Введение
Актуальность темы курсовой работы. Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом произвольным или случайным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в устойчивых и повторяющихся формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
После своего рождения все мы вступили в этот мир как новый биологический организм, и нашим главным желанием при этом было лишь наличие физического комфорта. Однако по мере роста и взросления мы все становились «социальными существами» с системой ценностей и установок присущей человеку, шаблонов поведения и ответственностью, намерениями и ориентирами, — на фоне своего индивидуального мировоззрения. Каждый из нас достигает этого состояния с помощью процесса, который принято называть «социализацией».
Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, так и в условиях воспитания и образования — целенаправленного, планомерного, педагогически организованного процесса и результата развития человека.
Социализация личности — это основополагающая характеристика человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Именно этот процесс трансформирует каждого из нас в человеческую личность. Каждый из нас в процессе социализации усваивает социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности накопленный человечеством, который и позволяет нам играть определенные, жизненно важные социальные роли.
Большую актуальность в настоящее время приобретают проблемы успешной социализации личности в трансформирующемся социокультурном пространстве. Сегодня российское общество сталкивается с новыми вызовами и угрозами, которые предъявляют высокие требования к адаптивным и интеллектуальным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Социализация личности всегда была очень тесно связана системой образования и с семьей. Для успешной социализации общества важное значение имеют механизмы экономических отношений, господствующие в обществе, а также демократичность и стабильность политической системы общества, наличие институтов, которые действительно эффективно способствуют реализации прав и свобод человека и гражданина. Глобализация социальных отношений, которая происходит в современном обществе диктует новые актуальные цели социализации человека — на первый план выдвигаются креативные, творческие способности, также способности системного, аналитического и дискурсивного мышления, высокая стрессоустойчивость, высокие адаптивные способности, толерантное социальное поведение.
Социализации личности
... системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального ...
В разное время проблемы социализации личности рассматривали многие исследователи Ж. Пиаже, Н. Смелзер, З. Фрейд. Фрейд особое внимание уделял вопросу об этапах социализации и влиянии подсознательного на становление личности. Польский социолог Я. Щепаньский изучал факторы влияния на социализацию подростков и считал социализацию процессом обучения индивида социальным ролям. Теорию юношеского возраста развивал И.С. Кон. Эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX веке в трудах Т. Парсонса, Ч. Кули, Д. Мида, Д. Дьюи, Ю. Хабермаса и др. В истории советской психологии усвоение ребенком социального опыта, механизм его вхождения в цивилизацию изучался Л.С. Выготским, А.Л. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурией.
Цель данной работы — определение и характеристика процесса социализации личности, раскрытие его содержания и основных сторон, выявление проблем социализации и поиск путей их решения.
Объектом данного исследования является процесс социализации личности в современном российском обществе.
Предметом исследования выступает — личность и ее социализация.
Исходя из заявленной цели, задачи данной работы следующие:
-определить понятие социализации личности;
-раскрыть содержание процесса социализации;
-детально рассмотреть этапы процесса социализации;
-определить основные институты социализации личности и их значение;
-выявить основные проблемы в процессе социализации и наметить пути их решения;
В курсовой работе используются такие методы социологических исследований как системный и системно-деятельностный подходы, структурно-функциональный анализ, статистический анализ, методы наблюдения и сравнения.
Глава 1. Сущность и содержание процесса социализации личности
1.1 Определение понятия «социализация»
Термин «социализация», не смотря на его широкую распространенность, однозначного толкования не имеет среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии ещё употребляются два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «воспитание» и «развитие личности». Процесс социализации — это совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве члена общества.
Социализация представляет собой социально-психологический процесс вхождения подрастающего человека в социальную систему, его включение и интеграцию в социальную среду с помощью овладения им социальными нормами, ценностями, установками, отношениями. Понятие «социализация» соответствует концепции, в соответствии с которой подросток первоначально асоциален, а его социализация представляет собой процесс трансформации прежде асоциального индивида в социальную личность, которая оперирует общепринятыми в социуме моделями поведения, с его нормами и социальными ролями. Такой специфический взгляд на формирование социальности личности в особенности характерен, к примеру, для психоаналитического направления психологии.
Социализация детей как социальная проблема
... стадия. Для этого периода характерен пожилой возраст личности. На этой стадии происходит передача социального опыта новым поколениям. Социализация личности проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами ... усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит. Процесс социализации включает в себя ...
Если посмотреть в прошлое проблемы личности и ее формирования, то можно выделить три главных направления — это биологическое, биосоциальное и социологическое.
Представители биологического направления, характеризуют личность как исключительно природное существо, у которого обусловлено все его поведение влиянием свойственных ему при рождении нужд, влечений и инстинктов (согласно З. Фрейду, Э. Фрому и другим.).
Индивид в процессе развития вынужден подчиниться общественным требованиям и вместе с тем всегда подавлять свои естественные инстинкты и позывы. Для того, чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он либо делает замещение своих неудовлетворенных природных потребностей и влечений разнообразными занятиями и увлечениями, различным видом деятельности, хобби, либо как бы «надевает маску».
Сторонники биосоциального направления предполагают, что всевозможные психические процессы по своей природе являются чисто биологическими, но интересы, личностные способности, ориентированность, складываются как явления, которые имеют социальную природу. Такое «раздвоение» личности при этом не способно объяснить ни поведение личности, ни развитие. Определение социализации как процесса формирования социальных убеждений и установок, постижения стереотипов и социальных норм, принятия общественных норм поведения и общения, особенностям стиля жизни, включения в социальные группы, — полностью оправдано. Особенно, если человек изначально рассматривается как несоциальное существо, который в процессе воспитания в обществе постепенно преодолевает свою несоциальность, которая является серьезным препятствием. Процессы и результаты социализации имеют внутренне двойственный характер, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным обстоятельствам, которые останавливают развитие его индивидуальности.
Представители другого направления считают, что индивид и рождается как чисто биологический организм, но в течении своей жизни он мало-помалу социализируется с помощью воздействия на него тех социальных групп, с которыми происходит его общение. При этом прослеживается, что чем ниже уровень развития конкретной личности, тем более отчетливо и резко у этого индивида проявляются различные биологические свойства, в первую очередь деструктивный инстинкт, а также обладания, половые и прочие.
Современная социальная психология человеческую личность рассматривает как единое целое, где социальная и биологическая составляющая неразделимы. В биологической природе человека разнообразные модификации воздействуют не только на особенности его деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те цели, мотивы, интересы, то есть результаты социальной жизнедеятельности, которые, обусловливая полный облик личности, наделяют ее силой для преодоления своих природных изъянов и особенностей характера (запальчивость, стыдливость и т.п.), включая его знания, способности, ценности, образцы поведения, отношения, позитивно ценные для общества, в котором он живет.
Андреева Г.М. — К проблематике психологии социального познания
... этой области знания. В качестве специального раздела она включена во все учебники и руководства по социальной психологии, начиная с 80-х г.г. Наиболее фундаментальный труд - С.Фиске и ... как вполне рациональная личность, которая нечто знает о действительности, в частности, знает, как приписывать причину наблюдаемому поведению (Келли, 1984). Это доказывает, что процесс социального восприятия по ...
Адаптация является одним из основных понятий биологии. Адаптация — это приспособление биологического организма к условиям среды обитания. Данный термин был экстраполирован в область обществознания и стал означать процесс приспособления человека к социальной среде. Таким образом появились понятия социальной и психической адаптации. Указанные понятия означают, что личность способна адаптироваться к различным социальным ситуациям, макро-группам и микро-группам. Так, социализация посредством адаптации характеризуется как процесс вхождения личности в социальную среду и процесс ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим обстоятельствам данной среды.
Совершенно в другом свете понимается сущность социализации А. Маслоу, Г. Олпортом, К. Роджерсом и друг……..
Список использованных источников
1. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 427 c.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 363 с.
3. Белинская, Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М.: Аспект-Пресс, 2012. — 456 c.
4. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 615 с.
5. Гулевич, О.А. Социальная психология: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич, И.Р. Сариева. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 452 c.
6. Дикая, Л.Г. Социальная психология труда: Теория и практика. Т. 2 / Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 442 c.
7. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. — М.: КД Либроком, 2009. — 240 c.
8. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 640 с.
9. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 192 с.
10. Карабанова, О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.
11. Корягина, Н.А. Социальная психология. Теория и практические методы: Учебник / Н.А. Корягина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 316 c.
12. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы. / Р.Л. Кричевский, Е.М Дубовская. — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 318 c.
13. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. — СПб.: Питер, 2013. — 800 c.
Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...
... - 352с., ил. ISBN 5-78415-008-3 4. Дубровина, И.В. и др. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. ... привычки работать вполсилы. 2.Учебная деятельность как ведущая деятельность Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать ...
14. Милованов, В.П. Синергетика и самоорганизация: Социальная психология / В.П. Милованов. — М.: КД Либроком, 2013. — 184 c.
15. Морозов, А.В. Социальная психология: Учебник / А.В. Морозов. — М.: Академический проект, 2013. — 335 c.
16. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: 2010. — 224 с.
17. Немов, Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. — СПб.: Питер, 2010. — 432 c.
18. Самойлов, В.Д. Педагогическая антропология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям » Педагогика и психология девиантного поведения», «Социальная педагогика», «Психология служебной деятельности» / В.Д. Самойлов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. — 271 c.
19. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 460 с.
20. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник для бакалавров / А.Л. Свенцицкий. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 408 c.
21. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Дашков и К, 2016. — 240 c.
22. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. — М.: Азбука классика, 2005. — 224 с.
23. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде / Л.А. Цветкова. — СПб.: СПбГУ, 2012. — 256 c.
24. Юревич, А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. — М.: Институт психологии РАН, 2013. — 447 c.
25. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. — Ростов н/Д., 2008. — 544 с.