная школа» зарегистрированного Минским исполнительным комитетом от 17.06.2005 г. № 548 ЕГР № 690343237 Общие ...

16. Скаткин, М. Н. Дидактика средней школы 2-е изд., перераб. и доп. /

М. Н. Скаткин. — М. : Просвещение, 1982. — 324 с.

17. Технология социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / Л. И. Козловская [и др.]; М-во культуры Республики Беларусь, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. — Мн. : БГУКИ, 2014. — 206 с.

18. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. — СПб, 1997.

19. Указ Президента Республики Беларусь от 5 июня 2013 года №257 «Об отдельных вопросах организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий».

20. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1978.

21. Якобсон, П. М. Психология чувств и мотивации: избрпсихол тр. /

П. М. Якобсон. — М. :Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО “МОДЕК”, 1998.

— 304 с.