«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

факультет управления

кафедра социального менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория менеджмента

Тема: Активность и творчество как условия саморазвития менеджера

Выполнил:

студент 1 курса

бакалавриата

заочного отделения

направление 080200

«Менеджмент»

группы ЗУМБ 4-12

Маринченко П.А.

Подпись____________

Научный руководитель:

доцент кафедры социального менеджмента, кандидат психологических наук

Рубашов А.В.

Оценка______________

Подпись_____________

Санкт-Петербург

2013

Содержание

Содержание 2

Введение 2

Глава 1 Активность и творчество менеджера, как части саморазвития 4

1.1 Понятие менеджера 4

1.2 Саморазвитие менеджера 6

1.2.1 Персональные качества менеджера 9

1.3 Активность менеджера 9

1.4 Менеджер – творческая личность 11

1.4.1 Креативный менеджмент 12

Глава 2 Самоорганизация на практике 14

2.1 Персональный менеджмент 14

2.1.1 Потенциальные ограничения саморазвития 15

2.2 Положительные и отрицательные аспекты саморазвития менеджера, как активной и творческой личности 18

2.3 Самоорганизации личной жизнедеятельности 19

2.3.1 Творческое решение проблем 20

2.3.2 Управление временем 21

Заключение 23

Список использованной литературы 26

Введение

Современная рыночная экономика характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для того чтобы организация могла добиться своих целей, ее задачи должны быть скоординированы.

В условиях современного развития общества тема «менеджмента» довольно актуальна, т.к. любая целенаправленная деятельность предполагает управление. Еще в древности философы считали, что причиной бедственного положения общества, в основном, является отсутствие должного управления, либо нарушение старшинства между людьми.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

1. XVII век как особая культурно-историческая эпоха. Барокко и классицизм. К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу. А на самом деле мир оказался ...

Управление – это древнейшее искусство и новейшая наука.

Понятие об управлении как искусстве, т. е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.

Сегодня организацию управления принято рассматривать как важнейшую характеристику любой системы, отличающейся внутренним распорядком ее составных частей.

Актуальностьтемы курсовой работы обусловлена тем, что тема саморазвития менеджеров довольно актуальна на данном этапе развития общества, поскольку эффективный менеджмент является обязательным условием выживания и долгосрочного успеха фирмы в конкурентной рыночной среде. Карьера руководителя в условиях свободного предпринимательства требует определенных свойств личности и профессионального умения взаимодействовать с коллективом, знать его особенности и методы воздействия на него.

Цельюработы является определение влияния активности и творчества на саморазвитие менеджера.

Объектомисследования, в нашем случае, является человек, а точнее менеджер.

Предметом курсовой работы являются умения, творческие способности и навыки саморазвития личности, и инструменты, с помощью которых осуществляется саморазвитие.

Задачейкурсовой работы является определение значимости активности и творчества в саморазвитии менеджера, выявление положительных и отрицательных сторон данного вопроса.

12 стр., 5766 слов

целенаправленного воздействия для достижения поставленных целей. Менеджм и

... принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мэйо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и ... 15 Модель менеджера 21 века Если менеджер выступает в качестве руководителя, то он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует ...

Курсовая работа включает две главы. В первой главе мною раскрывается само понятие менеджера, необходимые для его эффективной работы личностные качества. Содержание второй главы включает рассмотрение вопроса личной самоорганизации и аспекты саморазвития менеджера, как активной и творческой личности.

Глава 1 Активность и творчество менеджера, как части саморазвития

1.1 Понятие менеджера

Управление является существенно важной частью деятельности организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая хоть в какой-то степени нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство и сферы услуг, но и государства, города, отрасли, больницы и университеты.

Управление, в широком понимании этого термина – непре­рывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.1

Основными функциями управления являются:

  1. Планирование и прогнозирование
  2. Организация
  3. Координация и регулирование
  4. Стимулирование
  5. Контроль

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял, как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры.

12 стр., 5991 слов

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дальневосточный государственный межрегиональный индустриально - экономический колледж» ТЕМА ВЛИЯНИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ Выполнила студентка группы ГС-31 Тихонова Е.А Хабаровск 2012г. Содержание Введение 1. Трудовой ...

В основе термина «менеджер» лежит английский глагол to manage – управлять, происходящий от латинского слова manus – рука.Если перевести это слово с точки зрения его сознательно смысла, то оно обозначает «управляющий» (фирмой, предприятием).

Исходя из этого, работа менеджера состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Управляющие обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Следовательно, управление – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации, в нужное русло.

Чтобы добиться успеха менеджер должен определить стратегические цели фирмы и систему ее ценностей, избрать стратегию достижения этих целей, использовать технологии эффективного менеджмента и психофизические технологии эффективной коммуникации, сбалансировать ресурсы персонала фирмы. Все это необходимо для долговременного успеха фирмы.

1.2 Саморазвитие менеджера

Организация (предприятие) – это, прежде всего, люди. Работа с людьми всегда очень сложна. Ведь каждый работник имеет свой неповторимый характер, свои психологические особенности, способности, недостатки, которые в разных ситуациях проявляются по-разному. Исходя из этого, современный успешный менеджер должен иметь острый, неординарный ум, владеть искусством общения, убеждения, диалога.

Для еще большей эффективности работы менеджер должен обладать авторитетом, который позволит ему влиять на своих подчиненных. Уважение к личности является неотъемлемой частью авторитета.

В практической деятельности управляющие находятся в постоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Менеджер должен владеть научными знаниями, которые каждый раз в его практической работе будут получать новое «звучание». Творческое применение своих знаний в разных управленческих ситуациях требует и развития личностных качеств менеджера.

Таким образом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику.

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста по социальной работе в организации социальной работы с людьми пожилого возраста

... от снижения умственных способностей – склероза, маразма. Поэтому очень остро стоит проблема организации целой сети лечебниц ... социального работника и менеджера (теоретический аспект).//Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. - М.,1999. 38. ... которая составляет комплекс знаний, умений, навыков: начинать работу вовремя, заканчивать работу, добившись цели; проявлять внимание, интерес ...

Саморазвитие менеджера – это процесс сознательного целенаправленного развития себя как руководителя, который включает самостоятельное совершенствование собственных знаний и навыков, личных качеств и компетенции в различных вопросах, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности.

Процесс саморазвития представляет собой совокупность следующих составляющих:

— личностное развитие

— интеллектуальное развитие

— профессиональное развитие

— поддержание физического состояния

Самоменеджмент позволяет добиться следующих преимуществ:

  1. Выполнения работы с меньшими затратами времени и усилий;
  2. Лучшей организации труда и более высоких результатов;
  3. Меньшей спешки и стресса;
  4. Большей удовлетворенности от выполненной работы;
  5. Большей мотивации труда руководителя и работников;
  6. Меньшей загруженности работой;
  7. Роста квалификации руководителя и персонала;
  8. Достижения профессиональных и личных целей кратчайшим путем.

Эффективность саморазвития менеджера так же зависит и от внешних факторов. Среди них так называемая корпоративная культура организации, в которой работает менеджер, возможность доступа к современным информационным системам, а так же методическое обеспечение условий профессионального развития.

Джулия Моргенстерн выделяет девять навыков саморазвития:

Навык 1. Создайте баланс между работой и частной жизнью.

Навык 2. Развивайте предпринимательское мышление.

Навык 3. Выбирайте самые важные задачи.

Навык 4. Планируйте сроки завершения работы.

Навык 5. Контролируйте незапланированные перерывы в работе.

22 стр., 10508 слов

Проблемы совершенствования управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения

... умениями и навыками. В настоящее время руководитель должен быть экспертом и стратегом в области управления деятельностью дошкольного учреждения, ... · образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом; · адаптивность образовательной среды для удовлетворения ... заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Я не имею права на грубость ...

Навык 6. Соответствуйте скорости перемен.

Навык 7. Учитесь правильно распределять обязанности.

Навык 8. Учитесь ладить с другими людьми.

Навык 9. Повышайте уровень своей самооценки.2

Однако не каждый менеджер имеет способности к саморазвитию и самосовершенствованию. А если таковые имеются, то должна еще присутствовать внутренняя мотивация. Ведь не может быть саморазвития без стремления выполнять свои служебные обязанности эффективно и качественно. Следовательно, первичным признаком саморазвивающегося менеджера является его отношение к работе.

Предполагается, что развитые личности выделяются следующими чертами:

  1. Берут на себя ответственность за свои действия и собственное обучение;
  2. Удовлетворяют свои нужды без ущерба для дру­гих людей;
  3. Достигают значительного успеха в той сфере деятельности, которая служит для них объектом самовыражения;
  4. Активно наслаждаются жизнью;
  5. Демонстрируют энергию и жизнестойкость в сво­ей повседневной деятельности;
  6. Открыты переменам и новому жизненному опыту.

1.2.1 Персональные качества менеджера

Систему персонального менеджмента можно образно представить в виде модели требований к качествам менеджера, способного управлять собой. Эта модель складывается из следующих блоков:

  1. Способность формулировать и реализовывать жизненные цели;
  2. Личная организованность;
  3. Самодисциплина;
  4. Знание техники личной работы;
  5. Способность делать себя здоровым;
  6. Эмоцианально-волевой потенциал;
  7. Самоконтроль.3

Многие выдающиеся руководители (научные, хозяйственные, военные, политические) добивались и добиваются успеха в своей работе во многом благодаря четкой организации своей жизнедеятельности.

Мы не можем управлять своим временем, но мы можем управлять своими делами с учетом фактора времени. Важно отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в управлении подчиненными.

9 стр., 4253 слов

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

15 Определение потребности в персонале В основе расчета потребности в кадрах, как правило, лежат следующие соображения: • административно-управленческий персонал (АУП) не несет производственной нагрузки, следовательно, необходимо стремиться к наименьшим расходам на АУП; • количество научно-технического и обслуживающего персонала должно обеспечивать выполнение поставленных задач в минимальные ...

Менеджер должен овладеть наукой и искусством управления самим собой, освоить приемы персонального менеджмента. Это позволит руководителю эффективно организовывать свой личный труд и труд своих подчиненных, постоянно повышать уровень квалификации, избегать стрессовых ситуаций и повышать эффективность своей работы.

1.3 Активность менеджера

Каждому человеку следует стараться стать более откры­тым и положительно настроенным. Это особенно ценно для руководителей, ведь именно они ответственны за возбуждение в других желания брать на себя инициативу и добиваться результата.

Те, кто принимает положительное отношение к жиз­ни, заинтересованы в том, чтобы налаживать контакт с окружающими, испытывать новое, хотят чего-то добить­ся. Они рассматривают каждую ситуацию как полную разных возможностей. Они стремятся пусть и не к самым серьезным, но расширяющим их возможности испыта­ниям, готовы к риску и экспериментированию ради того, чтобы обеспечить собственный рост и развитие. Они стре­мятся устанавливать обратные связи с окружающими и заинтересованы в открытых и лишенных характера эксплуатации отношениях с ними. Они в течение своей жизни готовы изменяться, проходя периоды переоценки ценностей и адаптации к новым. Опыт тяжело дается им, потому что они глубоко переживают свои подъемы и спады.

Работа менеджера характеризуется большим разнообразием действий и мест их осуществления, широкими контактами вне фирмы и внутри нее, стремительной сменой событий, действий и персонажей.

Хорошего менеджера характеризует адаптированность к «быстрой смене декораций», людей и мнений, способность переключаться с одного вопроса на другой и умение рассчитывать свое рабочее и личное время. Менеджер должен быть активной личностью.

Активность личности – это способность человека производить общественно-значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении. Интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активной личности воплощаются все присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.

К качествам активного менеджера можно отнести:

— способность самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, идти на оправданный риск;

— способность решать экономические и правовые проблемы фирмы, улаживать конфликты, воспитывать подчиненных;

— умение рационально подходить ко всем лицам и явлениям, окружающим его;

— стремление к саморазвитию;

— присутствие логики в действиях;

— умение работать с людьми, компетентность во многих вопросах и другие.

Активный руководитель не сидит на месте, стремиться к испытаниям и полностью отдает себя работе. Он обладает четкой жизненной позицией, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще событий, непрерывно пересматривает принципы деятельности для себя и других в соответствии с изменяющейся обстановкой. Стремится конструктивно и с выгодой использовать любые, в том числе и конфликтные ситуации, не страшась ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает прочные контакты с окружающими его людьми, поощряет их самостоятельность и дает возможность показать себя.

1.4 Менеджер – творческая личность

В современном мире роль и значение менеджера довольно трудно переоценить. Менеджер – это и профессия, и, в какой-то степени, призвание. Анализ управленческих, коммуникативных, нравственных и других личностных качеств менеджера показывает, что они должны быть таковы, чтобы он мог успешно решать весьма сложные проблемы и творческие задачи. А для этого менеджер сам должен быть творческой личностью.

Творческая личность – это человек, способный к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном или в нескольких видах творческой деятельности.

Склонность к творчеству у человека проявляется в стремлении подойти к процессу не шаблонно, а внести что-то свое. От менеджера требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новаторские идеи и решения и систематически ими пользоваться.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, понимать позицию других.

Очень важно для менеджера «схватывать все на лету», увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

1.4.1 Креативный менеджмент

В развитии как общества в целом, так и конкретного производства большую роль, с одной стороны, играет интеллектуальная деятельность, главной особенностью которой является то, что она требует вдохновения, творчества и определенного уровня образования и культуры. С другой же стороны, в управлении повышается роль интеллекта, и процесс управления в значительной степени зависит от углубления и овладения приемами интеллектуальной деятельности.

Все эти факторы находят отражение в креативном менеджменте, который представляет собой тип управления, опирающийся на заинтересованность персонала и предполагающий творческий подход менеджера в решении всех проблем. При этом творчество рассматривается как поиск неординарных, нестандартных подходов, раскрепощение интеллектуальной фантазии, стремление заглянуть в будущее, желание и возможность реализации индивидуальности.

Как и любой тип управления, креативный менеджмент характеризуется особенными механизмами и процессами управления.

В системе управления креативный менеджмент находит свое выражение в высокой степени централизации управления. Он предполагает большую самостоятельность отдельных звеньев и сопровождается повышением значимости профессионализма и более тщательным отбором персонала, ориентируясь на способности к творческой деятельности.

Но способности отдельной личности должны обязательно согласовываться с творческой атмосферой деятельности всего коллектива, следовательно, особое значение приобретает формирование команды.

Развитие современного менеджмента подтверждает то положение, что сегодня невозможно решать сложные проблемы, опираясь на рекомендованные и апробированные методики. В жизни происходят столь стремительные изменения, что учитывать их особенности становится все труднее и труднее. Требуются творческие подходы. Меняется и характер проблем, с которыми сталкивается менеджер, и человек, которым управляет менеджер, меняются интересы и ценности самого менеджера. Все это требует иного подхода к типу управления: от сугубо организационного к социально-психологическому и далее к креативному.

В креативном менеджменте творчество выступает не только как объект управления, но и как средства повышения эффективности, источник нововведений, потенциал развития, человеческий фактор.

Глава 2 Самоорганизация на практике

2.1 Персональный менеджмент

Менеджер в своей повседневной работе много сил и времени тратит на выполнение рутинных обязанностей: участие в совещаниях, подготовка и чтение отчетов, ответы на телефонные звонки, просмотр электронной почты и текущей корреспонденции и т.д.

Основными ресурсами менеджера являются: информация и информационный потенциал, время и люди, умело используя которые руководитель обеспечивает получение высоких результатов, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им организации.

Персональный менеджмент (самоменеджмент) – это целенаправленное и последовательное использование практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. 4

Как и большинству наук, искусству управлять собой, нужно учиться. Древняя мудрость гласит: «Кто не научиться управлять собой, тот не сможет управлять другими». Как можно хорошо понимать других, если не понимаешь самого себя. Потому, прежде всего, человек должен познать самого себя.

Для эффективного управления необходимо, в первую очередь, уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

2.1.1 Потенциальные ограничения саморазвития

К потенциальным ограничениям саморазвития относятся:

1. Неумение управлять собой

Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обра­щаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность.

2. Размытые личные ценности

От менеджеров ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, менеджеру будет не хватать твердых оснований для суждений, ко­торые поэтому могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на эффективность, реализацию потенциала работников и растущую готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых неясны собственные основные принципы или которые в них непостоянны, ограничены размытостью личных ценностей.

3. Смутные личные цели

Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Менеджер может быть неспо­собным определять цели или может стремиться к недостижимым либо нежелательным целям – часто к це­лям, которые несовместимы с современностью. Часто недооцениваются альтернативные варианты и как следствие упускаются важные возможности, а на незначительные вопросы уходят все время и силы.

4. Остановленное саморазвитие

Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны. Они склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную отзывчи­вость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск.

5. Недостаточность навыка решать проблемы

Некоторые руководители не могут методично и рационально рабо­тать над решением проблем и добиваться качественных решений. Им зачастую трудно проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке ин­формации, планированию и контролю.

6. Недостаток творческого подхода

Часто в менеджерах недостаточно развито умение творчески подходить к решениям и способность к инно­вациям. Управленец с относительно низкой изобрета­тельностью редко выдвигает новые идеи, неспособен заставить других быть творцами и использовать новые подходы в работе.

7. Неумение влиять на людей

Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто прямо им не подчинен. Однако некоторые ме­неджеры неспособны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Они склонны обвинять других в том, что те к ним не прислушиваются, а равные им по положению не считают их достаточно влиятельными.

8. Недостаточное понимание особенностей управленче­ского труда

До тех пор пока менеджеры серьезно не оценят эффек­тивность того, как они управляют другими, им не добить­ся высокой отдачи от них. Руководителям, неспособным изучить собственные управленческие подходы, не хва­тает умения понятно объяснить их. Обычно они не стремятся устанавливать обратные связи; неспособны заинтересовать своих подчиненных в том, чтобы выде­литься среди других; особенно трудно им давать пору­чения.

9. Слабые навыки руководства

Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать «способностью руководить». Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводит к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточи­тельна, а взаимоотношения плохи.

10. Неумение обучать

Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, менеджер не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются и времени на саморазвитие не хватает.

11. Низкая способность формировать коллектив

Для того чтобы добиться результатов, большинство ме­неджеров должно объединяться с другими, используя их умения. Однако в соответствии с распространенным под­ходом к роли менеджера он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руко­водителю не удается превратить группу в квалифици­рованный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи.

2.2 Положительные и отрицательные аспекты саморазвития менеджера, как активной и творческой личности

Бурные времена порождают новые заботы и для органи­заций, и для людей в них работающих. Поэто­му вкладывать время и энергию в поддержание и повы­шение своей квалификации в личных интересах каждого. Необходимо развивать себя, как творческую и активную личность, чтобы идти в ногу со стремительно развивающейся наукой и экономикой.

Как уже говорилось ранее, хорошего менеджера характеризует способность быстро адаптироваться к смене обстановки, способность самостоятельно принимать решения, не боясь риска, проявлять инициативу.

Активный менеджер полностью отдает себя работе, забывая порой про личное время. Поэтому необходимо развивать в себе способность рационально распределять собственное время, и уметь отдыхать.

Однако в жизни, не касающейся работы, не все люди готовы принимать такого человека рядом с собой. Они не способны выдержать «натиска» его кипящей энергии. Такие люди будут сдерживать развитие активного человека, следовательно, возникает необходимо постоянно расширять свое окружение, обзаводится новыми перспективными и интересными знакомствами.

В моем окружении на данный момент времени появляется все больше активных и творческих людей. Это способствует развитию творческого потенциала и дает возможность показать себя, реализовывать творческие идеи и замыслы.

2.3 Самоорганизации личной жизнедеятельности

Повышение работоспособности является одной из важнейших задач саморазвития менеджера. Важнейшими факторами обеспечения высокой работоспособности являются личные усилия по профилактике и поддержанию здоровья (организация здорового образа жизни).

Современные данные свидетельствуют о том, что здоровье человека более чем на 50 % обусловлено его образом жизни, на 20 % — природными, социальными и наследственными факторами, и лишь менее чем на 30 % здоровье человека зависит не от него самого, а от работы учреждений здравоохранения.5

Работоспособность и творческая активность человека являются не столько результатом действия внешних условий и обстоятельств, исходного состояния его здоровья, сколько от целенаправленной самоорганизации и профилактики личного здоровья.

В любой фирме при приеме на работу принимают, в основном «по одежке». Для того, чтобы производить должное впечатление как на собеседовании, так и при дальнейшей работе с клиентами, необходимо быть подтянутым, бодрым и улыбающимся. Для этого необходимо следить за собой. Спорт помогает мне не только оставаться в хорошей физической форме, но и поднимает настроение, вселяет уверенность. Так же очень большую роль в процессе жизнедеятельности я отвожу правильному питанию и здоровому сну.

Для меня важно здоровье не только физическое, но и эмоциональное, психологическое. Все чаще возникает необходимость чтения «правильных» и полезных книг, что развивает общий кругозор, помогает упорядочить мысли и привести в порядок сознание.

А для того, чтобы у меня оставалось достаточно времени на чтение, занятие спортом, общение с семьей и близкими, мне необходимо научится планировать свое время.

2.3.1 Творческое решение проблем

Искусство управления является способностью менеджера принимать нестандартные решения в условиях дефицита времени.

Творчество – это процесс создания нового. Творческая деятельность, как правило, разнообразна. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, является результатом творчества. Каждый руководитель, мне кажется, должен в первую очередь творчески подходить к разработке стратегий деятельности своего предприятия.

Творческие способности менеджера проявляются в умении перенести оправдавшую себя идею или метод из одной сферы деятельности в другую, умении заимствовать интересные идеи и решения из окружающего мира и использовать их в управлении.

Восприятие любой проблемы зависит от позиции, с которой человек на нее смотрит. Для того чтобы творчески решить возникшую проблему нужно сменить точку зрения на эту проблему и найти в ней возможности. Именно путем смены точки зрения на традиционные методы ведения бизнеса были совершены самые выдающиеся инновации. Чтобы лучше решить текущие проблемы, необходимо сформулировать их по-новому, подойти к ним как бы с другой стороны, разбить их на отдельные компоненты, а затем собрать эти компоненты по-другому. Необходимо освободиться от старых стереотипов и взглядов, навязанных нынешней структурой личных знаний и ограничивающих гибкость собственного мышления, а затем изменить метод своего мышления. Следует представить себя в разных ролях, перевоплотиться в других людей, чтобы открыть новые способы решения проблемы.

2.3.2 Управление временем

Начинающему менеджеру предстоит долгий путь самосовершенствования и саморазвития. На данном этапе своей карьеры я осознаю необходимость в правильности распределения своего времени. Являясь достаточно активным человеком, мне хочется успеть все и сразу, а в итоге получаются незначительные, но опоздания, остается чувство незавершенности. Следующим этапом моего саморазвития является управление собственным временем, а следовательно управление самим собой.

Для этого необходимо письменно формулировать ближайшие задачи и определять суть проблемы, построить «дерево целей». Расставить приоритеты и приступить к первой по значимости задаче, отложив все ненужное в сторону.

Начинать самоменеджмент необходимо с анализа практикуемого стиля работы, с инвентаризации своего времени. Она проводится за несколько рабочих дней, обычно за неделю, чтобы определить причины возникающего дефицита времени.

Наиболее существенными «поглотителями» времени являются:

— нечеткая постановка цели;

— отсутствие приоритетов в делах;

— попытка слишком много сделать за один раз;

— плохое планирование трудового дня;

— личная неорганизованность и отсутствие самодисциплины;

— недостаток мотивации;

— отрывающие от дел телефонные звонки;

— неполная, запоздалая информация;

— неспособность сказать «нет»;

— спешка, нетерпение и т.д.

Для рационального использования своего времени я считаю необходимым:

  1. Устанавливать ежегодные цели для личного и профессионального развития, распределять их по месяцам, неделям и дням.
  2. В начале каждой недели и каждого дня в специально отведенное время планировать необходимую работу. Запланированное по степени значимости распределять по трем категориям.
  3. Завести специальный календарь для планирования.
  4. Проводить временной анализ своего дня, находить резервы.
  5. Стараться заниматься только одним делом пока не завершу его.
  6. Читать, смотреть, слушать только самое необходимое.
  7. Записывать данные обещания и события, которые надо запомнить.
  8. Носить всегда с собой блокнот и ручку.
  9. Никогда не терять первый час своего рабочего времени.
  10. Определить пик энергии для своего рабочего дня и решать самые сложные проблемы именно в это время.
  11. Сразу вычеркивать из своего календарного планирования пункты, которые выполнил.
  12. Все необходимые вещи класть на одно и то же место.

Управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Все вышеперечисленное, я уверен, поможет мне правильно распределять свое рабочее время и выделять время для досуга.

Заключение

Итак, менеджер – это человек, достигший определенного профессионально-творческого потенциала, способный принимать ответственные эффективные и рискованные решения. Он организовывает собственную творческую деятельность и творческую деятельность всего коллектива, создавая условия для того, чтобы предприятие было конкурентоспособным и прибыльным.

Главными качествами современного успешного менеджера являются: высокий профессионализм, умение поддерживать новшества и совершенствования, способность поощрять персонал за хорошую работу и критиковать тогда, когда это действительно необходимо, умение придерживаться своей принципиальной линии, оказывать помощь подчиненным, когда они нуждаются в этом и другие.

Хороший менеджер должен уметь работать на фрагментированной, сложной арене никогда не заканчивающихся задач и бесконечного взаимодействия с другими людьми. Ему необходимы такие поведенческие характеристики, как экстраординарное терпение, выносливость и способность думать «на ногах» – заключать спонтанные компромиссы, переговариваться на пике момента и переориентировать мышление от предмета к предмету по требованию момента.

В условиях перехода к рынку профессия менеджера стала одной из самых престижных. Но стать по-настоящему престижным и авторитетным менеджером сможет не каждый руководитель, а лишь тот, кто сможет развить себя как творческую, конкурентоспособную личность.

Повышение эффективности деятельности в современных условиях зависит от реализации и развития творческого потенциала. А это, в свою очередь, зависит от того, в какой мере менеджмент ориентирован на творчество.

Управление коллективом – процесс творческий, так как его результатом является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, создание новых реальностей, удовлетворяющих многообразные общественные потребности. Однако до сих пор нет ясного понимания психоинтеллектуального механизма творчества, слишком сложны эмоциональные, психологические и физиологические основы процедуры разработки и реализации плана поведения личности. Каждый человек убежден, что его способ мышления оптимален, поскольку он результативен, но эффективность творчества всегда снижается из-за незнания логики и алгоритма поиска, обилия ложных путей, ограничений и предубеждений, боязни новизны или чрезмерной авантюрной смелости. Однако резервы способностей человека столь удивительно обширны, что попытки приблизиться к решению проблем управления и развития творческой деятельности кажутся особенно многообещающими.

Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами – важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. Эти качества можно и нужно развивать, а для этого необходимо четко формулировать свои жизненные цели и заниматься саморазвитием и самосовершенствованием себя как личности и как первоклассного менеджера.

Сегодня некоторые фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Поэтому руководитель фирмы становится, прежде всего, менеджером-организатором, которому необходимо координировать действия группы менеджеров. А от сплоченной и эффективной или, наоборот, разрозненной и «вялой» работы менеджеров зависит эффективность (неэффективность) работы предприятия в целом, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок.

Список использованной литературы

  1. Карнеги, Д. Как перестать беспокоиться и начать жить / Д. Карнеги ; пер. с англ. Е.В. Городничева, Я.И. Цыбовский. – 6-е изд. – Минск : Попурри, 2012. – 416 с.
  2. Карнеги, Д. Как преодолеть тревогу и стресс /Д. Карнеги ; пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Минск : Попурри, 2011. – 208 с.
  3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. Издание 3. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2010. – 527 с.
  4. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Стивен Р. Кови ; Пер. с англ. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 374 с.
  5. Куликова В.Н. Язык внешности. Как создать свой имидж. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 159 с.
  6. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера. – СПб.: «Питер» , 2012. – 352 с.
  7. Моргенстерн Дж. Технологии эффективной работы / Джулия Моргенстерн; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 336 с.
  8. Резник С.Д., Бобров В.А, Егорова Н.Ю. Менеджмент в домашнем хозяйстве.: Учеб. Пособие, 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2010. — 461 с. 
  9. Рубашов А.В. Обучение самоменеджменту как условие развития человеческого потенциала // Сборник научных статей по материалам IХ Международной научно-практической конференции — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. – С. 79 – 81.
  10. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. — 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 560 с.
  11. Панфилова А.П. Имидж делового человека: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2007. – 490 с.
  12. Темплар Р. Правила самоорганизации: Как всё успевать, не напрягаясь / Ричард Темплар; Пер. с англ. – М.: Альпина нон-фикшн, 2011. – 215 с.
  13. Хилл, Н., Сьюба Т. Думай и богатей. Новая версия / Н. Хилл, Т. Сьюба; пер. с англ. С.Э. Борич. – Минск.: Попурри, 2011. – 400 с.

1Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. Издание 3. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2010. – 527 с.

2Моргенстерн Дж. Технологии эффективной работы / Джулия Моргенстерн; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2007. – 336 с.

3Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. — 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 560 с.

4Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. — 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 560 с.

5Персональный менеджмент: Учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. — 3-e изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 560 с.

28